Базилика сан-франческо. Вы в Гостях у Santo-Leprotto Сан франческо

Базилика Сан-Франческо в Ассизи — излюбленное место паломников со всего света. Чем прославился св. Франциск и почему в его честь названа церковь (фото).

Умбрия — удивительный край самого центра . Горы с востока плавно переходят в долины запада, создавая замечательный климат и благоприятные условия для выращивания винограда и оливковых садов. Ее история насчитывает более трех тысячелетий. На востоке Умбрии находится небольшой городок Ассизи.

Чем прославился Франциск Ассизский

В начале первого тысячелетия с южной стороны горы Монте-Субазно вблизи реки Киашо, берущей начало в горах, а затем наполняющей своими водами Тибр, это место стали обживать этруски. Об этом свидетельствуют развалины городских стен, некогда возведенные их руками, и хорошо сохранившийся портик храма Минервы. Этруски поклонялись этой богине.

Римская империя хорошо относилась к трудолюбивому народу. Этруски имели те же права, что и римляне, но после падения Империи жизнь Ассизи замерла.

Горы и отсутствие пролегающих вблизи главных дорог позволили сохранить неповторимость самобытного города. Развитие ремесел, торговля и наличие природного камня позволили строителям развить свой архитектурный стиль. Здесь каждый дом произведение искусства. К концу XII века город привлекает своим своеобразием многих известных живописцев, которые расписывают жилища богатых горожан и украшают построенные храмы.

Панорама Ассизи, центром которого стала базилика сан-Франческо

Поэт Проперцио воспевал в своих произведениях красоту города, где он родился. Епископ Ассизи Руфин один из первых, кто стал распространять христианскую веру. В 236 году он понес мученичество за свои христианские проповеди. Его называют покровителем Ассизи. Эти люди навсегда прославили свой город. История христианства в Ассизи тесно переплетается с именем еще одного великого человека — Франциска Ассизского.

Горожане гордятся, почитают и преклоняются перед самоотверженностью этого проповедника, причисленного к лику святых. Франциск родился в Ассизи, здесь прошла его юность. После долгих скитаний по миру он вернулся в Ассизи и основал монашеский орден, названный его именем — Орден францисканцев. В этом городе он прожил остаток дней и здесь находится его могила.

Алтарь базилики Святого Франциска сооружен из единого камня, который привезли из Альп Ломбардии. Готические арки поддерживают колонны, выполненные в разных стилях и украшенные орнаментом.

Франциск умер 4 октября 1226 года. Народ сразу стал почитать его как святого. Многие утверждали, что их молитвы доходят до Франциска, и он помогает людям. Официальная церковь два года спорила по вопросу его канонизации. В 1228 году папа Григорий лично провел ее, и Франциск был причислен к лику святых .

При жизни Франциск был скромным веселым добрым и неприхотливым человеком, свято верившим в Иисуса Христа и проповедовавшим добродетель. Он вел аскетический образ жизни, но при этом не искал уединения, а нес свою веру в народ.

Основав монашеский орден, он снискал великую любовь и уважение у своих духовных братьев. Близкий друг и преемник Франциска, Илья, решает возвести храм на холме в том месте, где нашли тело святого. Для этого он приглашает зодчего Якова из .

На высоком холме, были выделены земли основателю ордена для постройки монастыря. Этот холм, некогда носил название «холм ада», ибо на нем казнили преступников. После возведения монастыря, холм этот был переименован в «холм рая». Именно здесь и выросла в 1236 году красивейшая базилика Сан-Франческо в Ассизи, куда и перенесли тело святого Франциска.

Базилика в честь Св. Франциска

Центральный вход в базилику

Освящение церкви папой Иннокентием IV (бывшим монахом ордена францисканцев) прошло в 1253 году. Великолепие и изысканный вид интерьерам монастыря и церкви придали замечательные картины Чимабуэ и Джотто.

Храму было суждено стать главным святилищем францисканцев и самым красивым из всех церквей ордена. Церковь святого Франциска выстроена в готическом стиле и представляет двухэтажное здание.

Первый этаж скрытый внутри холма называется Нижней церковью. Вход в нее ведет через южный портал с Нижней площади Святого Франциска. Интерьер центрального нефа церкви Сан-Франческо с невысокими сводчатыми потолками и боковыми капеллами похож на крипту (склеп), украшающие ее неф фрески самые древние в базилике. Автор этих фресок достоверно неизвестен и поэтому ему дали имя Мастер Святого Франциска.

Подчеркивая сходство святого Франциска с Иисусом (которого святой считал своим господином) мастер изображает пять сцен с сюжетами, рассказывающими о последних событиях земной жизни Иисуса на правой стене. А на левой стене им описаны пять сцен из жизни св. Франциска. Ярко голубой свод, как мостик, соединяющий обе фрески, украшен золотыми звездами.

В конце достаточно просторного помещения находится капелла святой Екатерины Александрийской. Предположительно роспись капеллы принадлежит Паче ди Бартоло Ассизским (он писал святых) и Андреа де Бартоли изобразившим восемь сцен из жизни Екатерины.

