Экспрессивная сторона речи. Почему нарушается детская экспрессивная речь? Аграфия как отдельное проявление расстройства экспрессивной речи

Начинается с замысла

(программы высказывания), затем проходит стадию внутренней речи, обладающей свернутым

характером, и наконец переходит в стадию развернутого внешнего речевого высказывания (в виде

устной речи или письма).

Импрессивная речь

Импрессивная речь - или процесс понимания речевого высказывания (устного или письменного)

Начинается с восприятия речевого сообщения (слухового или зрительного), затем проходит

декодирования сообщения (т. е. выделения информативных моментов) и наконец завершается

формированием во внутренней речи общей смысловой схемы сообщения, ее соотнесением со смысловыми

семантическими структурами и включением в определенный смысловой контекст (собственно пониманием).

С точки зрения лингвистики в речи могут быть выделены следующие единицы:

а) фонемы (смыслоразличительные звуки речи);

б) лексемы (слова или фразеологические словосочетания, обозначающие отдельные предметы или явления);

в) семантические единицы (обобщения в виде системы слов , обозначающие понятия);

г) предложения (обозначающие определенную мысль сочетания слов);

д) высказывания (законченные сообщения).

Лингвистический анализ применим как к импрессивной, так и к экспрессивной, внешней речи.

Импрессивная речь

Импрессивная речь - понимание устной и письменной речи. В психологическую структуру импрессивной речи входят:

1- этап первичного восприятия речевого сообщения;

2- этап декодирования сообщения; и

3- этап соотношения сообщения с определенными семантическими категориями прошлого или собственного понимания устного или письменного сообщения. Экспрессивная речь - процесс высказывания в виде активной устной речи или самостоятельного письма. Экспрессивная речь начинается с мотива и замысла высказывания, затем следует стадия внутренней речи и завершается развернутым речевым высказыванием.


30. Виды речевой деятельности. Речевые функции. Периферические и центральные механизмы речи.


Речь - высшая форма передачи информации с помощью акустических сигналов , письменных или пантомимических знаков. Ее социальная функция - обеспечение общения. В интеллектуальном аспекте - это механизм абстрагирования и обобщения, создающий основу категорий мышления. Существуют два относительно самостоятельных вида речи. Экспрессивная (громкая, выразительная, рождаемая) речь - начинается с мотива и замысла (программы высказывания), проходит стадию внутренней речи, обладающую свернутым характером, и переходит в стадию высказывания; ее разновидность - речь письменная, которая по осуществлению, в свою очередь, может быть самостоятельной или под диктовку. Импрессивная (понимающая) речь - начинается с восприятия речевого высказывания через слух или зрение (через чтение), проходит стадию декодирования (выделения информативных компонентов) и завершается формированием во внутренней речи общей смысловой схемы сообщения, ее соотнесением с семантическими (смысловыми) структурами и включением в определенный смысловой контекст (собственно понимание), без которого даже грамматически правильные предложения могут оставаться непонятными.
Устная речь и устное речевое высказывание формируется до 2-3 лет, в то время как письмо и чтение, связанные с овладением грамотой - существенно позднее. В возрасте 4-5 мес возникает «лепетная речь», к 6 мес в речи ребенка начинают встречаться фрагменты, благодаря ударению и мелодике напоминающие слово. Этапами формирования речевой коммуникации ребенка являются овладение произвольной слухоречевой памятью и восприятием, использование в целях коммуникации интонационных средств речи, а также формирование фонематического слуха. Заменяя более ранний сенсорный и моторный опыт, знания об окружающем мире, благодаря речи, начинают базироваться на операциях с символами. В возрасте 5-7 лет начинается формирование внутренней речи, которая, помимо собственно мыслительной стороны, несет нагрузку программирования как замысла высказывания, так и сложного поведения. Эти различия в генезе и психологической структуре разных форм гностической деятельности находят свое отражение и в их мозговой организации. Начало исследований мозговой организации речевой деятельности человека было положено работами Брока и Вернике. Они показали структурную дифференцированность нарушений речи в случаях локальной патологии мозга, а не общее снижение речевых возможностей. Исторически первым названием зарегистрированного снижения речевой деятельности по предложению Брока стал термин «афемия» (aphemia), но в 1864 г. Труссо предложил для подобных расстройств термин «афазия» (R47.0), который и закрепился в науке. К речевым зонам, помимо 41-го первичного поля слухового анализатора, относят вторичные отделы височной коры (42-е и 22-е поля), некоторые отделы конвекситальной поверхности левого полушария, а также лобные доли мозга, при поражении которых делается малодоступным понимание сложных форм речи и, тем более, подтекста сложных высказываний. Кроме того, некоторые исследователи особо выделяют небольшое дополнительное моторное поле, расположенное в верхней части медиальной поверхности лобных долей, которое активируется при поражении других речевых зон.
Несмотря на относительное территориальное разобщение, все речевые зоны объединены внутрикорковыми связями (пучками коротких и длинных волокон) и действуют как единый механизм. Кооперация различных речевых областей происходит следующим образом. После прохождения по слуховым путям, акустическая информация попадает в первичную слуховую кору и для выделения в ней смысла передается в зону Вернике, расположенную в непосредственной близости от третичных полей, где при необходимости осуществляются операции абстракции и формирование системы отношений между лингвистическими единицами внутри фразы.
Для произнесения слова необходимо, чтобы представление о нем через группу волокон , называемых дугообразным пучком, из зоны Вернике поступило в зону Брока, расположенную в нижней лобной извилине. Следствием этого является возникновение детальной программы артикуляции, которая реализуется благодаря активации части моторной коры, управляющей речевой мускулатурой. Экспрессивно-эмоциональное окрашивание высказывания, как и интонационное различение речи, требует связи левой коры с ресурсами правого полушария. Для осуществления сложного законченного высказывания, как упорядоченной во времени последовательности моторных действий, необходимо привлечение лобных конвекситальных отделов. Если речевая информация поступает через зрительный анализатор (как результат чтения), то пришедшие сигналы после первичной зрительной коры направляются в область угловой извилины, которая обеспечивает ассоциацию зрительного образа слова с его акустическим аналогом, с последующим извлечением смысла в зоне Вернике. Вместе с тем, только внутрикорковой обработки информации для обеспечения целостности речевой деятельности недостаточно, поскольку рассечение участков коры между речевыми зонами не приводит к ее заметным нарушениям. По-видимому, это объясняется тем, что взаимодействие между указанными зонами происходит не только по горизонтали, но и по вертикали - через таламо-кортикальные связи.
Из клинического опыта известно, что наиболее выраженные речевые расстройства возникают при левосторонних поражениях коры, что традиционно трактовалось в пользу соответствующей полушарной доминантности по речи. Однако ряд фактов - отсутствие речевых двигательных расстройств при повреждениях зоны Брока во время удаления части лобных долей (лоботомии), восстановление речи у больных с нарушенной двигательной активностью (кататонией) после удаления в правом полушарии зоны, симметричной зоне Брока и др. - явились прецедентами, указывающими на роль взаимодействия полушарий. Кроме того, было установлено, что при возникновении патологии в различных участках коры , отвечающих за речь, их функции берут на себя сохранившиеся отделы как левого, так и правого полушария. Таким образом, благодаря широте распределенности в мозгу речевых структур, можно говорить об их известной полифункциональности, причем принципиально важным является не роль какой-либо ограниченной зоны, а сохранение возможности их полноценного взаимодействия. При этом участие одной из них в том или ином звене речевого акта является обязательным. Таким звеном, без которого осуществление речевого акта невозможно, у взрослого человека и является левополушарная кора.

