Гоминьдан - это китайская национальная народная партия. Идеолог и организатор Гоминьдана Сунь Ятсен

Девиз: Мест в Законодательном Юане:

34 / 113

(2016 IX созыв)

64 / 113

(2012 VIII созыв)

79 / 113

(2008 VII созыв)

79 / 225

(2004 VI созыв)

67 / 225

(2001 V созыв)

112 / 225

(1998 IV созыв)

85 / 164

(1995 III созыв)

102 / 161

(1992 II созыв)

737 / 773

(1989 I созыв:
6-й места дополнение)

752 / 773

(1986 I созыв:
5-й места дополнение)

770 / 773

(1983 I созыв:
4-й места дополнение)

770 / 773

(1980 I созыв:
3-й места дополнение)

770 / 773

(1975 I созыв:
2-й места дополнение)

770 / 773

(1972 I созыв:
1-й места дополнение)

770 / 773

(1969 I созыв:
выборов дополнение)

770 / 773

(1946 I созыв)

Мест в верхней палате:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Мест в Европарламенте :

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Гимн:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Партийная печать: Персоналии: Сайт: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). К:Политические партии, основанные в 1919 году

Гоминьдан был образован вскоре после Синьхайской революции в Китае, в ходе которой было свергнуто цинское правительство . Гоминьдан вёл вооружённую борьбу с генералами Бэйянской группировки и за право управления страной вплоть до поражения в Гражданской войне в 1949 г., когда власть в стране полностью взяли в руки коммунисты, и гоминьдановскому правительству пришлось бежать на Тайвань.

История

Ранние годы, эра Сунь Ятсена

Идеологом и организатором Гоминьдана являлся доктор Сунь Ятсен , сторонник китайской националистической идеи , который в году в Гонолулу на Гавайях основал Общество возрождения Китая . В году Сунь Ятсен присоединился к другим антимонархическим обществам в Токио , чтобы основать Революционный альянс , целью которого было свержение династии Цин и образование республики . Альянс принимал участие в планировании Синьхайской революции 1911 года и основании Китайской республики 1 января 1912 года. Однако у Сунь Ятсена не было военной силы и он вынужден был уступить должность временного президента республики милитаристу Юань Шикаю , который 12 февраля организовал отречение от власти последнего императора Китая.

Гоминьдан был учрежден 25 августа 1912 года в Пекине , где Революционный альянс и несколько мелких революционных партий соединили усилия, чтобы участвовать в национальных выборах . Сунь Ятсен был избран главой партии, а Хуан Син стал его заместителем. Наиболее влиятельным членом партии был третий по старшинству человек, Сун Цзяожэнь , который обеспечил массовую поддержку партии со стороны аристократии и купцов, которые симпатизировали конституционной парламентской демократии. Члены Гоминьдана видели себя в качестве сдерживающей силы при правлении Юань Шикая, и их основным политическим противником стали конституционные монархисты . В декабре 1912 года Гоминьдан получил подавляющее большинство голосов в Национальной ассамблее .

Юань Шикай игнорировал парламент, а в 1913 году приказал убить парламентского лидера Сун Цзяожэня. В июле 1913 года члены Гоминьдана под предводительством Сунь Ятсена устроили Вторую революцию , плохо спланированное вооруженное восстание против Юань Шикая. Восстание было подавлено, в ноябре президент объявил Гоминьдан вне закона, и многие члены партии вынуждены были искать политическое убежище в Японии. В начале 1914 года парламент был распущен, а в декабре 1915 года Юань Шикай объявил себя императором.

В 1914 году, находясь в Японии, Сунь Ятсен при поддержке Чан Кайши и Чэнь Цимэя учредил Китайскую революционную партию , но многие из его старых товарищей, включая Хуан Сина , Ван Цзинвэя , Ху Ханьмина и Чэнь Цзюнмина отказались присоединиться к нему и не поддержали его намерение поднять очередное вооруженное восстание против Юань Шикая. Новые члены Китайской революционной партии должны были приносить присягу на верность самому Сунь Ятсену, и многие революционеры сочли это антидемократичной тенденцией, противоречащей духу революции.

Сунь Ятсен вернулся в Китай в 1917 году и учредил в Кантоне собственное правительство, но вскоре был изгнан и вынужден был бежать в Шанхай . 10 октября 1919 года он возродил свою партию, но теперь назвал её «Китайский Гоминьдан», так как старая организация носила имя просто «Гоминьдан». В 1920 году Сунь Ятсен и его партия вновь получили власть в Гуанчжоу. После неудачных попыток получить признание за рубежом в 1923 году Гоминьдан договорился о сотрудничестве с Советской Россией . Начиная с этого года в южный Китай начали приезжать советники из СССР, наиболее значительным из которых был представитель Коминтерна Михаил Бородин . Их задачами являлись реорганизация Гоминьдана и налаживание сотрудничества между ним и Коммунистической партией Китая , в результате чего был создан Первый объединенный фронт двух партий.

Советские советники помогли националистам с обучением агитаторов, а в 1923 году один из доверенных людей Сунь Ятсена Чан Кайши был направлен в Москву на военные и политические курсы. На первом партийном съезде в 1924 году, где также присутствовали члены других партий, в том числе коммунисты, была принята программа Сунь Ятсена, основанная на «трех народных принципах »: национализме, демократии и процветании (который сам Сунь Ятсен отождествлял с социализмом).

Чан Кайши - лидер Гоминьдана

После смерти Сунь Ятсена в 1925 году политическое руководство партией переходит к представителю левого крыла Ван Цзинвэю и представителю правого крыла Ху Ханьмину . Реальная власть однако остаётся в руках Чан Кайши , который, будучи руководителем военной академией Вампу , держал под контролем армию и, соответственно, Кантон , провинцию Гуандун и лежащую к западу провинцию Гуанси . Кантонское правительство националистов встало в прямую оппозицию власти милитаристов, засевших в Пекине . В отличие от Сунь Ятсена, Чан Кайши почти не имел друзей-европейцев и не особо разбирался в западной культуре. Практически все политические, экономические и революционные идеи были заимствованы Сунь Ятсеном из западных источников, которые он изучал, находясь на Гавайях и позднее в Европе. Чан Кайши напротив всячески подчеркивал своё китайское происхождение и связь с китайской культурой . Несколько поездок на Запад ещё более подкрепили его националистические взгляды. Он активно изучал Китайские классические тексты и китайскую историю . Из всех трех народных принципов, провозглашенных Сунь Ятсеном, ему ближе всего был принцип национализма. Чан Кайши также одобрял идею Сунь Ятсена насчёт «политической опеки». Основываясь на этой идеологии, он превратил себя в диктатора Китайской республики , сначала в Континентальном Китае , а позднее на Тайване , когда национальное правительство перебралось туда .

