Электронный журнал. "Московский любовный треугольник": какие тайны хранит Спиридоновка Спиридоновка 30 1 архитектор история

18 мая - День исторического и культурного наследия. Сегодня открываются двери старинных особняков, и нам, благодаря проекту "Выход в город", удалось заглянуть к Гавриилу Аслановичу Тарасову.
Шикарный особняк, выстроенный по мотивам известного итальянского палаццо архитектором И.В.Жолтовским, несомненно украшает улицу Спиридоновка и придаёт ей особый шарм.


И перед прогулкой внутри дома небольшой рассказ о семействе Тарасовых. Тарасовы были армянской семьёй из Армавира. Изначально фамилия звучала как Тарасян, но позже русифицировалась, и все они стали Тарасовыми. Основателем династии считается Аслан Тарасов, занимавшийся бизнесом на юге России. Его сын, Гавриил Асланович Тарасов, стал владельцем Екатеринодарской Большой мануфактуры. Основное богатство ему принесла торговля ватой, затем профиль деятельности расширился.

Тарасовы перебрались в Москву из Екатеринодара и в 1902 г. купили участок земли на Спиридоновке у армянской семьи Харатьянов. В 1909 г. архитектор И.В.Жолтовский и его помощник - инженер А. Н. Агеенко - начали строительство особняка. Внутреннее убранство получилось гораздо интересней лаконичного, даже мрачноватого фасада. Самое богатое убранство в комнатах, расположенных вдоль Большого Патриаршего переулка. Эта часть предназначалась для проживания самого Г.А.Тарасова и его семьи. Он не дожил до конца строительства - скончался в 1911 г. Достраивали особняк его сыновья. Московская городская управа оценила владение в огромную, непосильную для них сумму, которую необходимо было выплатить для вступления в наследство. Сыновья пытались снизить стоимость этого здания, писали заявления в управу, но им не удалось этого сделать. В 1917 г. сыновья Гавриила Аслановича покинули Россию.
Сейчас единственная ветвь Тарасова проживает во Франции. Один из его потомков вошел в мировую культуру под именем Анри Труайя, французского писателя, лауреата Гонкуровской премии и члена Французской академии.

Потомки Тарасова в этом доме не бывают, а память о их некогда известной фамилии живет в горделивой надписи на фасаде по-латыни «GABRIELS TARASSOF FECIT ANNO DOMINI» (Гавриил Тарасов построил в год нашей эры).

После революции и до 1937 г. здание занимал Верховный Суд СССР, потом, перед Великой Отечественной войной, особняк был передан дипломатическим службам. Некоторое время здесь располагалось посольство Германии, затем Польши. Институт Африки получил это здание в 1979 г. и занимает до сих пор.
И теперь можно пройтись по особняку.
Не зря это здание называют итальянским дворцом, есть в нем и внутренний дворик - характерная черта настоящих палаццо.

В центре его расположен фонтан и садовые скульптуры, вокруг которых цветут сирени и сливовый сад. Когда они появились точно не известно, скорее всего, во времена посольств.

На месте этих огромных окон были проездные арки с Большого Патриаршего переулка. Над арками были террасы, соединяющие две части дома. Поскольку эксплуатировать открытые проезды в нашем климате было сложно, их заложили, и теперь там находится библиотека. Террасы тоже были закрыты.

В библиотеке сохранились сводчатые потолки, колонны ионического ордера, а также большой уличный фонарь...

и... золотой ключик! Раньше им открывали входную дверь, а теперь запирают библиотеку.

Из библиотеки (а если мыслить объемами времен Тарасова - из входа проездной арки) попадаем в холл. Внимание привлекает огромное зеркало, в котором отражается большая часть комнаты, что увеличивает пространство.

Оформление стен белыми пилястрами лаконично. И тем контрастнее выглядит потолок, окрашенный под дерево, ограниченный по периметру темно-синим фризом с растительным орнаментом.

Люстра - тоже произведение искусства, которую нельзя оставить без внимания.

Проходим в "Синий зал". Поднимаем взор на потолок и..

Только ради этого вида можно было сюда прийти! Роскошный кессонированный потолок, украшенный лепниной и росписью, вдоль фриза которого танцуют милые путти.

Из Синего зала есть проход в залы приёмов, который сейчас закрыт шкафом. Мы вернулись в холл и уже из него попали через Большой сначала в Малый зал приёмов, занятый читальным залом. Потолок в нем расписан по мотивам мифов Древней Греции и повествует о рождении Персея и его подвигах. Под сценами из мифов видны надписи на латыни.

Убийство Медузы Горгоны.

Встреча с Атлантом.

Персей и Андромеда

Налюбовавшись великолепными росписями, переходим в Большой зал для приёмов, использующийся для собраний института. Он стал таким в то время, когда этот дом занимал суд, а до этого был поделен на две комнаты, граница которых отчетливо видна (выступ стены).

В первой части потолки расписаны музами и девушками с музыкальными инструментами. Скорее всего, здесь была комната отдыха.

В дальней части комнаты была столовая. По обе стороны от камина находятся двери. В одну из них вносили новые блюда, в другую - выносили.
Потолок здесь также кессонированный, отделанный деревом и множеством мельчайших картин. Это была работа учеников Строгановского училища, поэтому все картинки уникальны и не повторяются.

В этом зале находится один из трёх каминов, причём действующий.

Из залов для приёмов ступаем на первую парадную лестницу. У нее низкие ступеньки, и, по заверениям сотрудницы института, по ней можно бегать без усталости целый день! Лестница сделана из искусственного камня, обладающего такой прочностью, что ступеньки не истираются вот уже более 100 лет.

На потолке повторяющиеся изображения орлов и дубовых веток.

Мозаичное панно - дар африканского народа институту.

На втором этаже в холле сохранились колонны из искусственного мрамора. Рисунок на мраморе таков, какой характерен для мрамора итальянского месторождения.

Здесь сохранился второй камин в особняке.

Через вторую парадную лестницу попадаем в жилую часть дома. На сводчатом потолке изображены основные стихии: воздух, земля, огонь.

Потолок холла перед жилой частью искусно имитирует мозаику, однако это умелая роспись.

В жилых залах стены отделаны также просто, а на потолки богато расписаны такими признанными мастерами, как Игнатий Игнатьевич Нивинский и Евгений Евгеньевич Лансере. Семья Тарасовых была известна как театралы, и, возможно, поэтому они заказали роспись театральным художникам.

