Ламеллярные доспехи эпохи викингов. Ламеллярный доспех из вороненой стали Ламеллярный доспех

Ламеллярный доспех – это тип доспеха , состоящего из небольших пластин («lames », - от названия пластин и происходит название), скрепленных друг с другом в параллельные ряды. Ламеллярный доспех эволюционировал из чешуйчатого доспеха , основное отличие от которого заключается в том, что ламеллярные пластины не прикрепляются к какому-либо основанию, а только соединяются друг с другом. Они изготавливались из кожи, железа, стали, или роговых пластин, соединенных друг с другом шелковыми, кожаными или хлопковыми нитями. Когда пластины ламеллярного доспеха делались из кожи, они часто дополнительно обрабатывались для придания коже большей твердости, например вывариванием или лакировкой.

Использование и история

Ламелляр часто одевался как дополнение к другому доспеху, такому как . Ламеллярные доспехи были особенно популярны у руссов, монголов, турок, аваров и других степных народов, поскольку ламелляр был прост в изготовлении и обслуживании.

Ламеллярный доспех изображен в многих исторических источниках на византийских воинах, особенно тяжелой коннице. Считается, что ламмелляр надевался ими для того, чтобы создать более отклоняющую поверхность на доспехе всадника, для того чтобы клинки противника скользили по доспеху, вместо того чтобы прорубать его. Недавние исследования Тимоти Доусона из университета Новой Англии (Австралия), предполагают, что византийские ламеллярный доспех значительно превосходил по защитным свойствам.

Шумерские и древнеегипетские барельефы, изображающие солдат, показывают самые ранние образцы ламеллярных доспехов, в основном на возницах колесниц, но первые археологические находки, которые были классифицированы как элементы ламелляра, относятся к ассирийцам и датированы 900-600 гг. до н.э. Среди находок ассирийских доспехов (часто просто отдельных или несвязанных пластин) есть экземпляры, которые однозначно классифицируются как чешуйчатый доспех, в то время как другие экземпляры классифицируются как ламелляры. Также есть множество сложноклассифицируемых находок. Масштаб использования этих двух типов доспехов является на текущий момент обсуждаемой темой. Самый ранний из доспехов, классифицированный как ламеллярный, был найден в Китае, когда в гробнице Sui-hsien, Hupei (443 год до н.э.) были обнаружены двенадцать комплектов ламеллярного доспеха из лакированной кожи.

Ламеллярный доспех использовался различными культурами с этого времени вплоть до 16 века. В основном данный тип доспеха ассоциируется с японскими самураями, хотя считается, что ламелляр попал в Японию во время контактов с китайской династией Тан. Также ламелляр обычно ассоциируют со степными народами южной России и Монголии, такими как скифы и сарматы.

lamella - пластинка, чешуйка) - общее название доспеха из сплетённых между собой шнуром пластин.

Ламелляр обычно существовал либо в виде корсета-кирасы, часто с длинным подолом, играющим роль набедренников, либо в форме ламеллярного халата длиной до колен, с разрезами спереди и сзади; в обоих случаях он как правило дополнялся оплечьями в виде листов ламеллярного полотна, иногда - защитой шеи и паха. Размер пластин ламелляра мог быть самым различным, от очень мелких, полотно из которых по подвижности приближалось к кольчатому, и до крупных, длиной почти с ладонь взрослого человека, которые составляли сравнительно малоподвижный, но крепкий доспех.

Специфические формы ламеллярного доспеха, происходящие от общей для всего Дальнего Востока конструкции, представляли собой классические самурайские доспехи - в отличие от более поздних самурайских доспехов, среди которых часто встречалась как ламинарная , так и шинная конструкция элементов.

Через посредство народов Великой Степи, ламеллярная конструкция доспеха проникла также в Византию и на Русь. Раскопки Гомельской доспешной мастерской, обнаруженной в 1987 году, помогли идентифицировать более 600 доспешных пластин, большинство из которых, по версии археологов, связывались именно в ламеллярный доспех. Были найдены заготовки пластин, а кроме того - несколько бракованных, треснувших при пробивании в них отверстий для шнуровки. На сегодня Гомельская мастерская - крупнейший из известных сборочных цехов Средневековой Руси. Он был уничтожен пожаром во время монгольского погрома в городе в 1239 году. Отдельные находки пластин, которые могут быть идентифицированы как принадлежащие ламелляру, имеются и в археологической летописи Западной Европы. Например, один из воинов, погибших в битве при Визби носил короткий ламеллярный панцирь кроя корсет-кираса.

На данный момент нет научного подтверждения гипотезе о существовании за пределами Японии ламеллярной брони из несколько слоёв проклееной кожи, которая, по некоторым версиям, носилась малообеспеченными воинами на Руси и в Скандинавии. Как учит история, профессиональные воины (главные потребители профессионального снаряжения) всегда были обеспеченной социальной прослойкой. Воины старших дружин русских княжеств назывались боярами, основная масса русских дворянских родов - их потомки. Кроме того, имея сырьё в виде листов кожи, нет никакого практического смысла делать трудоёмкую работу по вырезанию из них отдельных пластин, - гораздо проще собрать из крупных полос того же материала ламинарный доспех . Мелкие пластинки имели смысл в случае с железом, так как, например, уровень металлургии кочевых племён Евразии не позволял получать его в больших количествах; часто на панцири перерабатывались полученные обменом или грабежом мелкие железные предметы, что благодаря небольшим размерам и простой форме пластин могло быть выполнено силами любого племенного кузнеца.

  • в Японии металлические пластины обязательно обклеивали кожей и покрывали лаком (во избежание коррозии во влажном климате).
  • в Сибири и Америке существовали ламелляры из костяных (включая китовый ус, рога оленя и клыки моржа) и даже деревянных пластин, предназначенные для защиты от стрел с костяными наконечниками, которые носились теми, кто не мог себе позволить ламелляр из металлических пластин (сделанных из металла, полученного от русских поселенцев в XVII-XIX веках).