В 1926-1927 гг. Чан Кайши возглавил Северный поход , что привело к завершению эры милитаристов , и объединил Китай под властью Гоминьдана. Чан Кайши стал главнокомандующим Национально-революционной армией . При финансовой и кадровой поддержке со стороны СССР, Чан Кайши за девять месяцев сумел завоевать южную часть Китая. В апреле 1927 года после резни красной гвардии в Шанхае произошел окончательный разрыв между Гоминьданом и коммунистами . Националистическое правительство, передвинувшееся к тому времени в Ухань сместило его, но Чан Кайши не подчинился и учредил своё собственное правительство в Нанкине . Когда в феврале 1928 года Уханьское правительство окончательно изжило себя, Чан Кайши остался единственным действующим руководителем страны . После захвата силами союзников Пекина и передачи его под власть Гоминьдана партия наконец получила международное признание. Тем не менее, столица была перенесена из Пекина в Нанкин - древнюю столицу Империи Мин , что послужило символом окончательного отмежевания от маньчжурской династии Цин . Период с 1927 по 1937 год, когда Гоминьдан правил Китаем, получил название Нанкинское десятилетие .

Изначально Гоминьдан исповедовал принципы, близкие к американскому федерализму и защищающие независимость провинций. Однако после сближения с СССР цели поменялись. Теперь идеалом стало централизованное однопартийное государство с единой идеологией. Вокруг образа Сунь Ятсена был сформирован культ.

Коммунисты были отброшены из южного и центрального Китая в горы. Это отступление впоследствии получило название Великий поход китайских коммунистов . Из 86 тысяч солдат только 20 тысяч смогли выдержать переход в 10 тысяч километров до провинции Шэньси . Между тем силы Гоминьдана продолжали атаковать отступающих коммунистов. Эта политика продолжалась вплоть до японского вторжения. Чжан Сюэлян считал что японцы представляют из себя более серьёзную угрозу. Он взял Чан Кайши в заложники во время Сианьского инцидента в 1937 году и заставил его пойти на союз с коммунистами ради победы над завоевателями.

Гоминьдан не чурался тактики террора против коммунистов и вовсю использовал секретную полицию для подавления сопротивления со стороны своих политических противников .

После поражения Японии война между коммунистами и Гоминьданом разгорелась с новой силой. Армия коммунистов быстро росла: после демобилизации многие солдаты остались не у дел и присоединились к коммунистам ради пайка. Кроме того, в стране царила гиперинфляция. В попытке обуздать её правительство в августе 1948 года запретило частным лицам владеть золотом, серебром и иностранной валютой. Ценности изымались, а взамен население получало «золотые сертификаты», которые через 10 месяцев совершенно обесценились. Результатом стало массовое недовольство.

Войска Чан Кайши обороняли только крупные города и отряды коммунистов могли беспрепятственно передвигаться по сельской местности. Уже к концу 1949 года коммунисты контролировали практически весь континентальный Китай, и руководство Гоминьдана вынуждено было перебраться на Тайвань. При этом с материка была вывезена значительная часть казны. На Тайвань перебралось около 2 млн беженцев, в том числе и военных. Некоторые члены партии остались на материке и, отмежевавшись от Гоминьдана, основали Революционный комитет Гоминьдана , который до сих пор существует как одна из восьми мелких зарегистрированных партий.

Гоминьдан на Тайване

Авторитаризм развития

В 1960-е гг. Гоминьдан провел на Тайване аграрную реформу, начал развивать экономику острова, а также начал некоторую политическую либерализацию на нижних уровнях государственной власти. В итоге появился феномен «тайваньского экономического чуда». С 1969 года начали проводить «дополнительные выборы» в Законодательный Юань (парламент) - на место престарелых или умерших членов партии избирались новые депутаты.

Гоминьдан контролировал Тайвань в рамках авторитарной однопартийной системы до конца 1970-х гг., когда был дан старт реформам, продолжавшимся полтора десятилетия и превратившим Тайвань в демократическое общество. Хотя официально оппозиция не была разрешена, на рубеже 1970-80 гг. появились группы «данвай» («вне партии»), деятельность которых не запрещалась. В 1980-х в рамках однопартийной системы начали разрабатываться варианты некоей демократизации политической жизни. В 1986 году на острове появилась вторая партия - Демократическая прогрессивная партия (ДПП).

Во время пребывания на Тайване Гоминьдан стал самой богатой политической партией в мире. В своё время её собственность оценивалась по разным данным от 2,6 до 10 млрд долларов США . Однако после 2000 г. началась ликвидация этих активов.

Демократизация

Возвращение к власти

На президентских выборах 2012 года снова победил Ма Инцзю с результатом 51,6 %.

На местных выборах в ноябре 2014 Гоминьдан потерпел серьёзное поражение . Вследствие этого 3 декабря Ма Инцзю ушёл в отставку с поста председателя партии. Новым председателем был избран мэр Синьбэя Чжу Лилунь.

Кандидатом в президенты на выборах 2016 года выдвинута Хун Сючжу (р. 1948), занимающая пост вице-председателя Законодательного Юаня .

17 октября 2015 кандидатом в президенты от Гоминьдана выдвинут Чжу Лилунь, заменивший ранее выдвинутую Хун Сючжу.

Гоминьдан в Юго-Восточной Азии

По окончании гражданской войны некоторые подконтрольные Гоминьдану воинские формирования отступили из Сычуаня и Юньнаня на сопредельную территорию Бирмы , где долго контролировали часть территории Золотого треугольника . Большая их часть была уничтожена или эвакуировалась на Тайвань в начале 1961, когда бирманцы пустили к себе НОАК для проведения операций по зачистке территории. Однако до 3 тысяч гоминьдановских войск оставались в северном Таиланде и приграничных районах Бирмы и Лаоса (командующий так называемой 3-ей Армией, генерал Ли Вэньхуань, даже отстроил себе особняк в Чиангмае), где они сотрудничали с ЦРУ во время войны во Вьетнаме и участвовали в Опиумной войне 1967 г .

