Как определить падеж у существительного? Определить род, число, падеж существительных. Урок-практикум на тему "Имя существительное

1. Имена существительные принадлежат к одному из трёх родов : мужскому, женскому, среднему.

Род существительного можно определить, согласовав с ним притяжательное местоимение мой :

мой сын, мой воевода, мой занавес, мой домишко - мужской род ;
моя жена, моя стена, моя ночь - женский род ,
моё окно, моё небо, моё животное - средний род .

Кроме того, у большинства существительных, обозначающих людей, род можно определить по полу - мой подмастерье, мой дедушка (мужской род); моя мать, моя сестра (женский род).

2. Род неизменяемых существительных опреде-ляется следующим образом.

    Род неизменяемых существительных, называющих людей, определяется по полу.

    Храбрый идальго, изысканная леди.

    Существительные, обозначающие профессии и род занятий, относятся к мужскому роду.

    Военный атташе, ночной портье.

    Неизменяемые существительные, называющие животных, относятся к мужскому роду, хотя при указании на самку могут употребляться как существительные женского рода.

    Австралийский кенгуру, смешной шимпанзе, маленький колибри.
    Шимпанзе кормила своих детёнышей.

    Исключения: цеце, иваси - женский род.

    Неизменяемые неодушевлённые существительные относятся к среднему роду.

    Ночное такси, вкусное рагу, новое жалюзи.

    Исключения: кофе, пенальти, сирокко (мужской род), авеню, салями (женский род).

3. Особую группу составляют существительные общего рода , которые могут обозначать людей и мужского, и женского пола.

Какой ты неряха ! Какая ты неряха !

    Существительные общего рода характеризуют лицо, обычно дают оценочную характеристику лицу, имеют окончания -а , -я и относятся к 1-му склонению.

    Неряха , заводила , запевала , работяга , грязнуля , стиляга , пьяница , неженка , соня , плакса .

Обратите внимание!

Некоторые существительные 2-го склонения с нулевым окончанием, называющие лиц по профессии (врач, профессор, доцент, шофёр и т.д.), хотя и могут использоваться по отношению к лицам женского пола, всё же являются существительными мужского рода!

4. Род существительных определяется по форме единственного числа. Если существительное не имеет формы единственного числа, его нельзя отнести ни к одному из трёх родов.

Ясли, макароны, брюки, вилы.

Б) Число имени существительного

1. Большинство существительных имеют два числа - единственное и множественное . В форме единственного числа существительное обозначает один предмет, в форме множественного числа - несколько предметов.

Карандаш - карандаши; врач - врачи.

2. Только одну форму (единственного или множественного числа) имеют вещественные, собирательные, отвлечённые и некоторые конкретные существительные.

Только форму единственного числа имеют:

    большинство вещественных существительных;

    Нефть, цемент, сахар, жемчуг, сметана, молоко.

    большинство отвлечённых существительных;

    Радость, добро, горе, веселье, краснота, бег, седина.

    большинство собирательных существительных;

    Учительство, студенчество, листва, зверьё, вороньё, детвора.

    большинство имён собственных.

    Воронеж, Кавказ, Каспий, Урал.

Обратите внимание!

В ряде случаев существительные, имеющие форму только единственного числа, могут образовывать формы множественного числа. Но такое образование обязательно связано с изменением значения слова:

1) у вещественных

а) видов, сортов вещества:

вино - десертные вина, масло - технические масла;

б) значение большого пространства, покрытого этим веществом:

вода - воды океана, песок - пески Каракумов;

2) у отвлечённых существительных форма множественного числа имеет значение:

а) различных проявлений качеств, свойств, состояний:

возможность - новые возможности, радость - наши радости;

б) длительности, многократности и степени проявления признака, состояния, действия:

мороз - длительные морозы, боль - сильные боли, крик - крики.

Только форму множественного числа имеют:

    некоторые вещественные существительные;

    Чернила, опилки, очистки.

    некоторые отвлечённые существительные;

    Именины, выборы, нападки, козни, побои.

  • некоторые собирательные существительные;

    Деньги, финансы, дебри.

  • некоторые имена собственные;

    Каракумы, Карпаты, роман «Бесы».

    слова, обозначающие парные предметы, то есть предметы, состоящие из двух частей;

    Очки, брюки, сани, ворота, ножницы, клещи.

    некоторые названия отрезков времени.

    Сумерки, сутки, будни, каникулы.

Обратите внимание!

У существительных, которые имеют только форму множественного числа, не определяется не только род, но и склонение!

В) Падеж и склонение имён существительных

1. В русском языке шесть падежей :

    Все падежи, кроме именительного, называются косвенными .

