Бородин а. п
Потапова Ольга Николаевна
Должность:
преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение:
МАУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт:
с.Инзер, Белорецкий район, Республика Башкортостан
Наименование материала:
Методическая разработка открытого урока
Тема:
"Вокальное творчество русского композитора А.Бородина"
Дата публикации:
06.03.2017
Раздел:
дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО УРОКА
НАПРАВЛЕНИЕ:
Теория и методика дополнительного образования детей
«Вокальное творчество русского композитора А.Бородина»
Выполнила: Потапова О.Н.
преподаватель
теоретических дисциплин
МАУ ДО «ДШИ»
с.Инзер 2017 г.
1. Введение.
2. Вокальное творчество русского композитора А.Бородина (беседа).
3. Задание для учащихся -стилистическое направление в музыке.
4. Связь музыки и поэзии в вокальном творчестве А.Бородина.
5. Заключение.
6. Список литературы.
7. Приложение.
1. ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования:
Учебный предмет «Музыкальная литература» является одной из
обязательных
дисциплин
искусств.
направлен
духовно-нравственное
развитие
овладение
духовными и культурными ценностями народов мира.
На учебных занятиях учащиеся опираясь на собственные впечатления
соотносить
прослушанное
произведение
знакомым
стилистическим направлением в музыке. Учащиеся должны научиться логично
и последовательно излагать свои мысли в устном и письменном виде.
К этому периоду (третий год обучения музыкальной литературе) у
учащихся
формируются
музыкально-исторические
представления,
художественном образе и содержании музыкального произведения. Учащиеся
могут определить жанр, стиль, эпоху, в которой создавалось произведение,
провести сравнительный анализ прослушанных произведений.
На данном уроке учащиеся знакомятся с вокальным творчеством русского
композитора 19 века Александра Порфирьевича Бородина. Предыдущий урок
был посвящён образу жизни и творчества композитора, его достижений в науке.
А.П. Бородин работал в эпоху романтизма, его привлекали богатырские образы.
«Талант Бородина ровно могуч и поразителен как в симфонии, так и в
опере и романсе. Главные качества его- великая сила и ширина, колоссальный
стремительность
порывистость,
соединённая
изумительной
страстностью, нежностью и красотой» В.В. Стасов.
Объект исследования: музыкальное обучение и воспитание учащихся ДШИ.
Предмет исследования: вокальное творчество русского композитора
А.Бородина.
Цель:
познакомить учащихся с вокальным творчеством А.Бородина;
развивать навыки аналитического и творческого воображения детей;
совершенствовать
музыкальное
восприятие,
анализировать,
сравнивать, выделять главное.
Задачи
Образовательные: опираясь на музыкальный опыт учащихся формировать их
вокальной
частности
композитора
А.Бородина);
организовать процесс анализа музыкального произведения.
Развивающие: развивать
импровизации
различных
композиторов; развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные: на
эмоционального
восприятия
вокального
творчества
композитора
А.Бородина
воспитывать
уважение
музыкальной
культуре
воспитывать
уважение
доброжелательное
отношение
мнению других; обогащать духовный мир учащихся.
Оборудование: портрет
А.Бородина,
М.Мусоргского,
репродукции
русских художников, ноутбук.
Методы обучения и формы организации учебной деятельности:
практические, словесные;
активизация
музыкального
учащихся
индивидуальной
групповой деятельности.
Форма урока: урок-диалог.
План урока
1. Знакомство с вокальным творчеством А.Бородина.
2. Задание-тест «Стилистическое направление в музыке».
3. Связь музыки и поэзии в вокальном творчестве А.Бородина.
4. Итог урока.
2. ВОКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО КОМПОЗИТОРА А.БОРОДИНА
Жанр романса был любим русскими композиторами 19 столетия, отдал ему
Александр
Порфирьевич
творческое
наследие выглядит более чем скромным- всего шестнадцать произведений. В
то время как у трёх его товарищей по «Могучей кучке» количество романсов
исчисляется десятками и даже сотнями. Но это тот самый случай, когда по
количеству нельзя судить о качестве. Пусть их и немного, зато каждый -шедевр.
Романсы А.Бородина можно разделить на три группы:
Образы народного эпоса, сказки.
Лирические и психологические зарисовки.
Бытовые, юмористические.