Копия картины Тинторетто "Рождение млечного пути" украшает одну из комнат.

В последней комнате нас ждет третий камин. Кроме него и роскошного потолка в ней ничего родного не сохранилось, вся мебель от новых арендаторов.

На этом закончилось наше путешествие в "московскую Италию", в эпоху Ренессанса.

Использованы материалы:

Этот знаменитый особняк знают многие. Стоит только отойти с Патриарших прудов в сторону Спиридоновки, как вашему взору предстанет великолепное здание. Однако немногим удалось побывать внутри.

А сегодня предлагаем ознакомиться с его интерьерами —>

На углу улицы Спиридоновка и Большого Патриаршего переулка стоит большой серый особняк, очень напоминающий итальянские палаццо эпохи Возрождения. Этот уголок Италии в Москве называется Особняк Тарасова или просто Дом Тарасова, сейчас его занимает Институт Африки РАН.
Стоит немного рассказать о семействе Тарасовых. Это семья черкесских армян из Армавира. Изначально их фамилия звучала как Торосян, но позже русифицировалась, и все они стали Тарасовыми. Основателем династии считается Аслан Тарасов, занимавшийся бизнесом на юге России. Его сын, Гавриил Асланович Тарасов, стал владельцем Екатеринодарской Большой мануфактуры. Основное богатство ему принесла торговля ватой. Позже он значительно расширил профиль своей деятельности, торговал нефтью, зерном. Наконец, в 1902 году вместе со своими братьями Александром и Михаилом перебрался из Екатеринодара в Москву.

Известный московский коллекционер Петр Щукин вспоминал: «Вначале братья Тарасовы жили весьма скромно; ездили по железной дороге в третьем классе, возили с собой мешки с сухарями из черного хлеба, которыми питались дорогой, носили зимой потертые бараньи шубы, но потом они разбогатели, и мы увидели их в собольих шубах с бобровыми воротниками».
Участок для строительства особняка Гавриил Тарасов приобрел в 1907 году и место это выбирал тщательно. Здесь, на Спиридоновке, проживала городская элита. Достаточно сказать, что особняк Тарасова стоит прямо по диагонали от знаменитого особняка Зинаиды Морозовой, построенного архитектором Шехтелем, ныне это Дом приемов МИД (см. ). Место это было очень престижным и перебравшемуся не так давно в Москву Гавриилу Тарасову необходимо было иметь статусный дом, достойный того места, которое он хотел занять в верхушке социальной пирамиды Москвы.

Строго симметричный, лишённый входных дверей фасад по Спиридоновке практически буквально воспроизводит рисунок фасада палаццо Тьене, выстроенного Андреа Палладио в Виченце в 1542-1553 годах. Единственное изменение копии относительно прототипа - увеличенная высота первого этажа. Следуя пропорциям венецианского Дворца дожей, архитектор Иван Жолтовский сделал первый этаж на 1/13 более высоким, чем второй. Таким образом верхний этаж воспринимается облегчённым относительно массивного первого этажа. Как и почему Жолтовский выбрал за образец фасадов именно палаццо Тьене - осталось неизвестным.
Этот московский дом интересен цельностью выраженного в нем стиля Возрождения, от фасада до фурнитуры дверей и окон. Кстати, ничего из первоначальной обстановки особняка до наших дней не дошло. Более того, вообще неизвестно, была ли завезена сюда мебель после окончания строительства.
В ежегоднике «Московский архитектурный мир» за 1912 год особняк Тарасова назван «сказкой былых времен». Дом на Спиридоновке вошел в число богатейших и интереснейших с точки зрения архитектуры сооружений Москвы того времени. Его парадные фасады отличаются монолитностью и массивностью. Облицовка первого этажа имитирует гранит, а второго - мрамор, но выполнен дом из бетона.


В той части особняка, которая располагается вдоль Спиридоновки, на фасаде нет входа и это придает зданию особенную монументальность. Эта часть дома предназначалась для приемов.
Если помещения вдоль Спиридоновки были парадными, то комнаты вдоль Большого Патриаршего переулка предназначались для проживания членов семьи Тарасова, но их внутреннее убранство было не менее пышное, чем в парадных залах. Расположение комнат вдоль Большого Патриаршего переулка и вдоль Спиридоновки – анфиладное, т.е. из одной части дома в другую можно было пройти не по коридору, а через комнаты.
В доме были использованы самые передовые технические решения того времени. Отопление для каждой из двух квартир дома было отдельное. Трубы проведены в толще стен, во всех комнатах размещены радиаторы парового отопления. В доме было электричество и санузлы. Для подъема и спуска белья, посуды, для подсобных работ на черной лестнице был сделан грузовой лифт. В здании работала собственная прачечная.

