Исследовательская работа по теме дети войны. Исследовательский проект "дети войны"

Исследовательская работа

Исследовательская работа

на тему:

«Война глазами детей

Выполнила

обучающаяся 8 класса Антоненкова Арина

Введение

Глава I

Глава II . «Мы тоже победили в той войне"

Глава III . Мои земляки – дети войны

Заключение

Список литературы

Введение

Запоминайте нас, пока мы есть,

ведь мы еще на многое сгодимся.

Никто не знает, сколько мы продлимся,

а вот сейчас мы с вами рядом здесь!..

Э. Асадов

Каждый год становится всё меньше и меньше тех, кто имел непосредственное отношение к военным действиям, тех, кто участвовал в боях, трудился на благо Победы в тылу. Но живы ещё другие свидетели войны, кто в военные годы были детьми, нашими сверстниками. Со слезами на глазах они вспоминают свое военное детство, и, несмотря на то, что многое уже стерлось из памяти, тот период они запомнили на всю жизнь. Они могут рассказать нам про свою войну, какой они её знают и помнят.

Работая над данной темой, мы осознали, что все уходит в прошлое: страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к Великой Отечественной войне, слушая воспоминания живых свидетелей того времени. У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Нашимземлякам, чьедетство искалечила война, людям, потерявшим детство, мыпосвящаемэтуработу.

Актуальность работы: тема детей и войны является одной из самых малоисследованных в истории.Сражение, битвы и ратные подвиги испокон веку считались уделом взрослых мужчин. Но война – это страшное зло, искалечившее не только жизни взрослых людей, но и лишившее детства самую юную часть населения нашей страны. Мы, потомки и наследники Великой Победы, должны знать о подвигах своих дедов и рассказывать о них детям, вызывая у них чувство гордости за родных земляков, глубокое уважение к тем людям, которые внесли неоценимый вклад в Великую Победу.

Гипотеза :каждый ребёнок, переживший войну – герой. Война исковеркала их детство и наложила отпечаток на всю жизнь.

Объект исследования: наше село во время Великой Отечественной войны

Предмет исследования: жизнь детей на территории нашего села во время Великой Отечественной войны

Цель исследования : сохранить исторические сведения очевидцев для потомков.

Задачи исследования:

1.Проанализировать художественную, научно-историческую литературу по данной теме.

2. Изучить деятельность и образ жизни детей военного времени, выявить влияние событий Великой Отечественной войны на жизнь и быт детей.

3.Познакомиться и побеседовать с людьми села Хорошово, чье детство выпало на годы Великой Отечественной войны.

4.Обобщить собранный материал.

Методы исследования:

- интервьюирования

- аналитический

- работа с документами

Исследовательская работа содержит неопубликованные источники – личные интервью с участниками событий военных лет.

Литература представлена энциклопедиями по Великой Отечественной войне.

Благодарим за оказанное содействие главу Хорошовского сельского поселения Анну Ивановну Изощенкову

Глава I . Маленькие герои большой войны

Идут годы. Время безжалостно отсчитывает даты. Всё меньше остаётся людей, видевших войну своими глазами. Переписывается история, по-новому расставляются акценты. Нынешние школьники с удивлением воспринимают словосочетание «пионеры-герои», имена которых раньше знала вся наша страна.

Кого мы считаем героем?Человека, совершившего нечто неординарное, защитившего кого-то ценой даже собственной жизни. Как высшие награды Великой Отечественной войны находилидостойных? Ведь ими зачастую оказывались самые обыкновенные люди, иногда совсем небольшие по возрасту, но гиганты по силе духа. Как превращались в героев простые школьники?

До войны это были обычные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.Пришёл час, они показали,каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родинеи ненависть к её врагам.

Из приказа по немецкой армии (1942 год): «Всеми средствами препятствовать гражданским лицам двигаться по железнодорожным путям. Особенно нужно остерегаться повсюду снующих мальчишек советской организации пионеров…»

Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Вот, что знаем мы о некоторых из них. Маленькие герои большой войны, они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами.
Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич.

Ученики 25 Калининской школы Вася Каширин и Витя Егоровдоставляли боеприпасы на огневую позицию. Люся Ремизова из Волгоградасумела передать советским воинам важные документы. Восьмилетний Игорь Михайлов награждён медалью «За оборону Сталинграда». Юнга Саша Ковалёв ценой собственной жизни спас боевой катер. Сын полка Витя Киселёв награждён медалью «За отвагу». Тринадцатилетний пионер из Калужской области Ваня Андрианов предупредил советских воинов о фашистской засаде. Сын полка Вася Леонов восемь раз переходил линию фронта, доставляя командованию очень важные сведения. Ваню Виноградоваиз села Демьянково Смоленской области фашисты застрелили за то, что он отказался снятьпионерский галстук. В 1941 годув Рузском районе Московской областибыла повешена фашистами Лида Матвеева, оказавшая помощь советским танкистам. Ученик Ростовского ремесленного училища Витя Черевичкин был убит фашистами за то, чтос помощью своихкрылатых питомцев голубей сообщил советским воинам о местонахождении фашистского штаба. Коля Леонтьев из города Луга заколот штыками как разведчик партизанского отряда. В конце 1942 года героически погиб тринадцатилетний пионер – связной партизанского отряда Коля Никифоренко из села Дарьевка Ворошиловградской области. Москвич Шура Ефремов со своими друзьями помогал партизанам в Ельнинском районе Смоленской области. Тринадцатилетний паренёк из деревни Барановка Коля Молчановзавёл гитлеровцев в непроходимое лесное болото, повторив подвиг Ивана Сусанина. Саше Чекалину из города Лихвин Тульской областипосмертно присвоено звание Героя Советского Союза. За связь с подпольщиками в Ялте расстреляна Лиза Гавырина, повешенаЛида Горемыкина. В дни обороны Севастополясоветским войскам помогали в борьбе Люда и Алла Тяпкины. Ампутировали раздробленные фашистами пальцы рук «маленькому комиссару» Ване Губанову, ставшему сыном партизанского отряда «За Родину» на Смоленщине. В деревне Телявкино Рославльского района Смоленской областипосле ожесточённого боя с гитлеровцами и их пособниками-полицейскимив боевой строй партизан стала девочка Феня Паркесова, скрывавшаяся от расправы фашистов.
Детивоеннойпоры!Этобылисамыеобыкновенныедевчонкии мальчишки,незнавшиедетства.Исейчас,ставвзрослыми,живутрядом с нами. Ещё можно взглянуть на их лица, в их глаза, услышать их рассказы. Конечно,естьучёные,историки,которыемогутподсчитатьчисло сожженныхдеревень,разрушенныхгородов… Нонемогутони рассказать, чточувствоваласемилетняя девочка,наглазахкоторой бомбойразорвало сеструибрата.Очём думалголодныйдесятилетний мальчиквблокадном Ленинграде,варившийвводекожаныйботинок,глядянатрупысвоих родителей.Обэтоммогутрассказатьтолькоони сами.Те,ктовиделэту войну. Ихсудьбытакиеразныеитакиесхожие. Войнасталаихобщей биографией. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.

Выводы по главе I

У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.

Глава II . «Мы тоже победили в той войне»

Известно,чтовойнаунесла13миллионовдетскихжизней .А сколькодетейосиротелозаэтовремя?Дети военной поры были лишены детства. Многим ребятам заменили семью военные части и партизанские отряды. Кого-то вместе с родителями угоняли в Германию.

Весь период оккупации, длившийся 784 дня и ночи, в Рославле и окружающих его районах свирепствовал военно-полицейский террор. Шли массовые аресты, заживо закапывались в ямах, сжигались в своих жилищах ни в чем не повинные люди, в том числе дети, старики и женщины. По данным Чрезвычайной государственной комиссии, в Рославле и Рославльском районе фашисты уничтожили более 100 тысяч советских людей, угнали на каторгу в Германию несколько тысяч юношей и девушек .

МыдетиXXIвека,незнающие войны,собираемпокрупицам информациюопоколениинашихпредков,опоколениидетейвоенного времени. Именновихвоспоминанияхэтострашноевремяпропитаногоречьюи печалью.А в детстве всегда всё воспринимается острее и запоминается лучше.

Село Хорошово - это место, где мы родились и выросли. Здесь рядомс намиживут замечательные люди. Собирая материал для нашейработы, мы встречалисьс некоторыми из них, и никто не отказывался наспринять и помочь нам. Сейчас это пожилые люди. Они вспоминают трудные военные годы со слезами на глазах. А ведь пройдет некоторое время, и этих живых свидетелей не будет. Поэтому мысчитаем, что их нужно окружить особой заботой, любовью и вниманием.

На протяжении ряда лет в нашей школе реализуется долгосрочный проект «Мы тоже победили в той войне», посвящённый детям военного времени. Ежегодно 25 сентября и 9 мая обучающиеся нашей школы посещают ветеранов войны, а также жителей села, чьё детство пришлось на военные годы. Основной задачей данной исследовательской работы является обобщение материала об очевидцах Великой Отечественной войны, в силу малого возраста не участвующих в военных действиях(«детей войны»).