Особенный интерес вызывают сказочные романсы, например «Спящая
княжна». В нём сочетаются образы спящей девушки, злых фантастических
существ и образ богатыря-освободителя. Образ княжны сравнивался с образом
скованной
враждебными
когда «час
пробужденья». В романсе заметны черты романтизма- нового стиля в искусстве
того времени. Композитор использует форму рондо, которая хорошо выражает
образы произведения. Рефрен- спящая княжна, эпизоды- фантастические силы
и богатырь-освободитель (просмотр видео).
«Песня тёмного леса» содержит более конкретный богатырский образ.
Композитор сам сочинил слова в духе старинных народных песен-вольницы
(недаром своему романсу композитор дал подзаголовок- Старая песня). В этом
романсе Бородин показал народные образы прошлого и подчеркнул в них то,
что было близко современности- стихийную силу и неудержимость, стремление
к свободе (просмотр видео).
Среди лирических романсов особое место занимает элегия «Для берегов
дальной». Произведение написано в 1881 году под впечатлением
смерти Модеста Мусоргского. Музыка романса сливается с текстом
выражает
настроение
сдержанной
мужественной
скорби, боль переживаний. (Ученик делает краткое сообщение: «Лирика-это
духовный мир человека, выражение разнообразных душевных переживаний,
чувств и настроения») Именно в этом романсе раскрывается глубина и сила
чувств в сочетании с сдержанностью и благородством (просмотр видео).
Ярким примером сатирических романсов является «Спесь»
А.Толстого.
Бородину были несвойственны насмешка и ирония. Его музыку
отличает
добродушный
приблизился
социальной
сатире-жанру,
популярному
творчестве
А.Даргомыжского
М.Мусоргского.
титулярный
советник-это
человеческий
конкретный
представитель
которого
соседству,
персонаж-спесь -обобщённо-аллегорический (просмотр видео).
Задание для учащихся
В некоторых романсах А.Бородина заметны черты нового стиля в искусстве
времени- романтизм.
русского
романтизма
началась
образцы национального творчества, в том числе и народного.
Становление русского романтизма тесно связано с важнейшим
историческим
событием-победой
Отечественной
национального самосознания, вера в великое назначение России и её народа
стимулируют интерес к фольклору. Русским романтикам казалось, что, постигая
дух народа, они приобщались к идеальным началам жизни. Народный характер
проявляется
как не просто положительный, но героический, национально-
самобытный,
коренится
исторических
традициях
исторических, разбойничьих песнях, былинах, богатырских сказках.
Характерными чертами романтизма являются- бесконечное движение к
ускользает,
фантастические
сказочная
мечтательность, глубокая духовная тематика.
Описание задания:
на доске нарисовано дерево, на стволе написано -романтизм, учащиеся
прикрепить
написаны
композиторов- романтиков. (листья-П.Чайковский, Ф.Лист, Г.Свиридов, И.Бах,
Н.Римский-Корсаков,
В.Верстовский,
В.Моцарт,
А.Бородин,
Д.Шостакович, Ф.Шуберт, Ц.Кюи, Р.Шуман, М.Мусоргский-учащиеся должны
выбрать русских композиторов-романтиков).
4. Связь музыки и поэзии в вокальном творчестве А.Бородина
Бородин в своём творчестве обращался к стихам разных поэтов- и не только
руских. Им положены на музыку стихи Александра Пушкина, Генриха Гейне,
Алексея Толстого. Подобно Мусоргскому, он иногда сочинял тексты для своих
вокальных миниатюр, что помогало добиваться большей слитности музыки и
текста. Сам композитор говорил, что его «тянет к пению, кантилене, а не
речетативу». Отсюда напевность и мелодичность его романсов. А.Бородин
старался как можно тоньше выражать душевные переживания, глубину чувств,
поэтические образы.
В работе с текстами других поэтов композитор учитывал замысел автора,
использовал близкие к поэтическим жанрам романсов: балладу, элегию, сказку,
добивался
выразительно сти
аккомпанемента в сочетании с мелодией и текстом.
ИТОГ УРОКА :
Учащиеся познакомились с вокальным творчеством А.Бородина;
Определили стилистическое направление в творчестве композитора
романтизм и его характерные черты;
Закрепили знание жанров романсов.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учебный предмет «музыкальная литература» является важным предметом в
обучении учащихся детской школы искусств. На занятиях учащиеся опираются
собственные
впечатления,
музыкально-историческое
представление
услышанного и формируют собственное мнение о музыкальном произведении.