Строительство особняка шло с 1909 по 1912 годы. Гавриил Асланович умер в 1911 году, не дожив до конца строительства. О заказчике напоминает латинская надпись на парадном фасаде «GABRIELUS TARASSOF FECIT ANNO DOMINI M», что означает: «Габриэль Тарасов сделал в году от Рождества Христова 1000…». Видимо, после латинской М, обозначающей тысячу, должны были проставить окончательный год, но его так и не проставили из-за последующих событий, начала Первой Мировой войны и затем революции.
Дом достраивали сыновья. Им пришлось даже писать заявление в управу о своем несогласии со столь высокой пошлиной на наследство: «….постройки нашего владения, правда, могут быть отнесены некоторым образом к богатым, но это богатство условно, конечно, постройка будет богатой, если она сложена из дикого камня, гранита, но та же постройка, сложенная из простого кирпича, которому посредством бетона придан вид глыб дикого камня, будет иметь уже другой характер, т.е. небогатый… Внутренняя отделка этих особняков также обычная, исключая плафона потолка расписанного художником, но и эта отделка совсем не так уж и дорога, что мы можем подтвердить счетами». Тем не менее, управа не согласилась с претензиями наследников, и им пришлось выплатить полную сумму.
Наследникам Георгию и Саркису так и не довелось пожить в этом доме, так как в 1917 г. сыновья Гавриила Аслановича навсегда покинули Россию. Сейчас единственная ветвь потомков Гавриила Тарасова проживает во Франции.
Стоит отметить, что печально известный театрал и меценат Николай Лазаревич Тарасов приходился Гавриилу Аслановичу племянником. Один из потомков Тарасовых, Лев Асланович Тарасов, вошел в мировую культуру под именем Анри Труайя, известного французского писателя, лауреата Гонкуровской премии и члена Французской академии. Из рода тех же Тарасовых происходит и прославившийся в 1980-е первый легальный советский миллионер Артем Михайлович Тарасов. Замечу, хотя он всюду представляет себя потомком Гавриила, на самом же деле он потомок одного из братьев Гавриила.
После революции и до 1937 года здание занимал Верховный Суд СССР. В 1937 году сюда въехало посольство Германии. В послевоенные годы его занимало посольство Польши. С 1979 года в доме располагается Институт Африки Российской Академии наук. Как считается, великолепный особняк Институт получил благодаря своему тогдашнему директору, Анатолию Громыко, сыну всесильного министра иностранных дел СССР Андрея Громыко. Анатолий Громыко был директором Института с 1976 по 1991 год. Кстати, он еще жив, а его династия продолжается. Сын Анатолия Громыко — Алексей Громыко в 2014 году сменил академика Николая Шмелева на посту директора Института Европы РАН, а в 2016 году избран членом-корреспондентом РАН, как и его отец.
Современная офисная мебель, находящаяся ныне в помещениях института, не представляет никакого интереса, поэтому в рассказе акцент будет сделан на убранстве потолков. Впрочем, начнём не с них.

Не зря это здание называют итальянским дворцом, есть в нём и внутренний дворик – характерная черта настоящих палаццо. В нем всегда одинаково тихо и уютно.
В центре его расположен фонтан (сейчас не действующий) и садовые скульптуры.

Время появления скульптур неизвестно, но точно после окончания строительства и до размещения здесь института Африки.


Въезд в дом был со стороны Большого Патриаршего переулка и сейчас выглядит так:

Это был сквозной арочный проезд, ведущий во внутренний двор. Сюда приезжали на экипажах, а позже сыновья Тарасова пользовались автомобилями. Въездные арки соединяли две части дома и в то же время разъединяли их. Над арками были открытые террасы. На крыше был балкон с балюстрадой и верандой, по которой можно было перейти из парадной части дома в жилую.

К сожалению, в 1920-е годы террасы пришлось закрыть, эксплуатировать их в нашем климате было неудобно. На современном фото выше видно, что между белых колонн террасы теперь остекление.


Въездная арка также была закрыта. Сейчас на месте этого сквозного проезда находится библиотека Института Африки.

Если с фасада проезд во двор имел одну арку, то со стороны двора арок были три. Теперь они застеклены. Анфиладные дверные проемы сохранились, но прикрыты шкафами с книгами.


В библиотеке сохранились сводчатые потолки, колонны ионического ордера, а также большой фонарь на цепи. Глядя на него, сразу понимаешь, что фонарь уличный.

Дореволюционный вид арки:


Двойные двери и пространство между ними свидетельствуют о том, что здесь был выход на улицу.


Дверь библиотеки – бывшая входная. От нее сохранился ключ — настоящий золотой ключик!


Раньше им открывали вход в парадную часть дома, а теперь запирают библиотеку. Ручка двери тоже сохранились.


Тарасов полностью отдал внешнее и внутреннее оформление особняка на волю архитектора и художников, поставив только одну задачу: «Главное – роскошь!». Особняк славен именно росписью потолка, к которой были привлечены известные театральные художники Игнатий Игнатьевич Нивинский и Евгений Евгеньевич Лансере. Нивинский расписывал квартиру хозяев, а Лансере – залы приемов. Росписи потолков – это стилизация под стиль Возрождения. Рисовали художники по сырой штукатурке. Фрески дома - копии известных произведений Пинтуриккио, Тинторетто, Тициана, Джулио Романо и стилизации под ренессансную живопись.
В Синем зале – роскошный кессонированный потолок, украшенный лепниной и росписью, по периметру фриз с барельефами – это позолоченные танцующие путти. Сейчас этот зал принадлежит библиотеке.




Малый Зал приемов расположен на углу Спиридоновки и Большого Патриаршего переулка. Теперь в нем находится читальный зал библиотеки.
Тут уже создаётся полное ощущение итальянского дворца. Потолок тоже кессонный. В данном зале его ячейки-кассеты большие, их девять. Они заполнены фресками работы Евгения Лансере на тему «Подвиги Персея». Под потолком идет фресковый фриз с атлантами, которые как бы держат этот потолок. На этом же фризе под сценами из мифов видны подписи к ним на латыни.


Центральная картина: «Персей- герой древнегреческой мифологии, сын Зевса и Данаи, получает от Гермеса шлем»

В этом зале находится красивая люстра.


Персей и Андромеда.


Персей побеждает Медузу Горгону.


На фризе внизу есть подпись на латыни «Медузу со змеиными волосами Персей побеждает». Обратите внимание, могучие атланты держат потолок и «тяжелый занавес», тут есть еще и театральный эффект. Это неслучайно, ведь автор фресок Евгений Лансере много работал как театральный художник.


Даная. Подпись на фризе: «Даная от дождя золотого зачала».


Персей и Атлант, держащий на плечах небесный свод. Подпись на фризе внизу «Так появились горы Атлас».


Зевс – отец Персея


Даная – мать Персея.


Сам Персей.
Из Малого зала мы попадаем в Большой зал приемов. В наше время он используется для проведения собраний института. Он стал таким в то время, когда этот дом занимал суд, а до этого был поделен на две комнаты, граница которых отчетливо видна (выступ стены).
В первой части в глубоких ячейках кессонного потолки – фрески с музами и девушками с музыкальными инструментами. Таким же образом расписан фриз по периметру потолка. Возможно, тут должен был быть музыкальный салон.
В дальней части комнаты была парадная столовая. По обе стороны от камина находятся двери. В одну из них вносили новые блюда, в другую выносили.


Здесь находится один из трех каминов дома. Все они действующие, сотрудники института ими пользуются. Камины сделаны из искусственного камня.
По периметру очень широкий фриз с росписями в технике гризайль, создающей эффект объемных барельефов. На вертикальных частях потолочных балок множество мельчайших картин. Это работа учеников Строгановского училища, поэтому все картинки уникальны и не повторяются. Это не объемные барельефы и не мозаика, это всё росписи.