Слева от входа в церковь Сан-Франческо расположена капелла святого Себастьяна. Джироламо Мартелли украсил ее эпизодами из жизни святого. Здесь же находится надгробие короля Иерусалимского — Иоанна де Бриенна.

Фрески Джотто стали настоящей достопримечательностью церкви

Капеллу Марии Магдалины украшают восемь фресок, описывающих жизнь Девы Марии, их написал Джотто. Ученики Джотто расписали хор. Левую часть трансепта расписывал приехавший из Сиены в 1315 году Пьетро Лоренцетти. Его цикл фресок написанных в Ассизе, считают одними из лучших в его творчестве, их сюжеты, рассказывают о последних событиях земной жизни Иисуса.

Сценами из жизни святого Мартина, украсил одну из капелл Симоне Мартини в двадцатых годах XIV столетия. В правой части трансепта о детстве Христа рассказывают фрески Джотто. А фреска «Мадонна с четырьмя ангелами и св. Франциском» — одна из самых лучших из известных работ Чэимабу.

Выдающимся украшением церкви является цикл фресок Джотто. В 28-ми фрагментах он описал жизненный путь св. Франциска. Создается впечатление трехмерности изображения.

Алтарь базилики Святого Франциска сооружен из единого камня, который привезли из альпийского региона Ломбардия. Готические арки поддерживают колонны, выполненные в разных стилях и украшенные орнаментом. Алтарь расположен в их окружении. Стены апсиды расписаны фресками с изображением библейского страшного суда, выполненные Чезаре Сермеи ди Орвьето.

Свод над алтарем расписан картинами, описывающими «Триумф св. Франциска» и аллегорическое изображение трех добродетелей, которым следовал всю сознательную жизнь св. Франциск — послушание, целомудрие и бедность.

Рака с мощами св. Франциска находится в склепе под алтарем. Склеп украшен и открыт для посещения. Совершенно другое ощущение вызывает Верхняя церковь. В нее можно подняться по одной из лестниц, или попасть с верхней площади св. Франциска. Эта церковь, выполнена в готическом стиле и наполнена дивным светом, льющимся сквозь большие витражные окна. Витражи сами по себе являются произведением искусства из стекла.

Церковь Сан-Франческо в плане представлена одним нефом с трансептом и многогранной апсидой. Голубые сводчатые потолки расписаны фигурами Иисуса, св. Франциска, Иоанна Крестителя и девы Марии . Весь интерьер заполнен воздухом и светом.

Фресками живописца Чимабуэ расписаны трансепт и апсида в правом западном крыле. Они едва различимы из-за плохой основы и красок, замешанных на оксиде свинца, темнеющем от времени. Тамже можно увидеть росписи других мастеров, имена которых потерялись в вечности, а творения живут по сей день. Джиакомо и Якопо Торрити, продолжатели наследия Чимабуэ в живописи, расписывали верхний ярус стен нефа. Эти фрески посвящены Пятидесятнице и Вознесению Христа, а также изображают 32-е сцены из Ветхого Завета.

Еще раз полюбуемся на собор Святого Франциска

Но самым выдающимся декоративным украшением церкви является цикл фресок созданный Джотто. В 28-ми фрагментах художник описал жизненный путь св. Франциска. Создается впечатление трехмерности изображения, ощущается восхищение и преклонение мастера перед величием святого Франциска.

Выйдя из базилики Сан-Франческо, еще раз окиньте ее скромный и в тоже время прекрасный вид. Белоснежная базилика на фоне высокого синего неба, изумрудной травы и окружающего пейзажа словно готовится к вознесению, и только стены примыкающего монастыря не отпускают ее.

Базилика Сан-Франческо на карте Италии

Какие еще церкви Италии заслуживают внимания:

  • Церковь
  • - украшение Венеции
  • Церковь
  • Римская церковь
  • в Риме

Вид с южного фасада. Большая арка в готическом стиле - вход в нижнюю церковь. Каменная лестница ведёт на Верхнюю площадь, к входному порталу Верхней базилики под готическим окном-розой

Оба яруса представляют собой однонефные базилики с трансептом . План нижней церкви усложнён многочисленными капеллами и криптами . Из церкви можно спуститься ещё ниже - в крипту, где погребён Св. Франциск. У южного фасада церкви возвышается 60-метровая колокольня . Контрфорсы и аркбутаны , обрамляющие здание, видны с северного фасада, а со стороны Нижней площади теряются между колокольней и вспомогательными сооружениями.

Если стиль погружённой в полумрак нижней церкви восходит к древней традиции римской крипты , то интерьеры просторного верхнего храма несут в себе новые эстетические ценности, которые позднее подхватят архитекторы Средней Италии. Эта двухъярусная церковь с точки зрения планировки довольно точно следует современным ей образцам французской готики , таким как, например, Сент-Шапель в Париже , однако в же время сохраняет преемственность с итальянскими базиликами романского периода .

По-видимому, итальянские зодчие сознательно избегали радикальной готики, столь модной в ту эпоху при дворах северных феодалов. Не пытаясь маскировать вес строительных конструкций, они сместили архитектурный акцент в сторону чёткой структурированности подкупольного пространства. Устои храма примыкают к мощным стенам, которые, однако, не препятствуют проникновению в храм солнечного света. «Тонкие пучки связанных колонн поддерживают нервюры сводов, перекрывающих четыре прямоугольных пролёта».