Мы обратились в сельскую администрацию и узнали, что всего на территории нашей сельского поселения зарегистрировано 80 человек 1945 года рождения и старше. Из них в деревне Хорошово проживает 19 человек (Приложение 2). Мы поставили перед собой задачу посетить с визитом каждого из этих людей. Вот приблизительный список вопросов, которые были заданы нашим односельчанам:

1.Когда и где Вы родились? Что Вы помните о месте Вашего рождения, об условиях проживания Вашей семьи?

2.Кто были Ваши родители? Чем они занимались до войны? Где работали?

3.Сколько человек было в Вашей семье? Были ли у Вас братья и сестры? Если да, то сколько? Старше или моложе?

4.Что Вы помните о начале войны: как Вы узнали, что началась война,

где находилась Ваша семья 22 июня 1941 года, какие решения приняли Ваши родители в тот момент?

5. Как изменилась Ваша жизнь после начала войны: место проживания,

занятия родителей, иных родственников?

6.Чем занимались Вы в годы войны (учились, работали)? Была ли возможность отдыхать, играть?

7. Какие самые яркие воспоминания остались у Вас от войны?

8. Что Вы помните о Дне Победы: как Вы узнали о победе в войне, где Вы в тот момент находились, какие потери понесла Ваша семья в годы войны?

9.Есть ли у вас награды?

10.Имеются ли у вас фотографии, документы, иные памятные свидетельства из того периода?

В текущем учебном году в рамках проекта реализованы также следующие мероприятия:

- Проведено анкетирование обучающихся школы «Что мы знаем о Великой отечественной войне?» (Приложение 1)

- Проведена акция ко Дню пожилого человека «Согреем ладони, разгладим морщины.

- Подготовлена литературно-художественная композиция «Детство, опалённое войной», представленная в рамках фестиваля детского творчества «Радуга – 2015».

В перспективе проекта предполагается создание постоянно действующего волонтёрского объединения по оказанию реальной помощи пожилым людям, проживающим на территории нашего села.

Выводы по главе II

Наша исследовательская работа является составной частью второго этапа долгосрочного проекта «Мы тоже победили в той войне», осуществляемого на протяжении 2011-2015 гг.

В рамках проекта проводятся также следующие мероприятия:

- Составлены списки проживающих на территории деревни Хорошово и Хорошовской сельской администрации лиц старше 1945 гола рождения;

- Проводится сбор материала в виде рассказов очевидцев о жизни на территории Хорошовского поселения во время Великой отечественной войны.

В перспективе предполагается создание волонтёрского движения по оказанию помощи пожилым жителям нашего села.

Глава III . Мои земляки – дети войны

Войнаи дети… Как несовместимы эти понятия!Этислова никогда не должны стоять рядом. Каким беззащитным становится ребенок, когда взрослые воюют. Дети войныпозналигоречьжизнираньше,чемнаучилисьпониматьэтужизнь.

Мы тоже дети, и нам не безразлична судьба тех людей, которые живут рядом с нами.Изадачанашегопоколениязаключаетсявтом,чтобынедопустить повторатого страшного времени.

Из воспоминаний Долина Константина Ивановича (Приложение 3): в 1940 году в деревне Чепищево было 100 хозяйств. Довоенная деревня была какой – то уютной, тёплой, весёлой.

Он хорошо помнит, как в июле 1941 года жителей отправили в эвакуацию. Это были три семьи:семья Долиных – мать, Иван, сестра Мария, брат Александр; семья Черткова Стефана Протасьевича, секретаря сельского совета и жена с сыномдяди Ивана Константиновича, председателя сельского совета. Налошадях, с заготовленнойпровизией беженцытронулись на восток. Добраться смогли только до деревни Свиридовка Рославльского района, где лошадей пришлось отдатьвоенным офицерам. Каким-то чудом они сумели вернутьсяв Чепищево, ни разу не встретившись с немцами. Так случилось, что все остались живы.

3или 4 августа 1941 года начался артобстрел деревни. Снаряды падали на лес. После обстрела селяне впервыеувидели немцев – на велосипедах, в рубахах с засученными рукавами, с автоматами. Следом пришла на постой воинская часть. Начался разбой: стреляли кур, уток, гусей, забирали поросят.

4 августа прошёл слух, что на дороге Чепищево – Колпеница лежит убитый председатель сельского совета, дядя Ивана Константиновича, Долин Моисей Осипович. В этот же день в другом конце деревни был убит Чернышев Никита Фёдорович. Так чепищевцы впервые увидели войну Вскоре колхоз распустили и создали общину. Разделили колхозное имущество. Люди стали жить единолично, некоторыебыстро обогатились. Старостой назначили Бориса Тимофеевича Магазинова, начальником полиции Егора Фёдоровича Чернышева. Они оба воевали в первую мировую войну и были плену у немцев и знали немецкий язык. Бургомистра Юрия Ивановича Земмеляприслали из города.

Иван Константинович говорит, что все полицейские и другие представители немецкой власти много пьянствовали. То ли от страха перед отмщением, то от бесконтрольности и распущенности. Самогон жители гнали открыто прямо на улице. Немецкие часовые подходили попробовать: «Гут, гут, шнапс»,- говорили. И возвращались для «дозаправки».

В самом начале войны в 1941 году за деревню Чепищево шли ожесточенные бои, и сейчас, спустя много лет, ещё видны окопы и траншеи на Сусловой горе, возле Малахова моста. Найденные захоронения погибших бойцов были вывезены в город Рославль и перезахоронены в братской могиле.

Немцы, уходя, сожги всю деревню. Остались несколько домов на отшибе. Вернувшиеся из леса люди зимовали в уцелевших избах, баньках, землянках. А от голода спасла ещё не выкопанная на полях картошка.

Из числа жителей Чепищева на фронте погибло 34 человека.

Молодёжь немцы угнали в Германию. Угону подлежали все несемейные парни и девушки . Многие из них погибли в концлагерях. Многие просто не смогли вернуться. Здесь их тоже ждали лагеря. Так после войны и не смогла полноценно восстановиться деревня.

Иван Константинович Долин в 1946 году после окончания шестого класса поступил в школу ФЗО №27 города Рославля, приписав себе два лишних года. Затем окончил Демидовский техникум механизации сельского хозяйства, Всесоюзный сельскохозяйственный институт заочного образования и работал на руководящих и инженерных должностях в Тульской области. Умер в сентябре 2010 года.

С каждым годом всё меньше остаётся живых свидетелей тех трагических событий, и тем дороже для нас каждое их воспоминание. А для нас главное сейчас – не забыть подвига людей, переживших эти страшные годы, потому что благодаря таким как они мы сейчас можем жить в мире.

Из воспоминаний Храмцовой (Паршиной) Валентины Николаевны 1938 года рождения (Приложение 4). Родилась Валентина Николаевна в городе Юхнове Калужской области. В январе 1942 года фашисты выгнали жителей из своих домов. Семья Валентины Николаевны переселилась в деревню. Когда их дом был сожжён, они жили в бане. Зима 1942 года была самой суровой за всю войну. Жителей погнали в Бобруйск расчищать аэродромы. Шли по Варшавскому шоссе, несли детей на руках. Дети плакали, просили кушать. «А нам с сестрой есть совсем не хотелось. Как говорила наша мама, мы выжили только потому, что были «несъестные»» - вспоминает Валентина Николаевна. Грудные дети не выдерживали, замерзали, их закапывали прямо в сугробы. СначалаВалентину Николаевну с сестрой везли на санях в «плетухе», затем людей пересадили в колонну немецких машин. На Спас-Деменском повороте машины подверглись бомбардировке советскими самолётами. Многие погибли. Многие потеряли друг друга.

По прибытии в Рославль людей поселили в колокольню церкви на Юр-горе. Внизу было много пленных советских солдат. Выдали котелок. Кормили. Разрешали спускаться к ручью за водой. Самое страшное воспоминание, как фашистский офицер выхватил из рук женщины плакавшего навзрыд грудного ребёнка и ударил его о стену. Эта вдруг наступившая страшная тишина преследует Валентину Николаевну всю жизнь.

В Германию семью не угнали. После того, как при бомбёжке потерялась мать с грудным ребёнком, в семье остались только малые и старые. Такие фашистам были не нужны, их ждал расстрел.Однажды один из полицейских предупредил, что надо уходить, т.к. сегодня будут расстреливать советских пленных, а заодно и всех остальных. Семье Валентины Николаевны удалось бежать в деревню Мохи (ныне не существующую) близ Хорошово. Заняли пустующий дом, хозяева которого были репрессированы в 1939 году. Обрабатывали землю, ходили побираться в Чепищево, Хорошово, Осиновку. Через реку Остёр был построен понтонный мост. Фашистский часовой на мосту обязательно проверял торбы, забирал лучшие куски. Так жили до 1943 года. Однажды кто-то сказал, что будут бомбить Рославль. Жители построили землянки, прятались в них. Рославль бомбили очень сильно, земля дрожала под ногами. Небо было красным от взрывов. Валентина Николаевна по сей день, видя ярко- алый закат не может сдержать слёз, слишком тяжелы воспоминания. Через год после освобождения Смоленщины семья смогла вернуться в Юхнов.

