Разработка рабочих программ по предмету. Рекомендации по разработке и утверждению рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) Для чего разрабатывается рабочая программа

Положение о рабочей программе

муниципального общеобразовательного учреждения

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (2004 года), Федеральным образовательным стандартом начального общего образования (2009 год), Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (2010 год), письмом департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О рекомендации к использованию примерной образовательной программы начального общего образования» от 16 августа 2010 г. № 03-48, письмом департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерной основной образовательной программе основного общего образования» от 01 ноября 2011 г. № 03-766, приказом Министерства образования и науки РФ №1576 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, приказом Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, Уставом муниципального общеобразовательного учреждения «Орловская средняя общеобразовательная школа» и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов.

1.2. Рабочая программа по учебному предмету - это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований Федерального компонентом государственного образовательного стандарта к условиям и результату образования обучающихся на начальном, основном и среднем уровнях образования по конкретному предмету учебного плана общеобразовательного учреждения (далее - ОУ).

1.3. Цель рабочей программы - создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области). Программы отдельных учебных предметов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения образовательных программ начального общего основного общего и среднего общего образования.

1.4. Задачи рабочей программы :

Дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса);

Конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.

1.5. Основными функциями рабочей программы являются:

- нормативная – программа является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

- информационная – программа фиксирует цели, содержание, последовательность изучения учебного материала;

- методическая – программа определяет методы достижения планируемых результатов каждым учащимся;

- организационная – программа определяет основные направления деятельности учителя и учащихся, формы их взаимодействия;

- оценочная – программа выявляет объекты контроля, уровни усвоения элементов содержания.

1.6. Рабочая программа , являясь индивидуальным инструментом педагога, должна определять наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса; учитывать состояние здоровья учащихся, уровень их способностей, характер учебной мотивации, а также возможности педагога и состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.

2. Разработка рабочей программы

2.1. Разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции образовательной организации (статья 28 пункт 6 закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

2.2. Рабочая программа является составной частью образовательной программы образовательного учреждения, определяющей содержание образования в данном образовательном учреждении на всех уровнях образования.

2.3. Учитель планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочие программы по предмету , курсу на основе примерных основных общеоб­разовательных программ, соответствующих требованиям федеральных образовательных стандартов и обеспечивает их выполнение.

2.4. Рабочие программы составляются на уровень обучения (начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование) или на класс.

2.5. Рабочая программа разрабатывается на все образовательные предметы, курсы, факультативы, индивидуально-групповые занятия, кружки.

2.6. Рабочая программа разрабатывается одним учителем или группой учителей (учителя начальных классов, специалистов по данному предмету).

2.7. Учитель, разрабатывая рабочую программу, может определять новый порядок изучения материала, не нарушая при этом логику предмета; вносить изменения в содержание изучаемой темы, конкретизируя и детализируя дидактические единицы; расширять перечень дидактических единиц; дополнять требования к уровню подготовки учащихся, уменьшать или увеличивать количество часов на изучение тем, по сравнению с примерной или авторской программами. Изменения, произведенные в содер­жании рабочей программы по сравнению с программой по учебному предмету и/или авторской программой по пред­мету, должны быть обоснованными (если изменения более 20%, то необходима внешняя экспертиза и согласование).

2.8. Ежегодные корректировки рабочей программы осуществляются в соответствии с особенностями класса, и отражаются в пояснительной записке.

2.9. Рабочая программа составляется в двух экземплярах : один хранится у учителя, второй сдается заместителю директора по УВР.

3. Порядок согласования и утверждения рабочей программы.

3.1. Разработанная учителем рабочая программа должна соответствовать:

3.1.1. Рабочая программа по ФГОС второго поколения начального общего образования;

    Федеральному образовательному стандарту начального общего образования (2009 год) с изменениями и дополнениями;

    примерной образовательной программе начального общего образования;

образовательной программе начального общего образования ОУ;

    учебному плану ОУ;

    настоящему положению

3.1.2. Рабочая программа по ФГОС второго поколения основного общего образования;

    Федеральному образовательному стандарту основного общего образования (2010 год) с изменениями и дополнениями;

образовательной программе основного общего образования ОУ;

    учебному плану ОУ;

    федеральному перечню учебников;

    настоящему положению

3.1.3. Рабочая программа по ФГОС первого поколения (2004);

    Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (2004 года),

    примерной образовательной программе основного общего образования;

    примерной образовательной программе среднего общего образования;

    федеральному перечню учебников;

    учебному плану ОУ;

    настоящему положению.

3.2. Администрация ОУ проводит экспертизу рабочей программы на предмет соответствия требованиям настоящего положения.

Первичная экспертиза может проводиться в электронном виде .

3.3. Экспертиза может быть проведена с привлечением руководителей методических объединений школы, членов методического совета или внешних экспертов.

3.4. При несоответствии рабочей программы установленным требованиям, он накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока.

3.5. При соответствии рабочей программы установленным требованиям она визируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе и утверждается руководителем образовательного учреждения не позднее 1 сентября.
При этом на титульном листе рабочей программы ставятся соответствующие грифы о согласовании и утверждении рабочей программы.

3.6. Все изменения, дополнения, вносимые педагогическим работником в программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора по УВР.

4. Структура рабочей программы

4.1. На основании приказа Министерства образования и науки РФ №1576 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, рабочая программа начального общего образования

    Титульный лист

    Пояснительная записка

4.2. На основании приказа Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, рабочая программа основного общего образования по предмету должна содержать следующие разделы:

    Титульный лист;

    Пояснительная записка

    Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

    Содержание учебного предмета, курса

    Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Структура рабочей программы основного общего образования , среднего общего образования по Стандарту (2004 года) по учебному предмету (курсу) включает в себя следующие разделы:

    Титульный лист

    Пояснительная записка

    Требования к уровню подготовки обучающихся

    Содержание учебного предмета, курса

    Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

4.3. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности должна иметь следующие разделы:

    Титульный лист

    Пояснительная записка

    Результаты освоения курса внеурочной деятельности

    Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

    Тематическое планирование

5. Требования к разделам рабочей программы.

5.1. Титульный лист содержит:

Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом;

Грифы согласования и утверждения с указанием даты ;

Название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля);

Класс, в котором реализуется программа ;

Ф.И.О. педагога (полностью),

Год составления программы. (Приложение №1)

    1. Пояснительная записка.

Пояснительная записка – структурный элемент рабочей программы, который содержит следующие элементы:

    Перечень нормативных документов, на основании которых разработана рабочая программа;

    Наименование учебников (линии учебников), с указанием авторов, используемых для изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

    адресность (специфика класса, его характеристика по данному предмету );

    количество часов в год, с указанием количества контрольных работ, лабораторных, практических работ (в разрезе каждого года обучения);

    срок реализации. (Приложение №2)

5.3. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Требования разрабатываются в соответствии с ФГОС , планируемыми результатами освоения основной образовательной программы образовательного учреждения.