Таким образом, внешний облик церкви является синтезом романики и французской готики , отражая многие типичные черты итальянского готического стиля. Нижняя церковь своей формой близка к современным ей постройкам в Умбрии, верхняя является новым словом итальянской готики, подвергшейся французскому влиянию .

Здание с самого начала не соответствовало предписаниям францисканцев, нищенствующего ордена, однако церковь задумывалась как амбициозный статусный проект, усыпальница основателя ордена, и какие-либо ограничения в её декорации были неуместны . Папа Григорий в 1230 году отменил аскетизм, который проповедовал святой, а церковь подчинил Риму. Культ нищенствующего монаха (поверелло) теперь лишь имитировался в грандиозной постройке над могилой Франциска.

Строительство францисканского монастыря Сакро-Конвенто и обеих базилик Сан-Франческо в Ассизи началось в 1228 году , практически сразу после канонизации основателя ордена и уроженца этого города Святого Франциска. Земельный участок на западе города, куда из города удалился умирать Святой Франциск, был подарен францисканцам Симоном ди Пукьярелло. Бывшее место казни преступников, известное в Ассизи как «Адский холм» (Collo d’Inferno) , стало называться «райским холмом».

Камень в основание постройки торжественно заложил 17 июля 1228 года папа римский Григорий IX , хотя к этому времени работы уже начались. Руководством и надзором за строительством занимался викарий ордена Илия Бомбардоне (Elia Bombardone) , один из первых спутников Святого Франциска, имевший опыт строительства для крестоносцев в Сирии .

Строительство нижней базилики было завершено в 1230 году . На Троицу 25 мая нетленное тело основателя ордена было перенесено туда из временного пристанища в церкви св. Георгия (теперь базилика Святой Клары). Верхняя базилика строилась в период после 1239 года и до 1253 года . Над убранством церкви работали лучше мастера своего времени - от Чимабуэ до Джотто (см. ниже).

Создание знаменитого фрескового цикла церкви заняло более полутора веков. Художники начали с росписи стен Нижней базилики (мастер святого Франциска, Чимабуэ), чтобы затем переключиться на украшение стен Верхней (Чимабуэ, Джотто). Закончив работы в Верхней церкви, мастера вернулись в Нижнюю церковь и пристроенные к ней новые капеллы (Джотто, Симоне Мартини , Пьетро Лоренцетти).

Своим внешним видом, близким по типу к крипте , Нижняя церковь обязана викарию ордена брату Илии, который приобрёл большой опыт сооружения массивных каменных склепов в Сирии.

Вход в неё осуществляется через портал на южном фасаде, выполненном в готическом стиле (2-я половина XIII века) с двумя резными деревянными дверями (умбрийская мастерская, XVI век).

В противоположном конце вестибюля находится капелла, построенная на средства кардинала Эгидия Альборноса, папского легата в - гг. Она посвящена Святой Екатерине Александрийской . Фрески с 8-ю эпизодами её жития были созданы в - гг. мастером, подписавшимся «Andreas pictor de Bononia» . Вероятнее всего, это был Андреа де Бартоли (ок. -), придворный художник кардинала Альборноса (иногда эти работы ошибочно атрибутируются Андреа Болонья). Святые в этой капелле были написаны Паче ди Бартоло Ассизским ( -) .

По левую руку от входа находится небольшая капелла Святого Себастьяна с полотнами Жакомо Джоржетти, стены которой украшены эпизодами из жизни этого святого работы Джероламо Мартелли. Справа находятся два надгробия: Джованни де Черчи и Иоанна де Бриенна , короля Иерусалимского .

Потолок нефа небесного цвета и расписан золотыми звёздами. Перечисленные фрески, первые в капелле Сан Франческо, выполнены в технике а секко темперой по сухой штукатурке (отреставрированы в 1974 году). Он относятся к -1263 годам (точной даты начала работы в сохранившихся документах нет) и признаются лучшими образцами тосканских настенных росписей периода, предшествующего Чимабуэ . Обширные утраты росписей не дают возможности в полной мере оценить художественный замысел мастера. Лучше всего сохранились сцены «Снятие с креста» и «Оплакивание». Выполненные в соответствии с византийскими канонами, они в то же время несут в себе признаки новаторства. Повышенная эмоциональность, обращённость к зрителю, призвание того к сопереживанию - вот отличительные черты работ Мастера святого Франциска .

Многие изображения в нижней части стен сильно пострадали или практически уничтожены. Исключение составляют несколько фрагментов «Мадонны с младенцем и ангелом» кисти Чимабуэ. С ростом популярности церкви между и 1350 годами многие благородные семейства стали заказывать свои капеллы, пристроенные к главному нефу, уничтожая таким образом фрески на главных стенах.

Первая капелла слева носит имя Святого Мартина Турского . Она была построена кардиналом да Монтефьоре и расписана 10-ю фресками на сюжеты из жития святого и полиптихом с изображением святых. Автором росписи, сделанной в - гг. является Симоне Мартини . Эта работа входит в число лучших произведений художника и является одним из величайших примеров живописи XIV века . Использование свинцовых белил привело к тому, что некоторые элементы фресок с годами сильно потемнели .