Также ламеллярные доспехи, судя по археологическим находкам, использовались в Древнем Риме, но у них пластины были соединены металлическими скобками, а не шнуром.

См. также

Источники

  • Носов К. С. Вооружение самураев.
  • Нефёдкин А. К. Военное дело чукчей. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003. C. 352. ISBN 5-85803-244-3

Напишите отзыв о статье "Ламеллярный доспех"

Отрывок, характеризующий Ламеллярный доспех

Но Пьер почел нужным спросить:
– Как здоровье…
Он замялся, не зная, прилично ли назвать умирающего графом; назвать же отцом ему было совестно.
– Il a eu encore un coup, il y a une demi heure. Еще был удар. Courage, mon аmi… [Полчаса назад у него был еще удар. Не унывать, мой друг…]
Пьер был в таком состоянии неясности мысли, что при слове «удар» ему представился удар какого нибудь тела. Он, недоумевая, посмотрел на князя Василия и уже потом сообразил, что ударом называется болезнь. Князь Василий на ходу сказал несколько слов Лоррену и прошел в дверь на цыпочках. Он не умел ходить на цыпочках и неловко подпрыгивал всем телом. Вслед за ним прошла старшая княжна, потом прошли духовные лица и причетники, люди (прислуга) тоже прошли в дверь. За этою дверью послышалось передвиженье, и наконец, всё с тем же бледным, но твердым в исполнении долга лицом, выбежала Анна Михайловна и, дотронувшись до руки Пьера, сказала:
– La bonte divine est inepuisable. C"est la ceremonie de l"extreme onction qui va commencer. Venez. [Милосердие Божие неисчерпаемо. Соборование сейчас начнется. Пойдемте.]
Пьер прошел в дверь, ступая по мягкому ковру, и заметил, что и адъютант, и незнакомая дама, и еще кто то из прислуги – все прошли за ним, как будто теперь уж не надо было спрашивать разрешения входить в эту комнату.

Пьер хорошо знал эту большую, разделенную колоннами и аркой комнату, всю обитую персидскими коврами. Часть комнаты за колоннами, где с одной стороны стояла высокая красного дерева кровать, под шелковыми занавесами, а с другой – огромный киот с образами, была красно и ярко освещена, как бывают освещены церкви во время вечерней службы. Под освещенными ризами киота стояло длинное вольтеровское кресло, и на кресле, обложенном вверху снежно белыми, не смятыми, видимо, только – что перемененными подушками, укрытая до пояса ярко зеленым одеялом, лежала знакомая Пьеру величественная фигура его отца, графа Безухого, с тою же седою гривой волос, напоминавших льва, над широким лбом и с теми же характерно благородными крупными морщинами на красивом красно желтом лице. Он лежал прямо под образами; обе толстые, большие руки его были выпростаны из под одеяла и лежали на нем. В правую руку, лежавшую ладонью книзу, между большим и указательным пальцами вставлена была восковая свеча, которую, нагибаясь из за кресла, придерживал в ней старый слуга. Над креслом стояли духовные лица в своих величественных блестящих одеждах, с выпростанными на них длинными волосами, с зажженными свечами в руках, и медленно торжественно служили. Немного позади их стояли две младшие княжны, с платком в руках и у глаз, и впереди их старшая, Катишь, с злобным и решительным видом, ни на мгновение не спуская глаз с икон, как будто говорила всем, что не отвечает за себя, если оглянется. Анна Михайловна, с кроткою печалью и всепрощением на лице, и неизвестная дама стояли у двери. Князь Василий стоял с другой стороны двери, близко к креслу, за резным бархатным стулом, который он поворотил к себе спинкой, и, облокотив на нее левую руку со свечой, крестился правою, каждый раз поднимая глаза кверху, когда приставлял персты ко лбу. Лицо его выражало спокойную набожность и преданность воле Божией. «Ежели вы не понимаете этих чувств, то тем хуже для вас», казалось, говорило его лицо.
Сзади его стоял адъютант, доктора и мужская прислуга; как бы в церкви, мужчины и женщины разделились. Всё молчало, крестилось, только слышны были церковное чтение, сдержанное, густое басовое пение и в минуты молчания перестановка ног и вздохи. Анна Михайловна, с тем значительным видом, который показывал, что она знает, что делает, перешла через всю комнату к Пьеру и подала ему свечу. Он зажег ее и, развлеченный наблюдениями над окружающими, стал креститься тою же рукой, в которой была свеча.
Младшая, румяная и смешливая княжна Софи, с родинкою, смотрела на него. Она улыбнулась, спрятала свое лицо в платок и долго не открывала его; но, посмотрев на Пьера, опять засмеялась. Она, видимо, чувствовала себя не в силах глядеть на него без смеха, но не могла удержаться, чтобы не смотреть на него, и во избежание искушений тихо перешла за колонну. В середине службы голоса духовенства вдруг замолкли; духовные лица шопотом сказали что то друг другу; старый слуга, державший руку графа, поднялся и обратился к дамам. Анна Михайловна выступила вперед и, нагнувшись над больным, из за спины пальцем поманила к себе Лоррена. Француз доктор, – стоявший без зажженной свечи, прислонившись к колонне, в той почтительной позе иностранца, которая показывает, что, несмотря на различие веры, он понимает всю важность совершающегося обряда и даже одобряет его, – неслышными шагами человека во всей силе возраста подошел к больному, взял своими белыми тонкими пальцами его свободную руку с зеленого одеяла и, отвернувшись, стал щупать пульс и задумался. Больному дали чего то выпить, зашевелились около него, потом опять расступились по местам, и богослужение возобновилось. Во время этого перерыва Пьер заметил, что князь Василий вышел из за своей спинки стула и, с тем же видом, который показывал, что он знает, что делает, и что тем хуже для других, ежели они не понимают его, не подошел к больному, а, пройдя мимо его, присоединился к старшей княжне и с нею вместе направился в глубь спальни, к высокой кровати под шелковыми занавесами. От кровати и князь и княжна оба скрылись в заднюю дверь, но перед концом службы один за другим возвратились на свои места. Пьер обратил на это обстоятельство не более внимания, как и на все другие, раз навсегда решив в своем уме, что всё, что совершалось перед ним нынешний вечер, было так необходимо нужно.