В соответствии с ФГОС должны быть отражены группы личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, предметных результатов.

Предметные результаты освоения учебного предмета приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться».

Необходимо отразить, какие непосредственно результаты должны быть достигнуты по окончанию каждого, конкретного класса .

5.4. Содержание учебного предмета, курса

Содержание учебного предмета, курса – структурный элемент рабочей программы, включающий:

Перечень и название разделов и тем курса;

Необходимое количество часов для изучения раздела, темы;

Творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;

Возможные виды самостоятельной работы учащихся;

Использование резерва учебного времени.

5.5. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Тематический планирование – структурный элемент рабочей программы, содержащий:

Перечень разделов, тем, последовательность их изучения;

Количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы.

Здесь же учителю необходимо указать

Количество контрольных, практических работ (всем учителям);

- лабораторных работ (обязательно учителям физики, химии, биологии ).

(Приложение №3)

    Утверждение рабочей программы

6.1. Рабочая программа учебного предмета, курса согласовывается с заместителем директора по УВР и утверждается директором ежегодно в начале учебного года (1-2 сентября).

6.2. При несоответствии Программы учебного предмета, курса установленным данным положением требованиям, заместитель директора учреждения накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.

7. Оформление и хранение рабочей программы.

6.1. Текст набирается шрифтом Times New Roman , 12 - 14, одинарный межстрочный интервал, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, поля: верхнее, нижнее - 2 см, правое - 3см, левое - 1,5см; листы формата А 4.

6.2. Все разделы начинать с новой страницы.

6.3. Один экземпляр рабочей программы в печатном и электронном виде сдается администрации ОУ, второй экземпляр хранится у учителя.

Приложение №1

Муниципальное образовательное учреждение

«Орловская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

Деревякина Н.С.

«__» сентября 2016 года

Утверждаю:

Директор МОУ ОСОШ

Бабужапов Н.В.

«___» сентября 2016 года

Рабочая программа

Предмет: Русский язык

Класс: 5

Учитель: Иванов Иван Иванович

Стаж: 9

2016-2017 учебный год

Приложение №2

Пояснительная записка

Рабочая программа по (название предмета ) разработана на основе ФГОС, требований к результатам освоения основной образовательной программы НОО, ООО, СОО муниципального общеобразовательного учреждения «Орловская СОШ» с учетом примерной программы основного общего образования по (название предмета ) и (полное название авторской программы, с указанием ФИО авторов, издательства, года издания) .

Рабочая программа ориентирована на учебники (название учебника, авторы, издательство, год издания) .

В классе ___ учащихся. По данному предмету на высоком уровне ___ (ФИ учащихся), на среднем уровне ___ (ФИ учащихся), на низком ___ (ФИ учащихся). (Можно выше среднего, ниже среднего). Дети с ОВЗ – с ЗПР и др. (ФИ учащихся)… (общая характеристика класса )

Согласно учебному плану на изучение (название предмета) отводится

В 5 классе ( ), (

В 6 классе (указывается количество часов в год ), (количество контрольных работ, лабораторных, практических работ, зачетов ). Формы проведения внеаудиторных занятий:____________

В 7 классе (указывается количество часов в год ), (количество контрольных работ, лабораторных, практических работ, зачетов ). Формы проведения внеаудиторных занятий:____________

В 8 классе (указывается количество часов в год ), (количество контрольных работ, лабораторных, практических работ, зачетов ). Формы проведения внеаудиторных занятий:____________

В 9 классе (указывается количество часов в год ), (количество контрольных работ, лабораторных, практических работ, зачетов ). Формы проведения внеаудиторных занятий:____________

Срок реализации рабочей программы – … лет.

Приложение №3

Тематическое планирование

Приложение 13

Положение о рабочей программе

    Общие положения

    Рабочая программа по предмету, согласно статье 32 Закона РФ «Об образовании» - это нормативный документ, обязатель­ный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализа­ции требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования и уровня подготовки обу­чающихся по конкретному предмету учебного плана, курса внеурочной деятельности ОУ. Рабочая про­грамма реализует планируемые результаты основной образовательной программы ОУ.

    Рабочие программы разрабатываются для предметов, реализующих ФГОС ООО, и не имеющих соответствующего программного обеспечения.

    Рабочая программа по предмету разрабатывается учителем на основе:

    1. требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

      примерных программ основного общего образования;

      программы формирования универсальных учебных действий;

    Согласно п. 6 и 7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», ут­верждение рабочих программ по учебным предметам относит­ся к компетенции образовательного учреждения.

    Права образовательного учреждения

    В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.6,7) образовательное учреждение разрабатывает и утверждает образовательные программы, включающие учебные планы, рабочие программы учебных курсов, а также перечень используемых учебников и средств обучения и воспитания.

    Составитель рабочей программы может самостоятельно:

    1. раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в государственном образовательном стандарте, опираясь на научные школы и учебные пособия (из
      федерального перечня), которые он считает целесообразными;

      устанавливать последовательность изучения учебного материала;

      распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их значимости;

      разрабатывать перечень практических занятий;

      конкретизировать требования к знаниям и умениям обучающихся;

      включать материал регионального содержания в объеме выделенных на данный предмет учебных часов;

      выбирать, исходя из стоящих перед учебным предметом задач, технологии обучения и контроля подготовленности обучающихся по предмету.

    Ответственность образовательного учреждения.

    В соответствии с Законом РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ согласно учебному плану и графику учебного процесса.

    При разработке рабочей учебной программы учитель должен учесть требования федерального государственного образовательного стандарта.

    Основными положениями реализации стандарта содержания образования по предмету являются:

    1. отражение планируемых результатов основной образовательной программы по данному предмету;

      обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы;

      включение в содержание рабочей учебной программы всех поименованных дидактических единиц примерной программы по предмету.

    Структура рабочей программы

    Рабочая программа по предмету имеет следующую структуру:

    1. титульный лист:

    название образователь­ного учреждения в соответствии с Уставом;

    название учебного предмета, для изучения которого написана программа;

    указание класса, в котором изучается программа;

    фамилию, имя и отчество разработчика (разработчиков) про­граммы;

    гриф рассмотрения, согласования и утверждения программы;

    название села (города), в котором подготовлена программа;

    год составления программы.

      пояснительную записку:

    с перечнем нормативно-правовых документов;

    конкретизируются общие цели основного общего образования, с учётом специфики учебного предмета, курса;

    общую характеристику учебного предмета, курса;

    описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

    описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета (для классов, реализующих ФГОС)

    личностные, метапредметные, предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса (для классов, реализующих ФГОС)

      практические занятия;

      учебно-методический комплекс по предмету;

      календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся и описанием планируемых результатов освоения темы.