Первая капелла вдоль правой стены посвящена Людовику Тулузскому и святому Стефану , расписана фресками Доно Дони (1575 год) и украшена витражом , приписываемым Симоне Мартине. Следующая за ней капелла посвящена Антонию Падуанскому, где находятся фрески работы Чезаре Сермеи (1610 год).

Фрески в правом крыле трансепта, рассказывающие о детстве Христа, частью принадлежат Джотто и его мастерской. Рождество написано анонимным Мастером св. Николая. В нижнем ярусе находится изображение чудесного явления почившего Св. Франциска, помогающего детям. Эти фрески Джотто для своего времени явились революционными: на них изображены реальные люди с их эмоциями в натуралистичном ландшафте .

На стене трансепта Чимабуэ написал одну из своих самых знаменитых работ - «Мадонна со Св. Франциском» . Вероятно, это самое похожее изображение святого и своей статичностью и старомодным готическим стилем контрастирует с новыми и живыми работами Джотто ..

В правом крыле трансепта находится ещё одна капелла - св. Николая , вероятно заказанная папским легатом Наполеоне Орсини. Её украшает цикл из 10-ти фресок с изображением чудес и милостыни святого, выполненный анонимным Мастером св. Николая между и гг., находившегося под влиянием Легенды Св. Франциска, изображённым в верхней базилике. Это позволило Вазари ошибочно предположить, что написал их Джоттино . Этому же мастеру (Пальмерино ди Гвидо?) принадлежит «Благовещение» у входа в капеллу. Там же находится 5 изображений святых кисти Мартини: Франциск, Людовик Тулузский, Изабелла, Маргарита и Генрих Венгерские.

Левое крыло трансепта украшали работы сиенского мастера Пьетро Лоренцетти и его мастерской, выполненные между и гг. Вазари по ошибке также приписал их Джотто и Пуччо Капанна. Этот цикл фресок считают лучшими среди работ Лоренцетти. Он представляет собой 6 сцен из Страстей Христовых. Особой эмоциональностью, несмотря на повреждения, отличается фреска «Снятие с креста». В этой серии фресок зрителю предоставляется возможность оценить первое со времён античности изображение падающей тени. Подсчитано, что для написания серии потребовалось 330 рабочих этапов, что означает, что даже при участии мастерской Лоренцетти потребовалось на их создание несколько лет. Лоренцетти участвовал в украшении прилегающей капеллы Иоанна Крестителя и выполнил фреску «Мадонна деи Трамонти» - «Мадонну заката», получившую своё название от лучей закатного солнца, проникающих в расположенное напротив окно.

Папский алтарь в апсиде сделан из единого блока камня, привезённого из Комо в 1230 году . Алтарь окружает ряд орнаментированных готических арок, поддерживаемых колоннами в различных стилях. Двенадцать из этих колонн были демонтированы в 1870 году . Прекрасные готические скамьи хора из ореха, созданные Аполлонио Петроччо да Рипатрансоне с помощью Томмазо ди Антонио Фиорентино и Андреа да Монтефалько, датируются 1471 году . Стены апсиды когда-то украшало изображение Распятия Стефано Фьорентино, которое было уничтожено в 1622 году , а теперь там находится «Страшный суд» работы Чезаре Сермеи ди Орвьето ( -).

Светлое и полное воздуха пространство имеет простой план: один неф с трансептом и полигональной апсидой. Паруса сводчатого потолка расписаны по голубому фону золотыми звёздами, фигурами Христа, Св. Франциска, Девы Марии и Иоанна Крестителя. Потолок перед входом украшают изображения отцов церкви: Григория Великого, Иеронима, Амброзия и Августина. Они приписываются Мастеру Исаака.

Западное крыло трансепта и апсиду украшало большое количество фресок, выполненных Чимабуэ и его мастерской (примерно с 1280 года), как, например, «Распятие с коленопреклонённым Франциском». Эти фрески дошли до нас в очень плохом состоянии из-за применявшегося в краске оксида свинца и некачественной гипсовой основы.

До Чимабуэ над украшением правого крыла трансепта работал анонимный Северный мастер (также называемый Готическим), предположительно англичанин, о времени, в которое он создал росписи имеются самые разные предположения. По одной из версий начало работ этого художника относится к 1265-1268 годам, так как он включил в орнамент рёбер свода изображение лилии - геральдического знака, связанного с папой Климентом IV .

Две фрески из жизни Исаака в среднем регистре третьего сектора традиционно приписывались молодому Джотто ( -), а Вазари относил их к кисти Чимабуэ, однако и эта атрибуция оспаривается. Большинство критиков приписывают их авторство анонимному Мастеру Исаака и его мастерской . Автором этих росписей также мог быть Пьетро Каваллини . Над входной дверью Джотто написана мадонна с улыбающимся младенцем (первая улыбка в итальянской живописи) и двумя ангелами (в трёх тондо) .

Самой важной частью декоративного убранства церкви является цикл из 28-ми фресок вдоль нижней части нефа, приписываемых Джотто. Фрески отличаются новыми художественными решениями, внесёнными художником в итальянскую живопись в церкви Св. Франческо в Риме. Согласно Вазари, фрески Джотто написаны между и 1304 годами .

