Списанная компьютерная техника. Как списать компьютер с баланса

Срок службы компьютерной техники. Статистика, не более.

Оговоримся сразу – это информация для Вас.

Понятие срока службы весьма многогранно и узко-специфично. Для амортизации – бухгалтерии одно. В рекламе другое. В характеристиках от производителя третье. Комплектующие, могут иметь срок намного меньший или больший.

Это Средний срок службы!

1. Использованы статистические данные различных источников с открытым доступом к информации.

2. В зависимости от источников, статистические данные могут иметь существенный разброс.

3. Срок службы устройств зависит от многих условий: фирмы-производителя, качества изготовления, комплектующих, условий эксплуатации, технического обслуживания… .

4. Указан именно средний срок службы устройств, максимальный срок службы конкретных устройств может значительно превышать средний, а минимальный – может быть намного меньше.

5. Средний срок службы «усредненного» электронного устройства составляет в среднем 3 – 5 лет.

6. Гарантийный срок службы производителя электронного устройства в 2 – 3 раза меньше среднего срока службы, а гарантийный срок службы продавца в 3 – 5 раз меньше среднего срока службы.

По статистике, средний срок службы их комплектующих составляет:

персональный компьютер – 5 лет;

процессор – 5 лет;

материнская плата – 4 – 5 лет;

жесткий диск – 5 – 7 лет (в среднем до 600000 циклов старт/стоп);

модуль оперативной памяти – 5 лет;

DVD-привод – 3 – 5 лет;

компакт-диск – 2 – 3 года;

флоппи-дисковод – 3 – 5 лет;

блок питания – 4 – 7 лет;

видеокарта – 3 – 5 лет;

звуковая карта – 4 – 6 лет;

ЭЛТ-монитор – 5 – 7 лет;

ЖК-монитор – 4 – 5 лет;

мышь – 2 – 3 года;

клавиатура – 3 года;

ноутбук – 6 – 7 лет;

аккумулятор ноутбука – 2 – 3 года;

модем – 4 – 6 лет;

струйный принтер – 3 – 5 лет;

лазерный принтер – 5 лет;

многофункциональное устройство (МФУ) – 5 лет;

копировальный аппарат – 5 – 7 лет;

картридж лазерного принтера (без повторной заправки) – 2500 страниц (выдерживает в среднем 3 – 5 заправок);

фотобарабан лазерного принтера – 8000 страниц;

Картридж струйного принтера (без повторной заправки) – 450 черно-белых страниц и 70 – 150 цветных (выдерживает в среднем 3 – 5 заправок);

источник бесперебойного питания (UPS) – 3 – 5 лет;

аккумулятор UPS – 2–3 года;

аккумулятор CMOS-памяти ПК – 3 – 5 лет;

флешка – 2 – 3 года (в среднем до 500000 циклов стирания/записи);

цифровая видеокамера – 5 – 7 лет;

цифровая фотокамера – 4 – 6 лет;

мобильный телефон – 3 года;

аккумулятор мобильного телефона – 1 – 2 года.

Валерий Сидоров.

Срок службы компьютерной техники.

В любой организации рано или поздно встает вполне актуальный вопрос – куда деть технику, которая уже полностью отработала свой ресурс или сломалась? Правильным решением будет процедура списания, для которой необходима специальная документация.

Где получить бланк на списание?

Если вы нуждаетесь в экспертизе и техническом заключении на списание оргтехники, компьютера, монитора, принтера или другой офисной аппаратуры, обратитесь в DoctorFrost. Наша экспертная оценка подтвердит тот факт, что оборудование подлежит утилизации и нет возможности для его дальнейшего использования. Процесс списания с основного баланса и утилизация могут быть организованны сразу после получения акта списания.

Преимущества нашей компании для вас:

  • Работа в Московском регионе: столице и области.
  • Удобный расчет: безналичная и наличная форма.
  • Быстрое получение акта: всего за 1 рабочий день.
  • Конкурентные цены.
Согласитесь, что оплата имущественного налога на старое и сломанное оборудование – неразумно. А длительное списание, путем амортизации – это только дополнительные труды вашей бухгалтерии. Намного проще избавиться от старого ПК, монитора, принтера и другой техники, заказав выдачу акта списания в DoctorFrost. Так вы сэкономите свое время и финансы. Если документы на технику будут в полном порядке, вы избежите лишних вопросов со стороны проверяющих служб. Согласитесь, что это очень удобно и не хлопотно.

Что подлежит непременному списанию?

  • Объекты, которые не могут больше эксплуатироваться из-за стопроцентной непригодности.
  • Фактически отсутствующая техника, что подтверждается инвентаризацией.
  • Морально устаревшее оборудование.
  • Изношенная техника.
  • Оргтехника, поврежденная вследствие форс-мажора (основание – невозможность или невыгодность дальнейшей эксплуатации приборов).
Ежегодно руководство организации составляет приказ о формировании комиссии, чья деятельность – списание средств фирмы, к которым, конечно же, причисляется офисная, бытовая и компьютерная техника.