      требования к уровню подготовки обучающихся;

      характеристика контрольно-измерительных материалов;

    В соответствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС, учебный материал учебного курса нацелен на создание условий для формирования личностных и универсальных (метапредметных) учебных действий, поэтому в данном разделе необходимо перечислить УУД, характерные для освоения конкретного учебного предмета, а также приемы и типы заданий, где проектируется формирование УУД.

    Обосновывая выбор количества часов по годам обучения и разделам (темам), необходимо раскрыть последовательность изучения разделов и тем программы, показать распределение учебных часов по разделам и темам из расчета максимальной учебной нагрузки. При описании содержания тем учебной программы устанавлива­ется следующая последовательность изложения:

    название раздела (темы);

    необходимое количество часов для изучения раздела (темы).

Оформлять содержание учебной дисциплины рекомендовано по сле­дующей схеме:

Название темы

(раздела), урока

учебного раздела

Региональный

компонент

Количество часов

    Планируемые предметные результаты освоения образовательной программы представлены с учетом специфики содержания предметных областей («Выпускник научится», «Выпускник получит возможность научиться»).

    В разделе программно-методического обеспечения учебного процесса дается характеристика учебно-методического комплекта. Перечень учебно-методического обеспечения рабочей программы должен включать следующие материалы:

    учебно-теоретические (программа, учебник);

    методические и дидактические (методическое пособие для учителя, сборники проверочных и контрольных работ, тетради для самостоятельной работы).

    В разделе «Практические занятия» указывается количество необходимых по программе практических занятий, распределенных по темам. Данный раздел разрабатывают для предметов естественно-научного цикла (физика, химия, биология, география, информатика) Для предмета «Русский язык» в этот раздел включается развитие речи. Для предмета «Литература» - уроки развития речи и вне­классного чтения.

    Контроль уровня обучения содержит пакет кон­трольно-измерительных материалов (контрольных, практических работ, тестов по темам:

    по русскому языку - контрольные работы, диктанты, сочине­ния, изложения, тесты, контрольное спи­сывание;

    по литературе - контрольные работы, тексты для заучивания наизусть, тесты;

    по математике - контрольные и самостоятельные работы, тесты;

    по иностранному языку - контрольные работы, тесты;

    по истории, обществознанию – контрольные работы, тесты;

    по биологии, географии - контрольные работы, тесты;

    по музыке, изобразительному искусству - контрольные срезы знаний;

    по физической культуре - нормативы физической подготовленно­сти учащихся;

    по информатике - контрольные срезы знаний, тесты;

    по технологии - контрольные срезы знаний.

Планирование контроля и оценки знаний учащихся представляется в сводной таблице (по годам обучения) с обязательным указанием формы контроля, содержания контроля, количества работ, источников по периодам обучения. Источники контрольно-измерительных материалов заносятся в таблицу:

Вид контроля

Литература

Все представленные в рабочей программе контрольно-измерительные материалы должны соответствовать требованиям ФГОС ООО или ФКГС. Контрольно-измерительные материалы, составленные разработчиком программы, должны быть приведены в приложении.

    Календарно-тематический план должен содержать следующие обязательные элементы: № урока п/п, дата (планируемая и фактическая), раздел, тема урока, ФГОС (содержание курса и планируемые результаты) или ФКГС, основные виды учебной деятельности учащихся или характеристика деятельности учащихся, перед каждым изучаемым разделом указываются цели УУД, практическая часть, примечания.

Текст рабочей программы должен быть выполнен в печатной виде на одной стороне листа формата А4 (шрифт Times New Roman 12 через 1,5 интервала, выравнивание – по ширине. Размеры полей: слева – 3 см, справа – 1,5 см, сверху – 1,5 см, снизу – 1,5 см).

Номер страницы ставится в правом нижнем углу без точки.

Титульный лист включается в общую нумерацию страниц – номер страницы не указывается. Заголовки печатаются заглавными буквами в середине строки без точки в конце, выделяются жирным шрифтом, не подчеркиваются. Каждый новый элемент программы (пояснительная записка, перечень разделов (тем) программы, содержание учебного материала, список литературы) печатается с новой страницы.

VI Рассмотрение и утверждение рабочей программы

    Рабочая программа по предмету рассматривается на заседании школьных методических объединений (указывается дата, номер протоко­ла заседания М/О и подписи руководителя МО), согласуется с заместителем руково­дителя, курирующего учебный предмет и утверждается директором ОУ в срок до 15 сентября.

    рабочих программ по учебным предметам ...

  1. Рабочая программа по предмету «математика» (1-а класс) учителя начальных классов

    Рабочая программа

    Представление об идеях... переместительный закон сложения; ... изученными буквами. 32 Согласные звуки [х] , ... стать ... Рекомендовано Министерством образования РФ . Дополнительная литература... _______________2010 года Рабочая программа по предмету « ЛИТЕРАТУРНОЕ...

  2. «Об образовании в Российской Федерации» (6)

    Пояснительная записка

    В соответствии со статьей 32 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», ... Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов , курсов, ... образования ». Согласно ФГОС НОО в 4-м классе в обязательном порядке изучается предмет ...

  3. Рабочая программа по предмету «Русский язык» (4)

    Рабочая программа

    ... Рабочая программа по предмету «Русский язык» на 2014 – 2015 учебный год составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании » (статьи ... 9,14,29,32 ), ... непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости...

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ПО ПРЕДМЕТАМ, КУРСАМ

В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ

В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

« ОСНОВНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ по предметам, курсам в соответствии с ФГОС в Муниципальном общеобразовательном учреждении « основная общеобразовательная школа» (далее – Положение) разработано в соответствии

С Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

С приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 г. № 40936);

С приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 № 40937).

С Уставом МОУ «Родниковская ООШ».

2. Рабочая программа учебного предмета, курса (далее – Рабочая программа) - нормативно-управленческий документ МОУ « ООШ» (далее – Школа), характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога. Рабочая программа учебного предмета, курса является структурным компонентом основной образовательной программы Школы. Она призвана обеспечить гарантии в получении учащимися обязательного минимума содержания образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и спецификой местных условий.

При разработке Рабочих программ учитель может использовать примерные программы по учебным предметам, авторские программы к учебникам. Примерные программы по учебным предметам, курсам позволяют всем участникам образовательных отношений получить представление о целях, содержании, общей стратегии образования учащихся средствами учебного предмета, курса предмета, конкретизирует содержание предметных тем федерального государственного образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам учебного предмета, курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета, курса с учетом возрастных особенностей учащихся, логики учебного процесса, межпредметных и внутрипредметных связей.

По своей структуре и содержанию Рабочая программа представляет собой документ, составленный с учетом:

требований федерального государственного образовательного стандарта;

обязательного минимума содержания образования по учебному предмету, курсу;

максимального объема учебного материала для обучающихся;

планируемых результатов освоения учебного предмета;

объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом Школы для реализации учебных предметов, курсов в каждом классе;

познавательных интересов обучающихся;

целей и задач основной образовательной программы школы;

выбора педагогом необходимого комплекта учебно-методического обеспечения.

2. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Необходимость отражения в Рабочей программе данных аспектов обуславливает определение элементов ее структуры.

Структура Рабочих программ включает следующие компоненты:

    титульный лист

    планируемые результаты освоения учебного предмета;

    содержание учебного предмета;

    тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.

Рабочая программа определяет объём, порядок, содержание изучения учебного предмета, курса.

1)Титульный лист

Титульный лист (Приложение 1) должен содержать полное наименование Школы в соответствии с уставом; наименование учебного предмета, курса; указания на принадлежность Рабочей программы к уровню общего образования; сведения о разработчике (разработчиках): (ФИО, должность); год утверждения Рабочей программы.

2) Планируемые результаты освоения учебного предмета

В данном разделе описываются:

а) достижение обучающимися личностных результатов на конец каждого года обучения. Личностные результаты представляются двумя блоками «У обучающегося будут сформированы» («У выпускника будут сформированы») и «Обучающийся получит возможность для формирования» («Выпускник получит возможность для формирования»).

б) достижение обучающимися метапредметных результатов на конец каждого года обучения. В структуру метапредметных результатов входит достижение обучающимися планируемых результатов трех междисциплинарных программ «Программа формирования УУД»; «Чтение. Работа с текстом»; «Формирование ИКТ- компетентности обучающихся» на конец каждого года обучения. Метапредметные результаты представляются двумя блоками «У обучающегося будут сформированы» («У выпускника будут сформированы») и «Обучающийся получит возможность для формирования» («Выпускник получит возможность для формирования»).

в) достижение обучающимися предметных результатов на конец каждого года обучения. Предметные результаты представляются двумя блоками «У обучающегося будут сформированы» («У выпускника будут сформированы») и «Обучающийся получит возможность для формирования» («Выпускник получит возможность для формирования»).

3) Содержание учебного предмета, курса

В данный раздел включается перечень изучаемого учебного материала путем описания основных содержательных линий.

4) Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы

Тематическое планирование по учебному предмету, курсу разрабатывается по каждому классу отдельно. Тематическое планирование состоит из двух обязательных блоков: «Тема (раздел)»; «Количество часов, отводимых на изучение каждой темы (раздела)».

3. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Рабочая программа разрабатывается по каждому предмету, курсу включенному в учебный план Школы. Процесс разработки Рабочей программы включает в себя несколько этапов:

Анализ примерной программы по предмету или авторских программ по предмету;

Выбор программы;

Соотнесение выбранной программы с количеством часов по предмету по учебному плану Школы;

Анализ методического обеспечения всех видов учебной деятельности, предусмотренных программой;

Изучение нормативной базы по преподаваемому предмету, методических писем и рекомендаций федерального и регионального уровней;

Разработка Рабочей программы.

Разработку Рабочей программы может осуществить один учитель-предметник или группа педагогов.

4. УТВЕРЖДЕНИЕ РАБОЧИХ ПРОГРАММ

Рабочие программы проходят процедуру утверждения. Рассмотрение Рабочих программ осуществляется на заседании Методического объединения учителей-предметников (далее – МО) перед началом учебного года в августе. В решении МО указывается: « рекомендовать к утверждению рабочие программы по внеурочной деятельности ...» или « рекомендовать доработать рабочие программы по внеурочной деятельности... в срок до ...». Рассмотренные на заседании МО Рабочие программы согласуются с заместителем директора по учебно-воспитательной работе. На основании решения МО и согласования с заместителем директора по учебно-воспитательной работе директор Школы утверждает приказом Рабочие программы к началу учебного года.

Приложение 1

к Положению о порядке разработки и утверждения рабочих программ

по предметам, курсам

в Муниципальном общеобразовательном учреждении

«Родниковская основная общеобразовательная школа»

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

(образец)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« основная общеобразовательная школа»

Рассмотрено на заседании МО

Протокол № от

Согласовано.

Зам. дир. по УВР

Утверждаю.

Директор МОУ «Родниковская ООШ»

И.И. Иванов

Приказ № от

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по

_________________________________________________

на ______________________ учебный год

Классы: _______________

Уровень: _____________

Составитель программы:

__________________ ___________________

Должность ФИО

Нормативно-правовые основы создания рабочей программы учебного курса.

1. Введение.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден и введен в действие с 1 января 2010 (приказ Министерства образования и науки от 06.10.2009 № 373). С 01 сентября 2011 года стандарт начал действовать во все общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.

Этот документ зафиксировал новую систему требований для общеобразовательных учреждений. В числе этих норм – разработка и утверждение основной образовательной программы, разработка рабочих программ учебных курсов, требования к результатам освоения основной образовательной программы. Причем, требования к результатам, сформулированные в стандарте, ставят перед учителями новые задачи, которые требуют новых подходов, средств и методов.

Рабочая программа учебного курса является неотъемлемой частью Основной образовательной программы общеобразовательного учреждения, ее разработка и утверждение регламентируется действующими федеральными нормативно-правовыми актами.

С другой стороны, рабочая программа учебного курса должна стать тем «настольным» документом для учителя, который конкретизирует предметные, метапредметные и личностные результаты освоения курса и зафиксирует те средства, приемы и методы, с помощью которых данный учитель в данных условиях сможет их достичь.

  1. Нормативно-правовые основы создания рабочих программ учебных курсов.

В соответствии с ФГОС НОО и действующим Законом РФ «Об образовании» рабочая программа учебного курса должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для подробной характеристики средств и путей достижения этих результатов.

Создание рабочей программы учебного курса регламентируется следующими положениями действующего нормативно-правового поля на федеральном уровне:

· II , ст. 9, п. 6 в редакции от 03.06.2011 N 121-ФЗ) основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников, региональных, национальных и этнокультурных особенностей и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.

· в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373 (раздел III , п. 16) программы отдельных учебных предметов являются неотъемлем частью ООП;

· в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 (гл. III , ст. 32, п. 2 в редакции от 03.06.2011 N 121-ФЗ) к компетенции образовательного учреждения относится разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);

Таким образом, требование к разработке рабочих программ учебных курсов является обязанностью и компетенцией образовательного учреждения.

При создании рабочей программы учитель должен опираться на

· основную образовательную программу образовательного учреждения (учебный план начального общего образования; планируемые результаты освоения ООП НОО, программу формирования универсальных учебных действий у учащихся);

· Федеральный государственный стандарт начального общего образования (разделы «Требования к результатам освоения основной образовательной программы», «Требования к структуре ООП»);

· Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

· Закон РФ «Об образовании» (ст атья 9 в редакции от 03.06.2011 N 121-ФЗ «Образовательные программы» и статья 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения»).

Историческая справка. Виды программ. Требования к содержанию рабочей программы учебного курса. Титульный лист рабочей программы. Структура рабочей программы.