Выводы по главе III

Война и все события, связанные с ней, оставили глубокий и трагический след в судьбе каждого жителя нашего села. Горькую чашу пришлось испить в годы войны детям. И пусть о них не написали в книгах, не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. А тем временем голод, холод, болезни в два счета расправлялись с хрупкими маленькими жизнями.

За долгих четыре года, которые продолжалась Великая Отечественная война, дети сполна испытали все её ужасы. А ведь война в сотни раз страшнее, если видеть ее детскими глазами… И никакое время не сможет вылечить раны от войны, тем более детские. «Эти годы, что были когда-то, горечь детства забыть не дает…

Заключение

Война и дети… Это одна из наиболее горьких страниц истории Великой Отечественной. Можно много говорить о детях войны, об их детстве, которого не было. Но я думаю, что и этого будет достаточно, чтобы показать, что не только через 70 лет, но и через 100 лет память о Великой Отечественной войне будет жить. Наши потомки тоже будут помнить и подвиг солдат, и трудовой героизм тех, кто оставался в тылу. А также о тех маленьких детях, кто нес на своих плечах непосильную ношу военных лет. В способности помнить, любить, дорожить, ценить заключена огромная нравственная сила, которая помогает человеку глубже понять себя, оценить своё достоинство, разобраться в окружающей жизни .

В результате своей работы мы пришлик следующим выводам:

1. Война – это не только человеческие жертвы, потери в бою, это, прежде всего искалеченное детство. Во все времена, во всех войнах были убитые и пленные, но ни в одной войне так не страдали дети.

2. В годы войны каждый ребенок совершил свой подвиг, как и весь народ заплатив страшную цену, за победу в Великой Отечественной войне.

Таким образом, гипотеза работы нашла своё подтверждение.

Практическое значение работы: материалыработыможноиспользоватьнаурокахисториии литературы Смоленщины, школьных мероприятиях, классных часах. Поскольку тема «Дети войны» чаще всего остается в стороне.

В нынешнем году мы отмечаем важную историческую дату – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Мы должны сохранить благодарную память о тех, кто выстоял и победил. Память о подвигах мужества, верности и любви питает силы народа, воодушевляет его, полагается в основу новых свершений. Ведь подвиг не умирает!

Список литературы

1. «Аргументы и факты», № 25, 2010, с. 42

2. Боровичёв П.И. За линией фронта.- Смоленское областное издательство «Смядынь», 1998.

3. Великая Отечественная война 1941-1945. Энциклопедия. М.: Современная энциклопедия, 1995. – 527 с.

4. Великая Отечественная война. Энциклопедия для школьников./

Сост. И. Дамаскин, П. Кошель.- М.: «Олма – Пресс», 2001

5. Война и дети: рассказы рос. Писателей о войне / председатель редкол.А. Лиханов; худож. А. Семенов. Школьная роман-газета; Вып. 7/2000 – М.: Изд. Дом «Карл Гиберт», 2000.-64 с.: ил.

6. Всемирная история: Вторая мировая война. Под ред. А.Н. Бадан,И.Е. Войнович и др. М.: АСТ, 2000. – 592 с.

7. Дети военной поры: Сборник публицистических рассказов / сост. Э. Максимова; зав. Ред. А.И. Котеленец; худож. В.А. Иванов.-2-е изд., доп.-М.: Политиздат, 1988.-320 с.

8. Мир новостей / Д. Шеваров, «Школьная роман-газета», №27, 2010, с. 27

9. Мировая история. Школьная энциклопедия «Руссика».- М.:ОЛМА-

ПРЕСС Образование,2003

10. Откроем Книгу почета: Документальные рассказы о юных героях / авт.-сост. В. Яковлев.-М.: Мол. Гвардия, 1987.-238 с

11.

Муниципальное общеобразовательное учреждение Давыдовская средняя школа МО «Николаевский район» Ульяновской области

Великая Отечественная война

Исследовательская работа по теме: «Дети войны »

Руководитель: Паксеваткина Любовь Николаевна, учитель истории и обществознания

с. Давыдовка, 2016 год

Введение

Основной раздел:

воспоминания детей войны;

архивные материалы;

интервью одноклассников;

Заключение

Список использованной литературы

Приложение.

Дети войны и веет холодом

Дети войны и пахнет голодом,

Дети войны и дыбом волосы:

На чёлках детских седые полосы.

Введение.

1. Актуальность исследования. С каждым годом всё дальше и дальше вглубь истории уходят события Великой Отечественной войны, а память вновь и вновь возвращает нас к грозным событиям 1941 года. Понять и оценить настоящее, можно только сравнив его с прошлым. Они уже седые, эти мальчишки и девчонки, выросшие и уцелевшие в военное лихолетье Великой Отечественной. И послевоенная пора была у них суровой, а подчас и жестокой. И пока эти люди живы, мы должны узнать от них самих об их судьбах и жизненной дороге. (слайд)

Это нужно нам, живым сейчас, благодаря их труду, самопожертвованию и огромному человеколюбию. Поэтому моя работа «Дети войны» актуальна. Война отбирает у мальчиков и девочек детство - настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом, играми и праздниками. Самой природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в мире!

2. Гипотеза. Чем отличаются жизненные позиции детей сороковых, шестидесятых и сегодняшней молодежи. Не все школьники знают об истории жизни старшего поколения, их страшном и жестоком детстве, не все понимают, что значит жизнь без детской игры, звонкого смеха.

3. Цель исследования: 1. Доказать на примере жизни односельчан, что наши военные сверстники так и не узнали настоящего детства, поэтому нашему поколению нужно научиться

милосердию, состраданию и глубокому уважению к старшему поколению, еще раз доказать, что страшнее слова война нет ничего на свете.

2. Восстановить связь между поколениями, возрождение интереса молодежи к истории своей семьи, страны, укрепление духовно-эмоциональной связи поколений.

4. Объект исследования:

события Великой Отечественной войны на территории села Давыдовка

Николаевского района.

5. Предмет исследования:

условия жизни детей моего села и вклад в дело борьбы с фашизмом.

6. Задачи работы:

1.Изучить архивные материалы, художественную литературу периода Великой Отечественной войны;

2. Провести опрос ветеранов по сущности проблемы;

3.Рассказать о жизни детей;

Я постараюсь показать на примере реальных человеческих судеб, что семейные ценности, здоровый образ жизни, активная жизненная позиция, основанная на любви, патриотическом отношении к Родине, способствует гармоничному развитию человека, формирует ответственное отношение к труду, обществу, семье.

В ходе выполнения исследовательской работы была использована следующая методика: а) составлен план работы, б) проведены беседы с ветеранами, в) опрос одноклассников, односельчан; г) сделаны соответствующие выводы.

2. Основной раздел:

О Великой Отечественной войне написано много: это и воспоминания фронтовиков, литературные произведения, и статистические данные. Созданы прекрасные художественные и документальные фильмы. Но ничто не может сравниться с подлинными воспоминаниями очевидцев тех далеких событий, когда и голос срывается и слезы на глазах.

О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы. (слайды)

А вот их неполные имена:

Арютова (Еремеева) Вера Степановна - 05.01.1942 г.р.

Барбин Алексей Ефимофич - 01.01.1941 г.р

Барбина (Гусарова) Пелагея Михайловна- 01.12.1941 г.р

Базлин Василий Павлович - 11.04.1940 г.р.

Базлина (Девяткина) Валентина Владимировна - 19.11.1941 г.р

Болонов Борис Иванович- 1935 г.р.

Болонов Василий Васильевич - 18.07.1942 г.р.

Болонов Василий Иванович - 12.01.1933 г.р.

Болонов Иван Тимофеевич - 05.07.1940 г.р.

Болонов Петр Федорович - 1938 г.р

Болонов Михаил Тимофеевич - 28.11.1945 г.р.

Болонова (Тюртюкова) Анна Степановна - 15.09.1936 г.р.

Болонова (Слугина) Анна Дмитриевна - 16.05.1940 г.р.

Болонова (Чичкина) Елизавета Павловна - 1938 г.р.

Болонова (Рыскина) Серафима Ивановна - 25.06.1939 г.р.

Видьманова (Сараева) Мария Алексеевна - 08.05.1937 г.р.

Гусева (Старкина) Ольга Ивановна- 08.07.1936 г.р.

Гусарова (Ермошкина) Татьяна Ивановна- 04.03.1937 г.р.

Девяткин Григорий Федорович - 20.02.1937 г.р.

Девяткина (Лапшина) Галина Ивановна- 01.07.1939 г.р.

Девяткина (Киндяшова) Валентина Акимовна - 14.07.1944 г.р.

Дудаев Виктор Семенович- 08.03.1939 г.р.