Причины списания компьютеров и офисной техники

Главная предпосылка к получению сертификата – это потеря полезных свойств оборудования, ради которых оно, собственно и приобреталось ранее. К основаниям на списание относят следующие причины:
  • Так называемое «моральное устаревание».
  • Физический выход из строя.
  • Поломка, которую невозможно устранить.
Первый пункт особенноотносится к компьютерной технике – ноутбукам и персональным компьютерам, в виду быстрого развития технологий и надобности обновления подобного оборудования. Парк высокотехнологичного оборудования постоянно нуждается если не в полной замене, то хотя бы в обновлении и модернизации. В связи с этим, для персональных компьютеров и другой техники есть даже строгие сроки полезного действия – минимально – 3 года, максимально – 5 лет. А чтобы старое оборудование не повисло «мертвым грузом» на балансе фирмы, его списывают.

Особенности списания для коммерсантов:

Коммерческие структуры могут не привлекать частных специалистов, чтобы оценить степень износа, потому что можно возложить эти задачи на внутреннюю комиссию. Но часто в такой комиссии не хватает одного и более звена, поэтому если у вас на предприятии не хватает специалистов, чтобы провести оценку, то можно обратиться к сторонней фирме. Например, в DoctorFrost – весь процесс составления акта пройдет намного быстрее, чем если созывать комиссию и искать в ее состав компетентных специалистов. В целом, все что понадобится для грамотного вывода с баланса предприятия старой техники – это приказ и заключение.

Чем вредны старые ПК/оргтехника?

Веществ, которые вредят окружающей среде, в старой технике предостаточно. А также в составе комплектующих есть существенный процент драгметаллов. Поэтому на списываемые компьютеры распространяется сразу два закона РФ: «Об отходах» и «О драгметаллах». Именно по вышеуказанным причинам отправить на обычную свалку старые ноутбуки и системные блоки нельзя. Чтобы узнать, есть ли в технике драгметаллы, можно заглянуть в техпаспорт. Если документ утерян, то компания может заказать проведение экспертизы на наличие драгоценных металлов. Если в старом оборудовании присутствуют драгметаллы, то это значит, что такую технику имеет право утилизировать только лицензированная фирма – тут то вам и понадобится наше техническое заключение. Мнение Антон, менеджер столичного ИП: Выражаю благодарность специалистам DoctorFrost за грамотное и быстрое составление акта списания техники. После перепада напряжения сгорело много чего – принтеры, системники, ноутбуки. Мы одно время пытались отдать их в ремонт, но стало ясно, что купить новые – выгоднее и дешевле. Мы заказали экспертизу и составление заключения в этой компании и остались довольны. Документы получили в день обращения, на следующий день отправили железо в утиль.

В каждой организации можно найти компьютеры, принтеры, кондиционеры и иную технику. Но зачастую обусловлено проблемами. Какие проблемы при этом возникают и как их можно избежать?

Списание основных средств в себя включает:

  • Установление технического состояния отдельных единиц основных средств;
  • Оформление необходимых документов;
  • Получение разрешения на дальнейшее списание;
  • Демонтаж, разборка;
  • Утилизация объектов и постановка на учет материалов, которые получены от их ликвидации; списание с балансового учета.

Определение технического состояния

В нормативно-правовых актах РФ прописано, что учреждения могут не привлекать к работе специализированные компании для представления заключения о техническом состоянии электротехнического и компьютерного оборудования и необходимости его списания. Это решение принимает комиссия, которая состоит из сотрудников организации с соответствующей квалификацией. Комиссия выполняет следующую работу:

  • Осмотр объектов, подлежащих списанию, с применением информации бюджетного учета и необходимых технических документов;
  • Определение целесообразности (пригодности) последующего использования объектов, возможности и вероятной эффективности их восстановления;
  • Определение причин списания объектов (моральный или физический износ, нарушение условий использования и т.п.);
  • Установление лиц, из-за которых произошло преждевременное списание объектов, внесение рекомендаций о привлечении их к ответственности, предусмотренной правилами компании или законодательством;
  • Установление возможности использование отдельных деталей, узлов, материалов списываемых объектов и их оценка, основанная на нынешней рыночной стоимости;
  • Осуществление контроля над получением из списываемых объектов драгоценных и цветных металлов, определение их массы и сдача на склад, в дальнейшем – в учреждение по приему вторсырья;
  • Создание комиссией актов о списании объектов.

В том случае, если штат организации не располагает специалистами необходимой квалификации, то должна быть рассмотрена возможность их привлечения из иных организаций, которые подведомственны основному распорядителю средств бюджета. При условии, что обоснование необходимости списания основных средств допустимо исключительно с привлечением специализированного учреждения, организации нужно заключить соответствующий контракт.

Согласование

По результатам своей работы комиссии формируется пакет документов, который необходим для согласования с руководством (ОС). Список таких документов устанавливается ГРБС. Применительно к списанию компьютерной техники понадобятся:

  • Приказ руководителя (копия) о формировании действующей комиссии для списания основных средств;
  • Заключения о техническом состоянии техники, которые выданы специализированными компаниями, подтверждающие невозможность восстановить объект и использовать его в дальнейшем (если в штате организации отсутствуют специалисты требуемой квалификации);
  • Инвентарные карточки (копии) учета основных средств;
  • Технические паспорта (копии);
  • Выписки об объектах из реестра муниципального имущества;
  • Акты об аварии (копии) и справки о стоимости ущерба (копии);
  • Справки из органов местной власти, которые подтвердят факт чрезвычайного происшествия или стихийного бедствия;
  • Документация, подтверждающая принятие определенных мер по защите интересов правого образования и возмещение причиненного ущерба (когда основные средства списываются из-за ущерба, недостачи, хищения).