1. Историческая справка

Предыдущая версия образовательного стандарта называлась Федеральный компонент государственного стандарта общего образования и была утверждена приказом министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 108. В этом документе был зафиксирован обязательный минимум содержания образовательных программ и требования к уровню подготовки ученика по учебным курсам. Стандарт 2004 года являлся основой для разработки примерных программ учебных курсов и фиксировал федеральный базисный учебный план.

Понятие «Рабочая программа учебного курса» в прежнем нормативном поле не существовало. Это понятие не было закреплено ни в стандарте 2004 года, ни в действующей тогда редакции Закона РФ «Об образовании». Таким образом, учитель опирался в своей работе на примерную (типовую) программу, как на документ регламентирующий содержание программы учебного курса и не разрабатывал никаких отдельных документов.

В нормативно-правовом поле, действующем сегодня, закреплены понятия примерной программы, и рабочей программы, закреплены компетенция и ответственность образовательного учреждения в части создания и утверждения рабочих программ учебных курсов.

Изменения, произошедшие в законодательстве, напрямую затрагивают функциональные обязанности учителя. Созданиерабочих программ учебных курсов – это новая задача для учителя, которая вызывает большие затруднения и вопросы.

Эта лекция поможет учителям осознать новое понятие «рабочая программа учебного курса» и соотнести его с уже устоявшимися понятиями учебных программ.

2. Виды программ

Учебная программа курса

Все рассматриваемы в предыдущем разделе программы в общем случае называют учебными программами курсов . Учебная программа курса - это нормативно-правовой документ, в котором должны быть зафиксированы ожидаемые результаты обучения в рамках данного курса, краткое описание содержания курса, с перечислением изучаемых тем, рекомендации по объему времени, требуемому для изучения каждой из тем.

В настоящее время среди учебных программ в общеобразовательных учреждениях принято выделять следующие программы.

· Примерные программы учебных курсов,

· Рабочие программы учебных курсов

Примерная программа учебного курса.

По действующему в настоящий момент законодательству разработка примерной учебной программы курса относится к компетенции органов государственной власти в сфере образования (ст. 28 п. 19. закона РФ «Об образовании»).

Исторически, основной функцией примерных учебных программ является сохранение целостностиобразовательного пространства, соблюдение принципов преемственности между ступенями образования. В настоящем нормативном поле примерная программа фиксирует и раскрывает требования федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основной образовательной программы и структуре учебной программы.

Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, может использоваться учителем при составлении рабочей программы учебного курса. Федеральный государственный образовательный стандарт оставляет за учителем право самостоятельно определять продолжительность изучения каждой из тем курса, последовательность изучаемых тем, используемые методики и технологии в процессе изучения курса.

Авторская программа – это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта, имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним автором или группой. Для неё характерны оригинальная концепция и построение содержания. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений Авторской программы предшествует её экспертиза и апробация.

Рабочая программа учебного курса.

Рабочая программа – это учебная программа, разработанная педагогом для конкретной школы и класса на основе Примерной для конкретного образовательного учреждения и определённого класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.д.

Важным замечанием о рабочей программе нам представляется то, что составляться она должна на весь период изучения курса (если курс рассчитан на 4 года обучения, значит, и рабочая программа должна быть составлена на 4 года обучения). Это положение объясняется тем, что важнейшим разделом рабочей программы является раздел «результаты освоения учебного курса». Очевидно, что этот раздел может быть разработан только с учетом всего периода изучения курса.

Рабочие программы дают представление о том, как в практической деятельности педагогов реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт при изучении конкретных предметов с учетом:

  • особенностей образовательной политики общеобразовательного учреждения;
  • статуса общеобразовательного учреждения (типа и вида);
  • образовательных потребностей и запросов обучающихся;
  • особенностей контингента обучающихся;
  • авторского замысла педагога.

3. Требования к содержанию рабочей программы учебного курса.

Основной целью рабочей программы учебного курса является максимальная реализация специфики образовательного учреждения через:

а) расширения тем (возможно, как за счет увеличения часов на изучение курса, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету);

б) внесения дополнительных тем (возможно как за счет увеличения часов в учебном плане образовательного учреждения, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету);

в) углубления тем (возможно только за счет увеличения часов в учебном плане образовательного учреждения);

г) изменения логики освоения содержания материала;

д) уменьшения количества часов на изучение материала по предмету;

е) конкретизацию предметных, метапредметных и личностных результатов обучения для условий данного образовательного учреждения.

Рабочая программа выполняет три основные функции: нормативную, информационно-методическую и организационно-планирующую:

· Нормативная функция определяет обязательность выполнения программы в полном объеме.

· Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения этого материала курса, а также путях достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного учебного предмета.

· Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Функции программы определяют следующие требования к ней:

  • Наличие признаков нормативного документа.
  • Учет основных положений основной образовательной программы образовательного учреждения.
  • Полнота раскрытия целей и ценностей обучения.
  • Системность и целостность содержания образования.
  • Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.

Во избежание разночтений на уровне образовательного учреждения следует разработать единые подходы к написанию и оформлению рабочих программ, закрепив Положением о рабочей программе.

Рабочая программа разрабатывается на основе локального акта образовательного учреждения, принимается педагогическим советом и утверждается приказом руководителя образовательного учреждения.

Следует заметить, что Законом РФ «Об образовании» на данный момент не определены требования к рабочей программе. Каждый учитель выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы.

4. Структура рабочей программы

Являясь составной частью основной образовательной программы образовательного учреждения, рабочая программа призвана обеспечить гарантии в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (так же и к другим ступеням обучения).

Это возможно при полной реализации рабочей программы, где основным условием является необходимость её поэтапного (пошагового) описания. Именно поэтому, рабочая программа по структуре и содержанию представляет собой методику собственной реализации с учётом:

  • требований к структуре основной образовательной программы ФГОС НОО;
  • требований результатам освоения основной образовательной программы;
  • объёма часов учебной нагрузки, определённого учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных предметов, модулей, спецкурсов, практикумов, исследовательской и проектной деятельности в каждом классе;
  • познавательных интересов учащихся;
  • целей и задач основной образовательной программы школы;
  • выбора педагогом необходимого комплекта учебно-методического обеспечения.

Федеральным государственным образовательным стандартом определена структура программы учебного курса. Таким образом, структура рабочих программ должна исходить из этого раздела ФГОС НОО.

Согласно ФГОС НОО программы отдельных учебных предметов, курсов, модулей должны содержать:

· пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели данной ступени образования с учётом специфики учебного предмета, курса;

· общую характеристику учебного предмета, курса;

· описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

· описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

· личностные, метапредметные (компетентностные) и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

· содержание учебного предмета, курса;

· тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

· описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса.