Доспехи из маленьких металлических пластинок имеют давнюю историю. Начиная со II-I тысячелетий до н. э. в Передней Азии и на Ближнем Востоке уже сформированы пластинчатые доспехи (чешуйчатый и ламеллярный) разного вида . Следует отметить, что на протяжении целого тысячелетия, начиная с эпохи Ахеменидов, в данном регионе ранние ламеллярные доспехи уступили место чешуйчатым , а в Центральной и Восточной Азии предпочтение отдавалось ламеллярным .

В VII-IX вв., после появления кочевых племен из Азии, в Византийской империи и прилегающих регионах начинается противоположный процесс. Под влиянием аваров, хазар, венгров и прочих номадов степей ламеллярные доспехи становятся популярными в Византии , где они особо широко распространяются в X веке.

Византийская технология была составной частью военной технологии евроазиатского пространства, для изучения которой большое значение имеет изучение вооружения соседей . Многие исследователи прибегают к данному методу и в большинстве случаев он единственный дает возможность основательно изучить византийское военное снаряжение.

К сожалению, скупая информация о кавказских соседях Византии не дает возможность исследователям использовать данный метод и в их отношении, и ввести новые данные в научный оборот . Цель данной работы состоит в том, чтобы хотя бы частично искоренить этот недостаток и, одновременно, она содержит определенные соображения о происхождении и этапах эволюции пластинчатых доспехов.

Чешуйчатые доспехи

На Ближнем Востоке чешуйчатые доспехи распространяются с середины второго тысячелетия до нашей эры и используются на протяжении тысячелетий .

Чешуйчатые доспехи состоят из металлических пластинок, прикрепленных к основе из кожи или ткани черепицеобразно . Часто пластинки U-образные . Пластинки доспехов всегда (!) направлены вниз, что является характерным признаком. Ряды чешуйчатых доспехов на 1/3 перекрывают друг друга и образуют многослойную поверхность, похожую на рыбью чешую. Форма пластинок соответствующая - один край округленный и удлиненный, а другой - прямой .

Для обеспечения эластичности чешуйчатых доспехов использовали вываренную кожу лучшего качества . Для крепления чешуйчатых пластинок к кожаному субстрату, как правило, использовали тонкие ремешки . Также возможно было прикрепить пластину металлическими заклепками или металлической проволокой, которую пропускают через парные отверстия чешуи .

Благодаря эластичности и своеобразию конструкции у чешуйчатых доспехов могли быть и длинные рукава, тогда как у более жесткого ламелляра они были только короткие. Рукава чешуйчатого доспеха требовали более жесткого крепления и в средней или нижней части чешуек делали дополнительные отверстия . Обычно, на местах сгиба доспехов пришивали чешуйки более мелкого размера , а грудь, живот и спина были покрыты более крупными .

По сравнению с ламелляром чешуйчатые доспехи более эластичны, поскольку пластины свободны с трех сторон . Лишь кольчатые доспехи являются более гибкими, чем чешуйчатые . Данные современных реконструкторов свидетельтсвуют, что правильно изготовленный чешуйчатый доспех отличается почти такой же гибкостью, как кольчатый и может иметь такие же длинные рукава и юбку .

Несмотря на множество положительных качеств (гибкость, хороший уровень защиты, технологичность) у чешуйчатых доспехов есть и недостатки. Во время движения пластины чешуйчатых доспехов приподнимаются, что делает доспехи уязвимыми к ударам колющего оружия . Для чешуйчатых доспехов особенно опасны колющие удары снизу . Это весьма важно для всадника, по отношении к которому копье пешего воина всегда направлено снизу вверх.

В Средние века чешуйчатый доспех, широко распространенный еще в скифскую эпоху, постепенно уступает место ламелляру, хотя не исчезает и продолжает существовать параллельно, особенно в комбинациях с другими видами доспеха . Последние открытия свидетельствуют, что чешуйчатый доспех даже в самой Европе (где он никогда не пользовался особой популярностью) применялся в пятнадцатом, а по некоторым данным, и в шестнадцатом веке .

Ламеллярный доспех .

Первые бронзовые образцы ламеллярного доспеха обнаружены в Египте, Сирии-Палестине, Месопотамии и Анатолии во втором тысячелетии до нашей эры . Ламелляр был широко распространен в Азии, особенно в ее центральной и восточной частях и использовался вплоть до 19-го века .

Ламеллярный доспех состоит из пластин прямоугольной формы , которые связаны друг с другом сначала по горизонтальным рядам, а затем вертикально, с помощью шнуров. В отличие от чешуйчатого доспеха, ламеллярные пластины не прикреплены к одному целому субстрату, это пластины, связанные в параллельные ряды, а потом и вместе .

Форма ламеллярных пластин, количество отверстий и, исходя из этого, методы крепления отличаются друг от друга. На протяжении веков, на огромном континенте Азии ламеллярный доспех постоянно развивался и эволюционировал, хотя основной принцип - связывания пластин шнурами - оставался неизменным.

Для уменьшения вероятности повреждения ламеллярный доспех завязывали одним или двумя шнурами так, чтобы длина шнура с наружной стороны была минимальной. В случае разрыва одного шнура, пластину держал другой. При таком креплении любой воин мог заменить поврежденную пластину даже в полевых условиях . Метод крепления панцирных пластин шнурами - основной, но не единственный метод. Пластины скрепляли между собой металлической проволокой или заклепками. Такая конструкция была более прочной, но менее подвижной .

По сравнению с чешуйками ламеллярные пластины более крупные , удлиненной формы, на каждой из них больше отверстий, которые распределены по всей поверхности пластины.Для данных отверстий характерно парное расположение . Часть ламеллярных пластин выпуклые. Пластина такой формы лучше отражала и ослабляла удары стрелы, копья или иного оружия .