Речь - сложившаяся в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком.

Речь - это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.

Сенсорная (импрессивная) речь - это восприятие и понимание речи. В 1874г. Э.Вернике было установлено, что в коре головного мозга имеется зона сенсорной речи. Ее назвали зоной Вернике. Поражение верхней височной извилины приводит к тому, что человек слышит слова, но не понимает их смысла, так как в зоне Вернике, как в своеобразной картотеке, хранятся все усвоенные человеком слова, точнее, их звуковые образы, и он всю жизнь пользуется этой «картотекой». Если произошло поражение этой зоны, то хранящиеся там звуковые образы слов распадаются, и человек перестает понимать слова. При нормальной слухе он остается глухим к словам.

Различают и моторную (экспрессивную) речь - произнесение звуков речи самим человеком. В 1861г. французский нейрохирург П.Брока обнаружил, что при поражении мозга в области второй и третьей лобной извилины человек теряет способность к членораздельной речи, он издает лишь бессвязные звуки, хотя сохраняет способность понимать то, что говорят другие. Эта речевая моторная зона, или зона Брока, у правшей находится в левом полушарии мозга, а у левшей в большинстве случаев - в правом. Вся работа по формированию двигательных и речевых программ происходит в зоне Брока. Поэтому при поражении этой зоны человек может издавать только нечленораздельные звуки, а связать их в слова не в состоянии.

Большую работу по составлению «карты» речевых зон мозга вел канадский нейрохирург У.Пенфилд. Помимо зон Брока и Вернике, Пенфилд обнаружил дополнительную (верхнюю), речевую область, которая играет вспомогательную роль. Ему удалось раскрыть тесную взаимосвязь всех трех речевых областей, которые действуют как единый речевой механизм (рис. 1.4). Когда у больного удаляли одну из речевых зон коры, возникавшие при этом нарушения речи через некоторое время становились меньше, хотя полностью не исчезали. Следовательно, сохраненные речевые области в какой-то мере выполняли функции удаленной зоны. Именно в компенсаторных возможностях мозга проявляется принцип надежности в обеспечении чрезвычайно важной в жизни человека речевой деятельности. Речевые зоны в этом отношении отличаются от многих других зон коры. Так, например, если удаляется часть коры зрительной или слуховой областей, то нарушенные функции восстановить невозможна

Эмоциональная лексика.

Язык в своей коммуникативной функции служит не только средством выражения мысли, но и средством выражения чувств и воли .

При проявлении и выражении чувств в языке употребляется особая эмоциональная лексика, хотя эмоции могут выражаться и другими языковыми средствами (аффиксами, интонацией, особыми синтаксическими конструкциями, междометиями и т.п.)

В эмоциональной лексике выделяют 2 группы.

1.Лексика, служащая для обозначения самих чувств, ощущений, настроений: боязнь, доброта, гордость, гнев, грубость, веселье, страх, любовь и др.

2.Лексика, используемая как средство выражения оценки с эмоциональной стороны, т.е. со стороны субъективного отношения говорящего: добрый, злой, веселый, ласковый, мерзкий и др.

Эмоции выражаются не только лексически, а и морфологически, т.е. определенными суффиксами, префиксами функцией которых и является выражение субъективного отношения:

дед – дедушка

бабка – бабушка – бабусенька – бабуленька, бабуля

нога – ноженька – ножище.

У прилагательных: тихонький, сухонький, родненький, пребольшущий.

Нередко слова с такими суффиксами придают ласковость, презрение, негодование, пренебрежение.

Обычно эмоциональная лексика выражает положительное или отрицательное отношение говорящего, создавая антонимические пары: добрый - злой, хороший – плохой, милый – проживный и т.п.

Эмоциональность в языке не следует отождествлять с экспрессивностью.

Это разные явления. Имеется особая эмоциональная лексика, но экспрессивной лексики в языке нет.

Экспрессия – от латинского expression «выражение»; экспрессивность - выразительность, экспрессивный – выразительный.

Экспрессия речи – это усиление выразительности, увеличение воздействующей силы сказанного.

Все, что делает речь более яркой, сильно действующей, глубоко впечатляющей, является экспрессией.

Следовательно, экспрессивность речи – это такие средства, которые делают речь выразительной, воздействующей, изобразительной, впечатляющей.

Экспрессивность речи выражается следующими средствами:

1.Отдельными словами и словосочетаниями из синонимических слов разной оценочной градации: много работает – хорошо работает, шумный успех, огромный успех, потрясающий успех.

2.Парно-синонимическими выражениями одного понятия: давным-давно, молода - молодеженька.

3.Разнокоренными синонимическими словами: горе-невзгода, доля – счастье, правда – истина, рано утром, поздно вечером.