Предлагаем структуру рабочей программы, которая создана с опорой на требования ФГОС НОО. Обращаем ваше внимание, что эта структура носит рекомендательный характер. Каждое образовательное учреждение вправе самостоятельно определить структуру, закрепив ее во внутришкольном положении о рабочей программа учебного курса.

· титульный лист;

· пояснительная записка;

· планируемые результаты изучения курса;

· тематический план;

· содержание учебного предмета по годам обучения;

· планируемые результаты обучения учащихся в рамках учебного курса (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; универсальные учебные действия, формируемые в рамках изучения курса);

· критерии и нормы оценки результатов освоения основной образовательной программы обучающихся;

· описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

· список литературы (основной и дополнительной);

· учебно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

Титульный лист (приложение 1) должен содержать:

· полное наименование образовательного учреждения в соответствии с лицензией и уставом;

· где, когда и кем утверждена рабочая учебная программа;

· наименование учебного предмета (курса);

· указания на принадлежность рабочей учебной программы к ступени, уровню общего образования;

· срок реализации данной программы;

· Ф.И.О. педагога, составившего данную рабочую учебную программу;

· год составления программы.

5. Порядок утверждения рабочей программы

Структура рабочей программы, сроки и порядок их рассмотрения устанавливаются локальным актом образовательного учреждения (положением о рабочей программе). В соответствии с этим локальным актом, порядок рассмотрения рабочей программы может быть, например, таковым: вначале она рассматривается на заседании методического объединения учителей школы (научно-методического совета школы). Школьное методическое объединение учителей или научно-методический совет после экспертизы дает заключение об одобрении или доработке рабочих программ. Решение школьного методического объединения (НМС) оформляется протоколом. При необходимости допускается получение рецензии (экспертного заключения) по заявке руководителя образовательного учреждения, после чего при положительном решении рабочие программы представляются в администрацию общеобразовательного учреждения. Также положение о рабочей программе может содержать регламент изменений, вносимых в рабочую программу.

Директором школы издается приказ об утверждении рабочих программ учебных курсов. На всех рабочих программах указывается дата их принятия на заседании школьного методического объединения (НМС) и рецензии с указанием авторов или реквизитов решений соответствующих кафедр и подпись директора школы об их утверждении с указанием даты и номера приказа. Утверждение рабочих программ по учебным предметам осуществляется до начала реализации учебного плана, но не позднее 31 августа текущего учебного года. После утверждения руководителем образовательного учреждения рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном образовательном учреждении.

Один экземпляр утверждённых рабочих программ может храниться в документации школы в соответствии с номенклатурой дел, второй находиться у учителя для осуществления учебного процесса .

6. Этапы составления рабочей программы

Разрабатывая Рабочую программу, практически каждый педагог сталкивается с определёнными трудностями, преодолеть которые возможно при поэтапном выполнении этой работы.

Шаг 2. Сравнить цели изучения учебного курса в выбранной авторской программе с целями и задачами основной образовательной программы школы. Убедиться, что выбранная авторская программа способствует реализации целей и задач основной образовательной программы и учебного плана образовательного учреждения.

Шаг 3. Сопоставить требования к уровню подготовки выпускников в выбранной программе с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы. Определить знания, умения, навыки, способы деятельности выпускников, не включенные в Авторскую программу. Выделить знания, умения и навыки, превышающие требования к результатам освоения основной образовательной программы образовательного учреждения.

Шаг 4. Оформить требования к результатам освоения учебного курса.

Шаг 5. Выделить и конкретизировать ожидаемые результаты обучения из прописанных в требованиях к уровню подготовки выпускников, согласно содержанию авторской программы.

Шаг 6. Определить разделы, темы, вопросы авторской программы, которые носят избыточный характер в рамках реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.

Шаг 8. Определить и структурировать содержание учебного материала курса, определив последовательность тем и количество часов на изучение каждой.

Шаг 9. Определить дополнительную справочную и учебную литературу, необходимые наглядные пособия, оборудование и приборы.

Шаг 10. Создать контролирующие материалы: выделить перечень проверяемых умений (кодификатор) согласно этапу обучения и цели контроля; подобрать контролирующие задания, направленные на проверку планируемых умений; составить схему анализа работы в контексте поставленной цели контроля, позволяющую получить объективную информацию для коррекции учебного процесса.

Шаг 11. Составить Рабочую программу: оформить материалы согласно структуре.

Данная последовательность конструирования Рабочей программы не является каким-либо нормативным документом, а выполняет функцию методических рекомендаций. При этом разработчик может оперировать предложенным маршрутом по своему усмотрению или выбрать свой путь.

Однако в любом случае результатом работы в данном направлении должна стать полноценная и эффективная рабочая программа, которая позволит достичь всех запланированных предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.

Проектирование рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС

Проектирование рабочих пр...твии с требованиями ФГОС


Практическая работа: на основе материалов лекции и презентации разработать рабочую программу в соответствии с ФГОС по преподаваемому предмету. Программу загрузить прикрепленным файлом на данной странице.

Согласно п. 7 ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) отнесена к компетенции и ответственности образовательного учреждения.

Рабочие программы являются одним из основных компонентов образовательной программы общеобразовательного учреждения, а так же средством фиксации содержания образования по учебным предметам инвариантной части учебного плана общеобразовательного учреждения, предназначенных для обязательного изучения, а также элективных, факультативных курсов и дополнительных предметов (курсов) вариативной части учебного плана. Так же рабочие программы составляются и для предметных кружков, расширяющих возможности учебного плана.

С целью приведения рабочих программ в соответствие с имеющимися требованиями предлагаем вам познакомиться с методическими рекомендациями по их разработке и оформлению.

1. Статус рабочих программ в общеобразовательном учреждении

Рабочая программа - это документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения какой-либо учебной дисциплины, в соответствии с которым учитель непосредственно осуществляет учебный процесс в конкретном классе по учебному предмету, элективным и факультативным курсам, предметным кружкам. В совокупности именно рабочие программы определяют содержание деятельности общеобразовательного учреждения в соответствии с образовательной программой, направленной на реализацию Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования с учетом особенностей образовательной политики общеобразовательного учреждения, статуса общеобразовательного учреждения (типа и вида, См. http://edu.tomsk.gov.ru/ou/ou.html), образовательных потребностей и запросов обучающихся, особенностей контингента обучающихся, авторского замысла педагога.

Рабочая программа выполняет три основные функции: нормативную, информационно-методическую и организационно-планирующую.

Нормативная функция определяет обязательность реализации содержания программы в полном объеме.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения материала, а также путях достижения результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного учебного предмета.

Предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Функции программы определяют следующие требования к ней:

1)наличие признаков нормативного документа;

2)учет основных положений образовательной программы образовательного учреждения;

3)системность и целостность содержания образования;

4)последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса;

5)учет логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана образовательного учреждения;

6)конкретность и однозначность представления элементов содержания образования.

