Рабочий план счетов инструкция по его применению. Особенности применения инструкции к плану счетов

План счетов - система бухгалтерских счетов, предусматривающих их количество, группировку и цифровое обозначение в зависимости от объектов и целей учета. В План счетов включаются синтетические счета первого порядка и субсчета или счета второго порядка. Построение плана счетов обеспечивает согласованность учетных показателей с показателями действующей отчетности.

Виды планов счетов

· Бухгалтерский учёт финансово-хозяйственной деятельности организаций (общий).

· Бухгалтерский учёт в кредитных организациях.

· Бюджетный учёт.

Инструкция по применению плана счетов

Настоящая инструкция устанавливает единые подходы к применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. Принципы, правила и способы ведения организациями бухгалтерского учета отдельных активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций, устанавливаются положениями и другими нормативными актами, методическими указаниями по вопросам бухгалтерского учета.

По плану счетов бухгалтерского учета и в соответствии с настоящей Инструкцией бухгалтерский учет должен вестись в организациях всех форм собственности и организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи.

На основе плана счетов бухгалтерского учета и настоящей инструкции организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.

План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов и субсчетов.

Для учета специфических операций организация может по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации вводить в план счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов.

Субсчета, предусмотренные в плане счетов бухгалтерского учета, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из настоящей инструкции, положений и других нормативных актов, методических указаний по вопросам бухгалтерского учета.

В инструкции после характеристики каждого синтетического счета дана типовая схема корреспонденции его с другими синтетическими счетами. В случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить ее, соблюдая единые подходы, установленные настоящей инструкцией.

Инструкция к плану счетов без преувеличения является настольной книгой для бухгалтера любого ранга в коммерческой компании. В то же время нужно понимать, что она регулирует только один из вариантов отражения хозяйственных фактов на счетах, поскольку на данный момент в России существует несколько планов счетов: для коммерческих, бюджетных организаций, а также для банковского сектора.

Классификация инструкций по применению плана счетов

Отечественное законодательство допускает применение довольно обширного количества официальных разъяснений к счетам бухгалтерского учета и порядка их использования.

Для юридических лиц, не относящихся к сфере бюджетного финансирования и банковскому сектору, действует план счетов, введенный приказом Минфина России от 31.10.2001 № 94н. Помимо перечня счетов и их описания в указанном акте дается инструкция к плану счетов для использования коммерческими фирмами.

Для государственных организаций, финансируемых из бюджета, действует план счетов, утвержденный приказом Минфина от 01.12.2010 № 157н. Он также предусматривает использование специальных разъяснений по его применению.

Учреждения банковского сектора обязаны пользоваться положением ЦБ РФ от 16.07.2012 № 385-П, которое также регламентирует перечень кодов счетов банковского учета и регулирует порядок их применения.

Страховым компаниям на основании приказа Минфина от 04.11.2001 № 69н предписано пользоваться отдельным перечнем кодов и инструкцией к плану счетов.

Содержание разъяснений по применению бухгалтерских счетов, введенных приказом № 94н

В первую очередь следует остановиться на положениях инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета , утвержденных приказом № 94н, поскольку ее содержание касается подавляющего большинства компаний, работающих на отечественном рынке.

При этом жестко регламентируется только перечень синтетических счетов, на основе которого компания должна сформировать свой перечень, применяемый ею в работе. Аналитическую составляющую счетов фирма может взять из инструкции или применить самостоятельно созданные обозначения, соответствующие целям ее деятельности и задачам, стоящим перед бухгалтерией. Такое же правило актуально и для обозначения наименования субсчетов.

Подобный подход полностью соответствует тем задачам, которые ставились при введении инструкции к плану счетов . Основная цель документа - это внедрение в практику единообразного механизма двойной записи между синтетическими счетами. Иными словами, методология учета, построенная на утвержденном списке счетов, должна позволять бухгалтеру без особых затруднений увязывать направление использования и источник образования имущества посредством записи в дебет одного и кредит другого счета.

Допускается отступление от типовых проводок и создание собственных схем отражения на счетах; при этом общие методики, указанные в инструкции по применению плана счетов, должны соблюдаться.