Дудаева (Сараева) Анна Гавриловна - 05.02.1939 г.р.

Земцов Иван Яковлевич - 01.02.1944 г.р.

Земцов Николай Тимофеевич - 04.12.1939 г.р.

Игаев Николай Матвеевич - 19.04.1945 г.р.

Игаева (Попова) Вера Серафимовна - 15.12.1943 г.р.

Игаева (Гобузова) Ольга Ивановна - 09.04.1932 г.р.

Кибиткина (Левашова) Мария Тимофеевна - 05.10.1938 г.р.

Кошкина (Сырысева) Нина Семеновна - 08.01.1941 г.р

Кошкин Николай Николаевич- 1939 г.р.

Куркин Иван Григорьевич - 1938 г.р.

Куркина (Крылова) Раиса Матвеевна- 12.01.1940 г.р.

Лемаев Алексей Тимофеевич - 12.08.1938 г.р.

Лемаева (Ногаева) Валентина Ивановна -22.08.1942 г.р.

Лемаева Мария Ивановна - 08.12.1938 г.р.

Лемаева (Сырысева) Нина Семеновна - 13.01.1936 г.р.

Лешина (Кошкина) Елизавета Петровна - 12.11.1938 г.р.

Матвеев Геннадий Григорьевич - 13.07.1943 г.р.

Мочалкина (Тултаева) Клавдия Ивановна- 05.06.1936 г.р

Мочалкин Иван Васильевич- 1934 г.р

Маренников Вячеслав Иванович - 01.11.1939 г.р

Маренникова (Сюндюкова) Нина Максимовна - 28.09.1939 г.р

Османова (Савкина) Раиса Федоровна - 27.07.1941 г.р.

Пивцаев Николай Петрович - 06.04. 1940 г.р.

Пивцаева Валентина Дмитриевна- 1942 г.р

Прохорова (Чичкина) Нина Павловна - 01.05.1944 г.р.

Сараева (Сырысева) Антонина Ивановна -07.05.1934 г.р.

Сюндюков Николай Иванович - 1932 г.р.

Сюндюков Иван Максимович - 28.02.1934 г.р.

Сюдюкова (Девяткина) Елена Владимировна - 13.06.1940 г.р.

Сырысева (Наумова) Пелагея Семеновна - 10.01.1932 г.р

Солодовникова (Болонова) Нина Ивановна - 25.12.1932 г.р

Сметанкина (Горбунова) Евгения Михайловна - 22.09.1932 г.р

Сырысева (Келасьева) Елизавета Кузьминична -14.03.1935 г.р.

Сырысева Мария Николаевна- 14.11.1936 г.р.

Сырысев Василий Иванович -30.07.1945 г.р.

Сюлаев Сергей Михайлович - 09.02.1941 г.р

Сюлаева (Чичкина) Мария Павловна -02.09. 1940 г.р

Сюлаева (Солодовникова) Раиса Семеновна - 06.10.1940 г.р.

Пивцаев Иван Григорьевич -14.04. 1940 г.р

Пивцаева (Шиндина) Елизавета Дмитриевна - 20.09.1941 г.р.

Перкова Лидия Николаевна - 02.05.1942 г.р.

Тарабаева (Сидорова) Анна Васильевна - 24.01.1942 г.р.

Тарабаев Александр Иванович - 20.01.1939 г.р.

Тарабаева (Тиханкина) Валентина Николаевна- 11.08.1942 г.р.

Тараканова (Базлина) Валентина Сергеевна - 29.08.1938 г.р.

Тултаев Иван Иванович - 13.10.1938 г.р.

Тултаева (Видьманова) Нина Михайловна -06.01.1941 г.р.

Тултаева (Рогожкина) Антонина Федоровна -03.05.1933 г.р.

Тиханкина (Латышева) Мария Алексеевна - 19.10.1942 г.р.

Тиханкина (Кирдянова) Прасковья Семеновна -07.04.1941 г.р.

Тюртюков Виктор Степанович -19.12.1939 г.р.

Чекмарева (Кибиткина) Анастасия Николаевна - 26.10.1940 г.р.

Чекмарева (Кирдянова) Елизавета Ивановна - 1940 г.р.

Чернова (Кирдянова)Анна Семеновна -30.04.1936 г.р.

Чувашов Юрий Михайлович -04.10.1941г.р.

Чувашова (Горбунова) Елена Евдокимовна - 12.09.1940 г.р.

Уразлин Алексей Сергеевич - 31.12.1938 г.р.

Уразлина (Лапшина) Анна Никифоровна - 05.09.1938 г.р.

Уразлин Виктор Николаевич- 1939 г.р

Чувашова Елена Евдокимовна - 12.09.1940 г.р.

Щеголев Николай Павлович- 04.08.1943 г.р.

Из воспоминаний Болонова Бориса Ивановича (1935 - 2009г): (слайд)

«Родился в семье рабочих в Сталинграде. Мать Аксения Степановна была домохозяйкой, отец Иван Алексеевич работал сталеваром. В 1939 году семья переехала в Давыдовку. Учился в Давыдовской начальной, затем в Барановской школе. Когда началась война, мне было 6 лет. Больно вспоминать, снова переживая те далекие события. Жилось тяжело. Мы, маленькие дети, в основном пасли скот, иногда возили навоз. Было голодно, хлеба не было, собирали в полях мерзлую картошку, варили щи из лебеды, суп из крупы был очень редко. Ходили в старых лохмотьях, обуви практически не было. В военные годы все работали во имя победы над врагом. Не знали мы, что такое летний отдых, каникул практически не было, так как нужно было помогать взрослым по хозяйству. Иногда по несколько дней ничего не ели. Зимой на санках возили дрова из леса, печь топили да лепешки из жмыха пекли. В 1953 г был призван в армию, служил танкистом в Польше. Всю жизнь проработал трактористом в Николаевском комбинате строительных 7. материалов. За высокие достижения в труде и многолетнюю безупречную работу на одном предприятии в организации местной промышленности Президиум Верховного Совета СССР наградил орденом Трудовой Славы 3 степени. (слайд) . Умер в 2009году, похоронен на сельском кладбище.

Воспоминания Сюндюкова Ивана Максимович а вновь уносят меня в те страшные годы страданий и слез: (слайд). « Родился 28.02.1934 г в селе Давыдовка. Окончил Давыдовскую начальную школу. Когда началась война, мне было 7 лет. Работал с родителями в поле, возил из леса дрова, ели хлеб, сваренный из гнилого картофеля. Дома топили соломой. Постоянно думал о еде, хлебе, не было обуви. Не дай Бог никому узнать, что такое голод. В 1953 году был призван в армию. После службы вернулся в родное село. Женился. 43 года работал трактористом в колхозе имени 21 съезда КПСС. Ударник девятой, одиннадцатой пятилетки, победитель социалистического соревнования 1978 года. Неоднократно награждался грамотами Управления сельского хозяйства, ценными подарками. За достигнутые успехи во Всесоюзном социалистическом соревновании и проявленную доблесть в выполнении принятых обязательств по увеличению производства и продажи зерна и других продуктов земледелия в 1973 году, награжден орденом «Знак Почета». В настоящее время на пенсии.

Из воспоминаний Офтаевой Анны Парфёновны : (слайд) «Родилась в селе Давыдовка в крестьянской семье. В 1932г. уехали жить в Москву, там был хлеб, была еда. Когда началась война, и враг стал угрожать столице - Москве, началась эвакуация населения. Мои родители вернулись в товарном вагоне в родное село, в своё старое саманное жилье. Закончила 4 класса в Давыдовской начальной школе, сидела с детьми старшей сестры. В 13 лет начала работать в колхозе: пахала на лошадях и быках, сеяла, убирала урожай, косила траву, сушила сено. Летом вставали в 5 часов утра, а спать ложились за полночь. Работала на лесоразработках, на торфяниках, возила из леса дрова. Зимой вязали носки, варежки, сушили сухари и отсылали всё на фронт. Сами ели хлеб, сваренный из гнилого картофеля. О победе я узнала сидя дома. Была весна, из открытого окна я услышала радостный крик соседей: « Война закончилась - мы победили!» В 1949 году вышла замуж. Вместе с мужем воспитали 9 детей (семь сыновей и две дочери). (слайд) После войны работала кашеваром в колхозной столовой, рабочей по производству кирпича в комбинате строительных материалов, 11 лет работала кочегаром в сельском клубе. В 1979 году ушла на пенсию. Сейчас на заслуженном отдыхе. Радуют меня дети, внуки, правнуки. Их у меня много, разъехались по всей необъятной стране…» (слайд)

К «детям войны» относятся мои дедушка и бабушка: Пивцаев Николай Петрович и Пивцаева Валентина Дмитриевна. Они родились в 1940, 1942 гг. Что могут помнить они, пятилетние?! Здесь, в селе не было бомбёжек, но были голод, холод и разлуки. Война бесцеремонно вторглась в их детство. Уходили отцы и деды на фронт, а мамы и бабушки плакали, работали и поднимали детей. Работали и не просто плакали, а «вопили». Спать укладывая детей, пели военные колыбельные. В поле собирали вместе со старшими колоски, рыли картошку, свёклу; много трудились в огородах и дворах. И все время хотелось есть, хотелось сахара и хлеба, а приходилось жевать хлеб с лебедой и суп с крапивой. Детская память стирает все страшно, но все же вспоминается, как получали письма с фронта и плакали от радости и горя. Без вести пропал в 1942 году мой прадедушка Пивцаев Пётр Кузьмич. (слайд) Дедушка окончил 5 классов. В семье было четверо детей. Отслужил в армии, работал в колхозе, комбинате строительных материалов, неоднократно награждался Почетными грамотами как «Лучший слесарь». Сейчас на заслуженном отдыхе. (слайд)

Архивные материалы.