Виды рабочих программ:

Рабочие программы

предметы инвариантной части учебного плана

предметы, дополнительно введенные в учебный план за счет часов вариативной части в соответствии с особенностями образовательного учреждения (тип и вид) и его образовательной политики (миссия, цели, задачи и др.)

элективные курсы

факультативные курсы

предметные кружки

Кружки, объединения, секции дополнительного образования

2. Рабочие программы по учебным предметам, входящим в инвариантную часть Базисного учебного плана.

Основой для составления рабочих программ являются примерные программы . Примерная программа – это документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана. Примерные программы служат инструментом для реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях.Разработка примерных учебных программ относится к компетенции Российской Федерации в области образования в лице ее федеральных органов государственной власти (ст. 28 Закона РФ «Об образовании»).

Примерные программы выполняют две основные функции .

Информационно-методическая функция позволяет участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся школы средствами конкретного учебного предмета, о вкладе каждого учебного предмета в решение общих целей образования.

Организационно-планирующая функция позволяет рассмотреть возможное направление развертывания и конкретизации содержания образовательного стандарта общего образования по отдельному учебному предмету с учетом его специфики и логики учебного процесса. Реализация организационно-планирующей функции предусматривает выделение этапов обучения, определение количественных и качественных характеристик содержания обучения на каждом этапе.

Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), за пределами которой остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей достижения результатов освоения образовательной программы учащимися.

Примерные программы не могут использоваться в качестве рабочих , поскольку не содержат распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам. Примерные программы являются документом-ориентиром при подготовке рабочих программ по предметам, входящим в Базисный учебный план. Также примерные программы могут быть документом-ориентиром при составлении программ интегрированных учебных предметов. (Примерные программы размещены на официальном сайте Минобранауки России – http://www.mon.gov.ru/ )

К рабочим программам по учебным предметам, входящим в инвариантную часть Базисного учебного плана относятся:

1) Авторские программы к учебникам (линии учебников или УМК). Авторская программа – это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного предмета, курса, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов. Для авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания. К таким программам учитель составляет только календарно-тематическое планирование, отражающее особенности образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, классе.

2) Программы, составленные учителем или коллективом учителей . В этом случае для разработки рабочей программы учителя могут брать за основу:

-примерные программы по отдельным учебным предметам общего образования.

Составитель рабочей программы может самостоятельно: расширить перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки, раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в государственном образовательном стандарте и примерной программе; конкретизировать и детализировать темы; устанавливать последовательность изучения учебного материала; распределять учебный материал по годам обучения; распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов образовательного учреждения; конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися; выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся.

3. Рабочие программы дополнительных предметов, элективных, факультативных курсов, предметных кружков и других объединений дополнительного образования.

Рабочие программы дополнительных предметов, элективных, факультативных курсов, предметных кружков, введенных в учебный план в соответствии с особенностями образовательной политики общеобразовательного учреждения, статуса (типа и вида), образовательных потребностей и запросов обучающихся, особенностей контингента обучающихся могут разрабатываться на основе самых разнообразных программных и методических материалов. Такими материалами могут быть:

Программы учреждений начального и среднего профессионального образования;

Программы, реализуемые в учреждениях дополнительного образования детей;

Справочная и методическая литература;

Другие информационные источники.

Такое разнообразие определяется тем, что, как правило, эти программы направлены на освоение содержания не входящего в государственные образовательные стандарты общего образования и учитель в отсутствие готовых авторских программ может пользоваться разнообразными источниками. При наличии апробированных авторских программ по факультативным, элективным курсам, предметным кружкам они могут использоваться в качестве рабочих.

4. Структура рабочей программы:

Структура рабочей программы является формой представления учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

Титульный лист;

Пояснительная записка;

Требования к уровню подготовки обучающихся;

Календарно-тематическое планирование;

Перечень учебно-методического обеспечения.

Титульный лист рабочей программы должен содержать:

Наименование общеобразовательного учреждения;

Название курса, для изучения которого написана программа;

Уровень программы (базовый, профильный уровень, углубленное или расширенное изучение предмета);

Указание параллели, класса, в котором изучается курс;

Фамилию, имя, отчество учителя – составителя рабочей программы;

Гриф утверждения программы;

Год составления программы.

Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:

Определить цели и задачи изучения учебного предмета (должны пониматься однозначно и быть диагностируемыми), роль учебного предмета в достижении результатов освоения образовательной программы образовательного учреждения;

Дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения;

Если учитель использует в качестве рабочей программы опубликованную авторскую программу, то в пояснительной записке достаточно привести сведения об авторской программе с указанием наименования, автора и года издания и кратко обосновать причины ее выбора и особенности ее реализации в конкретном образовательном учреждении. В этом случае пояснительная записка является очень краткой.

Основное содержание программы.

Этот раздел включают в рабочую программу, если:

Авторские программа и учебно-методический комплект отсутствуют, а рабочая программа составлена на основе учебной литературы (для рабочих программ по дополнительным образовательным предметам, элективным и факультативным курсам).

В этой части рабочей программы приводится краткое содержание изучаемого учебного материала в виде перечисления основных разделов, тем курса и перечня дидактических элементов в рамках каждой темы. По каждому разделу (общей теме) указывается количество учебных часов, выделяемых на ее освоение.

Учитель, разрабатывая рабочую программу, может определять новый порядок изучения материала; вносить изменения в содержание изучаемой темы, конкретизируя и детализируя дидактические единицы; расширять перечень дидактических единиц, дополнять требования к уровню подготовки учащихся. Изменения, произведенные в содержании рабочей программы по сравнению с примерной или авторской программой по предмету, должны быть обоснованными, логически вытекать из заявленных в пояснительной записке.

Если изменения по сравнению с авторской программой не затрагивают существенным образом ее структуру, порядок подачи учебного материала и т.д., то в этом разделе можно только указать разделы, темы, дидактические элементы, введенные в авторскую программу, с указанием их места в авторской программе, не переписывая полностью ее текст.

Если учитель использует в качестве рабочей программы авторскую программу без изменений, то этот раздел может отсутствовать (при этом у учителя должна быть в наличии опубликованная авторская программа).

Требования к уровню подготовки обучающихся

Требования к уровню подготовки учащихся проектируются с учетом и на основе государственных образовательных стандартов. Они формулируются в по трем основным составляющим: «Учащиеся должны знать…», «Уметь…» и «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

Государственный образовательный стандарт и примерные программы по ряду предметов дают характеристику требований к уровню подготовки учащихся на момент окончания определенной ступени образования (основное общее образование, среднее (полное) общее образование) без детализации по годам обучения. Некоторые из требований, естественные для выпускника 9 класса, едва ли можно предъявлять к ученику, закончившему 5-й класс. Об этом обстоятельстве необходимо помнить при составлении раздела «Требования к уровню подготовки учащихся».