4.Словами с формами уменьшительности, хотя эти слова не имеют значения уменьшительности: денек, неделька, годик, минутка, разок.

Эти слова экспрессивно окрашены и выполняют стилистические функции.


Таким образом, отмечается наличие экспрессивно-эмоциональной окраски тех элементов языка, которые служат стилеобразующими средствами.

I .Стилистически нейтральная (межстилевая) лексика.

Это большая группа слов, употребляемых во всех стилях языка. Эти слова выполняют номинативную функцию, но не имеют эмоциональной окрашенности. Это следующие группы слов:

1.слова называющие конкретные предметы, абстрактные понятия: огонь, вода, земля, дерево, дом…;

2.качество и признаки предметов: большой, красивый, красный…;

3.действия и состояния: жить, находиться, летать, спать, писать.

ΙΙ.Книжная лексика.

Делится на научную, официально-деловую, газетно-публицистическую, поэтическую (высокую).

Общие признаки :

1.основа – межстилевая лексика;

2.использование слов в прямом, общепринятом значении (кроме поэтической);

3.не допускается употребление в переносно-образном значении, разговорных диалектных и жаргонных слов.

Поваляева М. А.

П42 Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: «Феникс», 20D2. - 448 с.

Справочник познакомит с нормативно-правовыми документами, информационно-методическими письмами, поможет глубже понять причины возникновения речевых нарушений, грамотно провести комплексную дифференциальную диагностику, осмысленно выбрать и успешно реализовать адекватную, наиболее эффективную коррекционно-развивающую методику, используя традиционные и нетрадиционные методы.

Адресован руководителям коррекционно-образовательных учреждений (классов, групп), дефектологам, учителям-логопедам школьных, дошкольных учреждений, студентам педагогических и медицинских вузов, колледжей, слушателям институтов повышения квалификации и переподготовки кадров. Может быть интересен врачам: невропатологам, психиатрам, педиатрам, физиотерапевтам; родителям, имеющим детей с речевыми нарушениями.

ISBN 5-222-02815-1

© Поваляева М.А, 2001

© Оформление: Изд-во «Феникс», 2002


В МИРЕ МУДРЫХ МЫСЛЕЙ

Дитятко - что тесто: как замесил, так и выросло.

Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются.

Самое лучшее наследство - воспитанность.

Учение в детстве так же прочно, как гравировка на камне.

Учение без умения не польза, а беда.

Без старания нет и знания.

Капризен в детстве, уродлив в старости.

Верная указка не кулак, а ласка.

Понукание - не воспитание.

Образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины. Протагор

Что значит я что могут дать (эти) несколько часов правильной речи среди целых суток неправильного разговора!

Буду все время постоянно следить за собой.- Превращу жизнь в сплошной урок! Таким путем я разучусь говорить неправильно. К. Станиславский

Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова... но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка - и усваивает легко и скоро, в два-три года столько, что и половины того не может усвоить в 20 лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог - родное слово.

К. Д. Ушинский

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.

Н. В. Гоголь


Раздел 1

МОЗГ И РЕЧЬ.

НОРМА И ПАТОЛОГИЯ

Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, она также должна изучать его во всех отношениях.



К.Д.Ушинский

Изучение неврологических основ логопедии имеет большое общеобразовательное значение в деле подготовки педагогов-логопедов и других дефектологов. Ознакомление начинающего педагога со строением и функцией мозга вводит его в область научного естествознания. Предлагаемый раздел может быть интересен и полезен практикам: педагогам, медикам. Он поможет лучше понять структуру речевых нарушений, их этиологию, механизмы, патогенез.

Использование педагогами специальной медицинской литературы часто бывает малоэффективным из-за сложности для восприятия, ведь она рассчитана на медиков. Медики, со своей стороны, хорошо ориентируясь в неврологической симптоматике, недостаточно уверены, когда им приходится сталкиваться с речевой патологией, обусловленной поражениями как центральной, так и периферической нервной системы. Особую трудность вызывают легкие, «стертые» формы дизартрии - одного из наиболее распространенных в последнее десятилетие речевых нарушений.

Работая непосредственно над изучением центральной нервной системы, логопеды-студенты смогут наглядно воспринимать всю сложность строения мозга, этой высокодифференцированной материи. Наглядность поможет лучше осмыслить механизм речи в норме и" патологии, ведь большинство речевых аномалий вызвано результатами различных поражений нервной системы.

Однако вопрос о месте естественнонаучных дисциплин в деле подготовки специалистов, к сожалению, еще дискутируется. В настоящее время немало «схоластов от педагогики», которые пытаются строить воспитание и обучение ребенка, имеющего речевые нарушения, игнорируя его природу, резервные, компенсаторные возможности, психические и соматические особенности.

Развитие педагогической науки в историческом аспекте всегда происходило в острой борьбе. Однако прогрессивные педагоги как в России, так и за рубежом всегда осуждали такое направление. Так, еще в средние века великий славянский педагог Ян Амос Коменский в своем труде «Великая дидактика» резко осуждал подобные схоластические взгляды, мешающие воспитанию ребенка.



Он подчеркивал, что педагоги нередко оказываются хуже ремесленников, ибо ремесленник, приступая к выделке той или иной вещи, всегда подробно знакомится с качеством того материала, из которого он собирается сделать продукцию. Педагог же зачастую, начиная воспитательно-образовательный процесс, даже не интересуется психическими, физиологическими, речевыми возможностями ребенка, что наносит непоправимый вред всей воспитательной системе.

Помочь раскрыть природу ребенка, правильно квалифицировать имеющийся дефект, понять его структуру, этиологию, механизм, патогенез помогут тесная связь со смежными науками и интегративные связи. Речевые нарушения, обусловленные поражением нервной системы, трудны в коррекции и требуют только совместных усилий и педагогов, и медиков. В отдельности они бессильны. Медицина не способна вылечить эти дефекты, а обычные методы по воспитанию речи безрезультатны. Вот здесь на помощь и приходит педагог-логопед, владеющий целым арсеналом специальных методов и приемов, использование которых базируется на знании неврологических основ речи и учении о компенсаторных возможностях ребенка.