Списки лидеров

Список премьер-министров

Премьер-министр В должности Срок Фото
1 Сунь Ятсен 24 ноября - 12 марта 1 50px

Список президентов

Список вице-президентов

Вице-Президент В должности Срок Президент
1 Ван Цзинвэй 1 апреля - 1 января 1 Цзян Кайши
2 Чэнь Чэн 22 октября - 5 марта
3 Цзян Цзинго 5 марта - 5 апреля

Список председателей

Председатель В должности Срок Фото
1 Цзян Цзинго 5 апреля - 13 января 1 50px
2 Ли Дэнхуэй 27 января - 20 марта
(и. о. с 13 января )
2 50px
3 Лянь Чжань 20 марта - 27 июля 50px
3
4 Ма Инцзю 27 июля - 13 февраля 4 50px
и. о. Цзян Бинкунь 13 февраля - 11 апреля
5 У Босюн 11 апреля - 17 октября 50px
6
(4)
Ма Инцзю 17 октября - 3 декабря 5 50px
6
и. о. У Дуньи 3 декабря - 17 января
7 Чжу Лилунь 17 января - 17 января 50px
и. о. 黃敏惠
8 洪秀柱 17 января 50px

Список зампредседателей

Зампредседатель В должности Срок Председатель
1 Ли Юаньцу 27 июля - 27 июля 2 Ли Дэнхуэй
2 Лянь Чжань 27 июля - 20 марта
3 Цзян Бинкунь 20 марта - 19 сентября Лянь Чжань
3
4 Ма Инцзю
Цзян Бинкунь (и. о.)
У Босюн
5 Ма Инцзю
4 Зэн Юнчуань 19 сентября - 4 июня
6
5 У Дуньи 4 июня - 17 января
У Дуньи (и. о.)
Чжу Лилунь
6 Чжу Лилунь с 17 января Ма Инцзю

«Революционный комитет Гоминьдана» в КНР

Во время гражданской войны некоторая часть членов партии перешла на сторону коммунистов, войдя в состав прокоммунистического «Единого фронта » в виде так называемого Революционного комитета Гоминьдана . Эта организация существует в КНР и поныне.

Напишите отзыв о статье "Гоминьдан"

Примечания

См. также

Отрывок, характеризующий Гоминьдан

– Не многие, Изидора... Многие могут видеть сущности после смерти, но не многие могут их точно слышать. Только один из друзей Магдалины мог с ней свободно общаться. Но именно он погиб всего через несколько дней после её смерти. Она приходила к ним сущностью, надеясь, что они увидят её и поймут... Она приносила им меч, стараясь показать, что должны бороться.
Какое-то время мнения Совершенных перевешивали то в одну, то в другую сторону. Их было теперь намного больше, и хотя остальные (ново пришедшие) никогда не слышали о Ключе Богов, «письмо Магдалины», по справедливости, было оглашено и им, пропуская не предназначавшиеся их уху строки.
Некоторые новые Совершенные, хотевшие жить поспокойнее, предпочитали верить «письму» Марии. Те же, которые сердцем и душой были преданы ей и Радомиру, не могли поверить в такую дикую ложь... Но и они так же боялись, что, ошибись в своём решении, и Ключ Богов, о котором они знали очень мало, мог просто исчезнуть. Тяжесть доверенного им Долга давила на их умы и сердца, рождая в них на какое-то время шаткую неуверенность и сомнения… Рыцари Храма, скрепя сердца, искренне пытались как-то принять это странное «послание». Тем более, что оно якобы являлось последним посланием, последней просьбой их Золотой Марии. И какой бы странной эта просьба ни казалась, они обязаны были ей подчиняться. Хотя бы самые ей близкие Храмовники... Как подчинились они когда-то последней просьбе Радомира. Ключ Богов теперь оставался с ними. И они отвечали за его сохранность своими жизнями... Но именно им, первым Рыцарям Храма, и было всего трудней – они слишком хорошо знали и помнили – Радомир был Воином, так же, как была воином и Мария. И ничто на свете не могло заставить их отвернуться от их изначальной Веры. Ничто не могло заставить забыть заповеди настоящих Катар.
И первые Рыцари Храма, со многими ново пришедшими Храмовиками, решили не сдаваться...
Даже понимая, что, возможно, они идут против последней воли Золотой Марии, они всё же не могли так просто сдать оружие, когда каких-то пятнадцать лет спустя после смерти Магдалины, армия церкви послала своих верных слуг навсегда «усмирить» Катар... Стереть их с лица Окситании, чтобы никогда не прорастали более новые побеги их светлой Веры, чтобы не помнили более на Земле их Древнего и Чистого Знания...
Но число Рыцарей Храма было слишком малым по сравнению с заказной «армией дьявола», и Тамплиеры гибли сотнями, идя против десятков тысяч...
Они искренне верили в своих преданных сердцах, что не предают Марию. Они верили, что правы, несмотря на наказы друзей, несмотря на давление со стороны «новых» катар. Но вскоре Рыцарей Храма почти не осталось. Как не осталось более в Окситании и настоящих Катар...
Ну, а позже, почти никто уже и не помнил, что когда-то, пока жила Золотая Мария, это Учение было совершенно другим... Было сильным, воинственным и гордым.
У меня на душе было муторно и зябко. Неужели кто-то, бывший с Марией столько лет, смог под конец так страшно предать её?..
– Скажи, Север, можешь ли ты мне подробнее рассказать момент предательства? Я не могу ни сердцем, ни душой понять этого. И даже мой мозг этого не принимает...