Выше обозначенный перечень нельзя назвать исчерпывающим. Документация, приложенная к актам о списании основных средств, должна утверждаться органами власти, которые уполномочены представлять интересы собственников в управлении имуществом.

Оформленная документация передается директору организации для принятия решения. В зависимости от порядка списания основных средств, установленным нормативным актом, директор организации вправе:

  • Лично утвердить акты о списании основных средств. Подобная возможность, например, предусматривается для федеральных организаций, которые подведомственны Министерству здравоохранения РФ по приказу от 28.04.2010 №306. В частности, в приказе сказано, что в случае списания федерального имущества (за исключением недвижимости и автотранспорта), изначальная стоимость которого не превышает 200 000 рублей, право принимать решение о его списании предоставляется директорам организаций. Одновременно с этим, они будут нести личную ответственность за соблюдение процесса списания федерального имущества согласно действующему законодательству;
  • Представить документы основному распорядителю бюджетных средства, чтобы был принято решение о списании основных средств;
  • Представить документы основному распорядителю бюджетных средства, чтобы было принято решение о списании основных средств по согласованию с органами по управлению муниципальным имуществом.

Необходимо вернуться к приказу №306, в котором указан список необходимых документов, актуальных для вышесказанного. Понадобятся:

  • Письмо организации на бланке, имеющим полное наименование, с приложением списка объектов основных средств, которые относятся к движимому имуществу, списание которого должно согласовываться. В списке указываются:
    • Порядковый номер;
    • Название объектов ОС;
    • Дата выпуска объектов ОС;
    • Инвентарный номер объектов ОС (для автотранспорта – регистрационный номер, марка, тип);
    • Изначальная стоимость объектов ОС;
    • Остаточная стоимость объектов ОС в день списания;
    • Срок использования, который установлен для конкретного объекта ОС, и реальный срок использования на день списания;
    • Обоснование основных причин списания и невозможность последующего использования в работе объектов основных средств;
  • Акты о списании объектов основных средств (формы 0306003, 0306004, 0306033) в 2-х экземплярах;
  • Инвентарные карточки учета объектов ОС (копии);
  • Заключение о техническом состоянии объектов ОС (копии), которое будет подтверждать их непригодность к использованию (если в штате организации отсутствуют соответствующие специалисты, то копия заключения, выданного учреждением, имеющим лицензию на этот вид деятельность, с приложением лицензии);
  • Копия протокола работающей комиссии по списанию объектов ОС, в котором указана невозможность восстановления объектов или нецелесообразность этой процедуры;
  • Копия приказа о формировании рабочей комиссии по списанию объектов ОС учреждения.

В тех случаях, когда происходит списание объектов основных средств , у которых срок реального использования не превысил срок полезной эксплуатации, кроме вышеуказанных документов необходимы:

  • Акт проверки, которая была проведена организацией, о неправильном использовании/хранении объектов ОС с отмеченными виновными лицами;
  • Документ о принятых мерах относительно виновных лиц, которые допустили повреждение объектов ОС, с приложением справок, это подтверждающих (если были выявлены виновные лица);
  • Копия постановлений о возбуждении уголовного дела или его прекращении (если оно заводилось);
  • Справка организации о стоимости ущерба;
  • Справка организации о возмещении ущерба виновниками;
  • Письмо с объяснениями причин, которые вызвали списание объектов ОС до окончания срока полезной эксплуатации (если виновные лица отсутствуют).

Если происходит списание объектов ОС, которые пришли в негодное состояние из-за стихийного бедствия или иной чрезвычайной ситуации, помимо выше обозначенных документов понадобятся:

  • Копии актов о причиненных повреждениях;
  • Справка из органов исполнительной власти региона РФ или муниципального образования, которая подтвердит факт стихийного бедствия или иной чрезвычайной ситуации;
  • Справка организации о размере нанесенного ущерба.

Копии всех документов в обязательном порядке должны быть заверены печатью организации и подписью руководителя. В документах не допускается наличие подчисток, помарок, корректировок.

Драгметаллы

Практически во всех компьютерах, принтерах и другой оргтехнике в незначительном количестве имеется золото, серебро и иные драгоценные металлы. Каждое учреждение обязано в документальной форме фиксировать их поступление, инвентаризацию, движение и выбытие.

Организация, в соответствии с инструкцией №68 о порядке учета и хранения драгметаллов, драгоценных камней, товаров из них, а также ведения отчетности при их изготовлении, обращении, использовании, утвержденной Министерством финансов РФ, организация вправе:

  • Самостоятельно перерабатывать (обрабатывать) собранный лом, который содержит драгметаллы, реализовывать его без дополнительных разрешений;
  • Передавать аффинажным организациям или компаниям, осуществляющим работу по заготовке отходов и лома, переработке и первичной обработке, для последующего аффинажа и производства.

В большинстве случаев, организации не имеют возможности самостоятельно осуществлять утилизацию оргтехники и изымать детали с содержанием драгметаллов. Помимо этого, их самостоятельное изъятие в ряде случае невозможно. Это обуславливается тем, что кроме драгметаллов в оргтехнике зачастую содержаться вредоносные для здоровья и жизни человека вещества (к примеру, свинец, ртуть). Мониторы вообще относятся к категории опасных отходов, потому что за несколько лет беспрерывной работы в них накапливается радиация. В подобных случаях избавляться от таких отходов самостоятельно запрещено. Это является деятельностью специализированных и лицензированных организаций, согласно постановлению Правительства России №524). Поэтому организации обязаны планировать затраты с учетом утилизации оргтехники при помощи специализированных компаний.

