Киевская духовная семинария заочное отделение преподавательский состав. Киевская духовная академия — центр защиты Православия

В середине XVII века.

Киевская духовная академия
(КДА )
Київська духовна академія
Международное название Kiev Theological Academy
Прежние названия

Киево-братская школа (1615-1631)
Киево-Могилянская коллегия (1631-1701)

Киево-Могилянская академия (1659-1817)
Год основания
Год закрытия
Тип закрытое конфессиональное учебное заведение
Расположение Киев
Медиафайлы на Викискладе

Академическая церковь Киевской духовной академии

История

Киево-братская школа (1615-1631)

Киево-Могилянская коллегия (1631-1701)

По своему основному характеру коллегия напоминала иностранные коллегии и академии, в которых обучался сам Могила. Здесь преподавались: языки (славянский, греческий и латинский), пение и элементарная теория музыки (по европейскому образцу), катехизис , арифметика , поэзия , риторика , философия и богословие; ученики делились на восемь классов: аналогия , или фара , инфима, грамматика , синтаксима, пиитика , риторика , философия и богословие . Кроме изучения этих предметов, воспитанники каждую субботу упражнялись в диспутах. Начальствующими лицами были: ректор , префект (инспектор и эконом) и суперинтендант (надзиратель за благочинием воспитанников); из числа деятелей этой коллегии пользуются наибольшею известностью: Иннокентий Гизель , Иоасаф Кроковский , Лазарь Баранович , Иоанникий Голятовский , Антоний Радзивиловский , Гавриил Домецкий , Варлаам Ясинский , св. Димитрий (Туптало) , Стефан Яворский , Феофилакт Лопатинский , Феофан Прокопович , св. Иннокентий Кульчинский и Гавриил Буянинский.

Киево-Могилянская академия (1701-1817)

В 1701 году коллегия переименована в академию, и круг наук расширен: введены языки французский, немецкий и еврейский, естественная история, география, математика; некоторое время преподавались также архитектура и живопись , высшее красноречие, сельская и домашняя экономия, медицина и русская риторика.

Число преподавателей к концу XVIII доходило до 20 и более; в академической библиотеке было более 10000 книг. Богословие с 1759 преподавалось по системе Феофана Прокоповича, риторика - по руководству к красноречию Ломоносова, остальные предметы, главным образом, - по иностранным руководствам.

Внешнее благосостояние академии на первых порах было незавидно. Студенты, число которых доходило до 500, отчасти содержались на монастырские средства, отчасти сами собирали по городу пожертвование деньгами, пищей и дровами ; расходились по городам и селам Киевской и Черниговской губерний для сбора подаяний, причём пели священные стихи перед окнами домов. Перед праздниками Рождества Христова и Пасхой ходили со звездой, вертепом и райком. В летнее время собирались в странствующие группы и рассеивались по разным местностям для того, чтобы пением кантов, представлением драм, трагедий и комедий, произнесением стихов и речей, отправлением служб в приходских церквах добывать себе пропитание. Пожертвование от Двора, духовных особ, вельмож и гетманов несколько облегчали участь бедняков. С конца XVIII в. правительство стало ассигновать особые суммы на содержание академии. Киевская академия имеет важное значение в истории русского просвещения XVIII в.

Из неё вышло значительное число деятелей на разных поприщах общественного служения: воспитанники её становились учителями в московской Славяно-греко-латинской академии , петербургской Александро-Невской семинарии и Казанской академии ; они устроили вновь многие семинарии.

Киевская духовная академия (1819-1919)

Киевская духовная академия была открыта «в новом её устройстве» 28 сентября 1819 года на своём историческом месте, в Братском Богоявленском училищном монастыре .

Деятельности Киевской духовной академии и выдающимся учёным-историкам профессорам КДА, проживавшим на Андреевском спуске : Афанасию Булгакову , Степану Голубеву , Петру Кудрявцеву , Фёдору Титову , Александру Глаголеву и другим посвящено несколько музейных витрин киевского Музея одной улицы .