Связь инструкции из приказа № 94н с другими законодательными актами

Обособленное применение положений инструкции, введенной приказом № 94н, невозможно. Ее обязательно нужно рассматривать в неразрывной связи с иными актами, регулирующими бухгалтерский учет в России. К ним относятся:

  • закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ;
  • Положения по бухгалтерскому учету;
  • приказ Минфина «О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» от 21.12.1998 № 64н;
  • информация Минфина «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности» от 03.06.2015 № ПЗ-3/2015;

Нужно обратить особое внимание на пп. 1 и 4, поскольку закон называет общие требования к учету на всей территории страны, а информация Минфина регулирует упрощенную методику его ведения с учетом инструкции к плану счетов по приказу № 94н.

ВАЖНО! Для мелких частных предприятий применяется приказ № 64н, однако он носит рекомендательный характер.

Кроме того, большое значение имеют требования, сформулированные в ПБУ 1/2008. Их также необходимо учитывать в работе бухгалтерии.

Пользователи инструкции по приказу № 94н

Все коммерческие компании, которые фиксируют события хозяйственной жизни посредством использования двойной записи, являются пользователями плана счетов и инструкции по приказу № 94н. Допускается отказ от их применения определенными категориями организаций:

  • частными предпринимателями;
  • представительствами зарубежных фирм.

Это обусловлено в первую очередь разрешением указанным субъектам на законном основании не вести полноценный бухгалтерский учет.

Кроме того, возможность не фиксировать операции посредством двойной записи имеют микрокомпании и некоммерческие учреждения, поэтому на них действие данного документа также не распространяется.

Однако в деловой практике подобными послаблениями мало кто пользуется, поскольку каких-то единых указаний относительно ведения учета без применения двойной записи на счетах нет.

Инструкция изменялась в 2003, 2006 и в 2010 годах. В настоящий же момент ни одна законодательная инициатива по данному вопросу не рассматривается.

Порядок применения инструкции к единому плану счетов из приказа № 157н

В качестве документа, утвердившего план счетов для учреждений, финансируемых из бюджета, выступил приказ № 157н. По его номеру принято называть являющуюся приложением к нему инструкцию к единому плану счетов № 157н

План счетов и инструкцию к нему по приказу № 157 применяют субъекты, которые осуществляют свою деятельность на основе бюджетных поступлений: автономные, казенные, бюджетные учреждения, государственные органы, внебюджетные фонды.

Для того чтобы подробнее описать некоторые положения, а также облегчить понимание плана счетов к приказу № 157н и соответствующей инструкции, в качестве вспомогательных актов были приняты:

  • в части учета бюджетных организаций - приказ от 16.12.2010 № 174н;
  • для различных автономных учреждений - приказ от 23.12.2010 № 183н;
  • для казенных структур - приказ от 06.12.2010 № 162н.

Необходимость ведения бухгалтерского учета строго предписана исключительно бюджетным и автономным учреждениям. Казенные же учреждения должны осуществлять процедуры, формирующие бюджетный учет (п. 21 инструкции № 157н).

В перечисленных документах содержатся перечни кодов счетов и регламенты их применения каждым из названных типов субъектов. Кроме того, эти нормативные акты являются фундаментом для построения рабочих планов счетов и разработки конкретных процедур учета в перечисленных учреждениях. В результате складывается ситуация, что финансируемые за счет бюджетных средств структуры должны подчиняться не только положениям приказа № 157н, но и одновременно учитывать требования соответствующего вспомогательного акта.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При сравнении положений инструкции для коммерческого и бюджетного сектора можно увидеть в них большое количество сходных подходов к учету. В частности, допускаются самостоятельная разработка и применение перечня аналитических счетов. В то же время приказ № 157н не включает списка типовых проводок, однако они приведены в частных приказах № 162н, № 174н, № 183н.

Главное же отличие в том, что «бюджетный» вариант инструкции прямо предписывает учреждениям использовать метод двойной записи при ведении учета. Коммерческий же регламент напротив, указывает, что двойная запись является причиной, обуславливающей задействование инструкции, а не следствием.

Основные отличия перечней бухгалтерских счетов в коммерческой и бюджетной организациях

При изучении основных моментов, перечисленных в приказе № 157н, можно увидеть, что в нем есть четкое разделение на бухгалтерский и бюджетный учет. Каковы же принципиальные различия данных подходов?

Обратившись к Бюджетному кодексу, можно установить, что бюджетный отчет представляет собой порядок подготовки, фиксации, группировки данных об имуществе и источниках его формирования для государственных организаций, правительственных органов и территориальных образований.

А в законе № 402-ФЗ можно найти такое определение: бухгалтерский учет - это обобщение данных о фактах хозяйственной деятельности, имуществе, кредитах, источниках финансового обеспечения компании.

