Задания по лексической теме наш город. Лексическая тема: «Город, в котором я живу


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Бердска
детский сад № 17 «Земляничка»
Лексическая тема:
«Мой город Бердск»
Составила: воспитатель старшей логопедической группы Павлова О.Ю.
Коррекционно-образовательные задачи. Расширение представлений о родном городе, достопримечательностях. Активизация и расширение словаря по теме (Бердск, бердчане, бердчанка, бердчанин, площадь, музей, молодой, красивый, шумный, возникать, раскинулся, возвышаться; каменщик, маляр, штукатур, сантехник, плотник, валик, штукатурить, красить, стеклить). Совершенствование навыка распространения предложения однородными членами. Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов).
Коррекционно-развивающие задачи: развитие связной речи, зрительного восприятия и внимания, тонкой и общей моторики, координация речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитание любви к родному городу.
Оборудование. Магнитная доска, магниты, картинки «Профессии», предметы труда, капельки, палатка, корабль из стульчиков.
Предварительная работа. Экскурсии по городу, в мини-музей «Мой любимый город Бердск». Просмотр слайдов «История города Бердска», разучивание стихотворений о родном городе, пальчиковой гимнастики «Люблю по городу гулять».

Ход занятия.
1.Организационный момент.
Объявление темы занятия. Создание эмоционально-положительного фона.
Игра «Семейка слов».
Воспитатель приветствует детей и гостей и предлагает просмотреть слайды на экране.
Вопросы: На какой реке стоит наш город? (Бердь)
Как называется наш город? (Бердск)
Как называются жители нашего города?(бердчане)
А ты кто? (бердчанка, бердчанин)
Как называется ателье, где шьют одежду? (Бердчаночка)
Первая улица в городе? (Ленина)
2.Упражнение «Путешествие на корабле»(совершенствование грамматического строя речи и активизация словаря по теме «Профессии на стройке»)
Логопед предлагает детям представить, что они первостроители и едут строить город на корабле по реке Бердь.
Люди каких профессий приехали строить наш город? Дети называют профессии (маляр, штукатур, строитель, каменщик, плотник, крановщик, экскаваторщик, стекольщик).

3.Упражнение «Кто чем работает?»

Дети выходят с корабля и подходят к палатке. Воспитатель предлагает рассмотреть предметы труда, назвать их и сказать: кто, чем работает? Ребенок картинку кладет рядом с предметом.
Маляр работает валиком, кистью, краской.
Штукатур работает мастерком, цементом, раствором.
Каменщик работает мастерком, с кирпичом, раствором.
Плотник работает молотком, гвоздями, рубанком, пилой.
Крановщик работает на кране.
Стекольщик работает со стеклом.
Экскаваторщик работает на экскаваторе.

4.Подвижное упражнение «Люблю по городу гулять»

(координация речи с движением, развитие моторики)
Люблю по городу гулять,
Люблю смотреть, люблю считать
Площадь Горького - раз, Ленина - два,
Парк Победы – три.
А четыре - я живу в квартире.
Пять – гуляю в парке я опять.
Шесть – на море я схожу
И на волны погляжу.
Семь – Дворец культуры,
Восемь – елка в Новый год.
Девять – повстречался мне
Памятник большой войне.
Я тихонько постою и цветочки положу!
Десять – наш кинотеатр.
В магазине хлеб куплю.
Очень город я люблю!

5.Игра «Прогулка» (совершенствование навыка распространения предложения однородными членами)

Воспитатель предлагает детям вспомнить, что они видели на прогулке по городу. Дети составляют предложения:
На прогулке мы видели вокзал.
На прогулке мы видели вокзал, аптеку.
На прогулке мы видели вокзал, аптеку, школу.
(дворец культуры, музей, дома, кинотеатр, парк и т.д.)
6. «Фонтан красивых слов» (активизация словаря определений к существительному)
Логопед предлагает детям украсить фонтан красивыми словами.
Город Бердск - какой?
Красивый, молодой, ухоженный, чистый, зеленый, родной, замечательный и т.д. Каждый ребенок говорит слово и вешает капельку на фонтан (фонтан нарисован на магнитной доске).
Дети любуются красивым фонтаном!

7.Итог занятия: воспитатель оценивает работу детей и предлагает прочитать стихи о любимом городе.