Парадная лестница сделана из искусственного камня, обладающего такой прочностью, что ступеньки не истираются вот уже более 100 лет. Как говорят, ступеньки лестницы имеют такую высоту, что по ней можно бегать долго и не уставать.


Привлекает внимание расположенное над лестницей мозаичное панно «Освобожденная Африка», появившееся в институте в 1980-е годы. С убранством особняка оно не вяжется, но само по себе весьма необычное и тоже является памятником своему времени.


Мы снова обращаем все внимание на потолок, он тоже кессонированный деревянный, очень эффектный. Здесь чередуются черно-золотые изображения орлов и дубовых веток на черно-золотом фоне.


Почему-то в некоторых описаниях можно прочесть: «Орлы на потолке появились в то время, когда здание занимало польское посольство». На самом деле это не так. Орел на гербе Польши не черный, а белый, а дуба в гербе Польши вообще нет. Тут самое время вспомнить дубы, которые встречались уже на фризе в Синем зале. Дуб был одним из символов Тарасовых, означавший силу хозяина дома, а орел – это символ власти. Однако основной аргумент – сделанные до революции фотографии, на которых мы уже видим такой потолок.


В завершение рассказа стоит показать парадную лестницу жилой части. Холл нижнего этажа имеет сводчатый потолок, весь расписанный Нивинским. Тут сочетание имитации мозаики и объемной живописи.



Мне удалось посмотреть те помещения, которые занимает библиотека. Однако в особняке множество других великолепно отделанных помещений. В одних сидит руководство института, а другие сдаются арендаторам, и увидеть их не так-то просто. Но даже то, что удалось посмотреть, впечатляет.

Публикация подготовлена: Василий П. Фото автора.

Московский модерн в лицах и судьбах Соколова Людмила Анатольевна

Особняк Тарасовых в Скатертном переулке, № 4/1 (1905)

По поводу этого симпатичного особнячка, что выходит закругленным углом на пересечение Скатертного и Медвежьего переулков, существует разночтение: одни исследователи считают, что его построил в 1905 году архитектор В.П. Войников, другие – в том числе и авторитет в области московского модерна М.В. Нащокина, – что в 1907 году архитектор М.Г. Гейслер. А некоторые просто поставили обе фамилии архитекторов рядом – ну, и вашим и нашим. Мало того, на сайте Wikimapia сказано: «Особняк Тарасовых, 1905 г., архитекторы В.П. Вотилов, Н. Морозов, 1907 г., инженер М.Ф. Гейслер, 1912 г., конюшни 1907 г.».

Вот и поди разберись!

Особняк Тарасовых

То, что здание, несомненно, относится к модерну, говорит описание (на мой взгляд, топорное) на этом же сайте: «Карниз, горизонтальная тяга между вторым и третьим этажом, венки и гирлянды в верхней части пилястр, акротерии над входом, декор углового эркера и руст первого этажа – элементы языка неоклассики. Этот дом иногда тоже относят к неоклассической архитектуре, но по своему строению, по композиции – это чистый модерн. Даже растительные мотивы присутствуют…»

Так что со стилем все ясно. Как и в том, в чем все тоже сходятся: владельцами особняка были братья Тарасовы.

В следующем рассказе, о доме-сказке инженера-путейца П.Н. Перцова, будет упомянута железная дорога Армавир – Туапсе, для строительства которой усилиями Петра Николаевича было создано акционерное общество. Так вот, правление Северо-Кавказского банка, который субсидировал строительство «народной» Армавиро-Туапсинской железной дороги, возглавил Александр Тарасов, а его брат Михаил возглавил совет банка.

Кто ж такие эти банкиры, которым в Москве принадлежало несколько домовладений, в том числе и этот, заинтересовавший нас особняк?

Черкесские армяне Тарасовы (или Торосяны) были родом из города Армавира. Не будем углубляться в историю – богатство к семье пришло трудами Аслана Тарасова, торговавшего ватой, мануфактурными товарами и тканями в Армавире и Екатеринодаре. Он скончался в 1857 году, передав дело своим пятерым сыновьям: Ивану, Александру, Лазарю, Гавриилу и Михаилу. В 1858 году братья Тарасовы во главе с матерью, Марией Сеферовной, вошли в купеческое сословие по городу Нахичевани. К этому времени лавка в Армавире обросла сетью магазинов по всему Северному Кавказу. В 1880 году Тарасовы основали «Мануфактуру братьев Тарасовых» и перебрались в Москву.

В «Москве купеческой» Павел Афанасьевич Бурышкин приводил воспоминания известного московского коллекционера Петра Ивановича Щукина о резкой перемене в жизни Тарасовых: «Вначале братья Тарасовы жили весьма скромно; ездили по железной дороге в третьем классе, возили с собой мешки с сухарями из черного хлеба, которыми питались дорогой, носили зимой потертые бараньи шубы, но потом они разбогатели, и мы увидели их в собольих шубах с бобровыми воротниками…»

Действительно, уже к 1903 году братья были приписаны к 1-й купеческой гильдии по городу Москве.

Уже третье поколение Тарасовых прочно закрепилось среди торгово-финансовой элиты Первопрестольной да еще периодически «взрывало» спокойствие общества своими эксцентрическими (порой – трагическими) поступками.

Процитируем опять П.А. Бурышкина: «Из братьев Тарасовых в Москве проживали трое: Александр, Гавриил и Михаил Афанасьевичи. …Из следующего поколения был Гавриил Александрович, которому принадлежал дом, вновь выстроенный по старым рисункам в стиле итальянского Возрождения и представлявший копию какого-то дворца в Италии. Дом этот сразу стал одной из московских достопримечательностей. Проживал там также и Аслан Александрович, который, насколько я помню, был представителем в Москве их торгового дела. Мне приходилось с ним немало встречаться: он входил в состав совета возглавляемых мною «Обществ оптовых товариществ мануфактуры», и о нашей совместной работе я сохранил самые добрые воспоминания. Жена его, Лидия Васильевна, урожденная Абессаломова, была одной из городских дам-патронесс…»

В Москве было немало адресов благотворительных дел Тарасовых: больницы, богадельни, приюты для бедных, школы…

Вот этот дом, что на углу Спиридоновки и Большого Патриаршего, практически копия итальянского палаццо Тьене (Palazzo Thiene) в итальянском городе Виченце, построен архитектором И.В. Жолтовским для Гавриила Аслановича. По фасаду особняка, обращенного на Спиридоновку, шла надпись GABRIELUS TARASSOF FECIT ANNO DOMINI – «Гавриил Тарасов построил в год… нашей эры». Место для точной даты так и осталось пустым, потому как заказчик умер, не дождавшись окончания строительства. А дом перешел к его сыну, Гавриилу Гаврииловичу Тарасову.