Из «Истории Николаевского района» я узнала, что с воинами - фронтовиками постоянно были связаны школьники. (слайд) …Колхоз имени Чкалова был одним из лучших в Барановском районе, куда относилось и наше село Давыдовка. Женщины, подростки несли на своих плечах самую тяжёлую ношу, работали от зари до зари, на тракторах, комбайнах, убирали хлеб вручную, доили коров.

Отрывали последний кусок от себя для полуголодных ребятишек. Очень трудно было женщинам и детям в годы войны. …Создавались звенья по сбору колосьев из 11учеников 1-4 классов. Газета «Стахановец» 9 сентября 1943 года писала: «В поле на каждом квадратном метре осталось по 4-5 колосьев. Зерна из 5 колосьев, оставленных на этом метре уборочной площади в стране, вполне достаточно для создания хлебного фонда в 145 миллионов пудов.

Подобрать на полях все до последнего колоска - это был долг ребят. Вслед за комбайнами и простыми машинами на всех участках колхоза, тщательно подгребались колосья конными и ручными граблями, а также подбирались вручную. В 1944 году на колхозных полях работало 2 860 детей, которые пропололи 3 029 га посевов и заготовили 85 тыс. штук веников…

Из архивных источников я узнала, что во время войны на территории района располагались 3 детских дома - Б. Озеро, Ахметлей и Топорнино.

Интервью одноклассников. (слайд)

На мой вопрос « Что вы знаете о войне? Как жили дети во время войны? мои сверстники отвечали по-разному.

Дарья Б. 9 кл : «Если честно, о войне я знаю немного, в основном из рассказов бабушки. Период войны, как она говорила, стал самым тяжёлым периодом всей её жизни. Мне всегда было интересно её слушать, ведь многое то, что она рассказывала, нам не даётся на уроках истории. Например, меня удивило то, что люди не сразу поверили, что началась война. Многие несколько дней даже не подозревали, что их ждёт в ближайшие 4 года. Даже сейчас, представив это, невольно бросает в дрожь».

Кирилл С. 9 кл . : «О войне я знаю в основном из фильмов. Очень люблю смотреть кино на военную тему. Меня захватывает атмосфера военной эпохи.

А лучше всего это можно прочувствовать, посмотрев хороший фильм. «Битва за Москву», «Диверсанты», «Штрафбат»- это мои любимые фильмы. А недавно я посмотрел вторую часть «Мы из будущего». Знаете, советую всем посмотреть. В нём настолько показывается жизнь того времени. Этот фильм не только критикует современную молодёжь, но и призывает любить, то место, где мы живём - нашу Родину».

Дмитрий Т. 11 кл : «Война-это самая большая трагедия, принесшая людям боль. Горе. Слёзы. Она унесла жизнь миллионов людей. Для меня война всегда ассоциируется с тьмой, с чёрным дымом, смертью, руинами, горем, разрушающим огнём. Безумством. Прошло уже 70 лет со времен той страшной роковой войны, но до сих пор в сердцах ветеранов живут воспоминания. Очень мало осталось тех, кто прошёл через это, кто спасал нашу Родину. И их нужно беречь. И это главное»

4. Заключение. В заключении я хочу сказать о том, что память - великая сила, наша история. Стерев прошлое, мы стираем будущее. Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением. С этими воспоминаниями всегда связаны открытия в самом себе и других людях. Война живёт в душе моих земляков такими воспоминаниями, и они никогда не смогут забыть её, как не смогут забыть, что родились когда-то. (слайд)

По-моему, помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным. (слайд)

Память истории - это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники с гордостью и волнением будут писать о своём прадеде, который был фронтовиком. Великая Отечественная война не должна быть забыта, чтобы люди помнили, что человек способен на многое, и никогда не теряли бы веру в себя…

Все, что вынесло поколение людей военных лет - это подвиг, самопожертвование во имя Победы. Все - от стариков, женщин, подростков до детей военных лет - стяжали себе право называться ветеранами войны.

Старшие ковали Победу на трудовом фронте, дети пожертвовали своим детством, а с ним и материнскими ласками и уютом домашнего очага во имя разгрома фашистской Германии. В своей исследовательской работе я много узнала о детях войны , о том, что пришлось пережить в годы войны нашим прабабушкам и прадедушкам, бабушкам и дедушкам, многие из которых были в то время еще детьми. Людям, чье детство украла война, до сих пор снится то страшное время. Дети войны - самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Пришел час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нем есть любовь к Родине и ненависть к ее врагам.

В наследство от героев нам досталось неимоверное богатство: мирное небо, радостный детский смех, лучезарные улыбки женщин. Ведь тот, кто не помнит своего героического прошлого, не имеет и будущего. А война живет в памяти народа. Это не должно повториться, но и забывать об этом нельзя. (слайд)

Ежегодно в нашей Давыдовской средней школе важную роль в военно-патриотическом воспитании играют месячники оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивные эстафеты, праздники, День Защитника Отечества, факельное шествие, митинг у обелиска.

В прошлом году выполнен проект «Мемориал» под руководством учителя истории Паксеваткиной Л.Н. 9 мая 2015 г в честь 70 -летия Победы в Великой Отечественной войне открыты мемориальные доски с именами ветеранов войны сел Давыдовка, Губашево, Болдасьево. (слайд) 13.

Мы живем в непростое время. И все-таки в душе каждого из нас теплится идеал будущего общества, к которому всегда стремилось человечество — общества гуманного, в котором основными законами будут человеколюбие, доброта, взаимопонимание. Развитие страны зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению чувство любви к своим родным, к своему народу, к Родине, чувство ответственности перед будущим. (слайд)

Прошла война, прошла страда,

Но боль взвывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем…»

А. Твардовский

Использованная литература:

1.Материалы школьного краеведческого музея.

2. Книга Памяти. Николаевский район

3. Интернет - ресурсы

4. Публикация проекта на сайте «ИнфоУрок»

Приложение 1.

Офтаева Анна Парфеновна (награды)

Приложение 2

На этом фото Пивцаев Петр Кузьмич (первый справа), мой прадедушка.

Родился 1911 году в селе Давыдовка, призван в СА 1941 году Барановским РВК. Красноармеец. Пропал без вести в сентябре 1942 года.

Свидетельство о рождении Пивцаева Н.П. 1940 г Фото Пивцаева Н.П.

Почётные грамоты Пивцаева Н.П. «Лучший слесарь»

Трудовая книжка деда Пивцаева Николая Петровича.

Военный билет Пивцаева Н.П.

Пивцаев Н. П. (дедушка) на заслуженном отдыхе

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Гимназия № 11»

__________________________________________________

ДЕТИ – ГЕРОИ

ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Групповая проектно - исследовательская работа по истории

ученики 3 «Б» класса:

Степанова Мария, Соколов Александр,

Отряскина Ева, Сенько Никита,

Морщакова Елизавета, Орлов Никита,

Кац Валерия, Рыбинцев Иван,

Кириленко Юлия, Петров Глеб,

Касымова София, Сулимов Владислав,

Адольфссон Лаура, Мараховец Сергей,

Нерушай Екатерина, Давыдова Елизавета.

Научный руководитель:

учитель начальных классов

Юрченко Наталия Владимировна

город Выборг

2013/2014

Содержание

Введение ……………………………………………….. 3-4

Актуальность исследования Результаты анкетирования

Цель

Задачи

Гипотеза

Основная часть …………………………………………... 5-10

    Аркадий Каманин

    Надя Богданова

    Нина Куковерова

    Лёня Голиков

    Марат Казей

    Зина Портнова

    Валя Котик

    Вася Коробко

    Витя Хоменко

    Галя Комлева

    Володя Дубинин

    Саша Ковалёв

    Маркс Кротов

    Саша Кондратьев

    Лара Михеенко

    Володя Щербацевич

Выводы …………………………………...……….………. 11

Заключение ................................................................................... 11

Список литературы и интернет-источников ……….. 12

Вступление

Актуальность исследования

Совсем скоро наша страна будет праздновать знаменательную дату – 70-летие победы в Великой Отечественной войне. Это событие произойдёт 09 мая 2015 года. Почти 70 лет прошло со времён той страшной войны. Сменилось не одно поколение. А какими были мальчишки и девчонки, на чьи хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет? Именно этой теме посвящена наша исследовательская работа «Дети – герои Великой Отечественной войны»

Мы провели опрос учеников 3 «А», 3 «Б», 3 «В» классов по этой теме. В анкетировании приняли участие 74 человека.