Обратите внимание!

1) Чтобы правильно определить падеж существительного, необходимо найти слово, от которого зависит существительное, и задать от этого слова вопрос к существительному, причём лучше использовать одновременно оба вопроса.

Ср.: Он верил другу : верил [кому? чему?] другу - Д. п.

Форму И. п. обычно имеет подлежащее, и такое существительное не зависит от других членов предложения, но связано со сказуемым.

Ср.: У меня есть [кто? что?] друг - И. п.

2) Особенно важно задавать оба вопроса в том случае, если существительное стоит в именительном, родительном или винительном падеже, поскольку у одушевлённых существительных совпадают вопросы родительного и винительного падежей (кого?), а у неодушевлённых существительных совпадают вопросы именительного и винительного падежей (что?).

3) Если существительное имеет при себе предлог, то вопрос надо задавать, используя этот предлог.

Ср.: Он посмотрел в книгу: посмотрел [в кого? во что?] в книгу .

4) Предлог может быть отделён от существительного прилагательным, местоимением. Учтите, что предлог связан с существительным, а не с зависимым от существительного определением.

Ср.: Он ссорился со своим другом: ссорился [с кем? с чем?] с другом .

2. Изменение существительных по падежам и числам называется склонением .

    Неизменяемые существительные (пальто, ситро, метро, такси, кенгуру, ООН, ГАИ ) склонения не имеют! Их число и падеж можно определить в словосочетаниях и предложениях по вопросу.

    Он сидел [в ком? в чём?] в пальто - единственное число, предложный падеж; Он пришёл [без кого? без чего?] без пальто - единственное число, родительный падеж.

3. Склонение изменяемых существительных определяется по форме именительного падежа единственного числа . Большинство существительных в единственном числе распределяются по трём типам склонения.

Тип склонения определяется по начальной форме (единственное число, именительный падеж):

1-е скл. -а, -я Существительные женского, мужского и общего рода с окончаниями -а, -я . Весна, земля, линия, дядя, владыка, грязнуля.
2-е скл. нулевое Существительные мужского рода с нулевым окончанием. Дом , край , мяч , планетарий .
-о, -е Все существительные с окончаниями -о, -е . Окно, поле, подозрение - средний род; волчище, подмастерье - мужской род.
3-е скл. нулевое Существительные женского рода с нулевым окончанием. Мать , дочь , ночь , степь .

4. Десять существительных среднего рода на -мя (окончание -я ): время, бремя, стремя, племя, пламя, знамя, темя, семя, имя, вымя , а также существительные путь, дитя относятся к разносклоняемым (они имеют окончания разных склонений).

5. Существительное человек имеет разные корни в единственном и множественном числе (человек - люди ), поэтому имеет разные типы склонения в единственном и множественном числе:

человек (единственное число) - склоняется как существительное 2-го склонения;
люди (множественное число) - склоняется как существительное 3-го склонения.

6. Субстантивные прилагательные и причастия (существительные, образованные путём перехода из одной части речи в другую: мороженое, столовая, гостиная, горничная и др.) не относятся ни к одному из трёх типов склонения. Они продолжают склоняться, как склоняются прилагательные и причастия!

Г) Образцы склонения имён существительных

1-е склонение

Падеж Единственное число Множественное число
И. п. Мама Няня Ария Мамы Няни Арии
Р. п. Мамы Няни Арии Мам Нянь Арий
Д. п. Маме Няне Арии Мамам Няням Ариям
В. п. Маму Няню Арию Мам Нянь Арии
Т. п. Мамой(-ою) Няней(-ею) Арией(-ею) Мамами Нянями Ариями
П. п. О маме О няне Об арии О мамах О нянях Об ариях

Обратите внимание!

Существительные 1-го склонения на -ия (окончание -я ): армия, ария, симфония, Мария и др. - в дательном падеже и предложном падеже единственного числа имеют окончание -и , как существительные 3-го склонения.

Ср.: к армии, об арии, к симфонии, о симфонии, к Марии, о Марии .

На существительные на -ья (окончание -я ): Марья, лгунья, келья

Ср.: к Марье, о Марье.

2-е склонение. Мужской род

Падеж Единственное число Множественное число
И. п. Дом Конь Кий Дома Кони Кии
Р. п. Дома Коня Кия Домов Коней Киев
Д. п. Дому Коню Кию Домам Коням Киям
В. п. Дом Коня Кий Дома Коней Кии
Т. п. Домом Конём Кием Домами Конями Киями
П. п. О доме О коне Об кии О домах О конях Об киях

Обратите внимание!