Сущность компенсации заключается в том, что при комплексном подходе к коррекционной работе нервная система детей приобретает ряд свойств, которые в той или иной мере восполняют ослабленные, нарушенные или утраченные функции.

Важно помнить, что педагогическому воздействию должен предшествовать комплекс медицинских методик: медикаментозный фон (фармакотерапия); кинезотерапия, включающая массаж, ЛФК, артикуляционную и дыхательную гимнастики, физио-, фитотерапию.

НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧИ

Только человек оказался способен к развитию членораздельной речи. Зависит это от особенностей строения мозга. И.П.Павлов назвал мозг органом приспособления к окружающей среде, так как он обеспечивает связь организма с окружающим внешним миром. Чем сложнее мозг, тем совершеннее и тоньше будут его механизмы приспособления.

Ребенок рождается с очень незрелым мозгом, вес которого составляет 350-400 г, к году - он утраивается, а к шестилетнему возрасту - близок к весу мозга взрослого человека. У человека вес мозга составляет 1/46-1/50 часть тела, лобные доли занимают 25% площади полушарий. Поверхность мозга увеличивается за счет того, что она собирается в складки и образует многочисленные борозды и извилины (рис. 1.1) В коре мозга человека 17 млрд нервных клеток, размножение которых заканчивается к рождению ребенка. В случае гибели нервных клеток они не восстанавливаются.

В настоящее время в нейрогистологии принят шестислойный тип строения коры больших полушарий (рис. 1.2). Выделяются следующие слои: первый -молекулярный, зональн ый - возникает рано, очень светел, беден клетками; второй - наружный зернистый, преобладают клетки-зерна; третий - слой пирамидных клеток, четвертый - внутренний зернистый - преобладают мелкие клетки-зерна; пятый - ганглионарный, где встречаются большие пирамидные клетки Беца; тестой - мультиформный, образован клетками треугольной и веретенообразной формы. Он чаще делится на два подслоя. Однако шестислойный тип строения выдержан не по всей коре. Так, например, исследования Каперса, Экономо, И. Н. Филимонова указывают на область передней центральной извилины, где зернистый слой вообще не представлен. Примерно 1/12 часть коры не имеет строго выдержанного шестислойного строения. Это преимущественно старая кора (аллокортеке). Новая кора (неокортекс) большей частью характеризуется шестислойным строением.

Функциональное значение отдельных слоев еще окончательно не выяснена Есть основания считать, что верхние слои выполняют ассоциативные (связующие) функции, четвертый слой (зернистый) - преимущественно рецепторные функции. Пятый и шестой свои имеют отношение к двигательным актам.

В речевых актах разделение коры на слоя и созревание нервных клеток завершаются в основном к двухлетнему возрасту ребенка, но тонкое строение коры совершенствуется еще в течение многих лет.

Микроскопическое изучение коры больших полушарий мозга, начатое русским профессором В.А.Бецом в 1869г. (Киев), Мейнертом и другими, показало, что ее строение (архитектоника) неодинаково. Морфологическая и функциональная неоднородность коры головного мозга позволила выделить центры зрения, слуха, осязания и т. д., которые имеют определенную локализацию. Имеется несколько вариантов классификации корковых полей. Ряд авторов выделяли различное количество полей в коре больших полушарий. Так, Бродман выделял 52 поля, Экономо - 109, Коскинас - 119, Фогт - 180 (см. цитоархитектоническую карту коры мозга человека, наружная поверхносгь (Московский институт мозга)-, на рис. 1.3).

Таблица 1.1

У «правополушарного» человека отмечается резкое обеднение словаря. Его пониманию доступны только короткие, простые фразы. Сам говорит отдельными словами, но, несмотря на скудность словаря, у такого человека сохраняется интонационный рисунок речи; он легко узнает музыкальные мелодии, неречевые звуки, прекрасно различает голоса, интонации других людей. Итак, образное восприятие у «правополушарного» человека обострено по сравнению с нормой, а восприятие и отвлеченное мышление заторможены, снижены. Следовательно, «специализация» полушарий - явление не врожденное, а вырабатываемое.В левом полушарии головного мозга локализованы: смысловое восприятие и воспроизведение речи, письмо, самосознание, тонкий двигательный контроль пальцев обеих рук, логическое, абстрактное, аналитическое мышление, арифметический счет, музыкальная композиция, пространство цветов, положительные эмоции.

В правом, полушарии головного мозга локализованы: пространственно-зрительные способности, интуиция, музыка, просодическая сторона речи, грубые движения всей руки, целостное восприятие, отрицательные эмоции, юмор. Оно не воспринимает глаголов, абстрактных терминов.

ДОЛИ МОЗГА

Лобная доля. Ее кора самая толстая: от 2,5 до 4,5 мм, микроскопическое строение неодинаково. Здесь выделяется ряд корковых полей (поля 4, 6, 8, 9, 10, 11, 44, 45, 46, 47) (см. рис. 1.3, 1.4). Поражение лобной доли сопровождается расстройством движения в конечностях, нарушением содружественных движении глазных яблок, утратой двигательной формы речи, а также психическими изменениями: тугоподвижность мышления, апатия, общая вялость, снижение критики.

Теменная кора обладает, по сравнению с лобной, меньшей толщиной: от 1,5 до 2,5 мм. Архитектоника коры теменной доли также разнообразна. В ней выделяют целый ряд корковых полей: 2, 3, 5, 7, 39, 40 и др. (см. рис. 1.3, 1.4). Теменная доля характеризуется богатством нервных путей, связывающих ее с другими областями коры. При поражении теменной доли характерны случаи расстройства чувствительности (поле 3), как поверхностной, так и глубокой, расстройства заученных движений - апраксия (поле 13), в частности, нарушения актов письма (поле 5) и чтения (поле 10) (см. рис. 1.3, 1.5).

Височная доля. Ее толщина коры составляет около 2,5 мм. Она также отличается неодинаковым микроскопическим строением. В ней выделяют следующие корковые поля: 20, 21, 22, 41, 42, 52 и др. (см. рис. 1.3, 1.4). При поражении височной доли могут наблюдаться расстройства слуха, а также нарушения сенсорного характера, заключающиеся в утрате понимания смысла обращенной к человеку речи.