Изготовление пластинчатого (ламеллярного и чешуйчатого) доспеха было довольно трудоемкой работой, но с технологической точки зрения оно не представляло особенной сложности .

Вес ламеллярного и чешуйчатого доспеха почти одинаковый . Вес полного комплекта пластинчатого доспеха толщиной 1-1,5 мм составляет 14-16 кг . Его пластины расположены внакладку и по защитным свойствам намного превосходят кольчугу. Ламеллярная кираса, сделанная из 1,5мм пластинок, весит 5 кг. Такой доспех довольно хорошо противостоит колющему оружию . Ламелляр также хорошо защищает от стрел, и именно из-за этого на протяжении долгого времени он был весьмапопулярен как среди кочевников Евразии, так и среди их соседей . Сила ударного оружия «рассеивалась» на пластинах доспеха и тело воина оставалось невредимым. Разрыв шнуров (ремней) в результате удара меча может вызвать повреждение ламеллярного доспеха . Реконструированный ламелляр довольно стойкий почти ко всем видам ударов и свидетельствует об особых качествах данного вида доспеха .

С конца пятнадцатого века на Ближнем Востоке ламеллярные доспехи исчезают и появляются кольчато-пластинчатые доспехи.

Рис. 1. На юбке св. воина в Тимотесубани тени под пластинами изображены мастером коричневыми линиями, а на ламеллярной кирасе одновременно видны и тени, и полосы (фото С. Сарджвеладзе) Рис. 2. а) Пластины доспеха, обнаруженного в Береле, по В. Радлову, Ь) обхваченные кожей ламеллярные пластины Усть-Ишима , по А.И. Соловьеву

Византийско-грузинские доспехи

В последние годы существенный вклад в изучении византийского ламеллярного доспеха внес Т. Доусон, в очерках которого теоретические знания сочетаются с практическим опытом реконструктора.

Как правило, пластины ламеллярных доспехов перекрывают друг друга горизонтально. По наблюдению Т. Доусона, к концу X века в Византии появляется ламелляр нового типа, который широко распространяется в XI веке. Пластины этого ламелляра не перекрывают друг друга, они лишь тесно прилегают друг к другу и прикреплены к коже .

На византийских изображениях встречается ламелляр, ряды которого разделены узкими полосами . По мнению Т. Доусона, это кожаная полоса, помещенная между рядами пластин, которая разделяет пластины и нейтрализует вызванный их движением эффект ножниц, который может перерезать ремни . В дальнейшем Т. Доусон, продолжая свои наблюдения, пришел к выводу, что в византийских ламеллярных доспехах между пластинами помещена не узкая, а широкая кожаная полоса, которой полностью выстлан пластинчатый ряд. Такие доспехи более гибкие горизонтально и их легко изготовить. В дальнейшем изготовление доспехов стало еще легче, благодаря заклепкам, которыми вместо шнуров прикрепляли пластины . Т. Доусон считает, что клепка пластин ламелляра в Византии распространилась в одиннадцатом веке .

В ХІ-ХІІ веках помимо клепанного возникает «перевернутый» ламелляр: рукава и юбка доспехов комплектуются «перевернутыми» пластинами (направленными сверху вниз). Обычно пластины ламелляра перекрывают друг друга снизу вверх, поскольку так наилучшим образом защищают тело от колющих ударов, которые, как правило, направлены вверх. Но удары по конечностям тела направлены сверху вниз. На конечностях, защищенных «перевернутым» ламелляром, удар скользит вниз и причиняет меньше вреда .

Соображения Т. Доусона насчет появления полосатых ламеллярных доспехов с одиннадцатого века подтверждаются и данными грузинских ученых: на изображениях десятого века представлены обычные ламеллярные доспехи, а с одиннадцатого века появляются полосатые . Данное явление не осталось неза меченным и среди искусствоведов в Грузии (хотя, объяснение этого явно выходило за рамки их компетенции). Еще в 80-х годах прошлого века Т. Шевякова писала, что узкие полосы между пластинами доспехов появляются в Грузии с XI века .

Тщательное изучение византийских и грузинских изображений ламеллярных доспехов позволяют заключить, что следует отличать т.н. полосатые и линейные доспехи. Поскольку появление этих двух типов доспехов не совпадает и по времени (полосатый ламеллярый появляется в одиннадцатом веке, тогда, как линейный неоднократно встречается и в десятом), трудно взвалить существующее между ними различие полностью на воображение и интерпретацию исполнителей. Будет лучше считать, что между ними существовало определенное различие по конструкции и мы постараемся установить эти различия. По нашему предположению, одна линия между пластинами видна в том случае, когда ряд пластин выстлан кожей только сзади , а в случае полосатых доспехов кожей выстлана обратная и, в то же время, обхвачена нижная передняя часть пластин (рис. 3с).

Додуматься до этого метода наверно не представляло особой трудности. Он объединяет старый метод ламеллярной конструкции, распространенный в Азии (когда кромки пластин обхвачены кожаной полосой) , и сравнительно новый метод (пластины выстланы кожей сзади) (рис. 3). Комбинация этих двух методов дает полосатый ламелляр, когда полоса четко видна (край кожи, которым обхвачена нижняя передняя часть верхней пластины создает верхнюю линию полосы, а верхний край кожи под нижнюю пластину создает нижнюю линию полосы). В это время ремни максимально защищены от пластин, не повреждается и поддоспешник; широкая кожа, которая охватывает пластины ламелляра и спереди, обеспечивает большую устойчивость доспехов. Следует отметить, что самый нижний ряд пластин ламелляра, прилегающий к кремасмате, отмечен полосой, что наверно указывает на кожаную подкладку, обхватывающую и переднюю поверхность пластин .

Следует отметить, что изучение грузинских материалов предоставляет возможность наблюдать за эволюцией пластинчатых доспехов, за ее определенными стадиями и многочисленными экспериментами, которые рассмотрены ниже.