Существительные 2-го склонения на -ий (нулевое окончание): кий, радий, пролетарий, планетарий и др. - в единственном предложном падеже имеют окончание -и , как существительные 3-го склонения.

Ср.: о радии, о планетарии.

На существительные на -ей, -ай (нулевое окончание): край, воробей и др. - это правило не распространяется (!).

Ср.: о крае, о воробье .

2-е склонение. Средний род

Разносклоняемые существительные

Падеж Единственное число Множественное число
И. п. Время Путь Времена Пути
Р. п. Времени Пути Времён Путей
Д. п. Времени Пути Временам Путям
В. п. Время Путь Времена Пути
Т. п. Временем Путём Временами Путями
П. п. О времени О пути О временах О путях

Обратите внимание!

В косвенных падежах существительные на -мя имеют суффикс -ен- (времени, семени, имени ).
Исключение составляют формы множественного числа родительного падежа существительных семя, стремя - нет семян, нет стремян .

В предложении имя прилагательное зачастую связано с именем существительным и полностью с ним согласовано. То есть если существительное мужского рода, то и прилагательное мужского рода, если существительное стоит в дательном падеже, то и прилагательное,соответственно, стоит в дательном падеже. Например, красивому дереву . Дереву (чему?) – дательный падеж, средний род, единственное число. Следовательно, и прилагательное имеет такую же характеристику.

В случае, когда прилагательное не связано с существительным, род, число, падеж определяется по самому прилагательному.

Падеж прилагательного

Прилагательные в каждом падеже имеют определенные окончания.

  • Им. п.: какой? какая? какое? -ый, -ий, -ая, -ое, -ые;
  • Р. п. : какого? какой? какими? -ого, -ой, -ых, -их;
  • Д. п. : какому? какой? каким? -ому, -ой, -ым, -им;
  • В. п. : какой? какую? какое? какие? -ый, -ий, -ую, -ое, -ые;
  • Т. п. : каким? какой? какими? -ым, -им, -ой, -ыми, -ими;
  • П. п. : о каком? о какой? о каких? -ом, -ой, -ых, -их.

Краткие прилагательные по падежам не склоняются.

Падеж прилагательного также можно определить по глаголу, с которым оно связано. Например, к глаголу "гордиться" всегда присоединяются только прилагательные в творительном падеже.

Род прилагательных

Прилагательные мужского рода (в именительном падеже) имеют окончания -ый, -ий. Например, красивый, редкий.

Прилагательные среднего рода имеют окончание -ое . Например, красивое, редкое.

Прилагательные женского рода имеют окончание -ая. Например, красивая, редкая.

Краткие прилагательные мужского рода не имеют окончаний (открыт), женского рода – имеют окончание -а (открыта), среднего рода – -о (открыто).

Окончания прилагательных в других падежах даны выше в подразделе "Падежи прилагательных".

Число прилагательных

Прилагательные в единственном числе имеют окончание -ый, -ий, -ая, -ое . Например, красивый, редкий; красивая, редкая; красивое, редкое.

Прилагательные во множественном числе имеют окончание -ые, -ие. Например, красивые, редкие.

Краткие прилагательные во множественном числе оканчиваются на -ы, -и. Например, открыты, редки.

В предложении имя прилагательное зачастую связано с именем существительным и полностью с ним согласовано. То есть если существительное мужского рода, то и прилагательное мужского рода, если существительное стоит в дательном падеже, то и прилагательное,соответственно, стоит в дательном падеже. Например, красивому дереву. Дереву (чему?) – дательный падеж, средний род, единственное число. Следовательно, и прилагательное имеет такую же характеристику.

В случае, когда прилагательное не связано с существительным, род, число, падеж определяется по самому прилагательному.
Падеж прилагательного

Прилагательные в каждом падеже имеют определенные окончания.

Им. п.: какой? какая? какое? -ый, -ий, -ая, -ое, -ые;
Р. п.: какого? какой? какими? -ого, -ой, -ых, -их;
Д. п.: какому? какой? каким? -ому, -ой, -ым, -им;
В. п.: какой? какую? какое? какие? -ый, -ий, -ую, -ое, -ые;
Т. п.: каким? какой? какими? -ым, -им, -ой, -ыми, -ими;
П. п.: о каком? о какой? о каких?-ом, -ой, -ых, -их.

Краткие прилагательные по падежам не склоняются.

Падеж прилагательного также можно определить по глаголу, с которым оно связано. Например, к глаголу "гордиться" всегда присоединяются только прилагательные в творительном падеже.
Род прилагательных

Прилагательные мужского рода (в именительном падеже) имеют окончания -ый, -ий. Например, красивый, редкий.