Я стояла потрясённая, не желая верить, что самая чудесная на Земле Империя была разрушена так предельно просто!.. Опять же, это было другое время. И мне трудно было судить, насколько сильны тогда были люди. Но ведь Катары обладали чистейшими, никогда не сдававшимися, гордыми сердцами, позволявшими им идти, не ломаясь, на страшные человеческие костры. Как же могли они поверить, что такое позволила бы Золотая Мария?..
Задумка церкви была, и правда, дьявольски гениальной... На первый взгляд даже казалось, что она несла «новым» Катарам лишь добро и любовь, не позволяя отнимать чью-то жизнь. Но это только на первый взгляд... По-настоящему же, сие «бескровное» учение полностью обезоруживало Катар, делая их беспомощными против жестокой и кровожадной армии Папы. Ведь, насколько я понимала, церковь не нападала, пока Катары оставались воинами. Но после смерти Золотой Марии и гениального плана «святейших» отцов, церковникам требовалось лишь чуточку подождать, пока Катары по своему желанию станут беспомощными. И вот тогда – напасть... Когда уже некому будет сопротивляться. Когда Рыцарей Храма останется малая горсточка. И когда победить Катар будет очень просто. Даже не замарав в их крови своих нежных, холёных рук.
От этих мыслей меня замутило... Всё было слишком легко и просто. И очень страшно. Поэтому, чтобы хоть на минуту отвлечься от грустных мыслей, я спросила:
– Видел ли ты когда-то Ключ Богов, Север?
– Нет, мой друг, я видел его лишь через Магдалину, как сейчас видела ты. Но могу сказать тебе, Изидора, он не может попасть в «тёмные» руки, скольких бы человеческих жертв это бы ни стоило. Иначе не будет более нигде такого названия – Мидгард... Это слишком большая сила. И попади она в руки к Думающим Тёмным, ничто уже не остановит их победного шествия по оставшимся Землям... Знаю, как тяжело понять это сердцем, Изидора. Но иногда мы обязаны мыслить объятно. Обязаны думать за всех приходящих... и проследить за тем, чтобы им наверняка было бы куда приходить...
– Где сейчас Ключ Богов? Знает ли это кто-нибудь, Север? – неожиданно серьёзно спросила до сих пор молчавшая, Анна.
– Да, Аннушка, частично – знаю я. Но не могу об этом тебе сказать, к сожалению... В одном я уверен, что придёт тот день, когда люди, наконец, окажутся достойными, и Ключ Богов засверкает вновь на вершине Северной Страны. Только пройдёт до этого ещё не одна долгая сотня лет...
– Но мы ведь скоро погибнем, чего же тебе бояться, Север? – сурово спросила Анна. – Расскажи нам, пожалуйста!
Он посмотрел на неё с удивлением и, чуть подождав, медленно ответил.
– Ты права, милая. Думаю, вы достойны это узнать... После жестокой смерти Золотой Марии, Радан увёз Ключ Богов в Испанию, чтобы передать его в руки Светодару. Он считал, что, даже будучи столь молодым, Светодар сохранит доверенное ему сокровище. Если понадобится, даже ценой своей драгоценной жизни. Намного позже, будучи уже взрослым человеком, уходя на поиски Странника, Светодар забрал с собою дивное сокровище. А после, через шесть десятков долгих и сложных прожитых лет, уже уходя домой, он решил, что надёжнее и правильнее всего будет оставить Ключ Богов там, в Северной Стране, во избежание возможной беды в его родной Окситании. Он не ведал, какие новости ждут его дома. И рисковать Ключом Богов не желал.
– Значит, Ключ Богов всё это время находился в Северной стране? – как бы утверждая услышанное, серьёзно спросила Анна.
– Этого я, к сожалению, не знаю, милая. С тех пор у меня не было более новостей.
– Скажи, разве ты не хотел бы увидеть новое будущее, Север?.. Не хотел бы своими глазами увидеть новую Землю?.. – не утерпела я.
– Не в моём это праве, Изидора. Я уже своё здесь отжил и должен идти Домой. Да и пора уже. Слишком много я видел здесь горя, слишком много было потерь. Но я подожду тебя, мой друг. Как я уже говорил тебе, мой далёкий мир так же является и твоим. Я помогу тебе вернуться домой...
Я стояла потерянной, не понимая происходящего... Не в состоянии понять мою любимую Землю, ни живущих на ней людей. Им дарилось чудесное ЗНАНИЕ, а они вместо того, чтобы его познать, боролись за власть, уничтожали друг друга, и гибли... Гибли тысячами, не успевая прожить свои драгоценные жизни... И отнимая жизни других хороших людей.
– Скажи, Север, ведь Рыцари Храма все не погибли, не правда ли? Иначе, как бы разросся так широко позже их Орден?
– Нет, мой друг, некоторые из них обязаны были остаться живыми, дабы сохранить Орден Храмовиков Радомира. Когда на Окситанию напала церковь, они ушли к друзьям в соседние замки, забрав с собою голову Иоанна и сокровище Тамплиеров, на которое собирались создать настоящую армию, думающую и действующую самостоятельно, независимо от желаний королей и Пап. Они снова надеялись воссоздать мир, о котором мечтал Радомир. Но создать его на этот раз свободным, могущественным и сильным.
(Об оставшихся окситанских Воинах-Катарах (Тамплиерах) можно прочитать в книге «Дети Солнца», где будут прилагаться отрывки из оригиналов писем Графа Миропуа (Miropoix), Воина-Совершенного, защищавшего крепость Монтсегур в 1244 году, оставшегося в живых свидетеля гибели монтсегурских Катар. А также отрывки из настоящих записей Каркасонской Инквизиции и секретных архивов Ватикана).
– Значит, после смерти Золотой Марии Катары как бы разделились? На «новых» Катар и старых воинов Магдалины?
– Ты права, Изидора. Только «новые», к сожалению, все погибли на страшных Папских кострах... Чего и добивалась «святейшая» церковь.
– Почему же не вернулись Храмовики? Почему не отвоевали Окситанию? – горько воскликнула я.
– Потому, что некого было отвоёвывать, Изидора, – тихо прошептал Север, – ушедших Храмовиков было очень мало. Остальные погибли, защищая «новых» Катар. Помнишь, я говорил тебе – каждый замок и городок защищали около сотни Рыцарей. Против десятков тысяч Крестоносцев Папы. Этого было слишком много даже для самых сильных...
Новые же «Совершенные» не защищались, отдавая себя и других на истребление. Хотя, если бы помогли, наверное, до сих пор цвела бы империя Света, и до сих пор ты могла бы встречать живущих Катар... Ведь Совершенные горели сотнями (только в Безье их сгорело 400!) – вместе они разбили бы любую армию!.. Но не захотели. И за них гибли Храмовики. Которые, даже понимая, что проиграют, не могли спокойно смотреть, как гибнут старики, женщины и дети... Как сгорают лучшие... Сгорают из-за глупейшей лжи.
– Скажи, Север, попала ли всё же когда-то в Северную страну Золотая Мария?– снова желая поменять русло разговора, спросила я.
Север долго внимательно всматривался в моё лицо, будто желая проникнуть в самую душу. Потом грустно улыбнулся и тихо произнёс:
– Ты очень догадлива, Изидора... Но я не могу тебе этого рассказать. Могу лишь ответить – да. Она посетила священную Землю своих предков... Землю Радомира. Это удалось ей с помощью Странника. Но больше я не вправе говорить даже тебе... Ты прости.
Это было неожиданно и странно. Рассказывая мне о событиях, которые, в моём понимании, были намного серьёзнее и важнее, Север вдруг категорически отказывал рассказать нам такую «мелочь»!.. Конечно же, это ещё сильнее заинтересовало меня, заставляя надеяться, что как-то, до того как погибну, я всё же ещё успею это узнать. Как-нибудь ещё успею....
Неожиданно дверь в комнату резко распахнулась – на пороге возник Караффа. Он выглядел на удивление свежим и довольным.
– Так-так-так... У Мадонны Изидоры гости!.. Очень забавно. Из самой Мэтэоры, если не ошибаюсь? Великий Север собственной персоной!.. Не познакомите ли меня, Изидора? Думаю, всем нам это будет весьма полезно!
И довольно рассмеявшись, Караффа спокойно уселся в кресло...