На I - ый вопрос «Знаете ли вы, кто такие пионеры – герои?», ребята ответили так: да – 20 чел., нет – 54 чел.

На II вопрос «Перечислите фамилии пионеров – героев», мы получили такой результат: 74 человека (100%) ответили, что не знают ни одной фамилии пионеров – героев.

На III вопрос «Напишите названия книг или фильмов о пионерах – героях», 74 человека (100%) признались, что не читали книг и не смотрели фильмы о пионерах – героях.

На IV вопрос «С биографией и подвигами какого пионера – героя вы знакомы?», мы получили ожидаемый печальный результат: 74 человека (100%) ничего не знают о подвигах пионеров – героев.

Вывод: ребята ничего не знают о детях – героях Великой Отечественной войны», и, значит, её изучение – это необходимость. Мы должны знать, кто такие пионеры – герои и гордиться памятью о подвиге наших сверстников в те скорбные дни для нашей страны.

Цель


Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на основе изучения истории своего государства, примерах мужества и героических традиций российской армии, культурных ценностях нашего народа.

Задачи


1. Узнать, какое участие приняли дети в Великой Отечественной войне.

2. Познакомиться с книгами, фильмами, в которых рассказывается о подвигах детей в войне.

3. Выяснить, кто из пионеров – героев прославил наше Отечество.

4. Изучить биографии пионеров – героев.

5. Узнать, какими орденами и медалями были награждены дети во время Великой Отечественной войны.

6. Провести анкетирование по этой теме.

Гипотеза

Мы считаем, что дети приблизили победу в Великой Отечественной войне.

Основная часть

Над вьюгами и стужами седыми

Вновь торжествует юная весна,

И как огонь с водой

Несовместимы,

Несовместимы

Дети и война! М. Садовский

Песня о пионерах – героях (исполняют участники проекта)
Музыка: А. Пахмутова Слова: Н. Добронравов

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Они учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.

НО ПРИШЕЛ ЧАС – И ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕРДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ.

Когда протрубили тревогу в любимом краю,
Застыли мальчишки в суровом солдатском строю.
Мальчишки, мальчишки -
Вы первыми ринулись в бой.
Мальчишки, мальчишки страну заслонили собой! И. Шаферан

Аркадий Каманин

Самый молодой лётчик второй мировой войны (родился в 1928 году). Сын известного летчика Николая Петровича Каманина. Он был воспитанником авиаполка, в 14 лет впервые сел в боевой самолет. Летал стрелком-радистом. Освобождал Варшаву, Будапешт, Вену. В 14 лет был награждён орденом Красной Звезды за спасение пилота разбившегося штурмовика Ил-2. Позднее был удостоен второго ордена Красной Звезды и ордена Красного Знамени. Спустя три года после войны Аркадий, когда ему было всего 18 лет, умер от ранений.

В 1978 году об Аркадии Каманине был снят художественный фильм «И ты увидишь небо». События, показанные в фильме, происходили на самом деле.

Надя Богданова

Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили.
В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты.

Первый раз её схватили, когда она вместе с Ваней Звонцовым вывесила 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Её били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой…

Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П.Филатов вернул Наде зрение.

Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки Слесаренко - её командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь…


Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями.

Нина Куковерова

Свою войну с гитлеровцами она начала с распространения листовок в оккупированном врагами поселке. В ее листовках были правдивые сводки с фронтов, которые вселяли в людей веру в победу. Партизаны доверили Нине разведывательную работу. Она отлично справлялась со всеми заданиями. Она запоминала все: где и сколько часовых, где хранятся боеприпасы, сколько у карателей пулеметов. Эти сведения помогли партизанам разгромить врага.

Во время выполнения очередного задания Нину выдал предатель. Ее пытали. Не добившись от Нины ничего, фашисты расстреляли девочку.

Нина Куковерова была посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени.

Лёня Голиков

Он рос обыкновенным деревенским парнишкой. Когда немецкие захватчики заняли его родную деревню Лукино, что в Ленинградской области, Леня собрал на местах боев несколько винтовок, раздобыл у фашистов два мешка гранат, чтобы передать их партизанам. И сам остался в партизанском отряде.

Воевал наравне со взрослыми. В свои десять с небольшим лет Леня в боях с оккупантами лично уничтожил 78 немецких солдат и офицеров, подорвал 9 автомашин с боеприпасами. Он участвовал в 27 боевых операциях, взрыве 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов. 15 августа 1942 года юный партизан взорвал немецкую легковую машину, в которой находился важный гитлеровский генерал.

Погиб Леня Голиков весной 1943 года в неравном бою. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Марат Казей

Белорусскому школьнику Марату Казею было чуть больше тринадцати лет, когда он ушел к партизанам вместе со своей сестрой. Марат стал разведчиком. Пробирался во вражеские гарнизоны, высматривал, где расположены немецкие посты, штабы, склады с боеприпасами. Сведения, которые он доставлял в отряд, помогали партизанам наносить врагу большие потери. Как и Голиков, Марат взрывал мосты, пускал под откос вражеские эшелоны.

В мае 1944 года, когда Советская Армия была уже совсем близко, Марат попал в засаду. Подросток отстреливался до последнего патрона. Когда у Марата осталась одна граната, он подпустил врагов поближе и выдернул чеку…

Марат Казей посмертно стал Героем Советского Союза.

Зина Портнова

Ленинградская школьница Зина Портнова летом 1941 года поехала на каникулы к бабушке в Белоруссию. Там ее и застала война. Спустя несколько месяцев Зина вступила в подпольную организацию «Юные патриоты». Потом стала разведчицей в партизанском отряде имени Ворошилова. Девочка отличалась бесстрашием, смекалкой и никогда не унывала. Но однажды ее арестовали.

Прямых улик, что она партизанка, у врагов не было. Возможно, все обошлось бы, если бы Портнову не опознал предатель. Ее долго и жестоко пытали. На одном из допросов Зина выхватила у следователя пистолет и застрелила его и еще двух охранников.

Пыталась убежать, но у измученной пытками девочки не хватило сил. Ее схватили и вскоре казнили. Зинаиде Портновой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Валя Котик

В свои 12 лет Валя, тогда пятиклассник Шепетовской школы, стал разведчиком в партизанском отряде. Он бесстрашно пробирался в расположение вражеских войск, добывал для партизан ценные сведения о постах охраны железнодорожных станций, военных складах.Не скрывал своей радости, когда взрослые брали его с собой на боевую операцию.

На счету Вали Котика шесть взорванных эшелонов врага, множество успешных засад. Он погиб в 14 лет в неравном бою с фашистами. К тому времени Валя Котик уже носил на груди ордена Ленина и Отечественной войны I степени, медаль «Партизану Отечественной войны» II степени. Такие награды сделали бы честь даже командиру партизанского соединения. А тут пацан, подросток.

Валентину Котику посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Вале Котику в Шепетовке установлен памятник.

Вася Коробко

Необычно сложилась партизанская судьба шестиклассника из села Погорельцы Васи Коробко. Боевое крещение он принял летом 1941 года, прикрывая огнем отход наших частей. Сознательно остался на оккупированной территории. Однажды на свой страх и риск подпилил сваи моста. Первый же фашистский бронетранспортер, который заехал на этот мост, рухнул с него и вышел из строя. Потом Вася стал партизаном.

В отряде его благословили на работу в гитлеровском штабе. Там никто и подумать не мог, что молчаливый уборщик прекрасно запоминает все значки на вражеских картах и ловит знакомые со школы немецкие слова. Все, что Вася узнавал, становилось известным партизанам. Как-то каратели потребовали от Коробко, чтобы он привел их к лесу, откуда партизаны делали вылазки. А Василий вывел гитлеровцев к полицейской засаде. В темноте каратели приняли полицаев за партизан и открыли по ним огонь, уничтожив немало предателей Родины.

Впоследствии Василий Коробко стал отличным подрывником, принял участие в уничтожении девяти эшелонов с живой силой и техникой врага. Он погиб, выполняя очередное задание партизан. Подвиги Василия Коробко отмечены орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, медалью «Партизану Отечественной войны» I степени .

Витя Хоменко

Как и Василий Коробко, семиклассник Витя Хоменко делал вид, что прислуживает оккупантам, работая в офицерской столовой. Мыл посуду, топил плиту, протирал столы. И запоминал все, о чем говорят офицеры.

Добытые Виктором сведения высоко ценились в подпольной организации. Гитлеровцы приметили смышленого расторопного мальчика и сделали его посыльным при штабе. Естественно, партизанам становилось известным все, что содержалось в документах, которые попадали в руки Хоменко.