Задачи:

I. Коррекционно-развивающие:

1. Развитие логического мышления: умение отгадывать загадки, ребусы, зашифрованные слова;

2. Совершенствовать слуховое восприятие;

3. Совершенствовать зрительное восприятие;

4. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза: разбирать и составлять слово из звуков;

5. Развивать координацию речи с движением, тонкую моторику;

6. Развивать коммуникативные навыки, умения.

II. Коррекционное - образовательные:

1.Активизация словаря по теме, улицы, река Нева, проспекты;

Существительные: город, горожане, Санкт-Петербург;

Прилагательные: городской, нужный, петербургский, петербурженки, петербуржцы, петербургские (улицы) широкий, прямой, узкий;

Глаголы: жить, ездить, смотреть, расти.

2. Грамматический строй речи:

Совершенствовать умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже;

3. Связная речь:

Развивать умение составлять предложения с предложенными словами;

Закрепить понятие «город».

III. Корекционно - воспитательная доброжелательность, навыки сотрудничества, активность.

Предварительная работа:

Достопримечательностями Санкт-Петербурга, Васильевского острова;

Беседы, ознакомление с литературой по теме;

Чтение и разучивание стихотворений по тем;

Прогулки с родителями по городу;

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия, развитие зрительно-пространственных функций, умения ориентироваться в схеме собственного тела, пространстве группы;
- Музыкальный досуг «Путешествие по весеннему Петербургу»;

Рисование, аппликация на тему «Наш город»;

Организация выставки творческих работ по лексической теме.

Оборудование:

Слайды с изображением достопримечательностей город.

Ход НОД

1. Орг. Момент. Коммуникативная игра « Доброе утро!»
(Дети входят в группу. Встают около своих мест. Здороваются.)
Логопед: У нас сегодня гости. Давайте поздороваемся и скажем друг другу и гостям добрые слова……

Доброе утро, мне!
Доброе утро, тебе!
Доброе утро, нам
И нашим друзьям, и нашим гостям!
М.Ю. Картушина.

(Сели за столы.)

2. Логическое мышление. Диалогическую речь. + слайд

Упр. «Отгадай загадку».

(Дети садятся за столы. Слайд с отгадкой.)
Логопед: У нас должен появиться еще один гость или гостья. А вот кто? Вы узнаете, если отгадаете загадку. Загадку загадает Соня. Слушайте. Слушайте внимательно, кто догадался, поднимает руку и красиво отвечает.

Птица серая кружится,

Кар-кар! - кричит и веселится.

Всем известная персона

А зовут её ….. (Ворона.)
Кто же это? (Ответы детей.) Проверяем? Все смотрим на экран.

3. Фонетика. Анализ и синтез.
Логопед: И так у нас необычная гостья. Она любопытная, непоседливая. А зовут её…. Хотите узнать, как её зовут? Разгадайте зашифрованное слово первым буквам. Как зовут нашу гостью? (Ответы детей.) Проверяем?

4. Связная речь. Диалогическая речь.

Упр. «Составь предложение из слов.
(На столах у детей лежат «камушки» со словами.)
Логопед: Луша очень любит собирать камушки, а она знает, что камушки можно найти на берегу реки. Она полетела и опустилась на берег полноводной реки. Вода была сине-серого цвета, и волны бились о берег. И тут Ворона увидела, то, что искала. Но таких камушков Луша ещё не видела. Посмотрите. (Слайд.) На камушках написаны слова. (Прочитайте их). Помогите Луше, составьте из этих слов предложение. У вас на тарелочках тоже есть «камушки» с написанными словами, составьте предложение из этих слов.

На берегу реки заложен город.

Логопед: Назовите первое слово, второе, третье, четвертое, пятое. Сколько слов в предложении?
Логопед: Хотите узнать на берегу какой реки оказалась Луша?

5. Синтез слова + слайд.

Логопед: Но вдруг огромная волна накатилась на берег и обрызгала Ворону. Капельки попали на голову, клюв, спинку, лапы. Капельки заблестели в лучах солнца и Луша увидела, что в капельках - буквы. (слайд с капельками)

Попробуйте составить из букв название главной реки нашего города. (Нева.) Назовите главную реку города? (Ответы.)

Герман прочитает нам стихотворение о Неве.

Тихий вечер над Невой
Залил город синевой.
Сколько хочешь синевы
Он добудет из Невы.

6. Пальчиковая игра.

(Дети встают около своих мест.)