Авторство Джотто оспаривается по причине многочисленных неясностей в рассказах ранних источников о создателях этого цикла. Многие итальянские критики отстаивают версию их принадлежности Джотто и его мастерской. Из-за стилевых отличий от цикла фресок Исаака предполагается, что несколько, или даже большинство фресок францисканского цикла было создано, по крайней мере, тремя различными художниками, использовавшими оригинальные идеи Джотто. Их называют: Мастер легенды св. Франциска (основной создатель большинства изображений), Мастер погребения св. Франциска и Мастер св. Цецилии.

Церковь Сан-Франческо в Ассизи, базилика Святого Франциска в монастыре Сакро-Конвенто (итал. La Basilica di San Francesco d"Assisi) - главный храм ордена францисканцев, расположенный в городе Ассизи (Италия, административный регион Умбрия).

Храм получил всемирную известность благодаря знаменитым фрескам XIII века по мотивам жития Cв. Франциска, автором которых считается Джотто с учениками. Церковь Сан-Франческо вместе с монастырём Сакро-Конвенто в Ассизи внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Общее описание здания

Храм, построенный в XIII веке, является, по сути, двухэтажным. Верхний ярус, который принято называть Верхней церковью, - это видимая часть здания, возвышающаяся на холме, в то время как Нижняя церковь скрывается в его толще и рядовой застройке монастыря. Её единственный элемент, остающийся на виду, - южный портал, выходящий на Нижнюю площадь Св. Франциска, замощённую камнем. Вход в Верхнюю церковь находится с восточной стороны, с Верхней площади Св. Франциска, покрытой газоном (см. план монастыря).

Оба яруса представляют собой однонефные базилики с трансептом. План нижней церкви усложнён многочисленными капеллами и криптами. Из церкви можно спуститься ещё ниже - в крипту, где погребён Св. Франциск. У южного фасада церкви возвышается 60-метровая колокольня. Контрфорсы и аркбутаны, обрамляющие здание, видны с северного фасада, а со стороны Нижней площади теряются между колокольней и вспомогательными сооружениями.

Характеристика стиля

Если стиль погружённой в полумрак нижней церкви восходит к древней традиции римской крипты, то интерьеры просторного верхнего храма несут в себе новые эстетические ценности, которые позднее подхватят архитекторы Средней Италии. Эта двухъярусная церковь с точки зрения планировки довольно точно следует современным ей образцам французской готики, таким как, например, Сент-Шапель в Париже, однако в же время сохраняет преемственность с итальянскими базиликами романского периода.

По-видимому, итальянские зодчие сознательно избегали радикальной готики, столь модной в ту эпоху при дворах северных феодалов. Не пытаясь маскировать вес строительных конструкций, они сместили архитектурный акцент в сторону чёткой структурированности подкупольного пространства. Устои храма примыкают к мощным стенам, которые, однако, не препятствуют проникновению в храм солнечного света. «Тонкие пучки связанных колонн поддерживают нервюры сводов, перекрывающих четыре прямоугольных пролёта».

Таким образом, внешний облик церкви является синтезом романики и французской готики, отражая многие типичные черты итальянского готического стиля.

История постройки

Строительство францисканского монастыря Сакро-Конвенто и обеих базилик Сан-Франческо в Ассизи началось в 1228 году, практически сразу после канонизации основателя ордена и уроженца этого города Святого Франциска. Земельный участок на западе города, куда из города удалился умирать Святой Франциск, был подарен францисканцам Симоном ди Пукьярелло. Бывшее место казни преступников, известное в Ассизи как «Адский холм» (Collo d’Inferno), стало называться «райским холмом».

Камень в основание постройки торжественно заложил 17 июля 1228 года папа римский Григорий IX, хотя к этому времени работы уже начались. Руководством и надзором за строительством занимался викарий ордена Илия Бомбардоне (Elia Bombardone), один из первых спутников Святого Франциска, имевший опыт строительства для крестоносцев в Сирии.

Строительство нижней базилики было завершено в 1230 году. На Троицу 25 мая нетленное тело основателя ордена было перенесено туда из временного пристанища в церкви св. Георгия (теперь базилика Святой Клары). Верхняя базилика строилась в период после 1239 года и до 1253 года. Над убранством церкви работали лучше мастера своего времени - от Чимабуэ до Джотто (см. ниже).

В 1288 году папа Николай IV, который был до этого главой ордена францисканцев, присвоил базилике статус папской церкви.

Сохранность

В 1530 году колокольня (высотой 60 метров) утратила свой шпиль в результате удара молнии. Обитатели монастыря много занимались наукой, и внешний облик здания и росписей никогда не страдал от проявлений избыточного религиозного фанатизма при отправлении культа. Посетивший храм в начале XX века искусствовед Павел Муратов описал свои впечатления от посещения церкви следующим образом: "Храм Св. Франциска в Ассизи не производит того впечатления вместилища жаркого народного благочестия, какое производит, например, храм Св. Антония в Падуе. Он не увешан анекдотическими ex voto, и вокруг его стен не шумит время от времени сельская ярмарка. Есть нечто от порядка музея в прибранности его капелл и нефов. С тех пор как государство секуляризировало монастырь, храм Сан-Франческо предоставлен эмоциям туристов и трудам искусствоведов, не дающих ему ни минуты покоя и отдаляющих от него благодать забвения."