Одновременно с этим нужно учитывать, что деятельность компании, с которой начисляется и уплачивается налог и которая освобождена в силу закона от фискальных платежей, должна учитываться отдельно. На это прямо указано в ст. 149 НК РФ. К льготным операциям относится, в частности, бюджетное финансирование.

Для решения задачи по разграничению видов деятельности, освобожденной или подпадающей под налоги, госучреждения могут быть отнесены к тем, которые большей частью занимаются коммерческой деятельностью или, напротив, к тем, которые не занимаются получением доходов в коммерческих целях. В первую категорию попадают бюджетные и автономные учреждения, во вторую - казенные.

Получается что компаниям, деятельность которых так или иначе связана с получением доходов, предписывается ведение бухгалтерского учета. В учреждениях же, где предпринимательская деятельность не осуществляется, нужно вести бюджетный учет.

Обновленные положения инструкции по приказу № 157н

Последние новшества появились в приказе № 157н в 2015 году. Они внесли довольно ощутимые изменения в общий порядок учета бюджетных структур.

Большинство изменений, которым подверглась инструкция к плану счетов из приказа № 157н, сводятся к преобразованию их структуры. Наиболее значимым в этом отношении актом стал приказ Минфина от 06.08.2015 № 124н.

Некоторые изменения коснулись и названий счетов. Так, для счета 201 06 оно было заменено на «Денежные средства учреждения на специальных счетах».

Кроме того, счет 502 01 длительный период носил название «Принятые (принимаемые) обязательства». В связи с введенными изменениями его наименование было сокращено до «Принятые обязательства». Отметим, что в деловом обороте указанный счет чаще всего соответствовал именно принятым обязательствам.

Наряду с этим была введена возможность применения забалансовых счетов 17 и 18 в отношении счета 0 210 03 000.

Таким образом, для каждого специфического направления учета (коммерческого, бюджетного, страхового и банковского секторов) существуют свои инструкции. Хотя в целом их суть во многом схожа, особенности, связанные с организационно-правовой формой, источниками финансирования и сферой деятельности, всё же имеются.

Кроме того, следует иметь в виду, что во всех инструкциях строго регламентирован только порядок применения синтетических счетов, аналитическая же составляющая может формироваться организациями по их усмотрению.

Приложение № 2 к Национальному стандарту

Вторая часть. Текущие активы

Раздел II. Товарно-материальные запасы

85. Счета данного раздела предназначены для обобщения информации о наличии и движении:

а) запасов сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, топлива, тары, запчастей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, прочих материалов, предназначенных для использования в процессе производства или при выполнении работ и оказании услуг;

б) незавершенного производства, выполнения работ и оказания услуг;

в) готовой продукции;

г) товаров, предназначенных для продажи в ходе обычной деятельности предприятия.

86. При организации учета товарно-материальных запасов необходимо обратить внимание на их структуру, состояние, движение, количество, приобретение, порядок переоценки и т.п. Данные учета должны содержать информацию по изысканию резервов снижения себестоимости продукции, рационального использования материальных ценностей, снижения норм расходов, надлежащего хранения и их сохранности.

87. В данном разделе освещается порядок учета на следующих счетах:

88. Порядок отнесения ценностей к товарно-материальным запасам и порядок их учета регулируются Национальным стандартом бухгалтерского учета Республики Узбекистан (НСБУ № 4) "Товарно-материальные запасы", утвержденным Министерством финансов Республики Узбекистан 27 августа 1998 года № 44 (рег. № 486 от 28.08.98 г., "Бюллетень нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Узбекистан" 1999 г. № 5).

Раздел III. Расходы будущих периодов и отсроченные расходы - текущая часть

Раздел IV. Счета к получению - текущая часть

167. Счета этого раздела предназначены для обобщения информации о:

а) счетах к получению от покупателей и заказчиков;

б) полученных векселях;

в) счетах к получению от обособленных подразделений, дочерних и зависимых хозяйственных обществ;

г) выданных авансов, различным юридическим и физическим лицам;

д) задолженности персонала, учредителей и разных дебиторов.

168. Счета к получению в иностранной валюте учитываются в сумах, путем перерасчета иностранной валюты по курсу Центрального банка Республики Узбекистан на дату выписки расчетно-денежных документов. Курсовые разницы от ежемесячной переоценки дебиторской задолженности на последнее число отчетного месяца по курсу Центрального банка Республики Узбекистан относятся на счет 9540 "Доходы от валютных курсовых разниц" (при положительной курсовой разнице) или 9620 "Убытки от валютных курсовых разниц" (при отрицательной курсовой разнице).