Логопед: Пока Луша вышагивает по берегу реки Невы мы немножко разомнемся. Вставайте около своих мест. Приготовили ручки. (М.б. Аня.)

Мы по городу шагаем, (колечки)
Много видим, называем (кулачки)
Светофоры и машины, (колечки)
Зоопарк и магазины, (колечки)
Скверы, улицы, мосты, (большой палец пр. руки с большим пальцем лев. руки и т.д.)
И деревья, и кусты.

7. Связная речь. Беседа о городе.

Пока мы играли Луша взлетела над городом. Посмотрите, что увидала ворона. (Показ слайда.) Вы узнали? (Стрелка Васильевского острова. Петропавловская крепость.)

Тогда подскажите Луше, как называется город? (Это Санкт-Петербург.) Кто основал Санкт-Петербург? (Император Петр I.)

Да, город был построен по велению царя Петра. Именно 27.мая Санкт-Петербург отмечает свое очередное 311 день рождение.

Наш город удивителен, поэтому в нем и живут талантливые писатели и поэты. Послушайте стихи о нашем городе.

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,
Береговой её гранит,

Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате свой
Сижу, читаю без лампады.

А.С. Пушкин

Мы очень любим город свой.
Сияет солнце над Невой,
Или дожди стучат в окно –
Его мы любим все равно.
Мы в этом городе живем.
И он растет, и мы растем

М. Борисова.

Логопед: Санкт-Петербург – один из самых больших городов России и мира. В нашем городе живут удивительные, прекрасные люди. Мы с вами живем в Санкт-Петербурге. Кто подскажет, как называются жителей Санкт-Петербурга? Как называют жительницу Санкт-Петербурга? Как называют жителя Санкт-Петербурга?

Логопед: Петербуржцы очень воспитанные, начитанные.Многие любят разгадывать ребусы. Луша нашла ребус. Только разгадать его сложно. Помогите ей.

Действительно в нашем городе много улиц, улочек, переулков, проспектов. Какие улицы, проспекты, площади в Санкт-Петербурге? (Петербургские.) Назовите главный проспект Санкт-Петербурга? (Невский проспект.) Кто знает, почему проспект так назвали?

Своё название Невский проспект получил не от реки Невы. Невский проспект был назван в честь князя Александра Невского

Возможно, что название Невского проспекта пошло от Александро-Невского монастыря. (Александро-Невская лавра.)

Логопед: На каком острове мы с вами живем? (Мы с вами живем на Васильевском острове.)

Назовите главный проспект Васильевского острова? (Большой проспект.) Расскажите о Большом проспекте.

Большой проспект один из самых старых проспектов города. Во времена Петра I это была дорога к берегу Финского залива. Во времена Екатерины II Большая улица была названа Большим проспектом. (Дима.)
Логопед: Назовите улицы нашего района.? (Ответы.) Назовите улицы на которых вы живете? Луша узнала много интересного об улицах Санкт-Петербурга.

8. Игра «Море волнуется раз….»
Санкт-Петербург удивительный город его называют северной Венецией, но Санкт-Петербург и морской город, потому что он стоит не только на берегу Финского залива. Давайте поиграем игру «Море волнуется…..». Вы покажите на морские фигуры, а городские и назовете их..

Сегодня водить будет Даша

Море волнуется раз,

Море волнуется два,
Море волнуется три,
Городская фигура на месте замри….
Назови фигуру.

10. Итоги
Назовите гостя, который сегодня у нас побывал?

Источники:

  1. Картушина М.Ю. Логопедические занятия в детском саду. Москва 2003г.
  2. А.С. Пушкин «Медный всадник».

елена четверикова
Логоритмика по лексической теме «Мой город, моя улица» для средней, старшей и подготовительной группы с ОНР.

Предлагаю вашему вниманию логоритмики. В нашем детском саду мы проводим их с детьми ОНР не как занятие, а как динамические паузы между занятиями каждый день.

ЛОГОРИТМИКА «МОЙ ГОРОД, МОЯ УЛИЦА» (подготовительная групп а)

Выполняют поскоки по кругу.

Я про город расскажу.

Магазин, библиотека.

И деревьев, и цветов.

Город нужен для людей. Хлопки

Он так громко говорит.

Шу-шу-шу – они шуршат.

Та-та-та – вперед спешат.

ВОСП-ЛЬ: Заводим мотор

ДЕТИ: Др-р-р-р-р….

Вам игра знакома эта.