Опираясь на полученный собственный опыт учащиеся совершенствуют
музыкальное восприятие, умение анализировать, выделять главное. Формируют
знания о вокальной музыке А.Бородина, развивают навыки импровизации в
стилях различных композиторов. Учащиеся познакомились с краткой историей
развития русского романтизма, его характерные черты.
На примере романсов А.Бородина учащиеся проследили тесную связь
музыки и текста, сочинённого самим композитором, а также текстами других
В ходе проведения урока был сделан вывод:
вокальное творчество А.Бородина является шедевром мировой культуры.
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 М.Шорникова «Русская музыкальная классика», Ростов на Дону, издательство
«Феникс», 2007г.
2 А.П. Бородин романсы \\ musisseasons\borodin-romansy\
3 Научно-методический журнал «Музыка в школе» 1-2004г. Москва.
4 А.Бородин «Романсы», Москва, «Музыка» 1987г.
5 Музыкальный клуб В-20, Москва, «Музыка», 1986г.
6 А.В. Фёдоров «Введение в литературоведение», Москва, Оникс, 2007
Александр Бородин. «Спящая княжна». Исполняет бас Петр ГлубокийТалантливый химик и композитор, автор оперы «Князь Игорь», из которой как минимум один номер — «Половецкие пляски » — знают все, Александр Бородин сочинял и романсы. Первым весомым сочинением в этом жанре стала «Спящая княжна», написанная в 1867 году на собственный текст Бородина. И это романс совсем не типичный — ни любви, ни разуверений, ни надежд, ни грусти: вол-шеб-ная сказка, а в ней — намек. Спящая княжна, богатырь, который должен ее раз-будить, сказочная нечисть — все это напомнило слушателям «Руслана и Люд-милу» Глинки (тем более что появление шумного роя ведьм и леших в вол-шебном лесу сопровождается «гаммой Черномора», которую Глинка придумал для глав-ного злодея).
Только вот сказка Бородина без счастливого конца. Убаюкивающе монотонный аккомпанемент фортепиано и гипноти-ческий повтор слов рисуют сон княжны — это рефрен, и он неизбежно возвращается, кто бы ни попытался нарушить порядок вещей. Похоже, эту княжну не сможет разбудить даже гря-дущий богатырь, хотя композитор на это надеялся: «Под спящей княжной я разумею нашу несчастную угнетенную страну и хочу, чтобы настал час пробуждения».
Музыка Бородина... возбуждает ощущение силы, бодрости, света; в ней могучее дыхание, размах, ширь, простор; в ней гармоничное здоровое чувство жизни, радость от сознания, что живешь.
Б. Асафьев
А. Бородин является одним из замечательных представителей русской культуры второй половины XIX в.: гениальный композитор, выдающийся ученый-химик, активный общественный деятель, педагог, дирижер, музыкальный критик, он проявил также и незаурядное литературное дарование. Однако в историю мировой культуры Бородин вошел прежде всего как композитор. Им создано не так уж много произведений, но их отличает глубина и богатство содержания, разнообразие жанров, классическая стройность форм. Большинство из них связано с русским эпосом, с повествованием о героических подвигах народа. Есть у Бородина и страницы сердечной, задушевной лирики, не чужды ему шутка, мягкий юмор. Для музыкального стиля композитора характерны широкий размах повествования, мелодичность (Бородин обладал способностью сочинять в народно-песенном стиле), красочность гармоний, активная динамическая устремленность. Продолжая традиции M Глинки, в частности его оперы «Руслан и Людмила», Бородин создал русскую эпическую симфонию, а также утвердил тип русской эпической оперы.
Бородин родился от неофициального брака князя Л. Гедианова и русской мещанки А. Антоновой. Свою фамилию и отчество он получил от дворового человека Гедианова - Порфирия Ивановича Бородина, сыном которого его записали.
Благодаря уму и энергии матери мальчик получил прекрасное домашнее образование и уже в детстве обнаружил разносторонние способности. Особенно привлекала его музыка. Он научился играть на флейте, фортепиано, виолончели, с интересом слушал симфонические произведения, самостоятельно изучал классическую музыкальную литературу, переиграв в 4 руки со своим товарищем Мишей Щиглевым все симфонии Л. Бетховена, И. Гайдна, Ф. Мендельсона. Рано проявился у него и композиторский дар. Его первыми опытами стали полька «Helene» для фортепиано, Концерт для флейты, Трио для двух скрипок и виолончели на темы из оперы «Роберт-дьявол» Дж. Мейербера (1847). В эти же годы у Бородина проявилась страсть к химии. Рассказывая В. Стасову о своей дружбе с Сашей Бородиным, М. Щиглев вспоминал, что «не только его собственная комната, но чуть не вся квартира была наполнена банками, ретортами и всякими химическими снадобьями. Везде на окнах стояли банки с разнообразными кристаллическими растворами». Близкие отмечали, что уже с детских лет Саша всегда был чем-нибудь занят.