В научной среде ведутся споры о том, можно ли считать Киевскую духовную академию правопреемницей Киево-Могилянской академии, так как после реформы 1819 года полностью изменился учебный процесс и из числа старого преподавательского состава был оставлен только один человек.

Современная жизнь

Ректором академии с 31 мая 2007 года по 21 декабря 2017 года являлся Антоний (Паканич) , митрополит Броварской, управляющий делами Украинской православной церкви.

21 декабря 2017 года ректором Киевской духовной академии и семинарии назначен Сильвестр (Стойчев) , епископ Белогородский.

Ректором академии в настоящее время является Митрополит Киевский и всея Украины Епифаний (Думенко) . С 6 июля 2000 года по 27 июля 2010 года ректором был митрополит Димитрий (Рудюк) .

Ректоры

Инспекторы

Примечания

Литература

  • Аскоченский В. И. Киев с древнейшим его училищем академией. - К. , 1856. - ч. 1, 2.
  • Аскоченский В. И. История Киевской духовной академии по преобразовании её в 1819 году. - СПб. , 1863.

Русской православной церкви.

Об-ра-зо-ва-на 28.09(10.10).1819 года в свя-зи с ре-ор-га-ни-за-ци-ей ду-хов-но-го об-ра-зо-ва-ния в Российской им-пе-рии на ба-зе Ки-ев-ской ду-хов-ной се-ми-на-рии (до 1817 года Кие-во-Мо-ги-лян-ская ака-де-мия). В 1819-1869 годах - центр Киевского духовно-учебного округа, в который входило 17 епархий. Первоначально штат состоял из ректора (в сане архимандрита), 6 профессоров и других преподавателей. В 1917 году в КДА преподавали 20 профессоров, 16 доцентов, 2 лектора.

Курс обучения длился 4 года. В течение всего времени изучалось Священное Писание, а также классические (латынь, греческий и древнееврейские) и современные (немецкий или французский) языки. Среди предметов, изучаемых в первые два года, были философия, словесность, всеобщая и российская история. На старших курсах читались богословие, церковная история, церковная словесность, география и другие предметы. Ежегодно КДА оканчивали от 30 до 75 человек (в 1823 году - 39 человек, в 1867 году - 53, в 1884 году - 74, в 1889 году - 40, в 1905 году - 48 человек). Академия готовила в первую очередь преподавателей для духовных семинарий.

В 1830-х годах богословие и философию в КДА стали преподавать не на латыни, а на русском языке. Высоким был уровень преподавания догматического богословия [архимандрит (с 1885 года епископ) Сильвестр (Малеванский) ввёл исторический подход в его изложении], словесности и го-ми-ле-ти-ки (Я. К. Амфитеатров, священник Н. С. Гроссу), а также предметов, непосредственно связанных с пастырской деятельностью [архимандрит (с 1858 года епископ, с 1867 года архиепископ) Антоний (Амфитеатров), В. Ф. Певницкий и др.]. В области ли-тур-гического бо-го-сло-вия тру-ди-лись М. Н. Ска-бал-ла-но-вич и А. А. Дмит-ри-ев-ский .

Особая роль принадлежала философской школе КДА. Её основателем считается профессор И. М. Скворцов (1795-1863 годы), который преподавал историю философии, логику, психологию, метафизику и нравственную философию. Его преемником был архимандрит Феофан (Авсенев) - приверженец классического немецкого идеализма, уже в профессорском звании принявший монашеский постриг. Их лучшим учеником считается П. Д. Юркевич. Воспитанниками философской школы КДА были также профессор Санкт-Петербургской духовной академии В. Н. Карпов, известный своими переводами Платона, О. М. Новицкий, который первым начал преподавать историю античной философии на русском языке, С. С. Го-гоц-кий , М. М. Тро-иц-кий.