Затылочная доля. Кора затылочной доли очень тонкая: от 1,5 мм до 2,5 мм. Микроскопическое строение неодинаково. Различают следующие корковые поля: 17, 18, 19 и 37 - затылочно-височное поле (см. рис. 1.3, 1.4). Поражение затылочной доли может сопровождаться различными формами расстройства зрения, вплоть до полной слепоты (см. рис. 1.2, 1.3, 1.4, 1.6); нарушениями цветоощущения, изменениями полей зрения, а также утратой анализа и синтеза при оценке предметов и явлений внешнего мира (агнозия). Зрительная агнозия - это расстройство, при котором утрачивается способность узнавать знакомые предметы.

Все отделы головного мозга тесно взаимосвязаны между собой. Ассоциативные волокна объединяют различные участки коры внутри одного полушария.

Комиссуралъные волокна соединяют топографически идентичные участки правого и левого полушарий. Комиссуральные волокна образуют три спайки: переднюю белую спайку, спайку свода, мозолистое тело. Через мозолистое тело проходит основная масса комиссуральных волокон, которые соединяют между собой симметричные участки обоих полушарий головного мозга.

Проекционные пути связывают полушария головного мозга с нижележащими его отделами: стволом и спинным мозгом. В составе проекционных волокон проходят проводящие пути, несущие различную информацию: афферентную (чувствительную) и эфферентную {двигательную) (см. рис. 1.5).

ПОДКОРКОВЫЕ УЗЛЫ

Подкорку И.П.Павлов рассматривал как аккумулятор коры, как сильную энергетическую базу, которая заряжает кору нервной энергией. Подкорка является источником энергии для всей высшей нервной деятельности, а кора играет по отношению к ней роль регулятора. При поражении подкорковых узлов нарушаются двигательные акты, что выражается в появлении лишних насильственных движений в мышцах - гиперкинезов или противоположных явлений - двигательной адинамии, заторможенности. Возможны расстройства темпа речи, резкие изменения наблюдаются в эмоциональной сфере, характера Появляются повышенная раздражительность, склонность к аффективным вспышкам. Возникает влечение в виде ненасытного аппетита (булимии) или неутолимой жажды (полидипсии). В других случаях возникает особая тугоподвижность мышления, эмоциональная тупость, обнаруживается бедность мотивов.

Черепно-мозговые нервы

Черепно-мозговые нервы начинаются в стволовой части мозга, где располагаются их ядра. Исключение составляют обонятельный, слуховой и зрительный нервы, первый нейрон которых располагается вне ствола мозга. По характеру большинство черепно-мозговых нервов являются смешанными: содержат и чувствительные и двигательные волокна, .причем в одних преобладают чувствительные, а в других двигательные. Выделяют двенадцать пар черепно-мозговых нервов. Рассмотрим их (рис. 1.6, 1.7).

I пара - обонятельный нерв. Обонятельный путь начинается в слизистой оболочке носа в виде тонких нервных нитей, которые проходят через решетчатую кость черепа, выходят на основание мозга н собираются в обонятельный путь. Большая часть обонятельных волокон заканчивается в крючковидной извилине на внутренней поверхности коры, в центральном ядре обонятельного анализатора.

II пара - зрительный нерв. Зрительный путь начинается в сетчатке глаза, которая состоит из клеток, получивших название палочек и колбочек. Эти клетки являются рецепторами, воспринимающими различные световые и цветовые раздражения. Кроме этих клеток, в глазу имеются ганглиозные нервные клетки, дендриты которых заканчиваются в колбочках и палочках, а аксоны образуют зрительный нерв. Зрительные нервы входят через костное отверстие в полость черепа и проходят по дну основания мозга. На основании мозга зрительные нервы образуют половинный перекрест - хиазму. Перекресту подвергаются не все нервные волокна, а только волокна, идущие от внутренних половин сетчатки. Волокна, идущие от наружных половин, не перекрещиваются, остаются на своей стороне. Массивный пучок нервных путей, образующийся после перекреста зрительных волокон, называется зрительным трактом. В зрительном тракте каждой стороны проходят нервные волокна не от одного глаза, а от одноименных половин сетчаток обоих глаз. Например, в левом зрительном тракте от обоих левых половин сетчаток, а в правом - от обоих правых половин. Большая часть нервных волокон зрительного тракта направляется к наружным коленчатым телам, небольшая часть нервных волокон подходит к ядрам передних бугров четверохолмия, к подушке зрительного бугра. От клеток наружного коленчатого тела зрительный путь направляется к коре головного мозга. Называется этот отрезок пути пучком Грациоле. Зрительный путь заканчивается в коре затылочной доли, где располагается центральное ядро зрительного анализатора. Острота зрения у детей может быть проверена при помощи специальной таблицы. Цветоощущение также проверяется набором цветных картин.

Поражение зрительного пути может произойти на любом отрезке. В зависимости от этого будет наблюдаться и различная клиническая картина поражения зрения.

III пара - глазодвигательный нерв.

IV пара - блоковидный нерв.

VI пара - отводящий нерв.

Все три пары черепно-мозговых нервов осуществляют движения глазного яблока и являются глазодвигателями. По этим нервам идут импульсы к мышцам, двигающим глазное яблоко.

Наблюдаются параличи соответствующих мышц и ограничения движений глазного яблока - косоглазие. Кроме того, при поражении III пары черепно-мозговых нервов наблюдаются птоз (опущение верхнего века) и неравенство зрачков. Последнее связано также с поражением ветки симпатическо го нерва, принимающего участие в иннервации глаза (см. рис. 1.4, 1.6, 1.7).