6. ХОРОВОД «В СЫРОМ БОРУ ТРОПИНА»

ЛОГОРИТМИКА «МОЙ ГОРОД, МОЯ УЛИЦА» (старшая груп па)

Выполняют поскоки по кругу.

ВОСП-ЛЬ: Приглашаю вас на экскурсию по городу Кирову.

1 ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Я ПО ГОРОДУ ХОЖУ»

ДЕТИ: Я по городу хожу, Ходьба на месте

Я про город расскажу.

Поликлинника, аптека, Сгибают пальцы на обеих руках

Магазин, библиотека.

Много здесь жилых домов Разжимать по очереди пальцы

И деревьев, и цветов.

Школа, детский сад, музей, Стучать пальчиком о пальчик

Город нужен для людей. Хлопки

ВОСП-ЛЬ: Постройте улицу. (встают в 2колонны по краю ковра) Как она называется? Прокатимся по ней на машине.

2. РИТМИЧЕСКОЕ УПР-ИЕ «МАШИНА»

ДЕТИ: Би-би-би – гудит машина. Пальцы в кулак кроме большого – сигналят

Тук-тук-тук – мотор стучит. Стучат кулаком по ладони

Едем, едем, едем, едем - Ритмично топаем ногами

Он так громко говорит.

О дорогу шины трутся, Трут ладони друг о друга

Шу-шу-шу – они шуршат.

Быстро крутятся колеса, Вертушка руками

Та-та-та – вперед спешат.

ВОСП-ЛЬ: Заводим мотор

3. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА «ЗАВЕДЕМ МОТОР»

ДЕТИ: Др-р-р-р-р….

ВОСП-ЛЬ: Машина ускоряет ход, если музыка быстрая и замедляет на медленную.

4. ДВИГАТЕЛЬНОЕ УПР-ИЕ «МАШИНА ЕДЕТ»

ВОСП-ЛЬ: Через дорогу нам поможет перейти светофор.

5. УПР-ИЕ НА ВНИМАНИЕ «СВЕТОФОР»

ВОСП-ЛЬ: Вот круги 3 разных цвета,

Вам игра знакома эта.

Если красный покажу – всех похлопать попрошу.

Если желтый покажу – всех потопать попрошу.

Ну, а если зеленый цвет – всем УРА кричать в ответ.

ВОСП-ЛЬ: Мы пришли на театральную площадь. Какой там есть театр? Назовите другие театры, которые есть в нашем городе. Давайте и мы превратимся в артистов и исполним хоровод.

6. ХОРОВОД "ВЕСНЯНКА"

ЛОГОРИТМИКА «МОЙ ГОРОД, МОЯ УЛИЦА» (средняя груп па)

Дети проходят в зал и по кругу выполняют поскоки.

ВОСП-ЛЬ: Приглашаю вас на экскурсию по городу Кирову.

1. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Я ПО ГОРОДУ ХОЖУ»

ДЕТИ: Я по городу хожу, Двигают пальчиками в воздухе

Я про город расскажу.

Много здесь жилых домов По очереди задевать большим пальцем

И деревьев, и цветов. Остальные

ВОСП-ЛЬ: Прокатимся по городу на машине, но сначала проверим, готова ли она.

2. РИТМИЧЕСКОЕ УПР-ИЕ «МАШИНА»

ДЕТИ: Би-би-би – гудит машина. Сигналят

Тук-тук-тук – мотор стучит. Стучат пальчик о пальчик

Едем, едем, едем, едем, Топают ногами

Он так громко говорит.

ВОСП-ЛИ: Взяли в кабину пассажира (встают парами). Поехали.

3. ДВИГАТЕЛЬНОЕ УПР-ИЕ «ЕДЕМ НА МАШИНЕ» (бег парами по кругу)

ВОСП-ЛЬ: Автомобиль привез нас на стройку, где строят новый дом.

4. УПР-ИЕ НА СООТНЕСЕНИЕ СЛОВ И ДВИЖЕНИЙ «СТРОИМ ДОМ»

ДЕТИ: Целый день тук да тук. Стучат кулачками медленно

Раздается звонкий стук.

Строим дом, дом большой Стучат быстро

И с крылечком и с трубой.

Разукрасим мы дом, Качают руками внизу

Наверху флажок прибьем. Поднять руки вверх

Будут жить в доме том Хлопают

Зайка с мишкой и слоном.