Прилагательные среднего рода имеют окончание -ое. Например, красивое, редкое.

Прилагательные женского рода имеют окончание -ая. Например, красивая, редкая.

Краткие прилагательные мужского рода не имеют окончаний (открыт), женского рода – имеют окончание -а (открыта), среднего рода – -о (открыто).

Окончания прилагательных в других падежах даны выше в подразделе "Падежи прилагательных".
Число прилагательных

Прилагательные в единственном числе имеют окончание -ый, -ий, -ая, -ое. Например, красивый, редкий; красивая, редкая; красивое, редкое.

Прилагательные во множественном числе имеют окончание -ые, -ие. Например, красивые, редкие.

Краткие прилагательные во множественном числе оканчиваются на -ы, -и. Например, открыты, редки.

Таким образом, род, число, падеж прилагательных проще всего определить по существительному, к которому оно относится. Если же прилагательное в предложении не связано с другими частями речи, можно определить падеж или род, задав вопрос. Обычно окончания вопросов и самих прилагательных совпадают.

У существительного. К сожалению, далеко не сразу всем это удается. Необходимо владеть достаточно большим объемом информации, чтобы выполнить это задание без труда.

Существительное как часть речи

Каждый из нас знаком с именем существительным. Мы, не задумываясь, используем его ежедневно в нашей речи. А теперь представим, что этой части речи больше нет. Попробуйте рассказать о каком-либо событии без его помощи. Вряд ли это удастся сделать, поскольку им.сущ. дает название всем предметам и явлениям, которые есть в нашей жизни. Все, что мы видим вокруг и о чем рассказываем, не обходится без него. А потому основной его функцией считается номинативная, то есть давать наименования всем предметам.

Называя друг друга по имени, мы тоже не обходимся без существительного. Владея родным языком в совершенстве, мы правильно ставим эту часть речи в необходимую форму. Определить с научной точки зрения, какой падеж и число употреблены в слове, мы попытаемся в нашей статье.

Склонение

Прежде чем узнать, как определить падеж у существительного, необходимо разобраться в том, что такое склонение. Само по себе это слово имеет значение «изменение». То есть склонять - это значит менять им.сущ. по числам и падежам.

В русском языке выделяют несколько типов склонения.

К первому относят слова, которые оканчиваются на -а или -я. Они обязательно должны быть в форме мужского или женского рода. Например: машина, дядя, картина, природа.

Слова во втором склонении имеют другие критерии. Такие существительные имеют окончания -о, -е или нулевое и относятся к среднему и мужскому родам. Например: постановление, агрегат, волокно.

Если перед нами слово в женском роде, имеющее на конце мягкий знак (соответственно, нулевое окончание), то его относят к третьему склонению. Например: дочь, вещь, речь, ночь.

Каждая из групп имеет свою систему окончаний. Именно их необходимо помнить, получая задание: «Определи падеж и склонение существительных».

Род

В русском языке выделяют три его вида. Перед тем как мы узнаем, как правильно определить падеж существительных, нужно узнать и эту информацию.

К мужскому роду относят слова, которые сочетаются с личным местоимением «он»: катер, начальник, результат.

Средний род определяют по слову «оно». К нему относятся большинство абстрактных и неодушевленных понятий: восприятие, счастье, благополучие.

К женскому, соответственно, относятся такие слова, которые сочетаются со словом «она»: любовь, фотография, жизнь.

Для того чтобы определить род, необходимо учитывать, с каким личным местоимением согласуется нужное имя существительное.

Падеж

Теперь самое время узнать, как определить Для этого нужно знать, на какие вопросы отвечает каждый из них.

Начальной формой слов этой части речи всегда является именительный падеж. Он выполняет в предложении функцию главного члена - подлежащего.

Перед тем как определить падеж у существительного, задают вопрос. В им.п. - «кто?», «что?». Например: ваза, цветок.

Дательный падеж требует слово «дать» («кому?», «чему»?). Например: вазе, цветку.

Очень часто с именительным путают винительный падеж. Он отвечает на вопросы «кого?» или «что?». Также к нему добавляют вспомогательную форму «видеть» либо «винить». Например: вазу, цветок.

Творительный требует вопросов «кем?» или «чем? Сочетается он со словом «восхищаться». Например: вазой, цветком.

И последний, предложный: «о ком?» или «о чем?». К нему в помощь добавляют слова «думать» либо «говорить».

Теперь мы знаем, как определить Для этой несложной задачи потребуется лишь корректно подобрать вопрос к необходимому слову.