Много шуму по Москве наделало самоубийство одного из Тарасовых – Николая Лазаревича, который славился своей благотворительной деятельностью, поддерживал Московский Художественный театр, был основателем и меценатом известного кабаре «Летучая мышь».

Особняк Тарасовых на Спиридоновке

Тот же Бурышкин приводит слова о нем Владимира Ивановича Немировича-Данченко: «Трудно встретить более законченный тип изящного, привлекательного, в меру скромного и в меру дерзкого денди. Вовсе не подделывается он под героев Оскара Уайльда, но заставляет вспомнить о них. Вообще, не подделывается ни под какой «тип»: прост, искренен, мягок, даже нежен, но смел; ко всему, на каждом шагу подходит со вкусом, точно пуще всего боится вульгарности…»

И вот, этот человек – утонченный эстет, кроме того, страстный автомобилист, неоднократно выходивший призером гонок, – застрелился в 28 лет… Причина банальная: cherchez la femme. Вернее сказать, женщин. Их было две. В одну – Ольгу Грибову, жену богатого промышленника, – Николай был безответно влюблен. У нее же был свой «свет в окошке»: Н. Журавлев – прожигатель жизни, да к тому же друг… ее мужа. В очередной раз проигравшись вдрызг в карты, тот попросил денег у любовницы. И Ольга не нашла ничего лучшего, как пойти к Николаю Тарасову – ну, просто «Последняя жертва»! Правда, в жизни все сложилось не как у писателя А.Н. Островского: Николай, оскорбленный в своих чувствах, женщине отказал. Итог: Журавлев кончает жизнь самоубийством, за ним застрелилась и Ольга Грибова.

Н.Л. Тарасов

Вот тут появляется вторая la femme – подруга Грибовой. Она звонит Тарасову и обвиняет того в обеих смертях. И из мести заказывает доставку по адресу Тарасова: Большая Дмитровка, № 9. Жестокая шутка: гроб и венок. Потрясенный Николай после разговора с ней не выдержал мук совести и тоже застрелился… А наутро к его дому прибыли гроб и венок… Получилось кстати… Его надгробие на Ваганьковском (Армянском) кладбище в Москве, выполненное скульптором Николаем Андреевичем Андреевым – автором знаменитого памятника Гоголю 1909 года, – считается одним из самых интересных надгробий эпохи модерна.

А в этом особняке, что в Скатертном переулке, жила семья одного из братьев Тарасовых – Александра Аслановича (Афанасьевича) (1843–1916). Там же у Александра и его жены Лидии появился на свет мальчик Леон, нареченный на русский манер Львом. Имя это на черкесском и означает Аслан. Мальчику дали имя отца и прадеда, обладавших львиной хваткой. Он был младшим из трех детей: сестра Ольга была старше его на девять лет, брат Александр – на четыре года. Но прославил род Тарасовых именно он, Леон. Мир его узнает как знаменитость – Анри Труайя (1911–2007).

А. Труайя

«Я русский армянин, воспринявший только русскую культуру», – став уже маститым писателем, признается он. Как и скажет: «Я полюбил Францию задолго до того, как узнал ее». Образованием Леона занимались мать Лидия Васильевна и гувернантка-француженка, словно предвидевшая его будущее.

Под порывами свирепых ветров Октябрьской революции сорвалась с места и семья Тарасовых. Готовясь к превратностям судьбы, Лидия Васильевна второпях зашивала в подкладку детских пальто семейные драгоценности. «О! Это было захватывающее бегство через всю Россию!» – спустя много лет опишет эти ужасы Анри Труайя в биографической книге «Моя столь длинная дорога».

Эмигрантские тропы Тарасовых пролегли из Новороссийска через Константинополь, Венецию во Францию, в Париж, где в 1920-м они и осели. Зашитые в детскую одежду дальновидной Лидией Васильевной бриллианты таяли с каждым днем, что, однако, не помешало семье дать детям вполне приличное образование. Леон ушел с головой в юриспруденцию, чтобы обеспечить семье стабильный достаток. Проклюнулся в Леоне и писательский дар, подмеченный матерью еще в детстве.

В 1938 году, в канун Второй мировой, Анри Труайя издает роман «Паук». «Он покоробил одних своей резкостью, другие хвалили его за необычность», – вспоминал автор. Этот роман возвестил о триумфе молодого писателя: ему была присуждена Гонкуровская премия – престижнейшая из литературных премий Франции и мира.

Многогранный талант Анри Труайя вызвал к жизни не только книги на французские темы, но и целую библиотеку биографических романов, посвященных русской духовности. Из-под его пера вышли эссе-биографии о Достоевском, Толстом, Лермонтове, Пушкине, Чехове, Тургеневе…

В 1959 году друзья из Академии наук Франции, на пике литературной славы Анри Труайя, убедили его выставить свою кандидатуру на избрание академиком. «Я не колебался. Сын эмигрантов, я не имел права отказываться от чести, которую мне предлагали самые крупные писатели приютившей меня страны… Думал я также и о радости родителей, если я буду избран. Какое утешение для них за все горести изгнания! Я был избран абсолютным большинством голосов при двух против», – напишет в своем дневнике писатель.

Анри Труайя, ставший одним из сорока «бессмертных» (так величают членов Французской академии), пребудет в этом качестве целых полвека. Редчайший случай в истории науки Франции.

Закончил свой жизненный путь 96-летний Анри Труайя в 2007 году. Президент Франции Жак Ширак в прощальном слове назвал великого писателя «гигантом французской изящной словесности» (Мирзояны Марина и Гамлет . Москва армянская, с сайта «Ноев ковчег», № 19 (225), октябрь (16–31) 2013 года).