Основа для развития исторической науки в КДА была заложена митрополитом Евгением (Болховитиновым), поощрявшим среди студентов изучение древностей и учредившим в 1827 году премию за лучшее историческое сочинение. Первым руководителем кафедры церковной истории в 1841-1842 годах был Макарий (Булгаков); в дальнейшем её занимали: И. И. Малышевский, Ф. Г. Лебединцев, Ф. А. Терновский, Н. И. Петров, С. Т. Голубев, Ф. И. Титов. Представители исторической науки КДА особое внимание уделяли изучению истории Киевской митрополии конца XVI-XVIII веков, издав корпус документов по этой теме.

Киевская духовная академия и семинария является центральным духовным учебным заведением Украинской Православной Церкви. На протяжении многих столетий профессорско-преподавательский состав киевских духовных школ воспитывает будущих пастырей и богословов Христовой Церкви.

Итоги 2006-2007 учебного года

В 2006-2007 учебном году, 27 мая, в день Святой Троицы, состоялся ХІІ выпуск академии и XVI выпуск семинарии. В актовом зале Киево-Печерской Лавры были подведены итоги о состоянии духовных школ за прошедший учебный год. По результатам выпускных экзаменов Киевскую духовную академию окончили 23 человека. Из них 18-ти была присвоена степень кандидата богословия, двое защитили дипломные работы, трое получили справки об окончании. В священном сане находились 8 выпускников (3 диакона и 5 священников).

40 выпускников получили диплом об окончании Киевской духовной семинарии. Среди них 6 воспитанников по всем учебным дисциплинам оценены на «отлично» («5»), 23 выпускника окончили по І разряду, 8 - по ІІ-му, 3 - без разряда. В священном сане из числа выпускников семинарии находился 1 диакон.

Что касается заочного сектора, то состоянием на 23 мая 2007 года дипломы об окончании Киевской духовной семинарии заочного отделения получили 175 выпускников.

Общее количество воспитанников КДС заочной формы обучения составляет 769 человек, КДА - 854 человека, что в сумме составляет 1623 воспитанника и студента.

За 2006-2007 учебный год в стенах Киевской духовной академии соискателями защищена 1 магистерская диссертация и 60 кандидатских. Количество защищенных дипломных работ составляет 148.

За 18 лет существования после возрождения в стенах КДАиС защитились 4 доктора богословия, 3 магистра, 296 кандидатов, 839 выпускников с дипломными работами. За этот период Духовную академию окончили 1476 человек, Духовную семинарию - 4071.

В новый учебный год - с реформами

Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 31 мая 2007 года ректором Киевской духовной академии и семинарии назначен епископ Бориспольский Антоний (Паканич), викарий Киевской Митрополии.

Во исполнение благословения Священного Синода от 24 января 2007 года относительно проведения в КДАиС реформы духовного образования новый, 2007-2008 учебный год начался с некоторыми изменениями. В частности, в учебную программу были введены предметы: английский язык (1 класс семинарии), пастырская психиатрия (4 класс семинарии). С нового учебного года воспитанники и студенты имеют возможность факультативно изучать новогреческий язык.

Для более результативного воплощения в жизнь намеченной реформы духовного образования численность преподавательского состава киевских духовных школ была увеличена на треть. Сейчас уровень богословского образования в столичном духовном учебном заведении общими усилиями поднимают 54 преподавателя. Для пополнения профессорско-преподавательского коллектива были приглашены бывшие выпускники Киевской и Московской духовных академий, Патрского университета (Греция), Свято-Сергиевского богословского института в Париже, Высшей практической школы в Сорбонне, Киевского национального университета имени Тараса Шевченко и других высших учебных заведений. Для преподавания предметов, граничащих со светскими науками, в киевские духовные школы приглашены преподаватели из других высших учебных заведений.

На сегодняшний день библиотека Киевской духовной академии и семинарии оснащена современными компьютерами и другим необходимым оборудованием. Ведется активная подготовка компьютерного класса с доступом к Интернету, что поможет при написании дипломных работ и кандидатских диссертаций.

Для воплощения в жизнь реформы духовного образования в КДАиС ежемесячно проводятся заседания Ученого совета, на которых решаются насущные вопросы и определяются пути их решения.