Особенности именительного и винительного

При всей, казалось бы, простоте определения падежа иногда все же возникают вопросы. Все это происходит потому, что некоторые формы могут совпадать. Такое абсолютное сходство между словами называют омонимами.

К примеру, очень часто совпадают формы им. и вин. падежей. Для того чтобы их разграничить, нам необходимо внимательно изучить контекст.

Сравним два предложения:

  1. На поляне росло красивое дерево.
  2. Подойдя к поляне, мы увидели красивое дерево.

Формы слова абсолютно совпадают.

Возникает вопрос о том, как определить винительный падеж существительного. Для этого мы должны проследить за синтаксической ролью этого слова. В первом предложении слово «дерево» является подлежащим, согласуясь со сказуемым «росло». Оно самостоятельно выполняет действие, поэтому мы легко определим, что его падеж - именительный.

Теперь посмотрим на второй пример. Грамматической основой является «мы увидели». Над деревом совершается какое-то действие, а потому в данном случае перед нами винительный падеж.

Дательный и предложный

Также в некоторых случаях совпадают предложный падеж и дательный.

  1. Мы шли по дороге.
  2. Я думал о предстоящей дороге весь вечер.

Снова полное совпадение словоформ. В данном случае воспользуемся методом искусственной подстановки множественного числа. Получится:

  1. Мы шли по дорогам.
  2. Я думал о дорогах.

Теперь мы видим, что по множ. числу отличить падежи проще: в первом случае - дательный (чему?), во втором - предложный (о чем?).

Есть и еще одна небольшая хитрость. Дательный падеж имеет при себе два предлога «к» и «по». Благодаря им легко отличить его от других форм.

Разбор

Зачастую на уроке учащиеся получают задание определить род, число, падеж существительных. Обычно это требуется для проведения слова.

Приведем в пример образец разбора имени существительного.

Наши мальчики участвовали в соревнованиях.

  • В соревнованиях - им. сущ.
  • Начальная форма (что?) - соревнование.
  • Постоянные признаки:

Не обозначает название каких-либо объектов, поэтому является нарицательным;

Неодушевленное;

Сред. род (оно);

Имеет окончание -е и относится к сред. роду, значит тип склонения - второй.

  • Непостоянные признаки:

Множ. число;

Отвечает на вопрос «в чем?», сочетается с вспомогательным словом «думать», следовательно, падеж предложный.

  • В предложении будет выполнять роль второстепенного члена - дополнения.

Вывод

Мы подробно изучили, как определить падеж у существительного. Кроме того, мы смогли выполнить слова, для того чтобы подтвердить всю полученную информацию. Таким образом, у нас больше не возникнет трудностей в этом деле. Достаточно лишь правильно задать вопрос, и падеж легко определится. При появлении омонимичных форм достаточно посмотреть на синтаксическую роль слова или заменить единственное

Урок 30

Имя существительное.

Цели:

Расширить знания учащихся об имени cyществительном как части речи и его грамматических категориях рода, числа и падежа; повторить правописание окончаний и суффиксов существительных.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: карточки, учебник, тесты, таблицы, словари, презентация.

Ход урока

I . Организационный момент. 1 мин.

Рука к руке, нога к ноге.

Голова к голове, сердце к сердцу.

Ты мой друг и я твой друг.

Я желаю тебе на уроке…

Запись числа.

II . Актуализация.

    Словарно-орфографическая работа. 5 мин.

Радость, хрипота, депо, кофе, имя, мышь, педагог, работа, домишко, рантье, беднота, инженер, врач, цемент, мастер, мука, задира, недотрога, бег, леди, растяпа, жюри, Сочи, Миссисипи, вуз, юношество, мебель, ботва , смех, олово.

(30 слов)

К какой части речи относятся данные слова? (к имени существительному)

О какой части речи сегодня на уроке мы будем говорить? (об имени существительном)

Давайте определим цель сегодняшнего урока. (Мнения учеников записываем на доске)

Повторение и формирование знаний идет с работой по презентации. 5 мин.

Что вы можете рассказать об имени существительном? (по цепочке учащиеся выходят к доске и составляют схему «Имя существительное» с примерами)

III . Формирование новых понятий и способов действия

Игра «Да – Нет»

Составить вопросы к материалу так, чтобы ответ звучал только ДА или НЕТ.

Имя существительное, обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Имена существительные изменяются по родам.

Имена существительные в предложении выполняют только роль подлежащего.

Конкретные существительные называют конкретные предметы, поддающиеся счету и сочетающиеся с количественными числительными.

Отвлеченные существительные обозначают совокупность лиц или предметов как единое целое.