Если учитель использует в качестве рабочей программы авторскую программу, в которой сформулированы требования к уровню подготовки учащихся, то этот раздел может отсутствовать (при этом у учителя должна быть в наличии опубликованная авторская программа с этим разделом).

Календарно-тематическое планирование является одним из самых важных компонентов рабочей программы, т.к. позволяет распределить весь учебный материал в соответствии с учебным планом и годовым графиком работы общеобразовательного учреждения.

Календарно-тематическое планирование разрабатывается на учебный год. Планирование по полугодиям или четвертям (триместрам) нецелесообразно, т.к. не позволяет спланировать, обеспечить и проконтролировать прохождение обучающимися рабочей программы в полном объеме.

Календарно-тематический план должен содержать информацию о разделах и темах программы с указанием объема отводимых на их реализацию учебных часов; темы уроков в рамках прохождения тем и разделов программы, темы практикумов и лабораторных уроков; темы уроков контроля результатов усвоения обучающимися программного материала. Поурочное распределение учебного материала осуществляется последовательно. Примерные сроки прохождения учебных тем указываются по календарю текущего года.

В каждом отчетном периоде (четверть, семестр, полугодие) календарно-тематический план рабочей программы должен быть соотнесен с классным журналом и отчетом учителя о прохождении программного материала. В случае их расхождения учитель обосновывает и вносит изменения в календарно-тематический план, обеспечивая условия для прохождения программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов.

Примерная форма календарно-тематического плана.

Номера уроков

Наименования разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Название изучаемой темы №1 (всего часов на ее изучение; количество часов в неделю по учебному плану)

Тема урока

Тема урока

Тема урока контроля

Перечень учебно-методического обеспечения , являющийся компонентом рабочей программы, содержит в себе справочную информацию о выходных данных примерных и авторских программ, авторского учебно-методического комплекта и дополнительной литературы, а также включает данные об используемом учебном и лабораторном оборудовании.

Рабочая программа подлежит экспертизе . Сначала она рассматривается на заседании методического объединения учителей на предмет ее соответствия требованиям государственного образовательного стандарта, а также миссии, целям, задачам образовательного учреждения, зафиксированным в образовательной программе. Решение методического объединения учителей отражается в протоколе заседания, а на последней странице рабочей программы (внизу слева) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО. Протокол заседания методического объединения учителей от 00.00.0000 №00.

Затем рабочая программа анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям государственных образовательных стандартов, а также проверяется наличие учебника, предполагаемого для использования, в федеральном перечне.

На последней странице рабочей программы (внизу слева) ставится гриф согласования: СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УВР (подпись) Расшифровка подписи. Дата.

После согласования рабочую программу утверждает директор общеобразовательного учреждения, ставит гриф утверждения на титульном листе (вверху справа): УТВЕРЖДАЮ Директор (подпись) Расшифровка подписи. Дата.

5. Классификация рабочих программ по уровню реализуемого содержания

В общеобразовательных учреждениях реализуются:

Рабочие программы для изучения предмета на базовом уровне (1-11 классы);

Рабочие программы для изучения предмета на профильном уровне (10-11 класс);

Рабочие программы для углубленного изучения предмета (2-11 классы);

Рабочие программы для расширенного изучения предмета (2-11 классы).

Рабочие программы для изучения предмета на базовом уровне являются инструментом для реализации государственного стандарта общего образования и позволяют осуществить общеобразовательную подготовку учащихся. Основой для составления этих программ (как было отмечено выше) являются примерные программы.

Рабочие программы для изучения предмета на профильном уровне (10-11 класс) ориентированы на подготовку обучающихся к последующему профессиональному образованию. Эти программы обеспечивают профильную подготовку обучающихся в средних общеобразовательных школах и учреждениях повышенного статуса (школа с углубленным изучением отдельных предметов, лицей, гимназия.). Основой для составления этих программ являются примерные программы профильного уровня.

Для реализации дополнительной подготовки учащихся в учреждениях повышенного статуса реализуются также программы углубленного и расширенного изучения предмета.

В качестве рабочих программ для углубленного изучения предмета , как правило, используются авторские программы, предложенные авторскими коллективами, авторами

учебников для углубленного изучения предметов, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки РФ. При отсутствии таких программ учителем (коллективом учителей) могут быть разработаны рабочие программы для углубленного изучения предмета. В начальной и основной школе за основу берется примерная программа по предмету (гарантия выполнения требования государственного стандарта) с углублением отдельных тем и вопросов. В старшей школе программа углубленного изучения предмета может быть составлена на основе 1) примерной программы профильного уровня с углублением отдельных тем и вопросов; 2) авторской программы для профильного изучения предмета с углублением отдельных тем и вопросов. Также программой углубленного изучения предмета может быть признана авторская программа для изучения предмета на профильном уровне при условии, что учащимся предложены элективные курсы, углубляющие отдельные вопросы изучаемого предмета (т.е., программа профильного изучения предмета + программы элективных курсов = программа углубленного изучения предмета).

При разработке программ углубленного изучения предметов учителем (коллективом учителей) должны быть выполнены следующие условия:

Программа должна быть рассмотрена в образовательном учреждении (методический совет, кафедра, методическое объединение и др.);

Программа должна пройти апробацию в образовательном учреждении и получить экспертное заключение о ходе реализации программы и полученных результатах (в совокупности эти действия обеспечивают внутреннее рецензирование программы);

Программа должна пройти внешнее рецензирование на предметных (предметно-методических) кафедрах профильных (педагогических) вузов, учреждений повышения квалификации (региональных, федеральных).

Рабочие программы для расширенного изучения предметов реализуются, как правило, в учреждениях повышенного статуса – лицей, гимназия, и обеспечивают дополнительную подготовку по определенному направлению (гуманитарному, естественнонаучному и т.д.). Программа для расширенного изучения предмета предполагает наличие дополнительного содержания (не менее 10-15%), которое позволяет изучить дополнительные вопросы, темы, не содержащиеся в примерной программе. Содержание дополнительно предложенного материала отражает особенности образовательной политики ОУ, его вид, направления профильной подготовки, потребности и запросы обучающихся, авторский замысел педагога.

Педагог, разработчик программы расширенного изучения предмета, в пояснительной записке должен обосновать цели включения дополнительного материала, выделить планируемый результат (приращения по сравнению с базовым уровнем подготовки), описать способы проверки результата; указать имеющиеся ресурсы для освоения предложенного содержания.

Программа расширенного изучения предмета проходит процедуру внутреннего рецензирования в ОУ:

Представляется на заседание методического совета (предметной кафедры, методического объединения и т.д.)

Проходит апробацию, анализируется на предмет эффективности внесенных дополнений.

Таким образом, используемые в общеобразовательном учреждении рабочие программы, отражают особенности образовательной политики учреждения, его статус (особенно – вид) и обеспечивают реализацию Государственного образовательного стандарта.