Гоминьда́н - действующая консервативная политическая партия в Китайской республике. Совместно с Первой народной партией формировала «синюю коалицию», которая придерживалась идеи воссоединения Китая, в тот час как «зелёная коалиция» возглавляемая Демократической прогрессивной партией стояла на позициях полного отделения Тайваня в качестве абсолютно независимого государства под собственным названием «Республика Тайвань».

Гоминьдан был основан незадолго по окончанию Синьхайской революции в Китае, в процессе которой было устранено цинское правительство. Гоминьдан проводил вооружённое сражение с Коммунистической партией Китая и генералами Бэйянской организованной группировки за право руководства государством аж до проигрыша во время Гражданской войны в 1949 г., когда власть в государстве целиком взяли в собственные руки коммунисты, и гоминдановскому начальству пришлось спасаться бегством в Тайвань.

Извечным идеологом и начальным организатором Гоминьдана считался доктор Сунь Ятсен, приверженец китайской националистической идеи, и которому в далеком 1894 году в Гонолулу, столице Гавайев принадлежит идея учреждения Общества спасения Китая. В 1905 году Сунь Ятсен активно пристал к прочим антимонархическим организациям в Токио, дабы учредить Революционный альянс, главной целью которого было свержение правящей династии Цин и сотворение новой республики. Альянс принимал непосредственное участие в планировании и внедрении Синьхайской революции 1911 года и образовании Китайской республики 1 января 1912 года. Но все же, Сунь Ятсен не обладал достаточной военной силой и его вынудили уступить весомую должность временного управляющего республикой милитаристу Юань Шикаю, которым 12 февраля было организовано отречение от правления последнего императора Поднебесной.

Гоминьдан официально был учрежден 25 августа 1912 года в столице страны - Пекине, когда Революционный альянс и некоторые небольшие революционные партии объединили свои усилия, дабы принять участие в национальных выборах. Сунь Ятсена было избрано тогда главой партии, а Хуан Син назначен его первым заместителем. Самым влиятельным членом партии на то время, был третий по старшинству человек в структуре, Сун Цзяожэнь, который организовал масштабную поддержку партии среди числа аристократии и купцов, которые всячески выявляли симпатию к конституционной парламентской демократии. Участники Гоминьдана видели себя в роли сдерживающего рычага во времена правления Юань Шикая, и их основными политическими противниками оказались конституционные монархисты. В начале декабря 1912 года Гоминьдан одержал подавляющее большинство среди всех голосов на Национальной ассамблее.

Самоуверенный Юань Шикай всячески игнорировал парламент, а в 1913 году совсем приказал убить парламентского председателя Сун Цзяожэня. В июле 1913 года радикальные члены Гоминьдана под ярым предводительством импульсивного Сунь Ятсена начали Вторую революцию, неудачно спланированное воинское восстание направленное против Юань Шикая. В результате это восстание было полностью подавлено, а в ноябре президентом объявлено Гоминьдан вовсе вне закона, и большинство членов партии было вынуждено бежать за политическим убежищем в соседнюю Японию. С приходом 1914 года парламент было распущено, а уже в декабре 1915 года правительствующий Юань Шикай набрался смелости и объявил себя законным императором.

В 1914 году, пребывая в Японии, Сунь Ятсен наново учредил радикально настроенную Китайскую революционную партию, но многие из его прежних боевых товарищей, включая Хуан Сина, Ху Ханьмина, Чэнь Цзюнмина и Ван Цзинвэя отказались подключаться к нему и не стали присоединяться к его намерению поднять следующую вооруженную акцию против Юань Шикая. Новые участники Китайской революционной партии обязались провозглашать присягу на верность лично Сунь Ятсену, и значительное число революционеров сочли это весьма антидемократичной тенденцией, которая противоречит духу текущей революции.

Первоначально Гоминьдан исповедовал подобные принципы, как и у американского федерализма и защищающие полную независимость и свободу провинций. Однако в результате консолидации с СССР их цели заметно поменялись. Сейчас идеалом выступило централизованное однопартийное государство с единственной идеологией. Около образа Сунь Ятсена было сформировано очередной культ. Тогда коммунисты были отстранены из южных и центральных частей Китая в горы. Данное отступление впоследствии одержало название Большой поход китайских коммунистов. Среди всех 86 тысяч «красных» солдат лишь 20 тысяч сумели пережить изнурительный переход в 10 тысяч километров к провинции Шэньси. Кроме того, силы Гоминьдана все также продолжали атаковать коммунистов, которые отступали. Такая политика имела место вплоть до японского нападения. Чжан Сюэлян полагал, что японцы представляют собой куда более серьёзную опасность. Он захватил Чан Кайши в заложники в процессе Сианьского инцидента в 1937 году и тогда же вынудил его пойти на объединение с коммунистами ради получения победы над иностранными завоевателями.

Немногочисленные Войска Чан Кайши обороняли лишь самые большие города, тогда как массовые отряды коммунистов могли абсолютно беспрепятственно перемещаться сельской местностью. Уже под конец 1949 года коммунистам удалось взять под контроль почти всю континентальную часть Китай, и тогда руководство Гоминьдана было просто вынуждено бежать на Тайвань. К тому же, из материка в тот час было вывезено значительную часть государственной казны. Вместе с тем, на Тайвань перебралось порядка 2 млн. китайских беженцев, в том числе и участников военных действий. Некоторые рядовые члены партии остались на материковой части и, открестившись от первоначального Гоминьдана, основали собственный Революционный комитет Гоминьдана, который и по сегодняшний день существует как одна из восьми маленьких официально зарегистрированных партий Китая.

,
воссоединение Китая.