Ну а в особняке Тарасовых вначале было устроено студенческое общежитие. В квартире № 50 жил физик, академик И.Е. Тамм, автор трудов по ядерной физике и теории излучения.

Потом много лет в здании размещался Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР. Ныне размещаются дирекция спортивных и зрелищных мероприятий Москомспорта и информационное общество «Росбалт».

Из книги Евреи России. Времена и события. История евреев Российской империи автора Кандель Феликс Соломонович

Очерк сорок первый Евреи в русско-японской войне. Погромы 1904–1905 гг. «Смутное» время. Октябрьские погромы 1905 г. Практически после каждого разгрома еврейские общины взывали к милосердию: «Требуется безотлагательная помощь! Пожертвования просят направлять по адресу». А

Из книги Два Петербурга. Мистический путеводитель автора Попов Александр

Экс в Фонарном переулке Не секрет, что деньги на революционную деятельность добывались в том числе и с помощью ограблений, так называемых «эксов». 14 октября 1906 года в Петербурге случился один из самых знаменитых таких эпизодов – нападение на карету портовой

автора

Особняк Листа – Кусевицкой в Глазовском переулке, № 8 (1898–1899) Этот особняк Лев Кекушев строил для себя. Тут уж он дал разгуляться фантазии, но в то же время специалисты видят в нем стилизацию брюссельского отеля «Тассель», построенного Виктором Ортом, основоположником

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк Ф.О. Шехтеля в Ермолаевском переулке, № 28 (1896) Францу Шехтелю в 1896 году было 36 лет. Он полон творческих сил и дерзких замыслов. За ним уже прочно утвердилась репутация модного – а главное! – талантливого архитектора. Он много строил для самых богатых и уважаемых

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк А.И. Дерожинской в Кропоткинском переулке, № 13 (1901) Это здание по праву считается одним из лучших творений Шехтеля и входит в десятку самых ярких образчиков московского модерна.Его заказала Францу Осиповичу, уже ставшему к тому времени самым модным архитектором

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Московский художественный театр в Камергерском переулке, № 3 (1902) Все знают, Московский художественный театр – одно из самых ярких проявлений новаторского русского театрального искусства – «родился» в 1897 году благодаря союзу гениев: Константина Сергеевича

Из книги Царское золото автора Курносов Валерий Викторович

Аресты в малом Лёвшинском переулке «Я и тов. Лацис… осмотрели Иверскую больницу и установили, что в ней действительно находится много подозрительного элемента, - вспоминал в 1924 году Яков Петерс. - Мы установили наблюдение за Ивановым и выяснили, что этот Иванов

Из книги Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы автора Первушина Елена Владимировна

Школа в Матянином переулке Современный адрес - Батайский пер., 6–8/Дойников пер., 11.Еще одна школа, построенная по проекту А. Лишневского в 1936 году, находится на углу Матянина переулка (назван по домовладельцу, переименован в 1952 г. в память боев при городе Батайске) и

Из книги История российского сыска автора Кошель Пётр Агеевич

Арест в Левшинском переулке В середине мая 1918 года одной из сестер милосер­дия Покровской общины было сделано заявление командиру ла­тышского стрелкового полка в Кремле, что в ближайшие дни в Москве ожидается восстание и особенно жестоко будут рас­правляться с

Из книги Москва акунинская автора Беседина Мария Борисовна

Сквер в Брюсовом переулке Чтобы не прерывать экскурсию, мы по дороге осмотрим несколько мест, которые тоже вписываются в ее тему, правда, косвенно. Тем не менее мне будет приятно, если кому-то увиденное по пути напомнит эпизоды из полюбившихся книг.Сворачиваем с Моховой

Из книги Крушение антисоветского подполья в СССР. Том 1 автора Голинков Давид Львович

5. Взрыв в Леонтьевском переулке 25 сентября 1919 г. в помещении Московского комитета РКП (б) в Леонтьевском переулке собралось около 100–120 ответственных работников большевистской партии, лекторов и агитаторов. Сюда должен был приехать и В. И. Ленин. Обсуждался вопрос о

Из книги Рассказы о Москве и москвичах во все времена автора Репин Леонид Борисович

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

Тема 48 Внешняя политика России (конец xix в. – 1905 г.) Русско-Японская война 1904–1905 гг ПЛАН1. Условия и задачи российской внешней политики.1.1. Международное положение.1.2. Стратегические внешнеполитические задачи: В Европе. – В Азии.1.3. Внутриполитические задачи внешней

Из книги Об Илье Эренбурге (Книги. Люди. Страны) [Избранные статьи и публикации] автора Фрезинский Борис Яковлевич

Из книги Взрыв в Леонтьевском переулке автора Алданов Марк Александрович

ВЗРЫВ В ЛЕОНТЬЕВСКОМ ПЕРЕУЛКЕ

Из книги Полное собрание сочинений. Том 12. Октябрь 1905 - апрель 1906 автора Ленин Владимир Ильич

Список неразысканных работ В. И. Ленина (Октябрь 1905- апрель 1906) 1905 г. 1905 г. РЕФЕРАТ О ПОСЛЕДНИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ СОБЫТИЯХ В РОССИИВ объявлении Комитета заграничной организации РСДРП указывается, что 2 ноября (20 октября) 1905 года на собрании русских социал-демократов в Женеве

по Москве

Увлекательная авторская экскурсия - возрождающее, вдохновляющее (и вкусное!) путешествие по Москве итальянской! Столичные архитектурные шедевры итальянского барокко и ренессанса - солнечные творения итальянских гениев и их российских последователей, и увлекательная попытка разгадать родство русской души с Италией, определить истоки русской любви ко всему итальянскому… С эксклюзивной экскурсией в «итальянское палаццо эпохи Возрождения» - особняк Тарасова и атмосферным обедом из блюд вкуснейшей итальянской кухни.