26 сентября 1997 года, в 816-ю годовщину со дня рождения Св. Франциска, случилось землетрясение, которое серьёзно повредило храм и похоронило под массой обломков двух монахов-францисканцев и двух сотрудников комитета. Были уничтожены несколько фресок, для недавнего восстановления которых потребовалось 2 млн евро. Реставраторы расчистили и собрали по фрагментам более 180 кв. м. росписей, однако полностью их восстановить не удалось. Эксперты выражают опасения, что безвовзратно утрачено не менее 20 % росписи. В восстановлении целостного облика фресок на помощь реставраторам пришли новые технологии, с помощью которых была создана трёхмерная компьютерная модель свода. Она накладывается на сохранившиеся остатки росписи лазерным проектором. Для того, чтобы увидеть, каким свод церкви был до катастрофы, достаточно надеть специальные очки.

Украшение церкви

Создание знаменитого фрескового цикла церкви заняло более полутора веков. Художники начали с росписи стен Нижней базилики (Чимабуэ, мастер Св. Франциска), чтобы затем переключиться на украшение стен Верхней (Чимабуэ, Джотто). Закончив работы в Верхней церкви, мастера вернулись в Нижнюю церковь и пристроенные к ней новые капеллы (Джотто, Симоне Мартини, Пьетро Лоренцетти).

Краткая хронология работ

* 1226 год - смерть Св. Франциска.

* 1228 год - начало строительства.

* 1230 год - завершение нижней базилики. Перезахоронение в ней мощей святого.

* 1235 год - освящение церкви папой римским.

* 1239 год - начало строительства верхней базилики.

* 1253 год - завершение верхней базилики.

* 1270 год - мастер Св. Франциска расписывает стены Нижней церкви.

* прибл. 1278 год - Чимабуэ расписывает стены Верхней церкви

* 1282 год - первый период работ Джотто

* 1296 год - второй период работ Джотто

* прибл. 1298 год - 28 «францисканских историй» на стенах верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи (предположительно работы Джотто).

* 1322 год - фрески Симоне Мартини в Нижней церкви.

* прибл. 1326 год - фрески Пьетро Лоренцетти в Нижней церкви.

* 1368 год - фрески мастера Андреа в Нижней церкви.

Нижняя церковь

Своим внешним видом, близким по типу к крипте, Нижняя церковь обязана викарию ордена брату Илии, который приобрёл большой опыт сооружения массивных каменных склепов в Сирии.

Вход в неё осуществляется через портал на южном фасаде, выполненном в готическом стиле (2-я половина XIII века) с двумя резными деревянными дверями (умбрийская мастерская, XVI век).

Капелла Екатерины Александрийской

В противоположном конце вестибюля находится капелла, построенная на средства кардинала Эгидия Альборноса, папского легата в 1350-1367 гг. Она посвящена Святой Екатерине Александрийской. Фрески с 8-ю эпизодами её жития были созданы в 1368-1639 гг. мастером, подписавшимся «Andreas pictor de Bononia». Вероятнее всего, это был Андреа де Бартоли (ок. 1349-1369), придворный художник кардинала Альборноса (иногда эти работы ошибочно атрибутируются Андреа Болонья). Святые в этой капелле были написаны Паче ди Бартоло Ассизским (1344-1368).

Капелла св. Себастьяна

По левую руку от входа находится небольшая капелла Святого Себастьяна с полотнами Жакомо Джоржетти, стены которой украшены эпизодами из жизни этого святого работы Джероламо Мартелли. Справа находятся два надгробия: Джованни де Черчи и Иоанна де Бриенна, короля Иерусалимского.

Мастер св. Франциска: неф

Центральный неф базилики окружен несколькими капеллами с полуциркульными арками. Фрески, украшающие неф, считаются самыми древними в храме. Их создатель остался неизвестным и по основному живописному сюжету стал фигурировать в истории искусств как Мастер Святого Франциска. На правой стене им написано 5 сцен из Страстей Христовых, а на левой - 5 моментов из жития Cв. Франциска. Такое расположение сюжетов друг против друга на взгляд францисканцев должно было подчеркнуть роль основателя их ордена как второго Христа и их сходство.

Потолок нефа небесного цвета и расписан золотыми звёздами. Перечисленные фрески, выполненные темперой по сухой штукатурке, относятся к 1260-1263 гг. и признаются лучшими образцами тосканских настенных росписей периода, предшествующего Чимабуэ. Многие изображения в нижней части стен сильно пострадали или практически уничтожены. Исключение составляют несколько фрагментов «Мадонны с младенцем и ангелом» кисти Чимабуэ. С ростом популярности церкви между 1270 и 1350 гг. многие благородные семейства стали заказывать свои капеллы, пристроенные к главному нефу, уничтожая таким образом фрески на главных стенах.