В 1850 г. Бородин успешно выдержал экзамен в Медико-хирургическую (с 1881 г. Военно-медицинская) академию в Петербурге и с увлечением отдался занятиям медициной, естествознанием и особенно химией. Общение с выдающимся передовым русским ученым Н. Зининым, который блестяще читал в академии курс химии, вел индивидуальные практические занятия в лаборатории и видел в талантливом юноше своего преемника, оказало большое влияние на становление личности Бородина. Увлекался Саша и литературой, особенно любил он произведения А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, работы В. Белинского, читал философские статьи в журналах. Свободное от академии время отдавалось музыке. Бородин часто посещал музыкальные собрания, где исполнялись романсы А. Гурилева, А. Варламова, К. Вильбоа, русские народные песни, арии из модных тогда итальянских опер; постоянно бывал на квартетных вечерах у музыканта-любителя И. Гаврушкевича, нередко участвуя в качестве виолончелиста в исполнении камерно-инструментальной музыки. В эти же годы он познакомился с произведениями Глинки. Гениальная, глубоко национальная музыка захватила и увлекла юношу, и с этих пор он становится верным поклонником и последователем великого композитора. Все это побуждает его к творчеству. Бородин много самостоятельно работает над овладением композиторской техникой, пишет вокальные сочинения в духе городского бытового романса («Что ты рано, зоренька»; «Слушайте, подруженьки, песенку мою»; «Разлюбила красна девица»), а также несколько трио для двух скрипок и виолончели (в т. ч. на тему русской народной песни «Чем тебя я огорчила»), струнный Квинтет и др. В его инструментальных произведениях этой поры еще заметно сказывается влияние образцов западноевропейской музыки, в частности Мендельсона. В 1856 г. Бородин отлично сдал выпускные экзамены и для прохождения обязательной врачебной практики был прикомандирован врачом-ординатором ко второму Военно-сухопутному госпиталю; в 1858 г. он успешно защитил диссертацию на ученую степень доктора медицины, а через год был отправлен академией за границу для научного усовершенствования.
Бородин обосновался в Гейдельберге, где к тому времени собралось немало молодых русских ученых разных специальностей, среди которых были Д. Менделеев, И. Сеченов, Э. Юнге, А. Майков, С. Ешевский и другие, ставшие друзьями Бородина и составившие так называемый «Гейдельбергский кружок». Собираясь, они обсуждали не только научные проблемы, но и вопросы общественно-политической жизни, новости литературы и искусства; здесь читали Колокол и Современник, здесь звучали идеи А. Герцена, Н. Чернышевского, В. Белинского, Н. Добролюбова.
Бородин интенсивно занимается наукой. За 3 года пребывания за границей он выполнил 8 оригинальных химических работ, принесших ему широкую известность. Он использует любую возможность для поездок по странам Европы. Молодой ученый знакомился с жизнью и культурой народов Германии, Италии, Франции, Швейцарии. Но и музыка всегда сопутствовала ему. Он по-прежнему с увлечением музицировал в домашних кружках и не упускал возможности побывать на симфонических концертах, в оперных театрах, познакомившись таким образом со многими произведениями современных западноевропейских композиторов - К. М. Вебера, Р. Вагнера, Ф. Листа, Г. Берлиоза. В 1861 г. в Гейдельберге Бородин встретился со своей будущей женой - талантливой пианисткой и знатоком русской народной песни Е. Протопоповой, горячо пропагандировавшей музыку Ф. Шопена, Р. Шумана. Новые музыкальные впечатления стимулируют творчество Бородина, помогают ему осознать себя русским композитором. Он настойчиво ищет в музыке свои пути, свои образы и музыкально-выразительные средства, сочиняя камерно-инструментальные ансамбли. В лучшем из них - фортепианном Квинтете до минор (1862) - уже ощущается и эпическая сила, и напевность, я яркий национальный колорит. Это сочинение как бы подводит итог предшествующему художественному развитию Бородина.