Список организаций, которые имеют право выполнять аффинаж драгметаллов, утвержден Правительством РФ в постановлении №972 «Об утверждении порядка деятельности учреждений, выполняющих аффинаж драгметаллов, и списка учреждений, которые имеют право выполнять аффинаж драгметаллов». Между аффинажным учреждением и организацией заключается специальный контракт, в котором прописываются все основные условия. В сопроводительной документации к договору следует указать:

  • Массу, количество и наименование драгметаллов, которые находятся в переданных деталях и узлах;
  • Способ, при помощи которого определяется содержание драгметаллов (к примеру, на основе паспорта на оргтехнику или в соответствии с техническими документами на аналогичные модели (формулярами, руководствами по эксплуатации, этикетками, справочниками и т.п.)), или при отсутствии этой информации (зарубежное, устаревшее российское оборудование и т.д.) – по данным компаний-разработчиков или комиссионно, основываясь на аналогах, расчетах).

После того, как будут проведены работы по извлечению драгметаллов из лома, аффинажное учреждение представляет организации паспорт (акт) аффинажа, в котором указывается настоящее количество драгметаллов, полученных из лома, их общая стоимость. Как правило, эти данные с изначальными сведениями не совпадают. Поэтому в первичные документы вносятся соответствующие корректировки (зачеркиваются изначальные записи и над ними проставляются сведения, которые указаны в паспорте аффинажа).

Пример 1

Организация осуществляет списание изношенного физически и морально устаревшего оборудования. Например, компьютерный монитор, который был куплен за счет средств деятельности, приносящей доход (остаточная стоимость – 7000 рублей). Организация демонтировала основные средства. После проведения демонтажа были получены содержащие драгметаллы детали. Их масса в чистом виде составила 40 г, что равно сумме в 4000 рублей. Акт приема-передачи узлов и деталей был оформлен аффинажной организацией. По завершению работ в представленном акте указано содержание драгметаллов – 35 г на сумму в 3 500 рублей (НДС – 534 рубля). Эта сумма поступает на счет организации, который был открыт в муниципальном органе Федерального казначейства в целях учета процедур со средствами, приобретенными от деятельности, принесшей доход.

Стоит заметить, что пункт «Назначение платежа» в платежном поручении в этом случае указывает наименование источника поступления дохода или пункта разрешения, которое было выдано организации. Организация после поступления денег на счет по деятельности, принесшей доход, должна перечислить данные средства на счет 40101 в федеральный бюджет. В платежном поручении в пункте 104 указывается код бюджетной классификации 000 1 14 02013 01 0000 440 «Доходы, полученные от продажи имущества, пребывающего в оперативном управлении федерального учреждения (исключение – имущество автономных федеральных учреждений), в части продажи материалов по обозначенному имуществу» с указанием в 1-3 полях кода дохода кода основного администратора дохода (федеральный орган исполнительной власти), за которым закрепляется право распоряжаться федеральным имуществом. В свою очередь, пункт «Назначение платежа» заполняется кодом 000 3 02 02010 01 0000 440 и обоснование перечисления: «Перечисление для федерального бюджета средств от продажи имущества, которое находится в оперативном управлении».

Генеральное разрешение на создание лицевых счетов по учету денежных средств, которые получены от деятельности, принесшей доход, в этом случае должно содержать указания на источник формирования доходов, поступающих на лицевой счет: «Продажа лома и отхода драгметаллов и/или доходы от аффинажа, с дальнейшим перечислением приобретенных средств в федеральный бюджет». Организация впоследствии перечислила денежные средства в федеральный бюджет.

Пример 2

Используем первый пример, с той лишь разницей, что организация, которая приняла отходы драгметаллов, денежные средства перечисляет непосредственно в федеральный бюджет на счет 40101. В пункте 104 платежного поручения при этом указывается код бюджетной классификации 000 1 114 02013 01 0000 440 «Доходы, полученные от продажи имущества, которое находится в оперативном управлении федеральных организаций (исключение – имущества автономных федеральных организаций), в части продажи материальных запасов по обозначенному имуществу» с обозначением в 1-3 полях кода дохода кода основного администратора дохода (федеральный орган исполнительной власти), за которым закрепляется право распоряжаться федеральным имуществом.