Симоне Мартини: капелла св. Мартина

Первая капелла слева носит имя Святого Мартина Турского. Она была построена кардиналом да Монтефьоре и расписана 10-ю фресками на сюжеты из жития святого и полиптихом с изображением святых. Автором росписи, сделанной в 1317-1319 гг. является Симоне Мартини. Эта работа входит в число лучших произведений художника и является одним из величайших примеров живописи XIV века. Использование свинцовых белил привело к тому, что некоторые элементы фресок с годами сильно потемнели.

Цикл жития св. Мартина:

1. Святой Мартин отдаёт половину плаща нищему

2. Сон св. Мартина

3. Св. Мартин посвящается в рыцари

4. Св. Мартин отказывается от оружия

5. Чудо с воскресением ребёнка

6. Размышления св. Мартина

7. Чудесная месса

8. Чудо с огнем

9. Смерть св. Мартина

10. Погребение св. Мартина

Изображения святых:

* Антоний Падуанский и Франциск Ассизский

* Мария Магдалина и Екатерина Александрийская

* Людовик Французский и Людовик Тулузский

* Клара Ассизская и Елизавета Венгерская

* Посвящение капеллы донатором

Вторая капелла с левой стороны посвящена св. Педро Алькантарскому.

Капеллы св. Людовика и Антония Падуанского

Первая капелла вдоль правой стены посвящена Людовику Тулузскому и святому Стефану, расписана фресками Доно Дони (1575 год) и украшена витражом, приписываемым Симоне Мартине. Следующая за ней капелла посвящена Антонию Падуанскому, где находятся фрески работы Чезаре Сермеи (1610 год).

Джотто: капелла Марии Магдалины

Затем идёт капелла Марии Магдалины. Она была возведена Теобальдо Понтано, епископом Ассизским в 1296-1329 гг. и включает несколько лучших образцов живописи, выполненной мастерской Джотто и, как считают, самим мастером (ок. 1320 года). Эти работы Вазари ошибочно приписывает Пуччо Капанне. На боковых стенах размещаются сцены из жития святой (c портретом епископа Понтано), а на своде - медальоны с изображением Христа, Богородицы, Магдалины и Лазаря (которого католическая церковь считает её братом).

* Мария Магдалина с коленопреклонённым донатором епископом Понтано

* Магдалина получает одежду из рук старца Зосимы

* Воскрешение Лазаря

* Noli me tangere

* Магдалина разговаривает с ангелами

* Магдалина плывёт в Марсель

Неф завершается богато декорированной полуциркульной апсидой, которую предваряет трансепт с цилиндрическим сводом.

Трансепт

Фрески в правом крыле трансепта, рассказывающие о детстве Христа, частью принадлежат Джотто и его мастерской. Рождество написано анонимным Мастером св. Николая. В нижнем ярусе находится изображение чудесного явления почившего Св. Франциска, помогающего детям. Эти фрески Джотто для своего времени явились революционными: на них изображены реальные люди с их эмоциями в натуралистичном ландшафте.

* Встреча Марии и Елизаветы

* Рождество

* Поклонение волхвов

* Сретение

* Избиение младенцев

* Бегство в Египет

* Возвращение в Иерусалим

* Христос среди учителей

* Распятие

* Смерть мальчика в Сессе

* Воскрешение мальчика в Сессе

На стене трансепта Чимабуэ написал одну из своих самых знаменитых работ - «Мадонна со Св. Франциском». Вероятно, это самое похожее изображение святого и своей статичностью и старомодным готическим стилем контрастирует с новыми и живыми работами Джотто.

Капелла св. Николая

В правом крыле трансепта находится ещё одна капелла - св. Николая, вероятно заказанная папским легатом Наполеоне Орсини. Её украшает цикл из 10-ти фресок с изображением чудес и милостыни святого, выполненный анонимным Мастером св. Николая между 1295 и 1305 гг., находившегося под влиянием Легенды Св. Франциска, изображённым в верхней базилике. Это позволило Вазари ошибочно предположить, что написал их Джоттино. Этому же мастеру (Пальмерино ди Гвидо?) принадлежит «Благовещение» у входа в капеллу. Там же находится 5 изображений святых кисти Мартини: Франциск, Людовик Тулузский, Изабелла, Маргарита и Генрих Венгерские.

Лоренцетти: левое крыло трансепта

Левое крыло трансепта украшали работы сиенского мастера Пьетро Лоренцетти и его мастерской, выполненные между 1315 и 1330 гг. Вазари по ошибке также приписал их Джотто и Пуччо Капанна. Этот цикл фресок считают лучшими среди работ Лоренцетти. Он представляет из себя 6 сцен из Страстей Христовых. Особой эмоциональностью, несмотря на повреждения, отличается фреска «Снятие с креста». В этой серии фресок зрителю предоставляется возможность оценить первое со времён античности изображение падающей тени. Подсчитано, что для написания серии потребовалось 330 рабочих этапов, что означает, что даже при участии мастерской Лоренцетти потребовалось на их создание несколько лет. Лоренцетти участвовал в украшении прилегающей капеллы Иоанна Крестителя и выполнил фреску «Мадонна деи Трамонти» - «Мадонну заката», получившую своё название от лучей закатного солнца, проникающих в расположенное напротив окно.