Союзники и блоки: Партийная печать: Сайт:

Гоминьдан был учрежден 25 августа 1912 года в Пекине , где Революционный альянс и несколько мелких революционных партий соединили усилия, чтобы участвовать в национальных выборах . Сунь Ятсен был избран главой партии, а Хуан Син стал его заместителем. Наиболее влиятельным членом партии был третий по старшинству человек, Сун Цзяожэнь, который обеспечил массовую поддержку партии со стороны аристократии и купцов, которые симпатизировали конституционной парламентской демократии. Члены Гоминьдана видели себя в качестве сдерживающей силы при правлении Юань Шикая, и их основным политическим противником стали конституционные монархисты. В декабре 1912 года Гоминьдан получил подавляющее большинство голосов в Национальной ассамблее.

Юань Шикай игнорировал парламент, а в 1913 году приказал убить парламентского лидера Сун Цзяожэня. В июле 1913 года члены Гоминьдана под предводительством Сунь Ятсена устроили Вторую революцию, плохо спланированное вооруженное восстание против Юань Шикая. Восстание было подавлено, в ноябре президент объявил Гоминьдан вне закона, и многие члены партии вынуждены были искать политическое убежище в Японии. В начале 1914 года парламент был распущен, а в декабре 1915 года Юань Шикай объявил себя императором.

В 1914 году, находясь в Японии, Сунь Ятсен учредил Китайскую революционную партию, но многие из его старых товарищей, включая Хуан Сина, Ван Цзинвэя , Ху Ханьмина и Чэнь Цзюнмина отказались присоединиться к нему и не поддержали его намерение поднять очередное вооруженное восстание против Юань Шикая. Новые члены Китайской революционной партии должны были приносить присягу на верность самому Сунь Ятсену, и многие революционеры сочли это антидемократичной тенденцией, противоречащей духу революции.

Сунь Ятсен вернулся в Китай в 1917 году и учредил в Кантоне собственное правительство, но вскоре был изгнан и вынужден был бежать в Шанхай . 10 октября 1919 года он возродил свою партию, но теперь назвал ее «Китайский Гоминьдан», так как старая организация носила имя просто «Гоминьдан». В 1920 году Сунь Ятсен и его партия вновь получили власть в Гуанчжоу. После неудачных попыток получить признание за рубежом в 1923 году Гоминьдан договорился о сотрудничестве с Советской Россией . Начиная с этого года в южный Китай начали приезжать советники из СССР, наиболее значительным из которых был представитель Коминтерна Михаил Бородин . Их задачами являлись реорганизация Гоминьдана и налаживание сотрудничества между ним и Коммунистической партией Китая , в результате чего был создан Первый объединенный фронт двух партий.

Русские советники помогли националистам с обучением агитаторов, а в 1923 году один из доверенных людей Сунь Ятсена Чан Кайши был направлен в Москву на военные и политические курсы. На первом партийном съезде в 1924 году, где также присутствовали члены других партий, в том числе коммунисты, была принята программа Сунь Ятсена, основанная на «трех народных принципах»: национализме, демократии и процветании.

Чан Кайши - лидер Гоминьдана

После смерти Сунь Ятсена в 1925 году политическое руководство партией переходит к представителю левого крыла Ван Цзинвэю и представителю правого крыла Ху Ханьмину. Реальная власть однако остается в руках Чан Кайши , который, будучи руководителем военной академией Вампу , держал под контролем армию и, соответственно, Кантон , провинцию Гуандун и лежащую к западу провинцию Гуанси . Кантонское правительство националистов встало в прямую оппозицию власти милитаристов, засевших в Пекине . В отличие от Сунь Ятсена, Чан Кайши почти не имел друзей-европейцев и не особо разбирался в западной культуре. Практически все политические, экономические и революционные идеи были заимствованы Сунь Ятсеном из западных источников, которые он изучал, находясь на Гавайях и позднее в Европе. Чан Кайши напротив всячески подчеркивал свое китайское происхождение и связь с китайской культурой . Несколько поездок на Запад еще более подкрепили его националистические взгляды. Он активно изучал Китайские классические тексты и китайскую историю . Из всех трех народных принципов, провозглашенных Сунь Ятсеном, ему ближе всего был принцип национализма. Чан Кайши также одобрял идею Сунь Ятсена насчёт «политической опеки». Основываясь на этой идеологии, он превратил себя в диктатора Китайской республики , сначала в Континентальном Китае , а позднее на Тайване , когда национальное правительство перебралось туда. .

В 1926-1927 гг. Чан Кайши возглавил Северный поход , что привело к завершению эры милитаристов , и объединил Китай под властью Гоминьдана. Чан Кайши стал главнокомандующим Национально-революционной армией . При финансовой и кадровой поддержке со стороны СССР, Чан Кайши за девять месяцев сумел завоевать южную часть Китая. В апреле 1927 года после резни красной гвардии в Шанхае произошел окончательный разрыв между Гоминьданом и коммунистами . Националистическое правительство, передвинувшееся к тому времени в Ухань сместило его, но Чан Кайши не подчинился и учредил своё собственное правительство в Нанкине . Когда в феврале 1928 года Уханьское правительство окончательно изжило себя, Чан Кайши остался единственным действующим руководителем страны. . После захвата силами союзников Пекина и передачи его под власть Гоминьдана партия наконец получила международное признание. Тем не менее, столица была перенесена из Пекина в Нанкин - древнюю столицу Империи Мин , что послужило символом окончательного отмежевания от маньчжурской династии Цин . Период с 1927 по 1937 год, когда Гоминьдан правил Китаем, получил название Нанкинская декада.

Изначально Гоминьдан исповедовал принципы, близкие к американскому федерализму и защищающие независимость провинций. Однако после сближения с СССР цели поменялись. Теперь идеалом стало централизованное однопартийное государство с единой идеологией. Вокруг образа Сунь Ятсена был сформирован культ. Коммунисты были отброшены из южного и центрального Китая в горы. Это отступление впоследствии получило название Великий поход китайских коммунистов . Из 86 тысяч солдат только 20 тысяч смогли выдержать переход в 10 тысяч км. до провинции Шэньси . Между тем силы Гоминьдана продолжали атаковать отступающих коммунистов. Эта политика продолжалась вплоть до японского вторжения. Чжан Сюэлян считал что японцы представляют из себя более серьёзную угрозу. Он взял Чан Кайши в заложники во время Сианьского инцидента в 1937 году и заставил его пойти на союз с коммунистами ради победы над завоевателями.

Гоминьдан не чурался тактики террора против коммунистов и вовсю использовал секретную полицию для подавления сопротивления со стороны своих политических противников.