Рис. 3. Пластина ламелляра, вид сбоку: a) с кожей, обхватывающей кромку пластины, b) с кожаной подкладкой сзади, c) с кожаной подкладкой и обхваченной передней нижней частью пластины Рис. 4. Св. Георгий в традиционной ламеллярной кирасе в Тимотесубани (фото С. Сарджвеладзе)

Для иллюстрации путей развития византийско-грузинских ламеллярных доспехов было бы неплохо представить его прототип, изначальную конструкцию ламелляра. Для этого вполне подходит изображение святого воина из росписи церкви Тимоте-субани (рис. 4) . На изображении воин одет в традиционную ламеллярную кирасу. Ламеллярные ряды состоят из пластин без заклепок, которые скреплены ремнями и перекрывают друг друга справа налево; ряды ламелляра, со своей стороны, связаны друг с другом многочисленными подвесными шнурами и перекрываются снизу вверх. Таким был типичный ламелляр, конструкция которого почти одновременно изменялась в Византийской империи и Грузии.

В десятом веке в Грузии наблюдается несколько нововведений (отказ от горизонтального перекрытия пластин, появление кожаной подкладки и заклепок), которые можно считать первыми шагами на пути эволюции пластинчатых доспехов. Не исключена более ранняя датировка этих экспериментов, но мы можем с уверенностью говорить только о десятом веке, когда они уже часто отображаются в произведениях искусства.

Применение кожаной подкладки под рядами ламеллярных пластин четко отображено на доспехах св. Георгия и св. Федора, изображенных на триптихе Богоматери (X в.) церкви Чукули (рис. 5) . Видны пластины обычного ламелляра со шнуровкой на кожаной подстилке, пластины не перекрывают друг друга по горизонтали, а плотно прилегают друг к другу. Ламелляр, изготовленный по такому методу, более гибкий, его легко изготовить и экономится 15-20 % материала, соответственно, уменьшается и вес доспехов .

В десятом веке подтверждается применение заклепок, которые, по-видимому, использовались в обоих типах пластинчатых доспехов (чешуйчатом и ламеллярном).

Св. Георгий и св. Федор на триптихе Богоматери церкви Чихареши (рис. 6) и два св. Федора на предалтарном кресте Сакдари

Рис. 6. Св. Георгий из Чихареши в двухзаклепочном доспехе, по Г.Н. Чубинашвили

Икона св. Георгия из Накуралеши (рис. 7) показывает пластины с двумя заклепками (верхней и нижней) уже в виде ламеллярных доспехов, где ряды перекрывают друг друга снизу вверх. Можно предположить, что подвесные ремни рядов прямо прикреплены к шнурам крепления, расположенным на нижнем краю пластин . Хотя можно найти и более простое объяснение, если предположить, что в чеканных иконах пластины отображены в немного упрощенном виде и им не хватает подвесных ремней.Пластины такого же вида встречаются в 60г миниатюре Малого «Синаксаря» Эквтиме Мтацминдели , переписанного в 1030 г. в Константинополе (рис. 8). Только на пластинах доспехов Св. Прокофия уже различимы центральные линии, которые можно считать подвесными ремнями и которых, наверно, не хватает на изображениях чеканных икон.

Рис. 7. Св. Георгий из Накуралеши в двухзаклепочном ламелляре, по Г.Н. Чубинашвили Рис. 8. Св. Прокофий в двухзаклепочном ламелляре. Рукопись А648, стр. 60г, Национальный Центр рукописей Грузии

Данные типы доспехов с заклепками можно было бы приписать фантазии художника или ошибочному изображению, если бы не одно обстоятельство: существование такого типа заклепочных пластин подтверждается материалом рубежа I-II тысячелетий, найденным русскими археологами в Западной Сибири. Выясняется, что прикрепление пластин доспеха к коже верхними и нижними заклепками было общепринятым методом. Этим методом пользовались, например, енисейские киргизы (рис. 9).

Своеобразным венцом экспериментов этого века можно считать две иконы, которые содержат в себе множество признаков эволюции. Изображение св. Георгия и св. Федора на иконе Мравалдздли (вторая половина X века) (рис. 10) и икона св. Георгия из Парахети (рис. 11) конца X века показывают ламеллярные пластины с двойными заклепками и двойными подвесами на кожаной подкладке. Пластины не перекрывают друг друга, а плотно прилегают. Здесь практически в завершенном виде представлены все основные компоненты эволюции ламеллярных доспехов; не видно лишь широкой полосы ламелляра, из-за чего данные доспехи относятся к категории линейных ламелляров .

Реконструкция воина из Бирки. Источник: Hjardar – Vike 2011 : 347.

Пластинчатая броня до сих пор является популярной темой для обсуждения как среди историков-экспертов, так и среди реконструкторов. Я и сам занимался этим вопросом. Мои исследования привели меня к малоизвестным находкам из Снексгярде, располагающемуся неподалёку от Висбю. Они не сохранились, однако были подробно описаны Нильсом Йоханом Экдалем (1799-1870), так называемым «первым исследователем Готланда ”.

Находки из Снексгярде были открыты почти 200 лет назад, а потом утеряны; поэтому они практически неизвестны. Описывающая их литература труднодоступна нешведским исследователям. Вот всё, что мне удалось выяснить: в 1826 году, в поселении Снексгярде (Visby, Land Nord, SHM 484) были изучены четыре захоронения. Наибольшую ценность представляют могилы н.2 и 4 (Carlson 1988 : 245; Thunmark-Nylén 2006: 318):

Захоронение н.2: скелет, расположенный в направлении с юга нв север. Курган сферической формы, облицован камнями. Из предметов в захоронении были найдены: железный топор, пряжка, расположенная в районе пояса, две непрозрачные бусины на шее и “остатки доспехов на груди” (något fanns kvar and pansaret på bröstet ).