169. В этом разделе освещается порядок учета на следующих счетах:

Раздел V. Денежные средства, краткосрочные инвестиции и прочие текущие активы

218. Счета этого раздела предназначены для обобщения информации о наличии и движении принадлежащих предприятию денежных средств в национальной и иностранных валютах, находящихся в кассе, на счетах в банках на территории Республики Узбекистан и за рубежом, денежных эквивалентов, краткосрочных вложений в ценные бумаги, а также недостач и потерь от порчи ценностей и прочих текущих активов.

219. Денежные средства в иностранной валюте и операции с ними учитываются на счетах этого раздела в национальной валюте - в сумах, путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка Республики Узбекистан на дату выписки денежно-расчетных документов. Курсовые разницы от ежемесячной переоценки остатков денежных средств на последнее число отчетного месяца по курсу Центрального банка Республики Узбекистан относятся на счет 9540 "Доходы от валютных курсовых разниц" (при положительной курсовой разнице) или 9620 "Убытки от валютных курсовых разниц" (при отрицательной курсовой разнице).

220. В этом разделе освещается порядок учета на следующих счетах:

Третья часть. Обязательства

Раздел VI. Текущие обязательства

249. Счета этого раздела предназначены для обобщения информации о текущих обязательствах предприятия перед юридическими и физическими лицами.

250. Обязательства в иностранной валюте учитываются на счетах этого раздела в сумах, путем перерасчета иностранной валюты по курсу Центрального банка Республики Узбекистан на дату выписки расчетно-денежных документов. Курсовые разницы от переоценки кредиторской задолженности на дату составления бухгалтерского баланса относятся на счет 9540 "Доходы от валютных курсовых разниц" (при положительной курсовой разнице) или 9620 "Убытки от валютных курсовых разниц" (при отрицательной курсовой разнице).

251. В данном разделе освещается порядок учета на следующих счетах:

Раздел VII. Долгосрочные обязательства

306. Счета этого раздела предназначены для обобщения информации о долгосрочных обязательствах предприятия перед юридическими и физическими лицами.

307. Обязательства в иностранной валюте учитываются на счетах этого раздела в сумах, путем перерасчета иностранной валюты по курсу Центрального банка Республики Узбекистан на дату выписки расчетно-денежных документов. Курсовые разницы по операциям с иностранными валютами, возникшие при пересчете долгосрочных валютных статей баланса, относятся на счет 9540 "Доходы от валютных курсовых разниц" (при положительной курсовой разнице) или 9620 "Убытки от валютных курсовых разниц" (при отрицательной курсовой разнице).

308. В этом разделе освещается порядок учета на следующих счетах:

Четвертая часть. Собственный капитал

Раздел VIII. Капитал, прибыль и резервы

338. Счета этого раздела предназначены для обобщения информации о состоянии и движении собственного капитала предприятия, включая фонды и резервы, создаваемые в соответствии с законодательством и (или) учредительными документами.

Собственный капитал представляет собой разность между активами и обязательствами предприятия.

Собственный капитал может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от результатов деятельности, дополнительных инвестиций, произведенных владельцем.

339. В данном разделе освещается порядок учета на следующих счетах:

Пятая часть. Формирование и использование финансовых результатов

Раздел IX. Доходы и расходы

374. Счета этого раздела предназначены для обобщения информации о формировании и использовании финансовых результатов деятельности предприятия в отчетном периоде.

Порядок формирования и использования финансовых результатов регулируется Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 февраля 1999 года № 54 (СП КМ. РУ. 1999 г. № 2 ст. 9) и Национальными стандартами бухгалтерского учета Республики Узбекистан.

Инструкция к плану счетов бухучета для предприятий коммерческой сферы отличается от соответствующих документов, разработанных для бюджетных организаций. Изучим их специфику подробнее.

Какие инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета существуют

Российское законодательство предусматривает достаточно много разновидностей инструкций по применению плана счетов бухгалтерского учета.

Так, бухучет в коммерческих фирмах должен вестись согласно плану счетов, утвержденному приказом Минфина России от 31.10.2001 № 94н. Данный НПА включает также инструкцию по применению соответствующего плана.

Бухгалтерская деятельность государственных и муниципальных организаций, в свою очередь, должна осуществляться в соответствии с планом, введенным приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Указанный НПА также включает в себя инструкцию по применению плана счетов в бухучете бюджетными организациями.