Трудно представить кабинеты государственных учреждений и коммерческих организаций без компьютеров, принтеров, МФУ, ноутбуков, кондиционеров и прочего оборудования. Современные офисы оснащены разнообразной техникой, помогающей грамотно организовать работу, усовершенствовать документооборот, сделать условия труда комфортными. Но приходит время, гаджеты устаревают, появляется необходимость провести списание оргтехники и сдать ее на утилизацию. Учитывая сложность и многоэтапность этой процедуры, доверьте это дело лучше профессионалам.
Компания «АЛАР» с 2006 года проводит в организациях Москвы, Московской области процедуру списания устаревшей техники, занимается ее переработкой. У нас есть необходимый штат специалистов, разрешительные документы государственного образца, регламентирующие деятельность утилизирующих организаций

Порядок списания оргтехники

Юридические лица не могут самостоятельно избавиться от отслужившей свой срок офисной техники, просто сдав ее на свалку. Это запрещается российским законодательством и карается штрафом до 200 тыс. рублей. Коммерческим предприятиям снять поставленную на баланс основных средств бытовую или офисную технику можно, только составив акт на списание оргтехники, после проведения предварительной оценки ее пригодности к дальнейшей эксплуатации специальной комиссией.
В отличие от бюджетных учреждений законодательство РФ позволяет коммерческим организациям создавать эту комиссию из собственных сотрудников, обязательно включив в нее главного бухгалтера или человека его заменяющего. Если собственных специалистов, способных дать заключение о непригодности техники нет, можно привлечь эксперта профильной организации.
Списание проходит поэтапно:

  • Сначала специалисты оценивают пригодность оргтехники к дальнейшему использованию, чтобы исключить списание в корыстных целях.
  • Затем оформляется акт списания оргтехники, в котором указывают инвентарный номер каждой подлежащей списанию единицы, причины списания, стоимость на момент приобретения. Акт подписывают члены комиссии.
  • Руководитель предприятия (отдела) выдает разрешение на списание оборудования, указанного в акте.
  • Технику демонтируют, готовят к вывозу на утилизацию.
Утилизация оргтехники проводится только компаниями, имеющими разрешительные документы государственного образца. Это требование обусловлено наличием в комплектующих цветных и драгоценных металлов. Утилизирующая компания выдает Заказчику пакет документов, подтверждающих факт передачи офисного оборудования и связанные с этим расходы. Впоследствии данная документация учитывается в процессе расчета налога на прибыль в статье внереализационных расходов на основании ст. 265 российского Налогового Кодекса.
Имея за плечами большой опыт работы в данной области, компания ООО «АЛАР» оказывает услуги по списанию и утилизации оргтехники столичным коммерческим предприятиям и организациям на высокопрофессиональном уровне. Наличие лицензии государственного образца и допуска к работе с драгметаллами и токсичными веществами позволяет нам решать все вопросы быстро и оперативно.

Списание оргтехники в бюджетных организациях

Руководители бюджетных организаций при списании офисной техники должны руководствоваться Постановлением Правительства РФ № 834 от 14.10.2010 , регламентирующего списание имущества в государственных учреждениях.
Первоначально решение организация принимает самостоятельно, но для его претворения в жизнь необходима экспертиза оргтехники для списания, в том числе привлечение организаций, занимающихся рециклингом. Пакет документов на запрос разрешения на списание и утилизацию предоставляется на утверждение в государственный орган по распоряжению бюджетными средствами (ГРБС).
Основные отличия списания в бюджетной организации от коммерческой заключаются в том, что в данном случае требуется большее количество разрешительных бумаг:

  • приказ о формировании комиссии;
  • техническое заключение о состоянии оборудования, подписанное специалистами (возможно привлечение со стороны);
  • инвентарные карточки учета ОС;
  • технические паспорта для каждой списываемой единицы;
  • выписка из реестра муниципального имущества на каждый объект.
Состав пакета документов может меняться в случаях, когда сроки списания оргтехники совпадают с рекомендованным сроком эксплуатации, и если технику списывают раньше (по объективным причинам), чем она выработала ресурс или морально устарела.
После того, как комиссия составила акт списания, необходимо утвердить их у руководителя организации, получить разрешение ГРБС. Только после этого можно приступать к демонтажу, вывозу офисного оборудования на утилизацию.
Сотрудники ООО «АЛАР» имеют необходимый опыт работы с бюджетными организациями и контролирующими госорганами в вопросе списания и утилизации оргтехники. Мы оказываем профессиональную помощь в организации процедуры списания, а также возьмем на себя всю работу по утилизации офисного оборудования.

ЗАГРУЗИТЕ СПИСОК НОМЕНКЛАТУРЫ

ДЛЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

Причины списания оргтехники

Российское законодательство объединило причины, по которым любая техника может быть снята с баланса организации, в 6 групп:

  • продажа;
  • дарение;
  • безвозмездная передача другому юридическому лицу (например, при реформировании предприятия);
  • порча или кража;
  • порча в результате форс-мажорных обстоятельств (пожар, неисправные коммуникации, землетрясение и т. п.);
  • износ, моральное устаревание.
Прежде чем отправить технику на утилизацию, руководству учреждения необходимо собрать комиссию, включающую должностных лиц, ответственных за сохранность основных средств, возглавляет ее главный бухгалтер или лицо его заменяющее. Комиссия определяет:
  • причину снятия с баланса ОС (например, моральное устаревание);
  • лиц, виновных в порче (если таковая была);
  • возможность использовать в рециклинге отдельные узлы и комплектующие.
Привлечение в комиссию технического специалиста поможет грамотно обосновать причины списания на основании дефектной ведомости, оформить заключение на списание оргтехники, передать по акту технику утилизирующей компании, снять ее с баланса на основании выданных документов. По итогам комиссия составляет «Акт о списании объекта ОС».
Обращение в профильные компании по утилизации освободит руководство бюджетного учреждения от организации оценки деталей, содержащих цветные, драгоценные металлы, постановки их на баланс, определения количественного содержания и отчета перед государственными контролирующими органами.
Компания «АЛАР» занимается утилизацией оргтехники, списанной с баланса организаций. При работе мы ориентируемся на дефектную ведомость, определяющую перечень неисправностей и действующую на всей территории страны. Мы возьмем на себя вопрос разбора, сортировки и учета ценных компонентов. По окончании работы Заказчику предоставляется справка на списание оргтехники.
Узнать условия сотрудничества и рассчитать стоимость услуг по списанию и утилизации вы можете с помощью нашего консультанта, позвонив по указанному на сайте телефону или оставив заявку на обратный звонок.