З ахоронение н.4: скелет, расположенный в направлении с востока на запад. Курган также сферической формы, высотой 0,9 м, с плоским верхом. Внутри кургана располагался известняковый гроб размерами приблизительно 3х3м(?). На правом плече умершего была найдена плащевая игла, на уровне пояса – пряжка. Также были обнаружены топор и “несколько пластинок брони” (några pansarfjäll ) в области груди.

Судя по находкам из захоронений, можно сделать вывод, что мужчины были погребены вместе со своими доспехами. Конечно, нельзя быть полностью уверенным в том, к какому типу относилась данная броня, но больше всего она походит на ламеллярную, особенно из-за их внешнего сходства и упоминания пластинок (Thunmark-Nylén 2006 : 318). Встаёт вопрос датировки. Лена Тунмарк-Нюлен упоминала оба доспеха в своих публикациях о Готланде эпохи викингов. Плащевые иглы и фрагменты ремней также указывают на период викингов. Однако самое главное – это топоры: согласно рисункам Экдаля, топор из захоронения н.2 относится к так называемым широким топорам, а находка из могилы н.4 имеет рукоять, декорированную латунью. Первый топор вероятнее всего относится к концу X-началу XI в., в то время как отделка рукоятей латунью – особенность скорее некоторых топоров начала XI века (Теймс, Лангейт и некоторые другие поселения, см. мою статью “ ”). Будет логично предположить, что оба захоронения были совершены в одном веке, несмотря на то, что между формой и расположением могил существуют небольшие различия.

Зал Гарнизона с отмеченными находками кольчужного полотна и ламеллярных пластин. Источник: Ehlton 2003 : 16, Fig. 18. Составлено Kjell Persson.

В Скандинавии до сих пор был известен только один образец, или, скорее, фрагменты ламеллярной брони. А именно доспех из Бирки (см., например, Thordeman 1939 : 268; Stjerna 2001 ; Stjerna 2004 ; Hedenstierna-Jonson 2006 : 55, 58; Hjardar – Vike 2011 : 193–195; Dawson 2013 и др). Пластинки были разбросаны вокруг так называемого Гарнизона, и их количество достигало 720 штук (самый крупный фрагмент состоял из 12 деталей). Из них было возможно изучить лишь 267, и впоследствии они были разделены на 8 типов, каждый из которых, по-видимому, служил для защиты разных частей тела. Предположительно, доспех из Бирки служил для защиты груди, спины, живота, плеч и ног до колена (Stjerna 2004 : 31). Он датирован началом X века (Stjerna 2004 : 31). Учёные согласны с его происхождением с Ближнего или Среднего востока, а ближайший аналог – это доспех из Балык-Сука, (например, Dawson 2002 ; Gorelik 2002 : 145; Stjerna 2004 : 31). Стьерна (2007 : 247) считает, что предназначение данной брони, а также некоторых других предметов было скорее символическим(«Доспехи использовались явно с иной целью, нежели военная или практическая »). Доусон (2013 ) частично не согласен с вышеприведённым классическим мнением, полагая, что частицы были неправильно интерпретированы, потому что из выделенных восьми только три типа могут считаться частицами брони, а их количества недостаточно для создания и половины нагрудника, и в итоге это привело его к выводу, что пластины из Бирки являются просто фрагментами обработанного металла. В свете находок из Снэксгярде, которые не были упомянуты в книге Доусона, я считаю это решение опрометчивым.

Реконструкция доспеха из Бирки на основе доспеха из Балык-Сука. Источник: Hjardar – Vike 2011 : 195.

Считается, что на территории Древней Руси было найдено достаточно большое количество ламеллярных доспехов. Однако это не так. Находок, датированных IX-XI веком, немного, например, доспехи из Гнёздова, из Сарского городища, Донецкого городища и Новгорода, и они, скорее всего, были импортированы с Востока, так же, как и доспех из Бирки (личная беседа с Сергеем Каиновым ; см. Кирпичников 1971 : 14-20). А вот предметов, датированных XI-XIII веками, на территории Руси было найдено гораздо больше – около 270 находок (см. Медведев 1959 ; Кирпичников 1971 : 14-20), и необходимо отметить, что во второй половине XIII века количество кольчужных фрагментов превышало ламеллярные в, примерно, четыре раза, что говорит о том, что кольчуги были излюбленным способом защиты на Древней Руси (Кирпичников 1971 : 15). Также, с высокой вероятностью, древнерусские ламеллярные доспехи были импортом из Византии, где они были распространены уже в Х веке благодаря их простому дизайну и низкой стоимости изготовления ( Bugarski 2005 : 171).

Заметка для реконструкторов.

В реконструкторском сообществе ламеллярный доспех стал очень популярен. На некоторых фестивалях он может составлять более 50% от всей брони. Основными аргументами в его пользу являются:

  • Низкая стоимость производства;
  • Более высокий уровень защиты;
  • Довольно быстрое производство;
  • Эстетичный внешний вид;

И хотя эти аргументы понятны, необходимо подчеркнуть, что ламеллярная броня никоим образом не подходит для воссоздания эпохи викингов. Аргументугументу, что этот тип брони использовался на территории Древней Руси, можно противопоставить тот факт, что даже во время наивысшего расцвета ламеллярной брони на Руси количество кольчужных доспехов было в четыре раза больше. Более того, пластинчатые доспехи зачастую импортными. А если мы придерживаемся основной идеи о том, что реконструкция должна основываться на воссоздании типичных объектов, то становится понятно, что ламеллярный доспех может использоваться только как часть реконструкции образа кочевников или византийских воинов. То же самое относится к кожаной пластинчатой броне.

Пример хорошей реконструкции ламеллярного доспеха. Виктор Кралин.