Кроме того, есть ряд отраслевых инструкций, регламентирующих пользование планом счетов бухучета, а также аналогичные им источники. В частности, положением ЦБ РФ от 16.07.2012 № 385-П утвержден план счетов бухучета для банков, а также соответствующие ему правила ведения бухучета. Приказом Минфина России от 04.11.2001 № 69н введен план счетов бухучета и инструкция к нему для страховых компаний.

О чем говорит инструкция, утвержденная приказом № 94н

Рассмотрим основные особенности «коммерческой» инструкции к плану счетов, введенному приказом № 94н.

На базе данного плана организации обязаны формировать собственный рабочий план счетов бухучета. В его структуре должны присутствовать основные синтетические счета, зафиксированные в приказе № 94н.

Подробнее о структуре рабочего плана бухучета читайте в статье .

Что касается субсчетов, а также аналитических счетов, налогоплательщик может задействовать и те, что предложены законодателем, и разработанные самостоятельно.

В качестве одной из ключевых целей инструкции к плану счетов, введенному приказом № 94н, рассматривается установление законодателем типовой схемы корреспонденций между различными синтетическими счетами. То есть фирма, осуществив ту или иную проводку по дебету одного счета, должна без труда найти ей соответствие по кредиту другого имеющегося в рабочем плане счета. Если бухучет организован фирмой в соответствии с инструкцией, то решение данной задачи сложностей не составит.

Минфин России также дает налогоплательщику право дополнять типовую схему корреспонденций собственными связками счетов при условии соблюдения единых подходов к формированию подобных схем, утвержденных указанной выше инструкцией.

Какие НПА корреспондируют с инструкцией из приказа № 94н

Существует ряд нормативно-правовых актов, корреспондирующих с приказом № 94н и утвержденной им инструкцией. Из них наиболее значимы для российского бухгалтера:

  • закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ;
  • информация Минфина России «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности» № ПЗ-3/2015;
  • приказ Минфина России «О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» от 21.12.1998 № 64н;
  • ПБУ 1/2008.

1-й источник права устанавливает правила ведения бухгалтерского учета в РФ в целом. В его юрисдикции — все налогоплательщики.

2-й документ регламентирует ведение бухучета в упрощенном порядке, в том числе в аспекте применения плана счетов, а также инструкции к плану счетов, введенному приказом № 94 н.

Подробнее о ведении бухучета в упрощенном порядке читайте в статье .

Положение по бухгалтерскому учету 1/2008, введенное приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, призвано эффективно дополнять вышеперечисленные источники права.

Кто должен использовать инструкцию из приказа № 94н

Рассматриваемый источник права должен по умолчанию применяться всеми организациями, которые в соответствии с законодательством должны вести бухучет методом двойной записи, то есть одновременного фиксирования хозяйственных операций по дебету и кредиту.

Инструкцию из приказа № 94н в соответствии с п. 2 ст. 6 закона № 402-ФЗ могут не использовать:

  • филиалы иностранных организаций.

Причина в том, что законодатель позволяет данным субъектам не вести бухучет в принципе.

Формально право не применять инструкцию к плану счетов из приказа № 94н имеют также микропредприятия и НКО, так как они могут не делать в процессе бухучета двойную запись (п. 2.1 информации № ПЗ-3/2015). Но на практике налогоплательщики не слишком активно пользуются данной преференцией, поскольку законодатель пока не публикует официальных разъяснений, методик и рекомендаций относительно ведения бухучета без двойной записи.

Что нового в инструкции из приказа № 94н

Поправки в приказ № 94н, принятый в 2001 году, вносились всего 3 раза: в 2003 году, 2006-м, а также в ноябре 2010-го. Данный НПА довольно долго не редактировался, и на сегодняшний день в официальных медиа, имеющих отношение к законотворчеству, какие-либо поправки в него не анонсируются. Таким образом, ничего нового за последние несколько лет в приказе № 94н не появилось.

Другое дело — подход законодателя к регулированию бухгалтерской деятельности в бюджетной сфере. Здесь государство практикует менее консервативные подходы. В чем это выражается, рассмотрим ниже.

Бухучет в бюджетной системе: инструкция № 157н к единому плану счетов

Ведение бухучета в бюджетной системе РФ регулируется приказом № 157н. Данным НПА утвержден единый план счетов бухучета для государственных и муниципальных организаций, а также инструкция к нему. Неофициально она именуется как инструкция № 157н.