После поражения Японии война между коммунистами и Гоминьданом разгорелась с новой силой. Армия коммунистов быстро росла - в основном благодаря нескольким просчетам правительства. После демобилизации многие солдаты остались не у дел и присоединились к коммунистам ради пайка. Кроме того, в стране царила гиперинфляция. В попытке обуздать ее правительство в августе 1948 года запретило частным лицам владеть золотом, серебром и иностранной валютой. Ценности изымались, а взамен население получало «золотые сертификаты», которые через 10 месяцев совершенно обесценились. Результатом стало массовое недовольство.

Войска Чан Кайши обороняли только крупные города и отряды коммунистов могли беспрепятственно передвигаться по сельской местности. Уже к концу 1949 года коммунисты контролировали практически весь континентальный Китай, и руководство Гоминьдана вынуждено было перебраться на Тайвань. При этом с материка была вывезена значительная часть казны. На Тайвань перебралось около 2 млн. беженцев, в том числе и военных. Некоторые члены партии остались на материке и, отмежевавшись от Гоминьдана, основали Революционный комитет Гоминьдана , который до сих пор существует как одна из восьми мелких зарегистрированных партий.

Гоминьдан на Тайване

В 1960-е гг. Гоминьдан провел на Тайване аграрную реформу, начал развивать экономику острова, а также начал некоторую политическую либерализацию на нижних уровнях государственной власти. В итоге появился феномен "тайваньского экономического чуда". в 1970-е гг. появилось явление "дополнительных выборов", когда в Законодательный Юань (парламент) избирались депутаты на место престарелых или умерших членов партии. Хотя официально оппозиция не была разрешена, на рубеже 1970-80 гг. появились группы "данвай" ("вне партии"), деятельность которых не запрещалась. В 1980-х в рамках однопартийной системы начали разрабатываться варианты некоей демократизации политической жизни. В 1986 году на острове появилась вторая партия - Тайваня (ДПП).

Гоминьдан контролировал Тайвань в рамках авторитарной однопартийной системы до конца 1970-х гг., когда был дан старт реформам, продолжавшимся полтора десятилетия и превратившим Тайвань в демократическое общество.

Во время пребывания на Тайване Гоминьдан стал самой богатой политической партией в мире. В своё время её собственность оценивалась по разным данным от 2,6 до 10 млрд долларов США . Однако после 2000 г. началась ликвидация этих активов.

Гоминьдан в Юго-Восточной Азии

По окончании гражданской войны некоторые подконтрольные Гоминьдану воинские формирования отступили из Сычуаня и Юньнаня на сопредельную территорию Бирмы , где долго контролировали часть территории Золотого треугольника . Большая их часть была уничтожена или эвакуировалась на Тайвань в начале 1961, когда бирманцы пустили к себе НОАК для проведения операций по зачистке территории. Однако до 3 тысяч гоминьдановских войск оставались в северном Таиланде и приграничных районах Бирмы и Лаоса (командующий так называемой 3-ей Армией, генерал Ли Вэньхуань, даже отстроил себе особняк в Чиангмае), где они сотрудничали с ЦРУ во время войны во Вьетнаме и участвовали в Опиумной войне 1967 г .

«Революционный комитет Гоминьдана» в КНР

Во время гражданской войны некоторая часть членов партии перешла на сторону коммунистов, войдя в состав прокоммунистического «Единого фронта» в виде так называемого Революционного комитета Гоминьдана . Эта организация существует в КНР и поныне.

Примечания

См. также

Категории:

  • Политические партии по алфавиту
  • Политические партии Китая
  • Политические партии Китайской Республики
  • Китайская Республика
  • Гоминьдан
  • Гражданская война в Китае
  • Эра милитаристов в Китае

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Создана 25.08.1912 г. в ходе Синьхайской революции сторонниками Сунь Ятсена, который был избран председателем партии. После поражения восстания сторонников республики в 1913 г. распалась. В 1919 г. была восстановлена Сунь Ятсеном. Вела борьбу за объединение Китая на основе «трех народных принципов» Сунь Ятсена: национализм, народовластие и народное благосостояние. В В 1923 г. сторонникам партии удалось создать революционную базу в Гуаньчжоу. В 1923 г. вступила в союз с Коминтерном и получила военную помощь от СССР. Члены Коммунистической партии Китая (КПК) вступили в Гоминьдан, не распустив при этом своей структуры.

На I съезде Гоминьдана 20-30.1.1924 г. были приняты антиимпериалистический революционный манифест и новый устав партии, напоминавший уставы компартий.

После смерти Сунь Ятсена в 1925 г. Гоминьдан быстро радикализовался и в феврале 1926 г. даже обратился с просьбой вступить в Коминтерн. Коммунисты стали занимать ключевые посты в аппарате Гоминьдана и в армии. Но не прекращалась борьба в Гоминьдане между коммунистами и консервативными националистами. В марте 1926 г. она вылилась в открытые столкновения. В результате этих событий главнокомандующим Национально-революционной армии Гоминьдана (НРА) стал генерал Чан Кайши. Он выступал за объединение страны, но против предлагавшихся коммунистами антикапиталистических мер и передела земли. Права коммунистов в Гоминьдане были ограничены, лидер левого крыла партии Ван Цзинвей покинул страну. В ходе Национальной революции в Китае 1925-1928 гг . НРА предприняла Северный поход НРА 1926-1928 гг.

Ситуация, связанная с Гоминьданом, в 1926-1927 была в центре внимания советской внешней политики и коммунистического движения. Между сторонниками И. Сталина и Н. Бухарина с одной стороны, и Л. Троцкого и Г. Зиновьева - с другой шла дискуссия о том, кому помогать в революционном Китае: только коммунистам или правящей в революционной зоне националистической партии Гоминьдан. Троцкий считал, что компартия должна действовать самостоятельно, разжигая огонь мировой коммунистической революции. Сталин был сторонником осторожных действий, постепенного захвата Гоминьдана изнутри коммунистами. Но в 12 апреля 1927 г. Чан Кайши почувствовал угрозу со стороны коммунистов и внезапным ударом разгромил их. Советские советники были бесславно высланы из Китая. Сталинская политика в Китае потерпела неудачу. Левая оппозиция использовала разгром в Китае для резкой критики Политбюро. После поражения в Китае Сталин изменил стратегию Коминтерна отказался от прежней политики союзов до 1934 г. После выступления Чан Кайши против коммунистов Гоминьдан раскололся, левые гоминьдановцы некоторое время действовали самостоятельно в союзе с коммунистами в Ухани, но в июле 1927 г. тоже выступили против коммунистов, опасаясь коммунистического переворота. Постепенно Гоминьдан воссоединился. С 1928 г. Чан Кайши стал лидером Гоминьдана, который стал правящей партией Китайской республики, продолжая гражданскую войну с коммунистами.