Взаимодействие с другими учебными заведениями. Участие в богословских форумах

Для расширения кругозора академической семьи проводятся встречи преподавателей и студентов киевских духовных школ с представителями педагогического состава и студенчества других учебных заведений. 1 ноября одна из таких встреч состоялась в резиденции Предстоятеля Украинской Православной Церкви под главенством Блаженнейшего Митрополита Владимира. Гостями КДАиС были преподаватели и студенты философского отделения Киево-Могилянской академии.

Незадолго до этого, 25 октября, состоялась встреча ректора КДАиС епископа Бориспольского Антония с молодежным клубом при Свято-Троицком Ионинском монастыре.

Преподаватели Киевской духовной академии и семинарии принимают активное участие в международных научно-практических богословских конференциях. Так, 16-19 сентября в Спасо-Преображенском монастыре в Бозе (Италия) состоялась XV Международная конференция «Преображение Господне в православной духовной традиции», посвященная русской духовности. Делегацию Украинской Православной Церкви возглавил ректор КДАиС епископ Бориспольский Антоний. В состав делегации вошли преподаватели киевских духовных школ: протоиерей Владимир Савельев, священник Сергей Говорун и А. Романов.

3-4 октября в Глуховском государственном педагогическом университете состоялась Международная научно-практическая конференция «Деяния святителя Димитрия Ростовского», посвященная 250-летию канонизации святого. От Киевской духовной академии и семинарии на конференции присутствовал преподаватель КДС, заведующий канцелярией КДАиС Владимир Коцаба, который выступил с докладом на тему: «Проповедническая деятельность святителя Димитрия Ростовского».

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, 7 октября в актовом зале Киево-Печерской Лавры под председательством ректора КДАиС епископа Антония состоялась внутренняя академическая научная конференция, посвященная 250-летию канонизации святителя Димитрия Ростовского. После вступительного слова владыки Антония, в котором он подчеркнул важность научной деятельности святителя в истории Православной Церкви на Руси и в формировании христианского мировоззрения, преподаватели и студенты киевских духовных школ зачитали доклады, в которых всесторонне рассматривались биография, проповедническая деятельность и историческая значимость деяний святителя Димитрия.

11 октября в Москве прошли празднования, посвященные 90-летию возобновления патриаршества в Русской Православной Церкви. В рамках празднований в храме Христа Спасителя состоялась научная конференция «Патриаршество в Русской Православной Церкви», в которой принял участие ректор КДАиС епископ Бориспольский Антоний. Владыка зачитал доклад на тему «Поместные Церкви и церковное единство. Несколько слов о характере церковной автокефалии».

13-14 ноября в Днепропетровске прошли V Всеукраинские философско-богословские чтения «Православие в мировой культуре», на которых киевские духовные школы представлял доцент КДА протоиерей Василий Заев.

С 13 по 16 ноября в Москве продолжала свою работу Международная богословская конференция «Православное учение о церковных Таинствах». Украинскую Православную Церковь представлял ректор КДАиС Преосвященный Антоний. В рамках работы секции «Таинство священства» владыка ректор выступил с докладом «Святоотеческие основания Таинства священства». Всего в работе конференции приняли участие более 100 докладчиков из 15 стран мира.

Воспитанники и студенты представляют КДАиС на внутренне-церковных и международных научных конференциях. Одной из таких стала Международная студенческая научно-практическая конференция «Наука и религия», состоявшаяся 2-3 ноября в Минске при Институте теологии имени святых Мефодия и Кирилла Белорусского государственного университета. По благословению ректора КДАиС епископа Бориспольского Антония в работе форума приняли участие студенты КДА Виктор Иващук (IV курс, доклад на тему «О разноголосице и общих положениях в эволюционизме и креационизме») и Сергей Савенков (II курс, тема выступления - «Осмысление феномена клинической смерти в современной науке и христианской антропологии»).

Гости киевских духовных школ - известные церковные и светские деятели современности

2 октября ректор КДАиС епископ Бориспольский Антоний принял Чрезвычайного и Полномочного Посла Греческой Республики в Украине Димитру Харалампоса, а 5 октября Киевскую духовную академию и семинарию посетила известная греческая певица Анни Алексопулу.