ВОСП-ЛЬ: А рядом с новым домом в парке растет березка. Возьмем платочки и

потанцуем.

5. ХОРОВОД С ПЛАТОЧКАМИ «АЙ ДА, БЕРЕЗКА»

1. Мы вокруг березки встанем в хоровод. Идут по кругу

Радостно и звонко каждый запоет.

Ай да, березка, белый ствол. Пружинка

Зеленей, зеленей, ты листвой. Качают платочком

2. Яркие платочки в руки мы возьмем. Подходят к березке платочек вверх

У березки стройной пляску заведем. Отходят назад платочек опускают

Публикации по теме:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение, детский сад «Ёлочка» Конспект Непосредственной образовательной деятельности.

Рекомендации для родителей учителя-логопеда по лексической теме «Зимующие птицы» для старшей группы Рекомендации для родителей, учителя - логопеда по лексическим темам для старшей группы компенсирующей направленности Лексическая тема: «Зимующие.

Логопедическое занятие по лексической теме для подготовительной группы ТЕМА: “ФРУКТЫ”. Цель: -развивать внимание, мышление. Задачи: -усвоить категории родительного и дательного падежей; - учить образовывать.

Логопедическое занятие по лексической теме для подготовительной группы «Овощи» Цель: закрепить знания учащихся об овощах. Ход урока I. Организационный момент. II. Вступительное слово. - Какое сейчас время года? - В.

План индивидуальной работы с детьми с ЗПР подготовительной группы по лексической теме «Грибы» Программное содержание: Обобщить понятия «грибы» (растут в лесу, на земле, летом и в начале осени). Научить определять части гриба: ножка,.

Подготовительным этапом нашей работы было изготовление маленьких складных куколок,так как на формировании целостной картины мира по лексической.

Ле ксическая тема: « Моя Родина – Россия. Мой родной город…»

Спросить у ребенка: Как называется страна, город, в котором ты живешь? Почему он так называется? Как выглядит герб нашего государства, города? Что он символизирует?

Провести прогулку по городу. Показать основные достопримечательности города – парк, вечный огонь, памятники, музей. Показать предприятия города, рассказать об их продукции.

Во время прогулки по городу родителям обратить внимание на общественные здания (библиотека, почта, школа, кинотеатр и т. д.), рассказать об их назначении, и о профессиях людей, работающих в этих учреждениях.

Новая лексика

Существительные: Родина, страна, государство, край, Россия, граница, столица, город, деревня, село.

Глаголы: любить, беречь, охранять, оберегать, защищать, заботиться, гордиться.

Прилагательные: любимая, единственная, огромная, прекрасная.

1. Выучить чистоговорки: .

Жура – Жура - Журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

«Где же лучшая земля?»

Отвечал он, пролетая:

«Лучше нет родного края!»

П. Воронъко

2. Игра: « Подбери признаки к нашей Родине, России»

Родина - какая?

(любимая, необъятная, могучая, родная, бескрайняя, беззащитная, прекрасная, богатая, весёлая, огромная, красивая, грустная)

3. Игра «Какое слово не подходит?»:

Россия, российский, роса, россияне.

Родина, родной, родители, радость.

Отец, Отечество, отчаяние, отчий.

4. Игра «Города России»(разделить на слоги, слова - названия городов России): Мо-сква, Тверь, Са-ма-ра, Ту-ла, Нов-го-род, Псков, Рос-тов, Во-ро-неж, Со-чи, Тю-мень.

8. Выучить стих наизусть:

Небо синее в России,

Реки синие в России.

Васильки и незабудки

Не растут нигде красивей.

Есть и клёны, и дубы,

А какие есть грибы!

А ещё пекут в печи

Вот такие калачи!

Упражнения на развитие речи:

Упражнение «Подбери признак»:

город (какой?) - ..., улица (какая?) - ..., дом (какой?) - ....

Составить рассказ (из личного опыта) «Дорога в детский сад» - по каким улица идет ребенок, мимо каких зданий и т.п.

Упражнение «Один - много» (образование родительного падежа множественного числа имени существительного):

один дом - много домов, одна улица... (поселок, город...).

Упражнение в словообразовании с помощью суффиксов.

Дом - домик, домишко, домище. Город - городок, городишко, городище.

Упражнение «У нас в городе нет…» (образование родительного падежа существительных)

У нас в городе нет театра, цирка, фонтана, …