Практически в каждом учреждении есть компьютеры, кондиционеры, другое электрооборудование. При их списании могут возникнуть проблемы. Какие и как их избежать? Рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ А. Н. Суховерхова, Ю. А. Кошелева.

Списание основных средств включает в себя:

  • определение технического состояния каждой единицы основных средств;
  • оформление необходимой документации;
  • получение разрешения на списание;
  • демонтаж, разборку;
  • утилизацию объектов и постановку на учет материалов, полученных от их ликвидации; списание с балансового (забалансового) учета.

Определяем техническое состояние

Нормативно-правовые акты Российской Федерации не обязывают учреждения привлекать специализированные организации для представления технического заключения о состоянии компьютерного и электрооборудования и необходимости его списания. Такое решение может принять комиссия , состоящая из сотрудников учреждения с соответствующей квалификацией. В компетенцию комиссии входит:

  • непосредственный осмотр объекта, подлежащего списанию, с использованием необходимой технической документации и данных бюджетного учета;
  • установление целесообразности (пригодности) его дальнейшего использования, возможности и эффективности его восстановления;
  • установление причин списания объекта (физический и моральный износ, нарушение условий эксплуатации и т. д.);
  • выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объекта, внесение предложений об их привлечении к ответственности, установленной ;
  • определение возможности использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего объекта и их оценка исходя из текущей рыночной стоимости;
  • контроль за изъятием из списываемых объектов цветных и драгоценных металлов, определение их веса и сдача на соответствующий склад, а впоследствии - в организацию по приему вторсырья;
  • составление актов о списании объектов основных средств.

Если в штате учреждения отсутствуют специалисты необходимой квалификации, рассматривается возможность их привлечения из других учреждений, подведомственных главному распорядителю бюджетных средств. И только в случае, если обосновать необходимость списания основных средств возможно только с привлечением специализированной организации, учреждению необходимо заключить соответствующий договор.

Согласовываем

По результатам проведенных мероприятий комиссия комплектует пакет документов, которые необходимы для согласования списания основных средств. Перечень таких документов должен быть установлен ГРБС. Применительно к списанию оргтехники понадобятся:

  • копия приказа руководителя о создании постоянно действующей комиссии по списанию основных средств;
  • копии инвентарных карточек учета основных средств;
  • заключения о техническом состоянии, выданные специализированными организациями, подтверждающие непригодность объекта к восстановлению и дальнейшему использованию (при отсутствии в штате учреждения специалистов необходимой квалификации);
  • копии технических паспортов;
  • выписки из реестра муниципального имущества;
  • копии актов об аварии и справки о стоимости нанесенного ущерба;
  • справки органов власти, подтверждающие факт стихийного бедствия или чрезвычайного происшествия;
  • документы, подтверждающие принятие мер по защите интересов публично-правового образования и возмещению ущерба (при списании основных средств, выбывающих вследствие хищения, недостачи, нанесения ущерба).

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Конкретные , которые должны прилагаться к акту о списании основных средств, утверждается органом власти, уполномоченным представлять интересы собственника по управлению имуществом.

Оформленные документы представляются руководителю учреждения для принятия соответствующего решения. В зависимости от установленного нормативным актом порядка списания данного основного средства руководитель учреждения вправе:

  • самостоятельно утвердить акт о списании основных средств. Такая возможность, к примеру, предусмотрена для федеральных учреждений, подведомственных Минздравсоцразвития России в приказе от 28 апреля 2010 г. № 306н (далее - Приказ № 306н). Там, в частности, сказано, что при списании федерального имущества (кроме объектов недвижимости и автотранспорта), первоначальная стоимость которого не превышает двухсот тысяч рублей, право принятия решения об их списании предоставляется руководителям учреждений. При этом они несут персональную ответственность за соблюдение процедур списания федерального имущества в соответствии с ;
  • представить документы главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств для принятия решения о списании основного средства;
  • представить документы главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств для принятия решения о списании основного средства по согласованию с органом по управлению муниципальным имуществом.

Вернемся к Приказу № 306н, где прописан перечень необходимых в последних случаях документов. Понадобятся:

  • письмо учреждения на бланке, содержащем полное наименование, с приложением перечня объектов основных средств, относящихся к движимому имуществу, списание которых подлежит согласованию. В перечне указываются:
    • номер по порядку;
    • наименование объекта основных средств;
    • инвентарный номер объекта основных средств (а также государственный регистрационный номер, тип, марка в отношении автотранспорта);
    • год выпуска объекта основных средств;
    • первоначальная стоимость объекта основных средств;
    • остаточная стоимость объекта основных средств на момент списания;
    • срок полезного использования, установленный для данного объекта основных средств, и срок фактического использования на момент списания;
    • краткое обоснование причин списания и нецелесообразности дальнейшего использования объекта основных средств;
  • акт о списании объекта основных средств (ф. 0306003, ф. 0306004, ф. 0306033) в двух экземплярах;
  • копия инвентарной карточки учета основных средств;
  • копия заключения о техническом состоянии объекта основных средств, подтверждающего его непригодность к дальнейшему использованию (при отсутствии соответствующих специалистов в штате учреждении - копия указанного заключения, выданного организациями, имеющими лицензии на данный вид деятельности, с приложением копий лицензий);
  • копия протокола постоянно действующей комиссии по списанию объектов основных средств о невозможности восстановления объекта либо нецелесообразности их восстановления;
  • копия приказа о создании постоянно действующей комиссии по списанию объектов основных средств организации.