Историческим событием для столичных духовных школ стал приезд Александрийского Патриарха Феодора ІІ. 15 октября с Его Блаженством общалась вся полнота КДАиС во главе с ректором. Решением Ученого совета КДА от 15 октября 2007 года (Журнал № 63) Блаженнейший Папа и Патриарх великого града Александрии, Ливии, Пентаполя, Эфиопии, всего Египта и всея Африки Феодор ІІ избран Почетным членом Киевской духовной академии. Диплом об избрании Патриарху вручил ректор КДАиС епископ Антоний. В благодарственном письме от 18 октября 2007 года на имя Преосвященного Антония Блаженнейший Папа и Патриарх написал: «Высказываем нашу патриаршую благодарность и удовлетворение той высокой честью, которой Вы удостоили нас, наградив титулом почетного члена Вашей Духовной академии».

С целью расширения практического восприятия богословских дисциплин, по инициативе преподавателей, студенты и воспитанники КДАиС бывают в учебных заведениях других религиозных вероисповеданий. В частности, 5 ноября студенты IV курса КДА посетили кирху святой Екатерины Немецкой Евангелическо-Лютеранской общины в Киеве. Целью визита было изучение истории, вероучения и литургики лютеранства в границах курса истории Реформации. На вопросы студентов отвечал пастор Петер Захи, который уже 7 лет служит в кирхе святой Екатерины.

16 ноября студенты III курса КДА совершили поездку в Католическую духовную семинарию, что в г. Городок Хмельницкой области. Наши учащиеся познакомились с жизнью и бытом семинарии, с ее научно-богословским процессом, побывали на совершении Мессы римского обряда, которую возглавил епископ Каменец-Подольский Леон, прослушали лекции профессоров семинарии, а также провели живой богословский диалог с тамошними учащимися на тему историко-религиозных событий в Западной Европе в период Средневековья.

Для повышения кругозора воспитанников и студентов на встречи с ними приглашаются известные церковные деятели и работники различных отраслевых направлений. Так, 1 ноября в актовом зале Киево-Печерской Лавры преподаватель Угрешской духовной семинарии кандидат богословия Владимир Питько прочитал лекцию на тему: «История и развитие ислама».

Неоднократно гостем киевских духовных школ становился известный современный миссионер, преподаватель Свято-Тихоновского богословского института диакон Андрей Кураев. Захватывающий ритор постоянно собирает вокруг себя немало семинаристов и академистов, с которыми общается на различные богословские темы, отвечая на поставленные вопросы в присущем ему оригинальном стиле.

Актовый день

9 ноября - память преподобного Нестора Летописца - ежегодный Актовый день Киевской духовной академии и семинарии. В этом году он был особенно праздничным: на торжествах присутствовали представители всех духовных семинарий УПЦ, а также ректор Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии архимандрит Леонид и представитель московских духовных школ. За богослужением в этот день ряд преподавателей были удостоены высоких наград Блаженнейшего Митрополита Владимира.

Торжественную часть празднования в актовом зале Киево-Печерской Лавры открыл ректор КДАиС епископ Антоний, после чего с приветственным словом к присутствующим обратился Блаженнейший Митрополит Владимир. После отчета за 2006-2007 учебный год проректора по воспитательной работе архидиакона Сергия Косовского профессор КДА протоиерей Георгий Соменок зачитал доклад на тему: «Крещение русов в церковно-культурном контексте греко-славянских отношений».

Теплыми были приветствия от гостей. А профессорско-преподавательский состав киевских духовных школ в этот день пополнился 3 доцентами. Ими стали: епископ Нежинский и Батуринский Ириней (Семко), протоиереи Димитрий Денисенко и Владимир Савельев. Грамотами Предстоятеля Украинской Православной Церкви были награждены студенты и воспитанники КДАиС, потрудившиеся над созданием нового издания «Закона Божьего». В завершение праздничного вечера хор киевских духовных школ под руководством иеромонаха Романа (Подлубняка) дал праздничный концерт.