Витя погиб в декабре 1942 года, замученный врагами, которым стало известно о связях мальчика с партизанами. Несмотря на самые страшные пытки, Витя не выдал врагам расположение партизанской базы, свои связи и пароли. Витя Хоменко посмертно удостоен ордена Отечественной войны I степени .

Галя Комлева

В Лужском районе Ленинградской области чтут память отважной юной партизанки Гали Комлевой. Она, как и многие ее сверстники в военные годы, была разведчицей, снабжала партизан важными сведениями. Фашисты выследили Комлеву, схватили, бросили в камеру. Два месяца непрерывных допросов, побоев, издевательств.

От Гали требовали назвать имена партизанских связных. Но пытки не сломили девочку, она не проронила ни слова. Галя Комлева была безжалостно расстреляна. Она посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени.

Володя Дубинин

О нем рассказывали легенды: как Володя водил за нос целый отряд гитлеровцев, выслеживающих партизан в крымских каменоломнях; как проскальзывал тенью мимо усиленных постов врага; как мог запомнить с точностью до одного солдата численность сразу нескольких гитлеровских подразделений, расположенных в разных местах…

Володя был любимцем партизан, их общим сыном. Но война есть война, она не щадит ни взрослых, ни детей. Юный разведчик погиб, подорвавшись на фашистской мине, когда возвращался с очередного задания. Командующий Крымским фронтом, узнав о гибели Володи Дубинина, отдал приказ наградить посмертно юного патриота орденом Красного Знамени.

В память о юном пионере-герое в сквере Пионеров по улице В. Дубинина в Керчи открыт памятник.

В 1949 году Львом Кассилем написана повесть «Улица младшего сына» о жизни и смерти юного партизана - героя Великой Отечественной войны. В 1962 году снят фильм с тем же названием. А в 1985 году был снят ещё один фильм о Володе Дубинине «Долгая память».

Саша Ковалёв

Он был выпускником Соловецкой школы юнг. Свой первый орден - орден Красной Звезды - Саша Ковалев получил за то, что моторы его торпедного катера ни разу не подвели во время 20 боевых выходов в море. Второй награды , посмертной, - ордена Отечественной войны I степени - юный моряк был удостоен за подвиг, которым вправе гордиться взрослый человек. Это было в мае 1944 года.

Атакуя фашистский транспортный корабль, катер Ковалева получил от осколка снаряда пробоину. Из разорванного кожуха била кипящая вода, мотор мог заглохнуть в любую минуту. Тогда Ковалев закрыл пробоину своим телом. На помощь ему подоспели другие моряки, катер сохранил ход. Но Саша погиб. Ему было 15 лет.

Маркс Кротов

Этому мальчику со столь выразительным именем были бесконечно благодарны наши летчики, которым приказали разбомбить вражеский аэродром. Аэродром находился в Ленинградской области, под Тосно, и тщательно охранялся гитлеровцами. Но Марксу Кротову удалось незаметно подобраться к аэродрому и подать нашим летчикам световой сигнал. Ориентируясь на этот сигнал, бомбардировщики точно атаковали цели и уничтожили десятки вражеских самолетов.

Маркса Кротова схватил гитлеровский патруль, когда он в очередной раз вместе с другими школьниками наводил на цель наши бомбардировщики. Мальчик был казнен на берегу озера Белого в феврале 1942 года.

Саша Кондратьев

Не всех юных героев за их мужество награждали орденами и медалями. Многие, совершив свой подвиг, по разным причинам не попадали в наградные списки. Но не ради орденов сражались с врагом мальчишки и девчонки, у них была другая цель - рассчитаться с оккупантами за страдающую Родину.

В июле 1941 года Саша Кондратьев и его товарищи из деревни Голубково создали свой отряд мстителей. Ребята раздобыли оружие и начали действовать. Сначала они взорвали мост на дороге, по которой гитлеровцы перебрасывали подкрепление.

Потом разрушили дом, в котором враги устроили казарму, а вскоре подожгли мельницу, где гитлеровцы мололи зерно. Последней акцией отряда Саши Кондратьева стал обстрел вражеского самолета. Гитлеровцы выследили юных патриотов и схватили их. После кровавого допроса, ребят повесили на площади в городе Луге.

Лара Михеенко

Лара Михеенко стала партизанкой-разведчицей. Выведывала расположение вражеских батарей, считала машины, двигавшиеся по большаку в сторону фронта, запоминала, какие поезда, с каким грузом приходят на станцию. Лару выдал предатель. Гестаповцы не делали скидок на возраст - после бесплодного допроса девочку расстреляли. Это случилось 4 ноября 1943 года. Лару Михеенко посмертно наградили орденом Отечественной войны I степени.

Володя Щербацевич

Мать и сын Щербацевичи с первых дней оккупации Минска прятали у себя на квартире советских командиров, которым подпольщики время от времени устраивали побеги из лагеря военнопленных. Ольга Федоровна была врачом и оказывала освобожденным медицинскую помощь, переодевала в гражданскую одежду, которую вместе с сыном Володей собирала у родственников и знакомых. Из города удалось вывести уже несколько групп спасенных. Но однажды в пути, уже за городскими кварталами, одна из групп попала в лапы гестапо. Выданные предателем, сын и мать попали в фашистские застенки, но выдержали все пытки.

А 26 октября 1941 года в Минске появились первые виселицы. В этот день в последний раз, окруженный сворой автоматчиков, прошел по улицам родного города и Володя Щербацевич… Репортаж его казни педантичные каратели запечатлели на фотопленке. И возможно, мы видим на ней первого юного героя, отдавшего свою жизнь за Родину во время Великой Отечественной войны.

Среди серой своры литовских полицаев три человека, которых от смерти отделяют считанные минуты. Пожилой мужчина - Кирилл Трус, молодой парень справа - Володя Щербацевич, девушка со щитом - Маша Брускина.

14-летний минский подпольщик Володя Щербацевич был одним из первых подростков, кого немцы казнили за участие в подполье. Казнь его они запечатлели на фотопленку и распространили потом эти кадры по всему городу.

Вывод

В нашей работе упомянуты лишь несколько имён из большого ряда юных советских героев. Их истории кажутся невероятными, но всё, что мы рассказали - это правда. Дети совершали настоящие подвиги! Наша гипотеза подтвердилась. Без сомнения, дети своим трудом в тылу и бесстрашными подвигами на фронте приблизили великий день Победы!

Заключение

Мы рассказали не о всех детях, которые совершали геройские поступки во время войны. Их было гораздо больше. В войне участвовали и оставшиеся в тылу дети. Они вынесли неимоверно тяжелый труд, работая на производстве и в сельском хозяйстве страны, снабжая фронт всем необходимым вооружением и продовольствием. Дети, быстро повзрослев, работали наравне с взрослыми, заменив отцов, старших братьев и сестер, ушедших на фронт защищать свою Родину от врага.

Страшно осознавать, как много юных героев погибло, но все они свято верили в победу над опасным, злейшим врагом - фашизмом!

И победили... Победили ценой своей жизни… Отстояли свободу и независимость нашей Родины!

Мальчишки и девчонки, ставшие вровень с самыми замечательными людьми нашей страны, навсегда останутся в благодарной народной памяти!

О них сложены песни, стихи, написаны книги, их именами названы городские улицы. По-особому дороги нам подвиги юных участников войны и труда. Ведь их совершили дети, подростки!

Сколько им было от роду? Двенадцать, четырнадцать лет. Многие из этих ребят так и не стали взрослыми, их жизнь оборвалась. Мы не знаем, кем бы они выросли - поэтами, учеными, космонавтами, строителями? Но мы точно знаем, что потеряли очень хороших людей, которые совершили бы ещё немало добрых дел.

ВЕЧНАЯ ИМ ПАМЯТЬ И БЛАГОДАРНОСТЬ!

Юные погибшие герои!

Юными остались вы для нас.

Мы - напоминание живое,

Что Отчизна не забыла вас.

Жизнь иль смерть - и нету середины

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм. Л. Кузуборь «Юные защитники Родины»

Источники

Ресурсы интернета page _01. html

http :// gazeta . aif . ru / online / kids /143/22_01

http :// realisti . ru / .

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=1&stype=image.

Ученица 11 «Б» класса г.о. Тольятти, Кажакова А.

Ученица 11 «Б» класса, г.о. Тольятти, Велиева А.

Научный руководитель:

Никитишина Ирина Вячеславовна,

Учитель истории г.о. Тольятти

I. Введение

II.Основная часть

1.Великая Отечественная война. Начало

2.Образование в блокадном Ленинграде

3.Недетские подвиги

4.Дети в концлагерях и за колючей проволокой

III.Заключение

IV.Список используемых источников

V.Приложения

Введение:

Время стремительно идёт вперёд. Стала историей Великая Отечественная война. В 2015 году исполняется 70 лет со дня её окончания. За эти годы выросло несколько поколений взрослых людей, которые не слышали орудийного грома и взрывов бомб. Но война не стёрлась с людской памяти, и забыть те дни нельзя. Потому что история - это судьба каждого, кто вынес на себе года смертельных боёв, года ожидания и надежды, кто проявил поразительное, беспримерное мужество.