При списании объектов основных средств, по которым срок фактической эксплуатации не превышает срока полезного использования, помимо указанных документов также нужны:

  • акт проверки, проведенной учреждением, о ненадлежащем использовании/хранении объекта основных средств с указанием виновных лиц;
  • письмо о принятых мерах в отношении виновных лиц, допустивших повреждение объекта основных средств, с приложением копий подтверждающих документов (в случае выявления виновных лиц);
  • копии постановления о возбуждении или прекращении уголовного дела (при его наличии);
  • справка учреждения о стоимости нанесенного ущерба;
  • справка учреждения о возмещении ущерба виновными лицами;
  • письмо с подробным пояснением причины, вызвавшей списание объекта основного средства до истечения срока полезного использования (в случае отсутствия виновных лиц).

При списании объектов основных средств, пришедших в негодное состояние в результате стихийных бедствий или иных чрезвычайных ситуаций, кроме вышеперечисленных документов понадобятся:

  • копия акта о причиненных повреждениях;
  • копия справки органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, подтверждающих факт стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций;
  • справка учреждения о стоимости нанесенного ущерба.

Копии представляемых документов должны быть заверены подписью руководителя и печатью учреждения. В представляемых документах не допускается наличия помарок, подчисток, исправлений.

Драгметаллы

Почти во всех компьютерах, мониторах и иной оргтехнике в небольшом количестве присутствуют золото, серебро и другие драгоценные металлы. Любая организация обязана документально оформлять их поступление, движение, инвентаризацию и выбытие.

Учреждение вправе (п. 3.2 Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина России от 29 августа 2001 г. № 68н (далее - Инструкция № 68н)):

  • самостоятельно обрабатывать (перерабатывать) собранный лом, содержащий драгоценные металлы;
  • реализовывать лом, содержащий драгоценные металлы;
  • передавать на давальческой основе аффинажным организациям или организациям, осуществляющим деятельность по заготовке лома и отходов, первичной обработке и переработке, для дальнейшего производства и аффинажа.

Как правило, в учреждениях нет возможности самостоятельно проводить утилизацию оргтехники и изъятие деталей, содержащих драгметаллы. Кроме того, в ряде случаев их самостоятельное изъятие невозможно. Это обусловлено тем, что помимо драгоценных металлов в компьютерной технике часто содержатся вредные для жизни и здоровья человека вещества (например, ртуть, свинец и т. д.). А мониторы могут быть отнесены к классу опасных отходов, поскольку за годы работы в дисплеях накапливается радиация. В этих случаях запрещает самостоятельно избавляться от таких отходов. Это могут сделать лишь специализированные лицензированные организации (постановление Правительства РФ от 26 августа 2006 г. № 524). Поэтому учреждения должны планировать расходы с учетом утилизации оргтехники с помощью специализированных организаций.

Перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, утвержден постановлением Правительства РФ от 17 августа 1998 г. № 972 "Об утверждении Порядка работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, и Перечня организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов". Между учреждением и аффинажной организацией заключается договор, в котором указываются все существенные условия. В сопроводительных документах к нему нужно указать (п. 6.3 Инструкции № 68н):

  • наименование, массу и количество драгоценных металлов, находящихся в передаваемых деталях и узлах;
  • метод, которым определялось содержание драгоценных металлов (например, на основании паспорта на оборудование или согласно техническим документам на аналогичные модели (паспортам, формулярам, этикеткам, руководствам по эксплуатации, справочникам), либо при отсутствии этих сведений (импортное, устаревшее отечественное оборудование и т. п.) - по данным организаций-разработчиков, изготовителей или комиссионно на основе аналогов, расчетов).

После выполнения работ по извлечению драгоценных металлов из лома аффинажная организация представляет учреждению акт (паспорт) аффинажа, в котором указывает фактическое количество драгоценных металлов, извлеченных из лома, и их стоимость. Обычно эти данные не совпадают с первоначальными сведениями. Поэтому в первичные вносят соответствующие исправления (зачеркивают первоначальные записи и проставляют над ними сведения, указанные в акте (паспорте) аффинажа) (п. 6.20 Инструкции № 68н).