В юрисдикции приказа № 157н, а значит, и соответствующей ему инструкции — все организации, тем или иным образом зависящие от бюджета РФ: автономные, казенные, бюджетные (в узком юридическом смысле) учреждения, органы власти, внебюджетные фонды и т.д.

В целях детализации положений приказа № 157н, а также их оптимальной адаптации к специфике отдельных типов российских бюджетных организаций был издан ряд дополнительных НПА:

  • приказ от 16.12.2010 № 174н — для бюджетных учреждений;
  • приказ от 23.12.2010 № 183н — для автономных структур;
  • приказ от 06.12.2010 № 162н — для казенных учреждений.

При этом собственно бухгалтерский учет российский законодатель предписывает вести только бюджетным и автономным структурам. Казенные учреждения обязаны осуществлять процедуры, формирующие бюджетный учет (п. 21 инструкции № 157н).

Приказы №№ 174н, 183н и 162н включают отдельные инструкции к планам счетов бухгалтерского либо бюджетного учета. На основе данных НПА в соответствующих учреждениях (бюджетных, автономных, а также казенных) должны приниматься внутренние рабочие планы.

Получается, что на государственные и муниципальные структуры одновременно распространяется юрисдикция 2 официальных инструкций — утвержденной приказом № 157н, а также содержащейся в НПА, который коррелирует с типом учреждения.

Если проводить аналогию между инструкцией № 157н и аналогичной ей «коммерческой», из приказа № 94н, можно обнаружить между их положениями ряд принципиальных сходств.

Например, субъект ведения учета в бюджетной системе России может, как и бизнесы, использовать в дополнение к обязательным синтетическим счетам собственные аналитические счета (абз. 3 п. 1 инструкции № 157н).

Вместе с тем в «бюджетной» инструкции нет схем корреспонденции счетов по дебету и кредиту, как в инструкции для бизнеса. Однако необходимые корреспонденции согласно приказу № 157н предусмотрены приказами №№ 174н, 183н и 162н.

Кроме того, законодатель прямо предписывает бюджетным структурам вести бухучет с использованием двойной записи (п. 3 инструкции № 157н). В «коммерческом» же приказе Минфина двойная запись — причина, обуславливающая задействование соответствующей инструкции, а не следствие.

В чем отличие бухгалтерского учета от бюджетного

Выше мы отметили, что приказ № 157н разграничивает бухучет в госструктурах на бюджетный и бухгалтерский. В чем разница между ними?

В соответствии с п. 2 ст. 264.1 БК РФ бюджетный отчет — это система сбора, регистрации, а также обобщения сведений о состоянии активов и обязательств РФ, субъектов РФ, МО и операций, коррелирующих с соответствующими активами и обязательствами.

Согласно п. 2 ст. 1 и ст. 5 закона № 402-ФЗ бухгалтерский учет — это формирование систематизированной информации о фактах хозяйственной жизни, активах, обязательствах, источниках финансирования, доходах, а также расходах субъекта.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В соответствии с п. 4 ст. 149 НК РФ проводимые налогоплательщиком операции, подлежащие и не подлежащие налогообложению, должны фиксироваться в рамках раздельного учета. К операциям 2-го типа относятся, в частности, бюджетные ассигнования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

С целью оптимизации раздельного учета, ведение которого предопределено нормами НК РФ, законодатель может классифицировать государственные и муниципальные учреждения как субъекты осуществления преимущественно налогооблагаемых операций либо тех, которые налогом не облагаются. К первым в большей степени относятся автономные и бюджетные организации (пп. 2, 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ), ко вторым — казенные.

Таким образом, в тех структурах, где предполагается извлечение дохода (автономных и бюджетных учреждениях), законодатель предписывает вести классический бухгалтерский учет. В структурах, где бизнес, как правило, не ведется, то есть в казенных учреждениях, осуществляется бюджетный учет.

Выше мы упоминали, что консервативный подход к редактированию положений «коммерческой» инструкции по применению плана счетов заметно контрастирует с политикой законодателя в области регулирования бухучета в российской бюджетной системе.

Данный тезис подтверждается, в частности, внесением в положения инструкции № 157н регулярных корректировок.

Что нового в инструкции из приказа № 157н

Поправки к приказу № 157н в основном заключаются в изменении структуры счетов, содержащихся в едином плане. Последние НПА, посредством которых законодатель редактировал приказ № 157н, а также инструкцию к плану счетов, — приказы Минфина России от 06.08.2015 № 124н, от 01.03.2016 № 16н, от 16.11.2016 № 209н.