Осенью 1862 г. он вернулся в Россию, был избран профессором Медико-хирургической академии, где до конца своей жизни читал лекции и вел практические занятия со студентами; с 1863 г. некоторое время преподавал и в Лесной академии. Начал он и новые химические исследования.
Вскоре после возвращения на родину в доме профессора академии С. Боткина Бородин познакомился с М. Балакиревым, который со свойственной ему проницательностью сразу оценил композиторский талант Бородина и заявил молодому ученому, что истинным его призванием является музыка. Бородин входит в кружок, который помимо Балакирева составляли Ц. Кюи, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков и художественный критик В. Стасов. Так завершилось формирование творческого содружества русских композиторов, известного в истории музыки под названием «Могучая кучка». Под руководством Балакирева Бородин приступает к созданию Первой симфонии. Законченная в 1867 г. она была с успехом исполнена 4 января 1869 г. в концерте РМО в Петербурге под управлением Балакирева. В этом произведении окончательно определился творческий облик Бородина - богатырский размах, энергия, классическая стройность формы, яркость, свежесть мелодий, сочность красок, самобытность образов. Появление этой симфонии знаменовало наступление творческой зрелости композитора и рождение нового направления в русской симфонической музыке.
Во второй половине 60-х гг. Бородин создает ряд романсов очень разных по тематике и характеру музыкального воплощения - «Спящая княжна», «Песня темного леса», «Морская царевна», «Фальшивая нота», «Отравой полны мои песни», «Море». Большая часть из них написана на собственный текст.
В конце 60-х гг. Бородин приступил к сочинению Второй симфонии и оперы «Князь Игорь ». В качестве сюжета оперы Стасов предложил Бородину замечательный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». «Мне этот сюжет ужасно по душе. Будет ли только по силам?..» Попробую, - ответил Стасову Бородин. Патриотическая идея «Слова», его народный дух были особенно близки Бородину. Сюжет оперы как нельзя лучше отвечал особенностям его таланта, склонности к широким обобщениям, эпическим образам и его интересу к Востоку. Опера создавалась на подлинном историческом материале, и Бородину было очень важно добиться создания верных, правдивых характеров. Он изучает множество источников, связанных со «Словом» и той эпохой. Это и летописи, и исторические повести, исследования о «Слове», русские эпические песни, восточные напевы. Либретто оперы Бородин писал сам.
Однако сочинение продвигалось медленно. Главная причина - занятость научной, педагогической и общественной деятельностью. Он был в числе инициаторов и учредителей Русского химического общества, работал в Обществе русских врачей, в Обществе охранения народного здравия, принимал участие в издании журнала «Знание», входил в состав директоров РМО, участвовал в работе Петербургского кружка любителей музыки, руководил созданными им в Медико-хирургической академии студенческим хором и оркестром.
В 1872 г. в Петербурге открылись Высшие женские медицинские курсы. Бородин явился одним из организаторов и педагогов этого первого высшего учебного заведения для женщин, отдавал ему много времени и сил. Сочинение Второй симфонии было закончено лишь в 1876 г. Симфония создавалась параллельно с оперой «Князь Игорь» и очень близка ей по идейному содержанию, характеру музыкальных образов. В музыке симфонии Бородин достигает яркой красочности, конкретности музыкальных образов. По свидетельству Стасова, он хотел в 1 ч. нарисовать собрание русских богатырей, в Анданте (3 ч.) - фигуру Баяна, в финале - сцену богатырского пира. Название «Богатырская», данное симфонии Стасовым, прочно закрепилось за ней. Впервые симфония была исполнена в концерте РМО в Петербурге 26 февраля 1877 г. под управлением Э. Направника.
В конце 70-х - начале 80-х гг. Бородин создает 2 струнных квартета, став наряду с П. Чайковским основоположником русской классической камерно-инструментальной музыки. Особую популярность завоевал Второй квартет, музыка которого с большой силой и страстностью передает богатый мир душевных переживаний, обнажая яркую лирическую сторону дарования Бородина.
Однако главной заботой была опера. Несмотря на огромную занятость всевозможными обязанностями и воплощением замыслов других сочинений, «Князь Игорь» находился в центре творческих интересов композитора. В течение 70-х гг. был создан ряд основополагающих сцен, часть из которых исполнялась в концертах Бесплатной музыкальной школы под управлением Римского-Корсакова и нашла горячий отклик у слушателей. Большое впечатление произвело исполнение музыки Половецких плясок с хором, хоров («Слава» и др.), а также сольных номеров (песня Владимира Галицкого, каватина Владимира Игоревича, ария Кончака, Плач Ярославны). Особенно много удалось сделать в конце 70-х - первой половине 80-х гг. Друзья с нетерпением ждали завершения работы над оперой и всячески старались содействовать этому.