По известной статистике Великая Отечественная война унесла около 27 млн. жизней граждан Советского Союза. Из них около 10 млн. - солдаты, остальные - старики, женщины, дети. Но статистика молчит о том, сколько детей погибло в годы Великой Отечественной войны. Таких данных просто нет. Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, сил. Они хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни… Сколько их было угнано на чужбину… Сколько убито нерождёнными…

Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину, многие погибали за нее. Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Попранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы. Дети воевали наравне со взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. И это были не единичные случаи. Таких ребят, по данным советских источников, во время Великой Отечественной войны были десятки тысячи.

Цель

Выявление роли детей во время Великой Отечественной Войны, степень участия непосредственно в военных действиях, а так же нравственные истоки их героизма. Расширения представления о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне.

Задачи

1. Углубленно изучить теоретический материал о жизни детей во время Великой Отечественной войны.

2. Проанализировать данную информацию.

3. Систематизировать информацию и составить реферат.

Актуальность

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во всевремена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних экономических, политических перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание привязанности к малой Родине, понимания и признания элементов исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения к Отчизне. Современные дети разделены во времени с непосредственными участниками Отечественной войны уже несколькими поколениями. Каждое следующее поколение знает о Второй мировой войне все меньше и меньше, Сегодня дети постигают социальную действительность и ценности, в том числе, цену человеческой жизни и смерти с помощью «нового языка культуры» - компьютера. Правда, на языке виртуальной реальности почему-то стремительнее всего в быту распространяются игры в «догнать и убить». Иные дети чуть ли не ежедневно кого-то убивают в виртуальном мире, невольно привыкая оценивать человеческую жизнь количеством набранных очков Конечно, мир компьютерных игр огромен и каждый язык имеет свои достоинства и недостатки. Но компьютерная игра не должна стать для маленького ребенка интереснее живого общения с близким взрослым как носителем и транслятором живого знания об истории Отечества, о войне и ценности мира. В решении этой задачи, сегодня важная роль должна быть отведена дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте формируется основные нравственные качества ребенка.

XIII краевой конкурс исторических исследовательских работ

«Человек в истории. Россия – XX век»

Тема: Цена Победы.

Исследовательская работа по теме

"Детство, опаленное войной"

Российская Федерация, Забайкальский край, п. г.т. Шерловая Гора

Работу выполнила : ,

Ученица 7б класса, муниципальное общеобразовательное учреждение:

«Средняя общеобразовательная школа №42 п. г.т. Шерловая Гора».

Адрес: Забайкальский край, Борзинский район, п. г.т. Шерловая Гора, ул. МСК, кВ. 2.

Моб .: 8 914

Руководитель: ,

Отличник народного просвещения Российской Федерации,

учитель истории и обществознания МОУ «Средняя общеобразовательная школа №42 п. г.т. Шерловая Гора»

муниципального общеобразовательного учреждения:

Шерловогорская общеобразовательная

Адрес школы: Забайкальский край, Борзинский район, п. г.т. Шерловая Гора, ул. Ленина, д. 4, e-mail: *****@***ru

Российская Федерация, Забайкальский край, пгт Шерловая Гора, муниципальное общеобразовательное учреждение: Шерловогорская общеобразовательная средняя школа №42

учебный год

«Детство, опаленное войной»

средняя школа №42

Аннотация

Тема исследовательской работы «Детство, опаленное войной» выбрана не случайно.

Во-первых, прошедший 2010 год был годом Учителя, во-вторых - приближается святая для народной памяти дата – 67-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне. День Победы вновь и вновь возвращает нас к истории героических и трагических лет, к событиям самой ожесточенной и кровопролитной войны. Учитывая эти два события, автор решил рассказать о трудном детстве в годы войны ветеранов педагогического труда.

Цель исследования :

· Доказать на примере жизни ветеранов педагогического труда, что наши военные сверстники так и не узнали настоящего счастливого детства.

Задачи исследования:

· Провести опрос среди учащихся и жителей поселка

· Показать, используя фактический материал, военную жизнь наших земляков.

· Оказать нашим ветеранам, в случае необходимости, посильную помощь

В научной статье (описание работы) представлены доказательства автора о том, что в годы Великой Отечественной войны у детей, несмотря на отдаленность от фронта в поселке, было трудное детство. В работе речь идёт о жизни в военный период детей-подростков. Она создана по материалам воспоминаний учителей-ветеранов.

Новизна исследования заключается в том, что впервые эта тема рассматривается применительно к жителям посёлка Шерловая Гора, которые в послевоенный период связали свою жизнь с педагогической деятельностью. В работе описаны воспоминания ветеранов педагогического труда, где они рассказывают о том, как жили в военные годы вдали от фронта, с какими трудностями столкнулись в годы войны.

В конце исследовательской работы сделан вывод о том, что и в отдаленном от фронта поселке, во время войны детям жилось тяжело, они так и не узнали настоящего счастливого детства.

Эта работа имеет практический характер:

· материалы могут быть использованы на уроках истории, краеведения, внеклассной работе ;

· напечатаны в районной газете «Даурская новь»;

· востребованы архивом, Советом ветеранов поселка, школьным музеем.

«Детство, опаленное войной»

Российская Федерация, Забайкальский край, пгт Шерловая Гора, 7б класс, муниципальное общеобразовательное учреждение: Шерловогорская общеобразовательная

средняя школа №42

____________________________________________________________________________________________

План исследований

Проблема исследовательской работы:

Большинство жителей поселка не знают ветеранов педагогического труда, чьё детство прошло в годы Великой Отечественной войны.

Не все жители поселка и школьники МОУ СОШ №42 верят, что в отдалённом от фронта крае, во время войны детям жилось тяжело.

Гипотеза:

Если в школе проводить целенаправленную работу по изучению краеведческого материала о ветеранах педагогического труда, чьё детство прошло в годы Великой Отечественной войны, то учащиеся нашей школы и жители поселка будут не только знать о «детях войны», но и убедятся в том, что и вдали от фронта, детям жилось тяжело.

Основная задача:

Привлечь внимание общественности к людям, чье детство прошло в годы Великой Отечественной войны.

Основные методы и приемы:

Сбор материалов о людях, чье детство прошло в годы войны, именуемых в дальнейшем «Дети войны»;

«С большой радостью и желанием ученики 24 школы собрали деньги на подарки бойцам красной армии. Всего собрано 115 рублей 68 копеек». Изучая «Боевые листки», выяснилось, что учащиеся после уроков шли работать, помогать старшим: «Активно помогают фронту юные патриоты родины. Школьники - Чипизубов Петя, Скребнев Витя, Кулаков Володя и др. - ежемесячно выполняют свои задания на 200 %, а в отдельные дни - свыше 400 %». Юные шерловогорцы! Включайтесь в старательскую добычу металла, берите пример с лучших своих товарищей, добывайте больше олова для фронта!» (см. Приложение).

Заключение

Подводя итоги всей работы, мы пришли к выводу, что и в отдалённом от фронта крае, во время войны детям жилось тяжело. Это и подтвердило мою гипотезу.

Изучив отношение учащихся 4-7 классов и жителей поселка к ветеранам, выяснилось:

· Уважительно относятся к ветеранам Великой Отечественной войны – 95% ;

· У 99% опрошенных война затронула их семьи и, к сожалению, 1% не знают своего прошлого;

· 91,5 % респондентов не знают учителей, у которых детство проходило в годы Великой Отечественной войны, 85,5 % опрошенных не знают жителей поселка, у которых детство проходило в годы войны.

Анализы показывают, что в школе необходимо продолжать работу по патриотическому воспитанию. Знакомить учащихся с людьми, чье детство прошло в военные годы и привлечь внимание общественности к детям войны.

В своей исследовательской работе, я пришла к однозначному выводу, что дети войны заслуживают внимание со стороны общества. И с этим согласились респонденты: 94,5 % считают, что люди, чьё детство прошло в годы войны, заслуживают заботу и внимание, как и ветераны войны и труда.

Мы будем продолжать собирать материал по теме «Детство, опаленное войной», чтобы сохранить память о тех, для кого матерью стала война, они – дети!

Сегодня мы - школьники должны учиться у этих людей стойкости, мужеству, человечности и помнить о той страшной войне, чтобы не повторились никогда те страницы истории, чтобы дети не потеряли свое счастливое детство.

Я думаю, что мой материал (особенно воспоминания «детей войны») может пригодиться не только для уроков истории и краеведения, но и для проведения классных часов , диспутов по воспитанию у учащихся чувства патриотизма и любви к своей Родине, уважения к старшему поколению!

Источники

1. Собранный краеведческий материал «Детство, опаленное войной»

2. Материалы школьного музея о ветеранах педагогического труда

3. «Боевые листки», выпускаемые в годы войны Шерловогорской партийной организацией ГОКа.

4. Правовые документы (конституция РФ, «Закон о ветеранах», Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010гг.»)