С другой стороны, находки из Бирки и Снэкгярде позволяют предположить, что этот тип брони может встречаться в восточной части Скандинавии. Прежде чем сделать вывод, мы должны принять во внимание, что Бирка и Готланд, как крупные центры торговли, являлись территориями, где было сильно влияние Восточной Европы и Византии. Это также является причиной, по которой там было найдено большое количество предметов восточного происхождения, неизвестных в остальной Скандинавии. В каком-то смысле было бы странно, если бы у нас не было этих находок, особенно относящихся к периоду их расцвета в Византии. Однако это не означает, что ламеллярные доспехи были распространены в данной области. Пластинчатые доспехи отстоят отдельно от военных традиций и принципов викингов, и доспехи этого типа иногда находили в Балтийском регионе до XIV века (Thordeman 1939 : 268-269). То есть, кольчуга может считаться наиболее распространённой формой защиты в Скандинавии эпохи викингов, подтверждением чему является тот факт, что кольчужные фрагменты были найдены в самой Бирке (Ehlton 2003 ). Что касается производства ламеллярных доспехов на территории Скандинавии и Руси, нет никаких доказательств того, что это происходило, а потому можно считать это крайне маловероятным.

Когда ламеллярный доспех считается подходящим для реконструкции эпохи викингов?

  • Реконструктор воссоздаёт образ, основанный на находках в балтийском регионе или на Руси.
  • Ламеллярных доспехов используется ограниченное количество(1 на группу или 1 ламеллярная броня на 4 кольчужных доспеха).
  • Допускается использование только металлических пластинчатых доспехов, а не кожаных или обработанных лазером.
  • Он должен соответствовать находкам из Бирки (или Гнёздова, из Сарского городища, Донецкого городища или Новгорода), а не Висбю.
  • Доспех не может сочетаться с типично скандинавскими элементами, например, пряжками.

Броня должна соответствовать источнику и быть дополнена соответствующим снаряжением, например, русским шлемом. Так, если выбирать между двумя позициями: «да ламеллярным доспехам » или «нет ламеллярным доспехам », игнорируя вариант «да ламеллярным доспехам (без учета вышеупомянутых аргументов) », я выбираю вариант «Нет ламеллярным доспехам». А что думаете Вы?

Литература

Bugarski, Ivan (2005). A contribution to the study of lamellar armors. In: Starinar 55, 161-179. Online: http://www.doiserbia.nb.rs/img/doi/0350-0241/2005/0350-02410555161B.pdf .

Carlsson, Anders (1988). Penannular brooches from Viking Period Gotland , Stockholm.

Ehlton, Fredrik (2003). Ringväv från Birkas garnison , Stockholm. Online: http://www.erikds.com/pdf/tmrs_pdf_19.pdf .

Dawson, Timothy (2002). Suntagma Hoplôn: The Equipment of Regular Byzantine Troops, c. 950 to c. 1204 . In: D. Nicolle (ed.). , Woodbridge, 81–90.

Dawson, Timothy (2013). Armour Never Wearies: Scale and Lamellar Armour in the West, from the Bronze Age to the 19th Century , Stroud.

Gorelik, Michael (2002). Arms and armour in south-eastern Europe in the second half of the first millennium AD. In: D. Nicolle (ed.). Companion to Medieval Arms and Armour , Woodbridge, 127–147.

Hedenstierna-Jonson, Charlotte (2006). The Birka Warrior – the material culture of a martial society , Stockholm. Online:

lamella - пластинка, чешуйка) - общее название доспеха из сплетённых между собой шнуром пластин.

Ламелляр обычно существовал либо в виде корсета-кирасы, часто с длинным подолом, играющим роль набедренников, либо в форме ламеллярного халата длиной до колен, с разрезами спереди и сзади; в обоих случаях он как правило дополнялся оплечьями в виде листов ламеллярного полотна, иногда - защитой шеи и паха. Размер пластин ламелляра мог быть самым различным, от очень мелких, полотно из которых по подвижности приближалось к кольчатому, и до крупных, длиной почти с ладонь взрослого человека, которые составляли сравнительно малоподвижный, но крепкий доспех.

Специфические формы ламеллярного доспеха, происходящие от общей для всего Дальнего Востока конструкции, представляли собой классические самурайские доспехи - в отличие от более поздних самурайских доспехов, среди которых часто встречалась как ламинарная , так и шинная конструкция элементов.

Через посредство народов Великой Степи, ламеллярная конструкция доспеха проникла также в Византию и на Русь. Раскопки Гомельской доспешной мастерской, обнаруженной в 1987 году, помогли идентифицировать более 600 доспешных пластин, большинство из которых, по версии археологов, связывались именно в ламеллярный доспех. Были найдены заготовки пластин, а кроме того - несколько бракованных, треснувших при пробивании в них отверстий для шнуровки. На сегодня Гомельская мастерская - крупнейший из известных сборочных цехов Средневековой Руси. Он был уничтожен пожаром во время монгольского погрома в городе в 1239 году. Отдельные находки пластин, которые могут быть идентифицированы как принадлежащие ламелляру, имеются и в археологической летописи Западной Европы. Например, один из воинов, погибших в битве при Визби носил короткий ламеллярный панцирь кроя корсет-кираса.

На данный момент нет научного подтверждения гипотезе о существовании за пределами Японии ламеллярной брони из несколько слоёв проклееной кожи, которая, по некоторым версиям, носилась малообеспеченными воинами на Руси и в Скандинавии. Как учит история, профессиональные воины (главные потребители профессионального снаряжения) всегда были обеспеченной социальной прослойкой. Воины старших дружин русских княжеств назывались боярами, основная масса русских дворянских родов - их потомки. Кроме того, имея сырьё в виде листов кожи, нет никакого практического смысла делать трудоёмкую работу по вырезанию из них отдельных пластин, - гораздо проще собрать из крупных полос того же материала ламинарный доспех . Мелкие пластинки имели смысл в случае с железом, так как, например, уровень металлургии кочевых племён Евразии не позволял получать его в больших количествах; часто на панцири перерабатывались полученные обменом или грабежом мелкие железные предметы, что благодаря небольшим размерам и простой форме пластин могло быть выполнено силами любого племенного кузнеца.

  • в Японии металлические пластины обязательно обклеивали кожей и покрывали лаком (во избежание коррозии во влажном климате).
  • в Сибири и Америке существовали ламелляры из костяных (включая китовый ус, рога оленя и клыки моржа) и даже деревянных пластин, предназначенные для защиты от стрел с костяными наконечниками, которые носились теми, кто не мог себе позволить ламелляр из металлических пластин (сделанных из металла, полученного от русских поселенцев в XVII-XIX веках).