Вещественные существительные называют однородное вещество, поддающееся измерению, но не счету.

Граница между нарицательными и собственными именами существительными очень строгая, и никогда имя собственное не может стать нарицательным.

Одушевленные существительные являются наименованиями живых предметов.

    Работа в паре. У существительных, написанных в орфографическом диктанте, определите род. Отметьте слова общего рода, составьте с ними 3 словосочетания, 2 предложения.

Разделите слова, записанные выше, на группы:

Конкретные: имя, мышь, педагог, работа, домишко, насекомое, умница, шимпанзе, инженер, врач, парикмахер, атташе, мастер, задира, кенгуру, недотрога, профессор, леди, Баку, Капри, растяпа, эскимо, Сочи, меню, товарищ, индюк, Миссисипи, вуз, ИТАР – ТАСС, тюль;

Отвлеченные: радость, хрипота, бег, смех;

Собирательные: депо, рантье, жюри, юношество, беднота, мебель, ботва;

Вещественные: кофе, пшеница, цемент, мука олово .

    Из данных слов выпишите существительные, которые имеют форму:

1 вариант: а) только множественного числа;

2 вариант: б) только единственного числа.

Деньги, сумерки, мед, молодость, сутки, счета, ворота, холод, фарфор, вражда, молодежь, молоко, дрожжи, игры, каникулы, очки, искатели, ворота, огорчения, белила, коньки, чулки, ножницы, гусли, козлы, окна, щи, счеты, родня, учительство, влажность, смех, белье, мечта, счастье.

    Индивидуальная работа. Поставьте имена существительные в родительном падеже множественного числа. (по 10 слов – 3 варианта)

Абрикос, яблоко, договор, мандарин, полотенце, басня, помидор, кочерга, блюдце, сапог, рельс, сабля, северянин, грамм, солдат, татарин, минчанин, таджик, носок, сын, друг, курица, килограмм, дворянин, ущелье, платье, лист, князь муж, полено.

IV . Применение. Формирование умений и навыков

1. Определите, по какому признаку объединены слова, найдите «лишнее» слово

1. Ралли, кандалы, мемуары, пожитки.

2. Барокко, торнадо , банджо, контральто.

3. Умишко, носишко, бельишко , голосишко.

4. Шасси , клещи, носилки, пассатижи.

2. Составление схемы « -Е, -И

2) 1 скл. (у рощи, у свечи)

6) - Е – в остальных случаях

3.Обозначьте окончания существительных и укажите номер приведенного выше правила - алгоритма.

4. Составление схем. Опираясь на схемы, допишите окончания существительных

-Е - сущ. муж. и сред. рода

-ИЩ

-А - сущ. жен. рода

- УШК, - ЮШК, - А -

-ЫШК, - ИШК - О -

одуш. сущ. муж. рода

или общего рода - А

после суффикса –Л

сущ. сред. рода - О

Болотище, бородища, верзила, воротила, соседушка, соловушка, парнишка, точило, кулачище, грязища, запевала, человечишка, письмишко, зубило, домище, шалунишка.

5. Проверочная работа

1 вариант

A ) Осло. B ) синева. C ) любовь. D ) железо. E ) мемуары.

A B

C D

A ) Валя, Ваня. B ) юноша, дядя. C ) полесье, звено. D ) судьба, родина. E ) высота, слепота.

4. Два варианта окончания: Е и У (Ю) – имеют в предложном падеже единственного числа существительные

A ) круг, край. B ) кожа, сосна. C ) падеж, лицо. D ) дорога, тропка. E ) одежда, костюм.

5. Несклоняемым является существительное

A ) грипп. B ) добро. C ) козни. D ) метро. E ) щавель.

6. К третьему склонению относятся существительные

A ) рама, стол. B ) улица, забор. C ) кость, лесть. D ) диван, шкаф. E ) карандаш, ручка.

7. К третьему склонению относятся существительные

A ) ноль, день B ) толь, тюль. C ) конь, огонь. D ) пень, плетень. E ) свекровь, церковь.

8. Слово общего рода

A ) врач. B ) лентяй. C ) генерал. D ) задавака. E ) продавец.

9. К разносклоняемым относятся существительные

A ) имя, знамя, семя, стремя, путь. B ) радио, метро, табло, пенсне, плато.

C ) лошадь, площадь, ночь, мать, дочь. D ) страна, юноша, статья, певунья, плясунья.

E ) слово, здание, здоровье, санаторий, ветер.

10. К третьему склонению относятся существительные

A ) ответ, дар. B ) лицо, взор. C ) привет, удар. D ) письмо, слово. E ) мощь, храбрость.