Цена: от 1490 RUB

Сегодня мы попытаемся разгадать загадку извечной и древней тяги русской души к Италии и всему итальянскому! Приглашаем вас на новую авторскую экскурсию - вдохновляющее, возрождающее (и вкусное!) путешествие по Москве итальянской, под звуки итальянской музыки, с дегустацией блюд знаменитой итальянской кухни.
Италия для русского человека всегда была «мечтой, … образом красоты и радости жизни». Ни одна из стран мира не имела (и не имеет!) такого культурного воздействия на Россию, как Италия. Итальянская культура, искусство и архитектура, итальянская музыка, итальянский язык и даже итальянская кухня таинственным и мистическим образом оказывали влияние на всю российскую культуру - и тысячу лет назад, с момента завязывания торговых связей с Италией, и после татаро-монгольского нашествия, и в XVII-XIX веках и, особенно, в наши дни.
Декорациями нашего увлекательного путешествия станут самые красивые улицы, площади и здания нашего города ! Вы увидите Кремлевские башни и Манежную площадь, Александровский сад и грот «Руины», Гостиный двор и Политехнический музей, историческое здание МГУ, храм Большое Вознесение, дом Жолтовского и особняк Рябушинского. Теперь не нужно ехать в Рим или Неаполь, чтобы окунуться в волшебную атмосферу уютных, опаленных солнцем узких улочек и классической архитектуры эпохи Итальянского Возрождения. Вот он - уголок любимой Италии в сердце Москвы! Вы побываете в московском «итальянском квартале» - это новый роскошный, элитный жилой комплекс Римский квартал. Вы увидите домик Чехова , который трижды бывал в Италии и полюбил ее всем сердцем, полюбуетесь зданием Новой Оперы в саду Эрмитаж, и впечатляющим шедевром Казакова и Бове - роскошным зданием Ново-Екатерининской больницы.
Особую достоверность и чарующую атмосферу нашему вдохновляющему путешествию придадут «музыкальные паузы», во время которых вы услышите выдающиеся классические шедевры в исполнении Робертино Лоретти, Пласидо Доминго, Энрико Карузо, а также хиты популярной музыки в исполнении любимых «итальянцев».В ходе увлекательного путешествия вы узнаете:
- какие здания Москвы являются самыми древними
- почему башни московского Кремля, построенного итальянцами, не имеют аналогов в Италии
- как превратить русский храм в итальянское палаццо,
- кого из итальянских архитекторов в Москве держали силой,
- сколько колонн украшает здание Старого Гостиного двора,
- какие детали итальянской архитектуры стали привычными украшениями московских зданий
- какое «непременное условие» путешествия в Италию упоминалось в старинных путеводителях
- кем был великий русский архитектор Осип Бове по национальностиОсобенной «итальянской» изюминкой нашего путешествия станет эксклюзивная экскурсия в особняк Тарасова на Спиридоновке (сегодня - институт Африки РАН). Это необыкновенное здание - почти точная копия итальянского палаццо Тьене, возведенного в Виченце (Италия) великим архитектором Андреа Палладио в 1553 году. Особняк Тарасова построил последователь палладианства, архитектор Жолтовский в 1912 году, а основной девиз строительства его заказчик промышленник Тарасов сформулировал так: «Главное - роскошь!»
Этот роскошный особняк многие видели снаружи и лишь немногие побывали внутри. Проходя по залам роскошного палаццо, вы услышите захватывающую историю владельцев особняка Тарасовых, увлекательную, как исторический роман. Узнаете о судьбе потомков этого влиятельного армянского рода, среди которых - знаменитый французский писатель Анри Труайя, богатейший нефтепромышленник и меценат Николай Лазаревич Тарасов и наш современник, первый «советский» миллионер Артем Тарасов. Самое впечатляющее украшение особняка - уникальные росписи по сырой штукатурке на темы греческой мифологии. Фрески выполнены знаменитыми театральными художниками Лансере и Нивинским. По периметру потолков пущены богатые фризы с росписями в технике гризайль, создающие эффект объемных барельефов, здесь же расположены сотни мельчайших картин учеников Строгановского училища, сюжеты которых не повторяются. Фрески палаццо Тарасова можно рассматривать часами…
Итальянская кухня считается одной из вкуснейших в мире! Невозможно представить наш, русский стол, без итальянской пасты и пиццы, вкуснейших итальянских сыров и роскошного вина! Именно поэтому наше итальянское путешествие завершится традиционным обедом в атмосферном итальянском ресторане , где вы отведаете национальные блюда Италии - тосканский традиционный суп "каччукко", спагетти "Помадори" со спелыми томатами и легендарный ликер "лимончелло".
Необыкновенное атмосферное "итальянское" путешествие, которое вы совершите, не покидая пределов Москвы!

Продолжительность экскурсии: ~ 4 часа (ориентировочно).
Стоимость программы:

взрослый - 1490 руб.

ребенок - 1490 руб.

C бор в 10:15, м. Новослободская (встреча с гидом у входа в Макдональдс), экскурсовод с табличкой "название тура ". О тправление в 10:30.
Окончание программы на ул. Спиридоновка.

В стоимость тура включено:

Дополнительно оплачивается:

итальянский обед 1200 руб.


Информация на сайте не является публичной офертой и носит информативный характер: для уточнения обратитесь, пожалуйста, к менеджерам.

Время в пути и продолжительность экскурсии указано ориентировочное.

На всех экскурсиях необходимо иметь с собой паспорт, на детей - свидетельство о рождении.

Иностранные граждане должны иметь при себе миграционную карту.

Другие важные условия бронирования экскурсий.

Тарасовы родом из Армавира, это большая армянская купеческая семья, во главе когда-то был Торос, от которого пошла сначала фамилия Торосян, впоследствии обрусевшая до Тарасовых. Тарасовы начали свое семейное дело с торговли ватой и мануфактурой, затем занялись разведением овец, лошадей и другого скота, достигли невероятных для Армавира успехов, разбогатели и решили перебраться в Москву.
Семья Тарасовых, состоящая из четырех братьев, обустроилась в Москве с размахом. Три брата купили готовые дома, а Габриэль Тарасов купил большой участок земли на Спиридоновке и построил дом, в котором предполагал устроить и офисные помещения семейного предприятия "Мануфактура братьев Тарасовых". Выбирая архитектора, Габирэль Асланович (Гавриил Александрович в обрусевшем виде) спрашивал у москвичей лучшего архитектора. Ему посоветовали Жолтовского Ивана Владиславовича, который был известен как талантливый архитектор. Он учился в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, однако, по словам нашего гида Татьяны, буквально влюбленной в Жолтовского, так и не получил диплом, т.к. много болел и подрабатывал на разных проектах, поэтому чертежи подписывал другой архитектор Агеенко. Одной из ранних работ Жолтовского стал дом Скакового общества на Скаковой улице (1903-1905) у ипподрома, который принес ему известность.
Жолтовский преклонялся перед итальянским зодчим Андреа Палладио, изучал его творчество, поэтому получив заказ от Тарасова, спроектировал здание, отдаленное напоминающее здание палладиовского палаццо Тьене в городе Винченца , однако изменил пропорции. В Италии второй этаж выше первого, а Жолтовский сделал первый этаж выше второго.