V пара - тройничный нерв (смешанный). Он осуществляет двигательную и чувствительную иннервацию, обеспечивает проведение чувствительности от кожи лица, переднего отдела волосистой части головы, слизистой оболочки носовой и ротовой полостей, языка, глазного яблока, мозговых оболочек. Двигательные волокна тройничного нерва иннервируют жевательные мышцы. Чувствительные волокна тройничного нерва, подобно спинномозговым нервам, начинаются в чувствительном ганглии, лежащем на передней поверхности пирамидки височной кости. Периферические отростки нервных клеток этого узла оканчиваются рецептарами в области лица, волосистой части головы и так далее, а центральные их отростки идут в чувствительные ядра тройничного нерва, где расположены вторые нейроны чувствительных путей от лица. Идущие от них волокна образуют так называемую петлю тройничного нерва, затем переходят на противоположную сторону и присоединяются к медиальной петле (общему чувствительному пути от спинного мозга к зрительному бугру). Третий нейрон лежит в зрительном бугре. Двигательное ядро находится на мосту. На основании мозга тройничный нерв выходит из толщи моста в области мостомозжечкового угла. От гессерова узла отходят три ветви тройничного нерва. Нервы выходят из черепа на лицевую поверхность и образуют три ветви: а) глазничную, б) скуловую, в) нижнечелюстную.

Первые две ветви являются чувствительными. Они иннервируют кожу верхнего лицевого отдела, а также слизистые оболочки носа, век, глазного яблока, верхнюю челюсть, десны и зубы. Часть волокон снабжает мозговые оболочки. Третья ветвь тройничного нерва по составу волокон смешанная. Ее чувствительные волокна иннервируют нижний отдел кожной поверхности лица, передние две трети языка, слизистую оболочку рта, зубы и десны нижней челюсти. Двигательные волокна этой ветви иннервируют жевательную мускулатуру и принимают участие в осуществлении функции вкуса. В иннервации тройничного нерва существенную роль играет симпатический нерв. При поражении периферических ветвей тройничного нерва расстраивается кожная чувствительность лица. Иногда возникают мучительные при

ступы болей (невралгия тройничного нерва), обусловленные воспалительным процессом в нерве Расстройства двигательной порции волокон вызывают паралич жевательных мышц, вследствие чего резко ограничиваются движения нижней челюсти, что затрудняет жевание пищи, нарушает звукопроизношение (рис. 1.8).

VI пара - отводящий нерв (двигательный), иннервирует наружную прямую мышцу глаза, двигающую глазное яблоко кнаружи. Ядро нерва расположено в заднем отделе моста на дне ромбовидной ямки. Волокна нерва выходят на основание мозга на границе между мостом и продолговатым мозгом. Через верхнюю глазничную щель нерв проходит из полости черепа в глазницу.

VII пара - лицевой нерв (двигательный), иннервирует мимическую мускулатуру и мышцы ушной раковины. Ядро нерва расположено на границе между мостом и продолговатым мозгом. Волокна нерва выходят из мозга в области мостомозжечкового угла и вместе с преддверно-улитковым нервом (VIII пара) входят во внутреннее слуховое отверстие височной кости, а оттуда в канал височной кости. В канале височной кости этот нерв идет вместе с промежуточным нервом, который несет чувствительные волокна вкусовой чувствительности от передних двух третей языка и вегетативные слюноотделительные волокна к подъязычным и подчелюстным слюнным железам (см. рис. 1.8). Лицевой нерв выходит из черепа через шилососцевидное отверстие, разделяясь на ряд конечных веточек, иннервирующих мимические мышцы. При одностороннем поражении лицевого нерва, что чаще имеет место в результате простуды, развивается паралич нерва, при котором наблюдается следующая картина: низкое расположение брови, глазная щель шире, чем на здоровой стороне, веки плотно не закрываются, сглажена носогубная складка, отвисает угол рта, затруднены произвольные движения, не удается нахмурить брови и поднять их вверх, равномерно надуть щеки, свистнуть губами или произнести звук «у» . Больные при этом ощущают немение в пораженной половине лица, испытывают боли. В связи с тем, что в состав лицевого нерва входят секреторные и вкусовые волокна, нарушается слюноотделение, расстраивается вкус.

VIII пара - слуховой нерв. Слуховой нерв начинается во внутреннем ухе двумя ветвями. Первая ветвь - слуховой нерв - уходит от спирального нервного узла, расположенного в улитке лабиринта. Клетки спирального узла биполярны, то есть имеют два отростка, причем одна группа отростков (периферическая) направляется к волосковым клеткам Кортиева органа, другая образует слуховой нерв. Вторая ветвь смешанного слухового нерва называется вестибулярным нервом: Эта ветвь отходит от вестибулярного аппарата, также расположенного во внутреннем ухе и состоящего из трех костных канальцев и двух мешочков. Внутри каналов циркулирует жидкость - эндолимфа, в которой плавают известковые камешки - отолиты. Внутренняя поверхность мешочков и каналов снабжена нервными чувствительными окончаниями, идущими от скарповского нервного узла, залегающего на дне внутреннего слухового прохода. Длинные отростки этого узла образуют вестибулярную нервную ветвь. При выходе из внутреннего уха слуховая и вестибулярная ветви соединяются вместе и образуют так называемый слуховой нерв - восьмую пару. Вступив в полость продолговатого мозга, указанные нервы подходят к залегающим здесь ядрам, после чего вновь разъединяются, следуя каждый своим направлением. От ядер продолговатого мозга слуховой мере идет уже под названием слухового пути. Причем часть волокон перекрещивается на уровне моста и переходит на другую сторону. Другая часть идет по своей стороне, включая в свой состав невроны от некоторых ядерных образований (трапециевидное тело и др.). Этот отрезок слухового пути носит название боковой петли. Заканчивается он в задних буграх четверохолмия и внутренних коленчатых телах. Сюда же подходит и перекрещенный слуховой путь. От внутренних коленчатых тел начинается третий отрезок слухового пути, который проходит внутреннюю сумку и подходит к височной доле, где расположено центральное ядро слухового анализатора. При одностороннем поражении слухового нерва и его ядер развивается глухота на одноименное ухо. При одностороннем поражении слуховых путей (в частности, боковой петли), а также корковой слуховой зоны явно выраженных слуховых расстройств не происходит, но имеет место некоторое снижение слуха на противоположное ухо (в связи с двойной иннервацией). Полная корковая глухота возможна только при двусторонних очагах в соответствующих слуховых зонах. Вестибулярный аппарат, начавшись от скарповского узла и пройдя некоторое расстояние совместно со слуховой ветвью, вступает в полость продолговатого мозга и подходит к своим ядрам (угловое ядро). В состав углового ядра входит боковое ядро Дейтерса, верхнее ядро Бехтерева и внутреннее ядро. От углового ядра проводники идут к червю мозжечка (зубчатое и кровельное ядра), к спинному мозгу по волокнам преддверно-спинального и заднего продольного пучка. Через последний осуществляется связь со зрительным бугром. При поражении вестибулярного аппарата, а также вестибулярного нерва и его ядер расстраивается равновесие, появляются головокружение, тошнота, рвота.