Несмотря на то, что в 1929 СССР воевал с силами Чан Кайши из-за КВЖД и поддерживали военные действия против него китайских коммунистов во главе с Мао Цзэдуном , в 1936-1937 гг., после Сианьского инцидента, было достигнуто соглашение о союзе коммунистов и Чан Кайши против Японии, которое сыграло важную роль в японо-китайской войне 1937-1945 гг. и позволило СССР оказать помощь Китаю (см. операция Z). На оккупированной Японией территории Китая действовало марионеточное правительство во главе с гоминьдановцем Ван Цзинвеем, сторонники которого откололись от Гоминьдана, поддержавшего Чан Кайши.

После разгрома Японии планировалось проведение выборов в Китае, но по инициативе Чан Кайши началась гражданская война в Китае 1946-1949 гг., которую сторонники Гоминьдана проиграли (часть левых гоминьдановцев признали власть КПК и сохранили прокоммунистическую организацию на территории континентального Китая - Революционный комитет Гоминьдана). Чан Кайши эвакуировался на о. Тайвань, где авторитарная власть Гоминьдана сохранялась до 1992 г. После смерти Чан Кайши в 1975 г. партию и остров возглавил его сын Цзян Цзинго. Политика Гоминьдана привела к экономическому «чуду», быстрому развитию экономики острова. После смерти Цзян Цзинго партию возглавил Ли Дэнхуэй . После перехода к демократии на Тайване в 1986-1992 гг. Гоминьдан некоторое время удерживал власть, но в 2000 г. проиграл выборы. В 2008 г. член Гоминьдана Ма Ицзю победил на президентских выборах. Гоминьдан претендует на роль общекитайской партии и в 2005 г. начал переговоры с КПК о нормализации отношений и сближении «двух Китаев».

Источники:

Сунь Ятсен. Избранные произведения. М., 1985

Политический курс Юань Шикая, и в особенности его стремление установить военную диктатуру, привел к тому, что даже часть либералов стала относиться к нему с недоверием. В оппозиции к Юань Шикаю находились теперь многие члены и руководители "Объединенного союза". В августе 1912 г. на основе слияния "Объединенного союза" с другими организациями либерального толка возникла партия гоминьдан ("Национальная партия"). Председателем правления партии был избран Сунь Ятсен.

Гоминьдан отличался от "Объединенного союза" периода подготовки революции. Программа гоминьдана была значительным шагом назад. Полностью было снято требование "равных прав на землю". В программе подчеркивалось, что революция закончилась и основной целью партии является сохранение республиканского строя и укрепление местного самоуправления. Таким образом, "Объединенный союз" окончательно переродился в либеральную буржуазно-помещичью партию.

На состоявшихся первых выборах в китайский парламент партия гоминьдан получила большинство мест. Но Юань Шикай не считался с парламентом, он стал снимать с постов членов гоминьдана. 20 марта 1913 г. по тайному приказу Юань Шикая был убит один из лидеров гоминьдана, Сун Цзяожэнь, выдвинутый на пост премьер-министра.

Юань Шикая активно поддержали империалистические державы. Банковский консорциум европейских держав предоставил ему крупный заем, соглашение о котором было подписано вопреки парламенту. "Новый китайский заем заключен против китайской демократии: „Европа" за Юань Ши-кая, готовящего военную диктатуру" *, -- писал В. И. Ленин.

Против политики Юань Шикая решительно выступил Сунь Ятсен. Он демонстративно отказался от поста генерального директора железных дорог и потребовал отставки Юань Шикая. Вслед за тем Сунь Ятсен обратился к народу с призывом начать "вторую революцию". Его поддержали генералы, командовавшие войсками на Юге. Они подняли восстание. 11 мая 1913 г. начались военные действия.

Но политическая обстановка 1913 г. отличалась от обстановки 1911 г. Народные массы были обескровлены и дезорганизованы. Лишь в провинциях Хэнань и Шэньси развернулось крупное крестьянское восстание, возглавленное Бай Ланом. Военные действия между восставшими армиями Юга и войсками Юань Шикая окончились поражением южан. Сунь Ятсен и другие руководители восстания вынуждены были в августе 1913 г. эмигрировать за границу. Депутаты Парламента -- гозгиньдановцы были лишены своих мандатов, а деятельность партии запрещена. Юань Шикай бросил крупные силы против повстанческой армии Бай Лана. Боевые действия продолжались до августа 1914 г., когда повстанцы были разгромлены.

В обстановке террора Юань Шикай был избран постоянным президентом. В начале 1914 г. он распустил парламент. Несколькими месяцами спустя была опубликована новая конституция, предоставившая президенту диктаторские права и подготавливавшая восстановление монархии.

По своим задачам революция 1911--1913 гг. была буржуазной революцией, носившей антифеодальный характер и объективно направленной против империализма (силы феодальной реакции были внутренней опорой колонизаторов и поэтому открыто поддерживались иностранными империалистами).

Важнейшим итогом революции было свержение маньчжурской династии и установление республики. Однако основные задачи революции оказались неразрешенными. Сохранились феодальный гнет и засилье иностранных колонизаторов. Хотя установление республики было важным прогрессивным событием в истории китайского народа, в политической надстройке полуколониального и полуфеодального Китая не произошло принципиальных изменений. Изменилась лишь форма. У власти остались те же социальные силы, которые господствовали при цинской монархии. Таким образом, по сути дела, революция 1911--1913 гг. окончилась поражением.

Поражение революции объяснялось неблагоприятными международной обстановкой и соотношением классовых сил внутри страны. Против революции объединились международный империализм и китайская реакция. А общественные силы, двигавшие вперед революцию, оказались недостаточно мощными для того, чтобы сокрушить противостоящий им объединенный фронт врагов революции.

Главной движущей силой революции были народные массы, я прежде всего крестьянство Центрального, Южного и Восточного Китая. Но в условиях, когда революцией руководила национальная буржуазия, революционная энергия и революционные возможности народных масс не могли полностью развернуться. Даже представители революционного крыла национальной буржуазии не имели последовательной антиимпериалистической и антифеодальной программы, не мобилизовали народные массы. Что касается либералов, то они сыграли предательскую роль, расчистив дорогу для диктатуры Юань Шикая. Крестьянская демократия, лишенная пролетарского руководства, "е сумела сохранить свою самостоятельную позицию против либералов.

Несмотря на поражение, китайская революция 1911 --1913 гг. имела огромное, всемирно-историческое значение, она свидетельствовала о политическом пробуждении китайского народа.