11. Суффикс ЕК пишется в существительном

A ) нож…к. B ) лист…к. C ) пест…к. D ) ключ…к. E ) горош…к.

12. Буква Е пропущена в словах

A ) птенч…к, стульч…к. B ) сарайч…к, заливч…к. C ) горош…к, дождич…к.

D ) костюмч…к, шалаш…к. E ) колокольч…к, скандальч…к.

13. Буква И пропущена в слове

A ) плато…к. B ) огурч…к. C ) дубоч…к. D ) кусоч…к. E ) сахароч…к.

14. суффикс –ИЧК- есть слове

A ) нян…чка. B ) врем…чко. C ) пугов…чка. D ) крыш…чка. E ) книж…чка.

2 вариант

1. Правильно согласуется подлежащее со сказуемым в предложении

A ) ГЭС вступил в строй. B ) СМУ получила обязательства.

C ) ВДНХ представил новые экспонаты. D ) НИИ начала работать над новой темой.

E ) КазГУ получил статус национального университета.

2. Только форму единственного числа имеют

A ) названия игр. B ) слова бремя, вымя, пламя, темя.

C ) названия промежутков времени. D ) названия составных и парных предметов.

E ) названия материалов, веществ или их остатков.

3. Укажите, в каком случае форма множественного числа существительного не обозначает множество предметов:

A ) Море – моря. B ) Грязь – грязи. C ) Стул – стулья. D ) Ребёнок – дети. E ) Человек – люди.

4. К среднему роду относится сложносокращённое слово:

A ) РТС. B ) ГЭС. C ) ГАИ. D ) ПТУ. E ) ТЮЗ.

5. Только форму множественного числа имеет слово

A ) чай. B ) силос. C ) дебаты. D ) ельник. E ) учительство.

6. Только форму множественного числа имеют существительные

A ) горы, леса. B ) народы, дети. C ) борцы, бойцы. D ) камни, цветы. E ) шорты, каникулы.

7. К среднему роду относятся имена существительные

A ) тенге, атташе. B ) салями, мадам. C ) авеню, кольраби. D ) бюро, коммюнике. E ) колибри, пенальти.

8. Слово общего рода

A ) сестра. B ) сирота. C ) страна. D ) папаша. E ) дедушка.

9. К несклоняемым относятся имена существительные

A B

C D E

10. Ни к одному из трёх склонений не относятся существительные

A ) дома, земли, церкви. B ) забияки, нюни, ломаки. C ) караваи, батоны, калачи.

D ) каникулы, сутки, дрожжи. E ) тростинки, лозинки, росинки

11. Через дефис пишется сложное существительное.

A ) (контр) атака. B ) (лесо) тундра. C ) (радио) сигнал. D ) (кардио)грамма. E ) (штабс) капитан.

12. Буква Ч пропущена в слове

A ) гон…ик. B ) обман…ик. C ) разнос…ик. D ) болель…ик. E ) стропиль…ик

13. В словах европе…ц, пальт…цо, нян…чка, лестн…чка пропущены буквы

A ) Е, Е, Е, е . B ) Е, Е, Е, и . C ) Е, и, Е, и . D ) Е, Е, и, и . E ) и, Е, Е, и .

14. суффикс –ИЧК- есть слове

A ) нян…чка. B ) врем…чко. C ) пугов…чка. D ) крыш…чка. E ) книж…чка.

V . Этап информации о домашнем задании

§ 37-38, упр. 319, 324.

VI . Подведение итогов урока

VII . Этап рефлексии

ПРИЛОЖЕНИЕ

Опираясь на схемы, допишите окончания существительных

-Е - сущ. муж. и сред. рода

-ИЩ

-А - сущ. жен. рода

- УШК, - ЮШК, - А - сущ. муж. и жен. рода одушевл.

-ЫШК, - ИШК - О - сущ. муж. рода неодуш. и сред. рода

одуш. сущ. муж. рода

или общего рода - А

после суффикса – Л

сущ. сред. рода - О

Болотищ…, бородищ…, верзил…, воротил…, соседушк…, соловушк.., парнишк…, точил…, кулачищ…, грязищ…, запевал…, человечишк…, письмишк…, зубил…, домищ…, шалунишк….

1 вариант

Абрикос

яблоко

договор

мандарин

полотенце

басня

помидор

кочерга

блюдце

сапог

2 вариант

Рельс

Сабля

Северянин

Грамм

Солдат

Татарин

Минчанин

Таджик

Носок

Сын

3 вариант

Друг

Курица

Килограмм

Дворянин

Ущелье

Платье

Лист

Князь

Муж

Полено

3. Из данных слов выпишите существительные, которые имеют форму:

1 вариант: а) только множественного числа; 2 вариант: б) только единственного числа.