В начале 80-х гг. Бородин написал симфоническую партитуру «В Средней Азии », несколько новых номеров для оперы и ряд романсов, среди которых выделяется элегия на ст. А. Пушкина «Для берегов отчизны дальней». В последние годы жизни он работал над Третьей симфонией (к сожалению, не оконченной), написал Маленькую сюиту и Скерцо для фортепиано, а также продолжал работать над оперой.
Изменение общественно-политической обстановки в России 80-х гг. - наступление жесточайшей реакции, гонения на передовую культуру, разгул грубого бюрократического произвола, закрытие женских медицинских курсов - действовало на композитора подавляюще. Все труднее становилось бороться с реакционерами в академии, увеличилась занятость, стало сдавать здоровье. Тяжело переживал Бородин и кончину близких ему людей - Зинина, Мусоргского. Вместе с тем большую радость ему доставляло общение с молодежью - учениками и коллегами; значительно расширился и круг музыкальных знакомств: он охотно посещает «беляевские пятницы», близко знакомится с А. Глазуновым, А. Лядовым и другими молодыми музыкантами. Большое впечатление произвели на него встречи с Ф. Листом (1877, 1881, 1885), который высоко оценил творчество Бородина и пропагандировал его произведения.
С начала 80-х гг. известность Бородина-композитора растет. Его произведения исполняются все чаще и получают признание не только в России, но и за рубежом: в Германии, Австрии, Франции, Норвегии, Америке. Триумфальный успех его сочинения имели в Бельгии (1885, 1886). Он стал одним из самых известных и популярных русских композиторов в Европе конца XIX - начала XX в.
Сразу же после внезапной смерти Бородина Римский-Корсаков и Глазунов решили подготовить к печати его незаконченные произведения. Они завершили работу над оперой: Глазунов воссоздал по памяти увертюру (как она намечалась Бородиным) и сочинил на основе авторских эскизов музыку III акта, Римский-Корсаков инструментовал большую часть номеров оперы. 23 октября 1890 г. Князь Игорь был поставлен на сцене Мариинского театра. Спектакль вызвал горячий прием у публики. «Опера „Игорь“ во многом, прямо родная сестра великой оперы Глинки „Руслан“», - писал Стасов. - «в ней та же мощь эпической поэзии, та же грандиозность народных сцен и картин, та же изумительная живопись характеров и личностей, та же колоссальность всего облика и, наконец, такой народный комизм (Скула и Ерошка), который превосходит даже комизм Фарлафа».
Творчество Бородина оказало огромное влияние на многие поколения русских и зарубежных композиторов (и их числе Глазунов, Лядов, С. Прокофьев, Ю. Шапорин, К. Дебюсси, М. Равель и др.). Оно составляет гордость русской классической музыки.
Оперы Римский-Корсаков. Опера "Снегурочка".Содержание оперы Бородин . Опера "Князь Игорь".Содержание оперы Чайковский. Опера "Евгений Онегин".Содержание оперы Музыкальные развлечения Музыкальная...
Нередко - при «парящем» движении 1 Дополнительное усиление экспрессии достигается неполными разрешениями (не разрешаются eis и dis). мелодии. Представим себе две мелодии Бородин а в приблизительном сочетании...
Бородин а, Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова, Скрябина, Стравинского, Прокофьева, Шостаковича, Свиридова? Перечислите произведения этих композиторов, которые...
Напомнить медленные вступления к 4 симфонии Шумана или Шотландской Мендельсона, а также лирическое наклонение, в котором решены первые сонатные части в 3 симфонии Бородин а, 4 Чайковского, 4 Брамса, 9 ...
Шестнадцатая и восьмая с точкой) Бородин "Князь Игорь" Ария Кончака эпизод "Ты ранен в битве при Каяле" - оркестровое сопровождение, пронизанное ритмом скачки. 2) синкопа - несовпадение ритмического...
Вв. возрождаются вновь некоторые принципы модальной гармонии (например, у М. П. Мусоргского, А.П. Бородин а) - ориентация на определённый ладовый звукоряд, нецентрализованность лада, переменность устоя, ...
Смягчает их эффект. Русские композиторы Глинка, Балакирев, Бородин , Мусоргский вводят большетерцовые ряды редко. Чайковский же и особенно Римский-Корсаков часто и по-разному. У Римского-Корсакова при...