IX пара - языкоглоточный нерв по составу волокон включает как чувствительные, так и двигательные, а также секреторные волокна. Языкоглоточный нерв получает начало от четырех ядер, расположенных в продолговатом мозгу. Девятая пара нервов тесно связана с десятой парой блуждающим нервом (некоторые ядра с блуждающим нервом общие). Языкоглоточный нерв снабжает чувствительными (вкусовыми) волокнами заднюю треть языка и неба, а также иннервирует среднее ухо и глотку вместе с блуждающим нервом. Двигательные волокна этого нерва совместно с ветвями блуждающего нерва снабжают мускулатуру глотки (см. рис. 1.8).

Секреторные волокна иннервируют околоушную слюнную железу. При поражении языкоглоточного нерва наблюдается ряд расстройств, например, расстройства вкуса, понижение чувствительности в области глотки, а также нерезко выраженные спазмы глоточной мускулатуры. В отдельных случаях может быть нарушено слюноотделение.

X пара - блуждающий нерв. Отходит от ядер, расположенных в продолговатом мозгу. Некоторые из ядер общие с девятой парой. Блуждающий нерв выполняет ряд сложных функций чувствительного, двигательного и секреторного характера. Так, он снабжает двигательными и чувствительными волокнами мускулатуру глотки (совместно с IX нервом), мягкого неба, гортани, надгортанника, голосовых связок (см. рис. 1.8). В отличие от других черепно-мозговых нервов этот нерв выходит далеко за пределы черепа и иннервирует трахею, бронхи, легкие, сердце, желудочно-кишечный тракт и некоторые другие внутренние органы, а также сосуды. Таким образом, дальнейший ход его волокон принимает участие в вегетативной иннервации, образуя свое образную систему - парасимпатическую. При нарушении функции блуждающего нерва, особенно при двустороннем частичном поражении, могут происходить расстройство глотания, изменение тембра голоса (назальный, гнусавый оттенок), вплоть до полной анартрии; имеет место ряд тяжелых нарушений со стороны сердечнососудистой и дыхательной систем. При полном выключении функции блуждающего нерва может наступить смерть в связи с параличом сердечной и дыхательной деятельности.

XI пара - добавочный нерв. Является двигательным нервом. Ядра его заложены в спинном и продолговатом мозгу. Волокна этого нерва иннервируют мышцы шеи и плечевого пояса (см. рис. 1.8), в связи с чем осуществляются такие движения, как поворот головы, приподнимание плеч, приведение лопаток к позвоночнику. При поражении добавочного нерва развивается атрофический паралич указанных мышц, вследствие чего затрудняется поворот головы, плечо опущено. При раздражении нерва могут иметь место тонические судороги шейных мышц, в результате чего голова насильственно наклонена в сторону (кривошея). Клоническая судорога в указанных мышцах (двусторонняя) вызывает насильственные кивательные движения.

XII пара - подъязычный нерв. Волокна начинаются от ядра, расположенного на дне ромбовидной ямки. Они иннервируют мышцы языка, что сообщает ему максимальную гибкость и подвижность. При поражении подъязычного нерва ослабляется его способность к движениям, необходимым для выполнения речевой функции и функции еды. В подобных случаях речь делается неясной, становится невозможным произношение сложных слов. При двустороннем повреждении подъязычного нерва речь становится невозможной (анартрия). Типичная картина расстройства речи и фонации наблюдается при комбинированном поражении IX, X и ХП пар нервов, известном под названием бульбарного паралича (рис. 1.9). В этих случаях поражаются ядра продолговатого мозга или отходящие от них корешки и нервы. Наблюдаются паралич языка, тяжелые расстройства речи, а также расстройства глотания, попер-хивание, жидкая пища выливается через нос, голос приобретает гнусавый оттенок. Такой паралич сопровождается атрофией мышц и носит все признаки периферического паралича.

Чаще встречаются случаи поражения центрального пути (кор-ково-бульбарного). В детском возрасте, например после перенесенного параинфекционного энцефалита, при двустороннем поражении корково-бульбарных путей развиваются явления, внешне сходные с бульбарным параличом, однако отличающиеся характером локализации. Так как указанный паралич носит центральный характер, при нем не отмечается атрофии мышц. Такой вид нарушения известен под названием псевдо-бульбарного паралича.

РЕТИКУЛЯРНАЯ ФОРМАЦИЯ

Ретикулярная формация - это сетевидное образование, скопление различных по величине нейронов с густо переплетающи-.мися отростками, расположенное в центральных отделах мозгового ствола и спинного мозга. Впервые она была описана в середине XIX века, термин предложил О.Deiters в 1865г.

Физиология. Ретикулярная формация оказывает активирующее воздействие на кору полушарий мозга и контролирует рефлекторную деятельность спинного мозга. Она регулирует условные и сложные безусловные рефлексы, замыкающиеся на уровне ствола головного мозга: рвоту, зевоту, кашель, чихание, сон, бодрствование, активное внимание.

Патология. Поражение ретикулярной формации ствола головного мозга и ее связей с выше- и нижележащими образованиями центральной нервной системы может сопровождаться нарушением движений, сознания, сна, вегетативными расстройствами. Двигательные нарушения проявляются повышением мышечного тонуса. В случае повышенной активности тормозных влияний наступает снижение мышечного тонуса и рефлексов, что способствует возникновению параличей, парезов, гиперкинезов, экстрапирамидной ригидности. Нарушение деятельности глубинных отделов мозга, в частности лимбико-гипоталаморетикулярной системы, может вызвать расстройства обменных процессов, терморегуляции, нарушения правильного течения цикла сна и бодрствования. В результате чего изменяются и некоторые формы поведения, возможны резкая смена настроения, депрессия, эйфория.