Пример 1

Учреждение произвело списание морально устаревшего и физически полностью изношенного оборудования (монитор компьютера), приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности (остаточная стоимость - 7000 руб.). Силами учреждения основные средства были демонтированы. После демонтажа были извлечены детали, содержащие драгоценные металлы. В чистом виде их масса составила 40 г на сумму 4000 руб. Оформлен акт приема-передачи деталей (узлов) аффинажной организации. После завершения работ в представленном паспорте указано содержание драгоценных металлов - 35 г на сумму 3500 руб. (в т. ч. НДС - 534 руб.). Данная сумма поступила на лицевой счет учреждения, открытый ему в территориальном органе Федерального казначейства для учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности. Заметим, в этом случае в поле "Назначение платежа" платежного поручения указывают наименование источника образования дохода или пункта Генерального разрешения, выданного учреждению. При поступлении денежных средств на лицевой счет по приносящей доход деятельности учреждение должно перечислить указанные средства в доход федерального бюджета на счет 40101. В поле 104 платежного поручения указывают код бюджетной классификации 000 1 14 02013 01 0000 440 "Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных учреждений (за исключением имущества федеральных автономных учреждений), в части реализации материальных запасов по указанному имуществу" с указанием в 1–3 разрядах кода дохода кода главного администратора дохода (федерального органа исполнительной власти), за которым закреплено право распоряжения федеральным имуществом. А в поле "Назначение платежа" указывается код 000 3 02 02010 01 0000 440 и основание перечисления: "Перечисление в доход федерального бюджета доходов от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении". В этом случае Генеральное разрешение на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, должно содержать указания на источник образования поступающих на лицевой счет доходов: "Реализация лома и отходов цветных металлов и (или) доходы от аффинажа, с последующим перечислением полученных источников в доход федерального бюджета".
Впоследствии учреждение перечислило средства в доход федерального бюджета.
Бухгалтеру нужно сделать такие записи:

Дебет 2 401 01 172

Кредит 2 101 04 410
"Уменьшение стоимости машин и оборудования"
- 7000 руб. - списано основное средство;

Дебет 2 105 06 340

Кредит 2 401 01 172
"Доходы от реализации активов"
- 4000 руб. - оприходованы детали, содержащие драгоценные металлы;

Дебет 2 105 06 340 (аффинажная организация)
"Увеличение стоимости прочих материальных запасов"
Кредит 2 105 06 340 (склад)
"Увеличение стоимости прочих материальных запасов"
- 4000 руб. - переданы детали аффинажной организации (основание - акт передачи);

Дебет 2 205 09 560
"Увеличение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов"
Кредит 2 401 01 172
"Доходы от реализации активов"
- 3500 руб. - начислен доход от реализации драгоценных металлов (основание - паспорт аффинажной организации);

Дебет 2 201 01 510
"Поступления денежных средств учреждения на счета"
Кредит 2 205 09 660
"Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов"
- 3500 руб. - поступили денежные средства на лицевой счет учреждения;

Дебет 2 401 01 172
"Доходы от реализации активов"
Кредит 2 303 04 730
"Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость"
- 534 руб. - начислен НДС;

Cторно:
Дебет 2 105 06 340
"Увеличение стоимости прочих материальных запасов"
Кредит 2 401 01 172
"Доходы от реализации активов"
- 500 руб. - произведена коррекция по содержанию драгоценных металлов в деталях методом "красное сторно";

Дебет 2 401 01 172
"Доходы от реализации активов"
Кредит 2 105 06 440
"Уменьшение стоимости прочих материальных запасов"
- 3500 руб. - произведено списание деталей (узлов) при их реализации;

Дебет 2 401 01 172
"Доходы от реализации активов"
Кредит 2 303 05 730
"Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"
- 3500 руб. - начислена задолженность в бюджет;

Дебет 2 303 04 830
"Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость"
Кредит 2 201 01 610

- 534 руб. - перечислен НДС в бюджет;

Дебет 2 303 05 830

Кредит 2 201 01 610
"Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов"
- 3500 руб. - перечисление в бюджет начисленной задолженности от утилизации материальных ценностей.

Обратите внимание: администратор, за которым закреплено администрирование указанных платежей, должен произвести следующие записи:

Дебет 1 210 02 440

Кредит 1 401 01 172
"Доходы от реализации активов"
- поступление в бюджет дохода от утилизации материальных ценностей.

Пример 2

Воспользуемся примером № 1, с той лишь разницей, что организация, принявшая отходы цветных металлов, перечисляет денежные средства непосредственно в доход федерального бюджета на счет 40101. При этом в поле 104 платежного поручения указывают код бюджетной классификации 000 1 14 02013 01 0000 440 "Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных учреждений (за исключением имущества федеральных автономных учреждений), в части реализации материальных запасов по указанному имуществу" с указанием в 1–3 разрядах кода дохода кода главного администратора дохода (федерального органа исполнительной власти), за которым закреплено право распоряжения федеральным имуществом.
В этом случае записи по получению средств от аффинажной организации будут такими:

Дебет 1 303 05 830
"Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"
Кредит 1 205 09 660
"Погашение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов"
- 3500 руб. - отражена зачисленная в бюджет сумма, поступившая от специализированной организации (запись делают после получения выписки органа казначейства из сводного реестра поступлений).

Администратор поступлений в бюджет, за которым закреплено администрирование указанных доходов, делает запись:

Дебет 1 210 02 440
"Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступлениям в бюджет от реализации материальных запасов"
Кредит 1 401 01 172
"Доходы от реализации активов"
- 3500 руб. - поступление в бюджет дохода, перечисленного организацией, специализирующейся на утилизации материальных ценностей.

Эксперты службы
Правового консалтинга ГАРАНТ
А. Н. Суховерхова,
Ю. А. Кошелева.

Порядок ее работы может быть установлен в учетной политике или отдельным приказом по учреждению.