Также ламеллярные доспехи, судя по археологическим находкам, использовались в Древнем Риме, но у них пластины были соединены металлическими скобками, а не шнуром.

См. также

Источники

  • Носов К. С. Вооружение самураев.
  • Нефёдкин А. К. Военное дело чукчей. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003. C. 352. ISBN 5-85803-244-3

Напишите отзыв о статье "Ламеллярный доспех"

Отрывок, характеризующий Ламеллярный доспех

– Об этом вы должны были подумать ещё в начале, – ответила я.
Тут вдруг у меня в памяти как будто открылась какая-то дверца – я вспомнила, что я знала об этих соседях…
Это был довольно-таки «известный» своими странностями (в которые верила во всей нашей округе, по-моему, только я одна) дом. Среди соседей ходили слухи, что хозяйка видимо не совсем нормальная, так как она постоянно рассказывала какие-то «дикие» истории с летающими в воздухе предметами, самопишущими ручками, привидениями, и т.д. и т.п.... (очень хорошо похожие вещи показаны в фильме «Привидение», который я увидела уже много лет спустя).
Соседка была очень приятной женщиной лет сорока пяти, у которой и вправду около десяти лет назад умер муж. И вот с тех пор у неё в доме и начались все эти невероятные чудеса. Я бывала у неё несколько раз, горя желанием узнать, что же там такое у неё происходит, но разговорить мою замкнутую соседку мне, к сожалению, так и не удалось. Поэтому сейчас я полностью разделяла нетерпение её странного мужа и спешила поскорее войти, заранее предвкушая то, что должно было, по моим понятиям, там произойти.
– Меня зовут Влад – прохрипел мой бывший сосед.
Я с удивлением на него взглянула, и поняла, что он, оказывается, очень боится… Но я решила не обращать на это внимания и вошла в дом. Соседка сидела у камина и вышивала подушку. Я поздоровалась и уже собиралась объяснить, зачем я сюда пришла, как она неожиданно быстро проговорила:
– Пожалуйста, милая, уходи поскорее! Здесь может быть опасно.
Бедная женщина была напугана до полусмерти, и я вдруг поняла, чего она так боится… Она, видимо, всегда чувствовала присутствие своего мужа, когда он к ней приходил!.. И все у неё случавшиеся раньше проявления полтергейста видимо происходили по его вине. Поэтому, опять почувствовав его присутствие, бедная женщина хотела меня всего лишь «уберечь» от возможного шока… Я ласково взяла её за руки и как можно мягче сказала:
– Я знаю, чего вы боитесь. Пожалуйста, послушайте, что я хочу вам сказать, и всё это кончится навсегда.
Я попыталась ей объяснить, как могла, о приходящих ко мне душах и о том, как я пытаюсь им всем помочь. Я видела, что она мне верит, но почему-то боится мне это показать.
– Со мной ваш муж, Миля, и если хотите, можете поговорить с ним, – осторожно сказала я.
К моему удивлению, она долго молчала, а потом тихо произнесла:
– Оставь меня в покое, Влад, ты меня мучил достаточно долго. Уходи.
Меня совершенно потрясло то, сколько муки было в голосе этой женщины!.. И, как оказалось, это потрясло не только меня, ответ ошарашил и её странного мужа, но только уже по-другому. Я почувствовала рядом с собой дикий вихрь чужой энергии, который буквально разрывал всё вокруг. Книги, цветы, чайная чашка – всё, что лежало на столе, с грохотом полетело в низ. Соседка побледнела, как полотно и поспешно начала выталкивать меня наружу. Но такими «эффектами», как швыряние чашек, меня уже очень давно было не испугать. Поэтому, я мягко отстранила бедную трясущуюся женщину и твёрдо сказала:
– Если вы не прекращаете так гнусно пугать свою жену – я ухожу, и ищите себе кого-нибудь другого ещё столько же лет...
Но мужчина не обращал на меня никакого внимания. Видимо все эти долгие годы он только и ждал, что кого-то всё-таки когда-нибудь найдёт, кто мог бы помочь ему «достать» его бедную жену и его десятилетняя «жертва» не пройдёт даром. И вот теперь, когда это наконец-то реально произошло – он полностью потерял над собой контроль...
– Миля, Миленка, я так давно хотел сказать… пойдём со мной, родная... пойдём. Я один не могу... без тебя не могу столько лет... пойдём со мной.
Он бессвязно лопотал что-то, повторяя всё время те же самые слова. И тут только до меня дошло, что по-настоящему хотел этот человек!!! Он просил свою живую красавицу жену уйти с ним в месте, что значило, просто – умереть… Тут я уже больше выдержать не могла.
– Послушайте вы! Да вы ведь просто сумасшедший! – мысленно закричала я. – Я не буду говорить ей этих подлых слов! Убирайтесь туда, где вы давно уже должны были быть!.. Это как раз ваше место.
Меня просто выворачивало от возмущения!.. Неужели такое вправду может произойти?!. Я ещё не знала, что буду делать, но одно знала наверняка – ни за что на свете я ему эту женщину не отдам.
Его взбесило, что я не повторяю ей того, что он говорил. Он кричал на меня, орал на неё, бранился такими словами, которых я не слышала никогда… Плакал, если это возможно назвать плачем... И я поняла, что теперь он уже по-настоящему может стать опасным, только я ещё не понимала, каким образом это может произойти. В доме всё бешено двигалось, разлетелись оконные стёкла. Миля в ужасе стояла в ступоре, не в состоянии произнести ни слова. Ей было очень страшно, потому что, в отличии от меня, она не видела ничего из того, что происходило в той «другой», для неё закрытой, реальности, а видела лишь «танцующие» перед ней в каком-то сумасшедшем танце неодушевлённые предметы… и потихоньку сходила с ума…