Культурная жизнь КДАиС

В рамках культурно-просветительской деятельности руководство киевских духовных школ в сотрудничестве с другими государственными учреждениями культуры и искусств организовывает для студентов посещения театров и оперетты. Воспитанники духовных школ совершают экскурсии в музеи (в частности, музей Великой Отечественной войны), посещают городские библиотеки (Национальную библиотеку имени Вернадского) и проч.

На базе Киевской духовной академии действуют катехизаторские курсы, воскресная школа для детей и взрослых, православно-педагогические курсы.

Обустройство быта

Большое внимание в КДАиС уделяется созданию комфорта в повседневной жизни студентов и воспитанников. В летний период был проведен капитальный ремонт административного и академического корпусов, закуплена новая мебель и необходимое оборудование. В данное время на реставрации находится один из корпусов, который в будущем станет студенческим общежитием.

В киевских духовных школах действует медицинский кабинет, где врачи следят за здоровьем воспитанников. Качественная медицинская экспертиза очень важна для нормального учебного процесса. Стараниями главного врача Киевской клинической офтальмологической больницы «Центр микрохирургии глаза», главного офтальмолога МОЗ Украины, доктора медицинских наук, заслуженного врача Украины Сергея Рыкова недавно в медицинском кабинете появился кардиограф - аппарат для проведения кардиограммы сердца. В перспективе планируется полное обеспечение необходимым медицинским оборудованием. В случае необходимости городские больницы отзываются на просьбы администрации духовных школ и предоставляют воспитанникам и студентам КДАиС медицинскую помощь.

По благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Владимира сегодня киевские духовные школы вдохновенно и преданно выполняют свою главную миссию - воспитывают будущих священнослужителей для проповеди Евангелия Христового.

Об истории возникновения КДА - архимандрит Сильвестр Стоичев, старший помощник ректора КДА по учебно-методической работе, к 400-летию Киевских духовных школ.

Киево-Братский монастырь и Киевская духовная Академия

В этом году Киевская духовная академия, точнее сказать Киевские духовные школы, отмечают 400 лет со дня своего основания. Кто инициировал её возникновение ?

Именно 400 лет назад появилась Киевская духовная школа, которая ввела систематизированное преподавание богословских наук. Прежде всего, это было результатом деятельности свт. Петра Могилы. Да, есть и другие известные духовные школы, но все они возникли позже КДА и были организованы по образцу Киевской духовной академии (на то время - «Киево-Могилянской коллегии», наша духовная школа несколько раз меняла своё наименование).

Рисунок святителя Петра Могилы. Возможно, проект здания Киевской коллегии. 1630-е гг

Как известно, кадры решают всё, и, безусловно, для того, чтобы открыть любую школу, тем более богословскую, нужны образованные люди.

На то время Украина находилась под сильным влиянием держав другого вероисповедания, вследствие этого, православное образование в стране было не сильно развито. Само решение о необходимости открытия духовной школы, центра духовного образования и просвящениябыло крайне важным. Духовная школа выпускала специалистов, которые, благодаря полученным знаниям, могли открывать другие духовные школы, по образу своей alma mater. Очень многие выпускники Киево-Могилянской коллегии стали, просветителями, первыми учителями, и организаторами систематического богословского образования в других частях Православного мира. Прежде всего - в той же Москве, где огромное количество известных богословов, просветителей, «книжных людей», как было принято тогда говорить, были выпускниками Киево-Могилянской духовной коллегииили их учениками.

Киевский митрополит Петр Могила

- Какие задачи стояли перед духовным образованием?

Духовное образование помогаетрешать задачи извечно стоящие перед Церковью. Первая задача – наставление в вере тех, кто уже уверовал, а вторая - ведение миссионерской деятельности за пределами Церкви, работа с теми, кто сомневается, или критикует Православную Церковь. Для того чтобы выполнять эти задачи, необходимы серьёзное богословское образование и подготовка. Отсутствие оных плохо сказывалось на положении Православия и православных Украины того времени. Представители других конфессий были хорошо образованы и подготовлены, особенно - в области ведения полемики. И поэтому было необходимо не просто обладать богословским знанием, но и уметь это знание преподнести, уметь доказывать правильность и правоту Православия. Так что Киево-Могилянская духовная коллегия - это не только центр образования, но и центр защиты Православной веры. Мне кажется, что вторая задача даже важнее первой.