Симфония, II часть. Кабалевский. Скрипичный концерт II часть. Мясковский 6 симфония, соч. 23, ч.II. Шуман 3 симфония, соч. 97,ч. II Органный пункт на III ступени мажора. Бородин , "Князь Игорь", II действие, ...
На Дебюсси, - «Спящая княжна» Бородин а. В более широком смысле это произведение едва ли не впервые в истории музыки развертывает «пента-целотонный комплекс» (см. далее). Известно тяготение Дебюсси к параллелизму...
Вспомним в этой связи слова Б. В. Асафьева, относящиеся к стилю Бородин а. Отмечая такие коренные его черты, как эпическое спокойствие, плавность, простор, Асафьев продолжает: «Зато, когда в моменты...
АЛЕКСАНДР ПОРФИРЬЕВИЧ БОРОДИН КНЯЗЬ ИГОРЬ Опера в четырех действиях (пяти картинах) с прологом Либретто написано на материале русской эпической поэмы XII в. «Слово о полку Игореве» А. П. Бородин ым. Первое...
Школа" (аналогично музыкальной группе во Франции - "Пятёрка" или "Группа пяти"). В "М.к." входили М.А. Балакирев (глава кружка), А.П. Бородин , Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков; к ней временно...
Традиции "кучкистов" развиваются в творчестве А. ГЛАЗУНОВА. Гармонический стиль Глазунова вырастает из стиля Бородин а и Римского-Корсакова при более четкой функциональной логике каждого гармонического...
И Вебера, но и в «Руслане» Глинки, «Тангейзере» и «Нюрнбергских мейстерзингерах» Вагнера, «Князе Игоре» Бородин а, «Кармен» Бизе, «Обручении в монастыре» Прокофьева. Вторую из основных-драматургическую...
Примеров- Л. Бетховен, соната «Appassionata», ч. II; Ф. Шопен, скерцо из сонаты си-бемоль минор; Э. Григ, скерцо ми минор, ор. 54; А. Бородин , «У монастыря»; Ф. Лист, «Похоронное шествие») . Иногда для...
Оперного действия. Можно напомнить о Прологе к «Князю Игорю» Бородин а, в котором своеобразно соединяются сонатная и сложная трехчастная формы; об Интродукции к «Руслану и Людмиле» ...
18.
Гармония в творчестве композиторов "Могучей кучки". Гармония Мусоргского, гармония Римского-Корсакова, гармония Бородина, гармония Балакирева
(Гармония/Гармонические стили композиторов)
Симфония А.Бородин а). Общая функциональная направленность тонального плана и гармонии сохраняется и обогащается. Обогащается и мажоро-минорная система, включающая новые квартовые и секундовые созвучия...
Сильнейшее влияние М. Мусоргского, а также А. Бородин а, Н.Римского-Корсакова. Они преломили их достижения в плане субъективно-камерной или экзотически-красочной гармонии, в которой усиливается тонкая детализация...
D b5 Бородин . Каватина Кончаковны. Лист "О, где он?" Лист. "Осенние ветры уныло шумят (II) VII7 b3 (раздел Allegro molto agitato)/ Григ. "Весенний цветок" op.26 №4 Римский-Корсаков. "Царская...
3.6.1. О бщая характеристика творчества
- Сохор, А.Н. А.П. Бородин / А.Н. Сохор. – М., Л., 1965.
- Дианин, С.А. Бородин. Жизнеописание / С.А. Дианин. – М., 1960.
- Зорина, А. А.П. Бородин / А. Зорина. – М., 1988.
- Асафьев Б. Русская музыка: XIX и начало XX в. / Б. Асафьев. – Л., 1979.
- Стасов, В. Статьи о музык. В. 1‑5/ В. Стасов. – М., 1974 – 1980. – Вып. 5б.– М., 1980.
Александр Порфирьевич Бородин вошёл в историю русской музыки как продолжатель «руслановской» традиции Глинки. Эпическое начало – основа его музыкального стиля во всех жанрах. В музыковедении давно стало традиционным сравнивать Бородина с Бояном – легендарным певцом-сказителем времён Киевской Руси. Однако, обращаясь ко временам давно минувшим, Бородин отражал и осмысливал сомнения и надежды, радости и беды своего века. В итоге главное русло творчества композитора определила идея исторической преемственности незыблемых и вековечно возрождающихся духовных ценностей народа.