Деньги, сумерки, мед, молодость, сутки, счета, ворота, холод, фарфор, вражда, молодежь, молоко, дрожжи, игры, каникулы, очки, искатели, ворота, огорчения, белила, коньки, чулки, ножницы, гусли, козлы, окна, щи, счеты, родня, учительство, влажность, смех, белье, мечта, счастье.

Схем а « -Е, -И в окончаниях существительных разных склонений»

пишется в 1) на -мя (у времени, о знамени);

2) 1 скл. (у рощи, у свечи)

словах: 3) 3-го скл. (матери, дочери, пути);

4) на -ия (в Р., д-, п. п.- армии, об армии);

5) на -ий, -ие (в п. п.) об известии, в санатории

6) - Е – в остальных случаях.

Обозначьте окончания существительных и укажите номер приведенного выше правила - алгоритма.

На песчаной отмели, в большом здании консерватории, в моей тетради, назовите по имени, был в библиотеке, служил в армии, ходил в шинели, рассказывал о разведке, подошел к площади, на первой странице, на ветке ели, участвовал в соревновании, был в школе, театре, на улице, был в планетарии, забыл о грусти, сила в объединении, о грустном известии, стоял у знамени, вне себя от радости, был в Румынии, любовь к Родине.

1 вариант

1. Только во множественном числе употребляется существительное

A ) Осло. B ) синева. C ) любовь. D ) железо. E ) мемуары.

2. Правильно образованы все формы родительного падежа множественного числа в варианте

A ) башкир, носок, партизан, помидор. B ) башкир, носков, партизан, помидоров.

C ) башкир, носок, партизанов, помидоров. D ) башкир, носков, партизанов, помидоров.

E ) башкиров, носков, партизанов, помидоров.

3. Выберите строку с существительными второго склонения

A ) Валя, Ваня. B ) юноша, дядя. C ) полесье, звено. D ) судьба, родина. E ) высота, слепота.

4. Несклоняемым является существительное

A ) грипп. B ) добро. C ) козни. D ) метро. E ) щавель.

5. Суффикс ЕК пишется в существительном

A ) нож…к. B ) лист…к. C ) пест…к. D ) ключ…к. E ) горош…к.

2 вариант

1. Только форму множественного числа имеют существительные

A ) горы, леса. B ) народы, дети. C ) борцы, бойцы. D ) камни, цветы. E ) шорты, каникулы.

2. Слово общего рода

A ) сестра. B ) сирота. C ) страна. D ) папаша. E ) дедушка.

3. К несклоняемым относятся имена существительные

A ) среднего рода с окончанием Я. B ) среднего рода с окончаниями О, Е.

C ) мужского и женского рода с окончаниями А, Я. D ) мужского и женского рода с нулевым окончанием. E ) иноязычные с конечными гласными О, Е, У, Ю, И, Э.

4. Буква Ч пропущена в слове

A ) гон…ик. B ) обман…ик. C ) разнос…ик. D ) болель…ик. E ) стропиль…ик

5. суффикс –ИЧК- есть слове

A ) нян…чка. B ) врем…чко. C ) пугов…чка. D ) крыш…чка. E ) книж…чка.

I

ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ ______________________________

Виды деятельности

Критерии оценивания

Словарно-орфографический диктант

27-30 слов– «5»

20-26 слов – «4»

15-20 слов – «3»

14 слов – «2»

Групповая работа

Я предлагал идеи

Я промолчал

Я читал правило и сопоставлял

Я был активным

Я придумал вопрос

Я составлял кластер

Работа в паре

    Если вы определили род у всех существительных, правильно поставь + над каждым словом. Посчитай плюсы.

    Если вы правильно определили слова общего рода, поставьте + над каждым словом. Посчитай плюсы.

    Если все слова правильно соотнесены, поставь + над каждым словом. Посчитай плюсы.

Работа по вариантам

Если ответ был верным, поставь +

Если ответ был не верным, поставь -

Посчитай плюсы и минусы.

5 слов – «5»

4 слова – «4»

3 слова – «3»

2 слова – «2»

Индивидуальная работа

10 слов– «5»

8-9 слов – «4»

5-7 слов – «3»

4 слова – «2»

Тестирование

5 слов – «5»

4 слова – «4»

3 слова – «3»

2 слова – «2»

Итого. Оценка за урок.

25 -30 баллов «5»

18 -24 баллов «4»