Конечно, иногда встречаются критические отзывы о Киево-Могилянской духовной коллегии и её основателе - митрополите Киевском Петре Могиле. Но, как показано во многих исследованиях, эти критические отзывы (даже если они небезосновательны) не умаляют того положительного, что сделал митрополит Пётр для Киево-Печерской Лавры, для Киево-Могилянской духовной коллегии в частности и вообще для всей нашей Церкви.

Главный корпус Киево-Могилянской колегии в XVII веке

- Расскажите, пожалуйста, о связи Киевских духовных школ с зарубежными духовными учебными заведениями.

Исторически Киевская духовная академия всегда поддерживала связь с зарубежными образовательными учреждениями. Многие преподаватели КДА получали образование на Западе. Была в то время такая тенденция - получать образование за рубежом, порой в католических учебных заведениях, но возвращаться обратно и использовать полученные знания для защиты Православия. Поэтому существовала связь в виде знакомства с традициями и тенденциями образования лучших университетов Европы.

Кроме того, как уже было сказано, многие выпускники Киево-Могилянской духовной коллегии подвизались иногда как основатели, иногда как выдающиеся деятели в других духовных школах. И это тоже - связи. Можно сказать, что Киево-Могилянская духовная коллегия создала целую семью духовных школ, семью выходцев из неё.

Студенты Киево-Могилянской Академии. Фрагмент гравюры. 1739 год

На определённом этапе своей истории Киевская духовная академия и сама стала центром образования для иностранных студентов. И прежде всего - для студентов из православных стран, бывших под властью Османской империи. В течение XIX-XX веков, в Киевской духовной академии обучалось много сербов, болгар, румын, арабов.Было даже несколько японцев. В этом плане наша Церковь, через КДА, помогала другим православным народам сохранить от упадка уровень образованияи поддерживать достойный уровень пастырского служения. Когда в новых исторических условиях возникла возможность создания национальных духовных школ, этим занялись именно выпускники КДА.

Один из залов Церковно-археологического музея. 1910-е гг

Традиционно Киевская духовная академия имела научные связи со многими научно-исследовательскими центрами. Много студентов ездило в Европу - работать в библиотеках и слушать лекции известных профессоров. Слава Богу, сегодня эта традиция возрождается. За последние 7 лет КДА подписала договоры о сотрудничестве с учебными заведениями в Сербии, Италии, Швейцарии, Румынии. Планируется подписание таких договоров в Словакии, Польше, США. Даже сложно сейчас сходу перечислить все те вузы, с которыми у КДА подписан подобный договор.

Лицевой фасад нового учебного корпуса Киевской Духовной Академии. Фото начала ХХ века

- А сегодня в Академии учатся иностранные студенты?

И сейчас многие желают учиться в КДА. У нас есть студенты из Сербии, священнослужитель-грек, были студенты из Польши. Надеюсь, что количество иностранных студентов будет расти, это необходимо для поддержания образовательной и духовной связи с другими православными поместными Церквами.

Киевская духовная семинария и академия. Современный вид

- Можно сказать, что уровень Академии ничуть не ниже, а можно сказать, даже на голову выше светского ВУЗа?

Я в этом абсолютно уверен по той простой причине, что у нас требуются и преподаются дисциплины обязательные для гуманитария. Это и языки, и философия, и история философии, и логика. В нашей магистратуре есть предметы, которые глубоко изучают различные философские течения. Есть предметы, связанные с изучением языков. У нас изучается и английский, и латинский, и древнегреческий, древнееврейский языки. Также - богословские предметы, которые для нас являются приоритетными. Поэтому студент нашего учебного заведения обладает возможностью получить хорошее гуманитарное образование в области языков и общих предметов вроде истории и истории философии, а также - овладеть богословскими дисциплинами.