Наследие композитора можно проследить по этапам эволюции творчества:
- 60-е гг .: Первая симфония, романсы «Спящая княжна», «Морская царевна», «Песня тёмного леса». Данный период характеризуется становлением эпической темы.
- 70-е гг .: Вторая симфония, опера-балет «Млада» (совместно с кучкистами), романс «Море», романсы на стихи Гейне, струнный квартет № 1, часть оперы «Князь Игорь». Для периода характерен расцвет эпоса и лирики.
- 80-е гг. : симфоническая картина «В Средней Азии», «Князь Игорь», струнный квартет № 2, «Маленькая сюита» для фортепиано, Третья симфония, романсы. В данный период продолжается прежняя линия творчества, а также наблюдается усиление черт камерности, появление трагических образов.
При изучении творчества Бородина исследователи сталкиваются с парадоксом: несопоставимость количественного состава наследия с его огромной важностью для истории мировой музыкальной культуры. Существует множество объяснений данного факта. Бородин, будучи композитором и учёным-химиком одновременно, подобно великим художникам прошлого, стремился к цельности научно-художественного осмысления мира. Осознанно или интуитивно он не мог без вреда для себя отказаться от одной из своих духовных склонностей. В противном случае цельность личности нарушится.
Для творчества Бородина характерны следующие темы, образы :
- Русское богатырское .
- Восток . Для Бородина природа русского эпического мышления противоречиво и закономерно соединяет в себе тенденции западной активной действенности и восточной отрешённой созерцательности.
- Лирика . Два вида: выражающая чувство массы или эпического героя; чувства личные.
- Природа . Либо отождествляется с богатырской силой (спящей или пробуждающейся), либо изображается реалистически (ласковая и задумчивая).
- Юмор . Добродушный комизм, чужды пафос обличителя, романтический скепсис и ирония.
Стиль
В творчестве Бородина воплощены как общекучкистские идеалы, так и своё собственное, индивидуальное. С кучкистами его объединяла приверженность идее создания русской школы на основе развития традиций Глинки. Также был глинкианцем в плане введения в драматургию своих произведений славянских и восточных тем в их контрастировании и противопоставлении. Мастерски владеет вариантно-вариационным методом развития. Увлечён романтическим искусством, один из русских шуманистов. Разделял интерес кучкистов к программной музыке.
С другой стороны, Бородин обладал умом объективно мыслящего учёного. Он более всех кучкистов был влеком к классическим произведениям. С юношеских лет играл партию виолончели в квартетах Гайдна, Моцарта. Он прекрасно владеет формой, первым среди кучкистов написал симфонию. В отличие от кучкистов его влекут формы замкнутые и репризные. С Глинкой его сближало отрицательное отношение к говорной музыке. Музыку стиха он слышал в совершенстве. Даже декламация основана на кантабельности.
Таким образом, в искусстве Бородина объединилось стремление к романтическому высказыванию и строгий рационализм учёного. От Балакирева ему передалась тенденция к долгому обдумыванию своих произведений.
Музыкальный язык
- Истоки . Римский-Корсаков определил формулу стиля Бородина: «Глинка+Бетховен+Шуман+своё».
- Мелодия . Опора на русское народное песенное творчество различных жанров: былина, протяжная песня, плясовые и хороводные песни, также восточные интонации.
- Гармония . С одной стороны – опора на старинные элементы осьмогласия, натурально-ладовые обороты, усиление чувства архаики через параллельные октавы, кварты, квинты. С другой стороны – развивает красочную, колористическую сторону. Очень выразительны «бородинские секунды и кварты». Использует септ- и нонаккорды побочных ступеней, альтерацию доминанты, целотоновую гамму, большетерцовые сопоставления тональностей, длительные органные пункты.
- Драматургия . Неконфликтная, эпическая. Интересен метод синтеза, сближения первоначально контрастных элементов на основе заложенного внутреннего единства тем.
- Оркестр . Характерна прозрачность, культивирование соло деревянных духовых. Оркестр «чистых тембров».
Контрольные вопросы:
- Каково значение творчества Бородина?
- В чём состоит специфика творческого процесса Бородина, как она повлияла на оставленное композиторское наследие?
- Очертите основные темы и образы творчества.
- Охарактеризуйте стиль композитора с точки зрения сосуществования в нём общекучкистских и индивидуальных черт.
- Каковы особенности музыкального языка?
Вопросы для самостоятельной работы:
- Выявите истоки творчества Бородина.