Дом построен в 1909-1912 годах. Габриэель Тарасов умер в 1911 году, не дождавшись окончания строительства дома. Однако его родные до революции успели пожить в прекрасной усадьбе 5 лет.
В 1917 году дом был реквизирован, хозяев выгнали, в 20-е годы тут был размещен Верховный суд страны. Здание было не приспособлено для этого, новый архитектор перестроил здание: была добавлена проходная, надстроены ещё 3 этажа.
В 1931 году здание отдали посольству Польши, которое просуществовало до 1979 года, когда дом передали Академии Наук, сейчас здесь располагается Институт Африки РАН.
2

Внутренний дворик. Плиты, которыми изначально были облицованы стены, содержали частицы слюды и сверкали на солнце. Когда здание перестраивали, поменяли и облицовку, сохранив только внешний вид.
3


4

Библиотека Института Африки. Сейчас здесь арочные окна, а когда-то это была уличная арка.
5

6

Фонарь бы скопирован в Италии, изготовлен в России в увеличенном виде, чтобы соответствовать размерам колонн и арок.
7


8

Большинство дверных ручек сохранилось до сих пор, хотя дом переходил из рук в руки и какие-то детали утрачены.
9

10

Ключ от этого замка.
11

Потолок, искусно расписанный Нивинским И.И. и Лансере Е.Е. Цветы в филонах сделаны из гипса, на него наложили сусальное золото.
12

На роспись на фризе наложены фигуры танцующих мальчиков
13


14


15

16

17

Любимым племянником Гавриила Тарасова был Николай Лазаревич Тарасов. Он был очень богат, получил большое наследство от отца. В 1905 году ему было 23 года, он был увлечен театром и выделил МХТ, испытывавшему материальные трудности на гастролях в Германии, 30 тысяч рублей, после чего он Немирович-Данченко внес его имя в число меценатов и людей, которые могут влиять на репертуар театра. Николай этим правом не пользовался, охотно покровительствовал молодым актрисам, в том числе, Алисе Коонен. В 1908 году вместе с другом Балиевым открыл ставшее известным кабаре "Летучая мышь", в котором проходили капустники МХТ, сценарии для которых часто писал и Николай Тарасов. Балиев разыгрывал скетчи, в "Летучую мышь" было труднее попасть, чем в сам МХТ.
По воспоминаниям современников, Николай был настолько богат, что мог не работать, посвящал себя праздным увеселениям, при этом считал, что все интересуются не им самим, а его деньгами.

Анатолий Эфрос писал об этом удивительном человеке: «Как будто был он баловнем жизни, этот изящный юноша с бархатными глазами на красивом матовом лице. Но феи, стоявшие у его колыбели, позабыли туда положить один подарок - способность радоваться жизни. А без этого подарка чего стоят все остальные, самые щедрые и прекрасные? Тарасов носил в себе жажду этой радости - и никогда не мог ее утолить. Он любил те места, где звенел смех, где порхала шутка, но сам лишь едва улыбался и редко ронял слова. В нем жила богатая фантазия, но не то застенчивость, не то какая-то необоримая лень вязали ей крылья при первом взлете, и она упадала, не воспарив». А Качалов сетовал, что богатство губит Тарасова, рождает в нем комплекс неполноценности, отравляет для него отношения с людьми. Тарасов подозревал, что всем нужны только его миллионы, и никому не мог поверить: ни женщинам, ни друзьям. Разве что одному Никите Балиеву… Отсюда
Одной из его пассий была актриса, замужняя Ольга Грибова.

Фото отсюда

Мужа она не любила, но не любила и Тарасова, рассталась с ним довольно быстро, променяв его на молодого 24-летнего юнкера Журавлева, увлеченного карточными играми. К Николаю Ольга обратилась за деньгами, которые могли спасти её возлюбленного, когда тот крупно проигрался в карты, должен был отдать 25 тысяч рублей, которых у него не было. Тарасов ей отказал, да и какой мужчина станет выручать своего счастливого соперника. Журавлев застрелился. Вслед за ним застрелилась Грибова, хотя умерла не сразу, через 3 дня. Узнав о её смерти от Ольгиной подруги, обвинившей в этих двух смертях Тарасова, Николай тоже застрелился. На следующее утро в дом доставили цветы и гроб, заказанные этой подругой, когда Тарасов был ещё жив. Ему было всего 28 лет.
Похоронен Николай Тарасов на армянском кладбище, голова сделана по его посмертной маске.
В день похоронен Тарасова в МХТ был отменен спектакль, настолько в почтением к нему относились в театре.


Надгробный памятник выполнен скульптором Андреевым в виде фигуры Тарасова сразу после самоубийства. По слухам, во время войны этот памятник был реквизирован на пушки, однако голову отрезали и сохранили. Восстановил фигуру Тарасова-Торосяна в 1991 г. скульптор Юрий Орехов, которому доверили голову от прежнего надгробного памятника. Вроде бы, это было сделано по просьбе кого-то из МХТ.
18


19

Кинозал института Африки, прежде тут была гостиная.
20

Потолки в этой комнате бетонные, расписанные под дерево.
21


22

23


24


25

Росписи на тему греческого Парнаса.
26


27


28

Полы сохранились, раскладка паркета разная, создает разные эффекты. Половицы скрипят:)
29

Рабочий камин. В здании их три, все рабочие.
30


31


32


33


34


35

В этой комнате потолок расписан Евгением Лансере.
36

37


38


39


40


41


42

43

44


45

Аутентичный подсвечник Тарасовых.
46


47

Лестница на 2 этаж.
48


49

50

51

Это уже современное панно. Создал его для РУДН художник Вартан Аракелов, работавший над оформлением ст. м. Киевская, однако затем панно было перевезено в Институт Африки.
52


53


54

55


56


57


58


59


60

Лестница на 3 этаж.
61

62

63

64


65

66


67


68

69


70