Учет сведений о патологии ретикулярной формации и других глубинных отделов мозга способствует пониманию патогенеза речевых и личностных отклонений от нормы. Знания неврологических основ дефекта делают коррекционную работу осмысленной, целенаправленной, эффективной.

Лечение. Для стимуляции назначают адреналин, кофеин, ниаламид, сиднокарб и другие леихотонизирующие средства, а также ноотропные препараты. При психомоторном возбуждении показаны барбитураты, нейролептические средства фенотиазинового ряда (аминамин, пропазин, неулептин и др.), транквилизаторы (сибазон, феназепам, триоксазин и др.). При повышении мышечного тонуса используются мидокалм, бак-лофен (лиоресал). Проводится этиотропная терапия.

Оценка понимания речи

Данное расстройство представляет собой нарушение развития речи, не имеющее отношение к или неадекватному обучению, также, оно не связано с общим нарушением развития, неврологическими расстройствами, или слуховыми нарушениями. Расстройство экспрессивной речи является специфическим нарушением развития, при котором ребенок использует разговорную выразительную речь значительно ниже того уровня, который в данное время соответствует его умственной возрастной планке. В то же время, понимание речи окружающих находится на нормальном уровне.

В школьном возрасте частота данных расстройств колеблется в диапазоне от трех и до десяти процентов. Причем, мальчики страдают расстройством экспрессивной речи в три раза чаще, по сравнению с девочками того же возраста.

Расстройство экспрессивной речи нередко встречается у тех детей, среди родственников которых имеются больные, страдающие расстройствами артикуляции, а также другими расстройствами развития. Если говорить о тяжелых формах заболевания, то обычно они проявляют себя до трехлетнего возраста. Если отсутствуют отдельные словообразования в простых предложениях и фразах, когда ребенку уже исполнилось три года, то это является признаком задержки. Более поздние признаки нарушения могут проявляться в ограниченном словарном развитии, когда ребенок с трудом подбирает синонимы, использует набор шаблонных слов, сокращенно произносит фразы.

Также при расстройстве экспрессивной речи пропускаются приставки, окончания слов, имеются множественные синтаксические ошибки, и прочее. При наличии данного нарушения может полностью отсутствовать последовательность при пересказе и в изложении, тем не менее, с пониманием речи никаких трудностей не возникает. Так же, для этого нарушения является характерным адекватное применение невербальных жестов, реплик, у ребенка имеется желание общаться с окружающими. В большинстве случаев артикуляция незрелая. Нередко возникают эмоциональные компенсаторные реакции при общении со сверстниками, допускается невнимательность, расстройства поведенческого типа. Если имеет место функциональный энурез, или расстройство координации, то это классифицируется, как сопутствующие нарушения.

Причины расстройства экспрессивной речи

В настоящее время специалисты не называют точных причин, вызывающих расстройство экспрессивной речи. В качестве возможного варианта может быть принято несвоевременное формирование нейрональных функциональных систем. Если присутствует семейный анамнез, то он может указывать на генетическое происхождение данного расстройства. Известно, что нейропсихологический механизм расстройства имеет отношение к кинетическому компоненту, если имеется заинтересованность в работе премоторных мозговых отделов, а также заднелобых структур. Нередко расстройства экспрессивной речи связаны с тем, что не сформировано пространственное представление речи – имеется в виду зона теменного височно-затылочного перекрестка.

Такое возможно, если наблюдается нормальная левополушарная локализация речевых центров, или нарушения функционирования непосредственно в левом полушарии. Еще одной причиной может являться задержка развития нейронных связей при органическом поражении речевых зон коры. В основном, это касается правшей. В том числе, имеется немало данных о влиянии на развитие экспрессивной речи генетических факторов, неблагоприятного социального окружения. То есть, когда ребенок имеет постоянный и длительный контакт с людьми, которые отличаются низким уровнем речевого развития.

Из списка причин, вызывающих расстройства экспрессивной речи, специалисты не исключают такие причины, как проблемы со слухом, различные расстройства психики, врожденные пороки развития речевого аппарата, и другие заболевания. Также, доказано, что к правильному произношению слов способны только те люди, у которых имеется нормальный, без патологий, слух. В связи с этим, слух детей требуется регулярно проверять. Если родители обнаруживают, что младенец прекратил лепетать, и все время молчит, необходимо провести обследование, обратившись к врачу-педиатру.

Лечение расстройства экспрессивной речи

При лечении данного нарушения не стоит рассчитывать на мгновенные результаты, так как это довольно длительный процесс, требующий терпения, как врача, так и родителей пациента, его близких родственников. А первую очередь предпочтение отдается семейной терапии, речевой терапии, которая подразумевает значительное количество различных лечебных мероприятий, специальных занятий. В частности, в речевую терапию включаются такие элементы, как овладение фонемами, правильным построением фраз и предложений, увеличение словарного запаса. Если имеются признаки сопутствующего или вторичного нарушения, проявленного в поведенческой сфере, в эмоциональной области, то лечения подразумевает использование психотерапевтических методов, а также назначается адекватное медикаментозное лечение.

Несомненно, подобное нарушение в значительной мере мешает успехам ребенка в школе, нарушает нормальную повседневную жизнь, и ребенок не может общаться, если необходимо использование вербальной формы. Поэтому лечебные процедуры необходимо начать своевременно. При диагностике расстройства экспрессивной речи следует дифференцировать заболевание с такими нарушениями, как . В этом случае, имеет место абсолютное нарушение интеллекта, как в вербальной, так и в невербальной сфере. Расстройства развития могут быть общими, для них типичны такие признаки, как неадекватные жесты и движения, отсутствие способности и желания вступать в социальные отношения.

Среди различных методик лечения значительное место отведено занятиям с логопедом, курсу специальных занятий и тренингов с психологом. По показаниям, может быть назначено лечение у врача-психиатра, и нередко оно является основным. Если, начиная лечение, врач сомневается в точности диагноза, то могут быть назначены дополнительные исследования. Дифференциальная диагностика необходима для того, чтобы безошибочно установить анатомический очаг поражения. В подобных случаях проводятся инструментальные методы, например, МРТ головного мозга, ЭЭГ, КТ головного мозга, и другие.