Спектр поправок в приказ № 157н достаточно широк:

  • добавление и исключение счетов;
  • корректировка наименований счетов;
  • предоставление организациям возможности самостоятельно принимать решение о возможности открывать дополнительные забалансовые счета.

Подробнее о бюджетном учете читайте в статьях:

План счетов - это неотъемлемая часть работы бухгалтера, как с опытом работы, так и новичка. По сути, все счета, используемые для отражения операций организации, систематизированы в общий документ. Его и назвали Планом счетов. Это своего рода таблица, в которой собраны все необходимые для работы цифровые обозначения, используемые в проводках. Также стоит помнить, что предприятие может создавать свой рабочий План счетов. Однако следует придерживаться Инструкции по применению данного документа. Она позволяет бухгалтеру найти ответы на многие вопросы, связанные со счетами.

Что такое План счетов?

Не секрет, что в бухгалтерском учете любой организации используются так называемые проводки. Они помогают отражать как прибытие, как и убыль различных элементов. В проводке активное участие принимают счета. По сути, именно они и составляют основу операций.

По факту, План счетов - это таблица, в которой содержится перечень всех используемых бухгалтерией счетов. Это схема, помогающая верно регистрировать ведение хозяйственных и финансовых операций любой организации. Стоит отметить, что любое предприятие ведет такого рода учет. Даже "Бухучет для чайников" предлагает в первую очередь ознакомиться с Планом счетов, а также с его разделами.

Законодательное регулирование

План счетов - это не просто бумага, которую используют отдельные бухгалтеры. Он не изменен для всякого рода организаций. Так, ввод в обращение текущего плана счетов было закреплен Федеральным законом в 2000 году, а в дальнейшем была новая редакция от 2010 года, то есть спустя десять лет. То есть данные нормативные документы оговаривают, какие именно счета и для чего используются предприятием.

Если же организации необходимо использовать дополнительные счета, то здесь может помочь "Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета". В ней можно найти структуру конкретного счета. Вероятно, на нем можно отображать то или иное действие. Если же такой вариант не был найден, то позволяется использовать счета, которые не были затронуты в основном плане счетов. Однако эти нововведения должны быть закреплены в учетной политике организации.

Рабочий план счетов организации

Как уже говорилось выше, предприятие может структурировать свой собственный план счетов. При этом нужно придерживаться ряда правил. Так, основываясь на Инструкции к Плану счетов, предприятие может выбрать те счета, которые необходимы для работы с конкретными операциями.

К слову, по согласованию с Минфином организация может использовать дополнительные системы бухгалтерских счетов. Это возможно в случаях, когда специфика организации этого требует. Готовый план счетов конкретной организации закрепляется в учетной политике. Это становится инструментом для ведения качественной деятельности организацией, а также упрощает хозяйственную деятельность.

Схема рабочего плана счетов

В существующих пособиях, таких как «Бухучет для чайников», дается не только примерное содержание рабочего плана для предприятия разного профиля, но и теоретическая база.

К примеру, рабочий план представляет собой разветвленную структуру. На первом месте стоят На них учитывают капитал, его движение, прочие обязательства и имущество, а также хозяйственные процессы.

На аналитических счетах можно отражать более конкретные действия. Наличие такого рода счетов позволяет проводить проверку операций. Однако наличие такого вида счетов необязательно.

Есть еще субсчета, которые помогают детализировать операции. Так, на предприятиях, связанных с производством, можно выделить отдельные субсчета по видам продукции или изделий. План счетов с пояснениями помогает бухгалтеру составить рабочий план «под себя».

Состав Плана счетов

В настоящее время План счетов состоит из восьми разделов. Всего в них описано шестьдесят счетов. Интересен тот факт, что в самом плане присутствуют цифры от одного до девяноста девяти. Это означает, что ряд цифр остается свободным от конкретного счета. Это как раз на тот случай, если специфика деятельности организации позволяет допустить использование дополнительных синтетических счетов, то есть предприятие может использовать свободные номера. Бухгалтерский план счетов с субсчетами также имеет забалансовые счета, на которых отражаются, например, арендованное имущество или же материальные ценности, которые были приняты организацией на хранение.

Всего План счетов имеет восемь больших разделов, в которых и распределены все счета, кроме забалансовых. Также есть указания относительно того, какие субсчета к каждому из синтетических счетов можно открыть и под каким номером.

Коротко о забалансовых счетах

Забалансовыми называют те счета, которые не принадлежат ни одному из разделов Плана счетов. В них указываются операции, связанные со средствами, которые не принадлежат организации, но, к примеру, находятся у нее на временном хранении.

Забалансовые счета также называют вспомогательными. Примечательно, что операции по ним в итоге не отражаются в бухгалтерском балансе, они также никаким образом не влияют на финансовый результат деятельности организации. В плане счетов они представлены в виде трехзначных чисел, начиная с нуля. То есть первый счет такого плана носит номер 001, и так далее. Завершает этот своего рода раздел счет с номером 007.

Какие разделы включены в План счетов?

Как уже говорилось, План счетов состоит из восьми разделов со своими счетами. Они структурированы, что позволяет быстро найти необходимую информацию.

  • Внеоборотные активы предприятия. Сюда относятся основные средства на балансе организации, их амортизация, а также нематериальные активы;
  • Производственные запасы. В данном разделе можно встретить бухгалтерские синтетические и аналитические счета по учету движения материалов, резервов компании или, например, приобретение каких-либо материальных ценностей;
  • Затраты на производство. Как становится ясно из названия, сюда включены счета, напрямую связанные со всевозможными видами производств.
  • Готовая продукция. Соответственно, на счетах, расположенных в данном разделе, можно учитывать готовую продукцию, рассчитывать ее стоимость.
  • Денежные средства. Сюда включены такие счета, как «касса», «расчетный счет», «денежные переводы».
  • Расчеты. Данная обширная группа включает в себя множество вариантов расчетов, начиная от погашения задолженности перед кредиторами и заканчивая выплатой или начислением заработной платы работникам организации.
  • Капитал. Этот раздел помогает структурировать счета, связанные с уставным, резервным или добавочным капиталами организации.
  • Финансовые счета. Данный, заключительный раздел включает в себя счета, помогающие выявить результат продажи, а также итоговый финансовый результат для предприятия в конце года.

Синтетические и аналитические счета: в чем разница?

Как известно, можно выделить три группы счетов бухгалтерского учета, а именно, синтетические, субсчета и аналитические. Все три группы взаимосвязаны, однако есть вероятность, что они могут быть неправильно поняты, особенно начинающими бухгалтерами.

Так, синтетические счета как раз располагаются в плане счетов. То есть, счет 10 с названием «материалы» находится в разделе «затраты на производство». Сюда включены все средства, которые присутствуют в производственной деятельности, за исключением основных.

В свою очередь, данный счет имеет субсчета. Это более конкретизированный вариант. То есть к синтетическому счету «материалы» можно открыть субсчет под номером один и названием «сырье и материалы». То есть сюда уже не входят ни животные, ни запасные части, - только то, что описано в названии конкретного субсчета.

Аналитический же счет позволяет еще больше конкретизировать учет. То есть нефть, к примеру, это будет отдельный аналитический счет, который открывается к субсчету. Таким образом, аналитический счет помогает структурировать учет хозяйственной деятельности, а также позволяет проверять, на каких статьях затрат можно сэкономить.

Инструкция по применению готового Плана счетов

Инструкцией называют документ, который помогает бухгалтеру верно использовать имеющийся План счетов. В ней указана следующая информация:

  • Номер счета.
  • Полное наименование.
  • Назначение счета, а именно - его содержание и общая структура.
  • Способы применения, то есть порядок его заполнения.

То есть инструкция помогает бухгалтерии грамотно использовать каждый из счетов. Ознакомившись с данным документом, организация может приступить к составлению рабочего плана конкретного предприятия.

После ознакомления с инструкцией по применению данного документа можно приступать к конкретному составлению Плана счетов предприятия.

Необходимо учитывать, что в дальнейшем могут произойти изменения, предполагающие внесение новых, дополнительных счетов в структуруе предприятия. Поэтому нужно позаботиться о том, чтобы находились резервные субсчета.

Также лучше минимизировать количество применяемых для осуществления учета счетов. Это помогает облегчить способы отражения То есть если есть возможность отказаться от применения какого-либо счета, лучше это сделать.

Также стоит помнить, что глобальные изменения в уже существующий План счетов организации внести не так просто. Поэтому лучше продумать, каким видится будущее предприятия через пару лет. Вероятно, есть перспектива возникновения нового вида продукции.

Не стоит забывать и о том, что сейчас ведение бухгалтерского учета автоматизировано, однако это не мешает многим специалистам осуществлять проверки и вручную. Так, популярная оборотная ведомость по счетам, которая позволяет выявить ошибки по конкретному счету, также прекрасно создается с помощью программы 1С.