Папский алтарь в апсиде сделан из единого блока камня, привезённого из Комо в 1230 году. Алтарь окружает ряд орнаментированных готических арок, поддерживаемых колоннами в различных стилях. Двенадцать из этих колонн были демонтированы в 1870 году. Прекрасные готические скамьи хора из ореха, созданные Аполлонио Петроччо да Рипатрансоне с помощью Томмазо ди Антонио Фиорентино и Андреа да Монтефалько, датируются 1471 году. Стены апсиды когда-то украшало изображение Распятия Стефано Фьорентино, которое было уничтожено в 1622 году, а теперь там находится «Страшный суд» работы Чезаре Сермеи ди Орвьето (1609-1668).

Живопись в парусах свода над алтарём - «Райского свода» (1315-1320 гг.) повествует о «Триумфе Св. Франциска». Здесь также изображены три аллегории: Послушание, Бедность и Целомудрие, исполненные так называемым Мастером сводов в Ассизи, учеником Джотто.

Витражи нижней церкви атрибутируются Джованни ди Бонино и его мастерской. Пуччо Капанна, ученик Джотто, выполнил две фрески с изображением эпизодов из жития св. Станислава, а также роспись певческой галереи и изображение Распятия.

Cклеп, где был перезахоронен Cв. Франциск по окончании строительства церкви, находится под главным алтарём нижней базилики (и по сути является еще одним этажом вниз). Сейчас спуститься в эту крипту можно по одной из двух лестниц в середине нефа. Ранее туда вёл узкий подземный ход, который был заложен, и о существовании крипты было забыто.

Считается, что останки Св. Франциска были спрятаны архитектором братом Илией, строителем храма, для того, чтобы предотвратить разделение мощей его святого друга с целью распространения по средневековой Европе. Существуют также сведения о том, что подземный ход был заложен по приказу папы Евгения IV и с той же целью: во времена борьбы между городами-коммунами победители нередко забирали у побежденных мощи святых.

Лишь в 1818 году, с благословения папы римского, монахи Сакро-Конвенто произвели раскопки под алтарем Нижней Базилики, желая проверить истинность пересказываемых в монастыре легенд, и обнаружили подземный ход, ведущий в крипту. В 1820 году было официально подтверждено, что в усыпальнице захоронен Франциск Ассизский. По распоряжению папы Пия IX (1792-1878) крипта была украшена и открыта для посещения.

Её отделкой в неоклассическом стиле занимался Пасквале Белли, используя мрамор. Между 1925-1932 гг. крипта была переделана в нео-романском стиле архитектором Уго Тарчи с использованием рустованного камня. Старинный каменный саркофаг закреплён на железных тягах над алтарём. В 1934 году по углам вокруг алтаря были захоронены урны с прахом учеников Св. Франциска (братьев Руфино, Анджело Танкреде, Массео и Леоне). При входе в крипту находится урна с останками Якопы Деи Сеттесоли. Эта римская аристократка входила в число наиболее преданных и щедрых друзей Св. Франциска и оставалась с ним в час его смерти.

Верхняя церковь

Помещение верхней базилики, выполненное в традициях готики, производит совершенно иное впечатление. Большие окна с витражами бросают потоки цветного света на фрески. Витражи на хорах были изготовлены в XIII веке немецкими ремесленниками, на левой стене - французскими (1270 год), а витражи правой стены приписываются мастерской Мастера Св. Франциска. Витражи по праву относятся к числу лучших образцов итальянского стекла XIII века.

Светлое и полное воздуха пространство имеет простой план: один неф с трансептом и полигональной апсидой. Паруса сводчатого потолка расписаны по голубому фону золотыми звёздами, фигурами Христа, Св. Франциска, Девы Марии и Иоанна Крестителя. Потолок перед входом украшают изображения отцов церкви: Григория Великого, Иеронима, Амброзия и Августина. Они приписываются Мастеру Исаака.

Западное крыло трансепта и апсиду украшало большое количество фресок, выполненных Чимабуэ и его мастерской (примерно с 1280 года), как, например, «Распятие с коленопреклонённым Франциском». К несчастью, эти фрески дошли до нас в очень плохом состоянии из-за применявшегося в краске оксида свинца и некачественной гипсовой основы.

* Апокалиптический Христос

* Распятие

* Поцелуй Иуды

* Евангелисты

До Чимабуэ над украшением правого крыла трансепта работал анонимный Северный мастер, предположительно англичанин (1267-1270 гг). Он расписал два люнета и тондо на западной стене изображениями ангелов и апостолов. Другой неизвестный художник, Римский мастер, написал фигуры пророка Исайи и царя Давида, а также расписал оставшуюся стену под восточным люнетом.

На верхнем ярусе обеих стен нефа, серьёзно пострадавшем во время землятресения 1997 года, в два ряда размещались 32 сцены из Ветхого Завета (начиная от Сотворения мира и заканчивая Иосифом, прощающим братьев) и Нового Завета (от Благовещения до жён-мироносиц у могилы) с верхним регистром входной стены, посвящённым Пятидесятнице и Вознесению Иисуса. Над этой масштабной работой трудились последователи Чимабуэ - римские и тосканские мастера Джиакомо, Якопо Торрити и Пьетро Каваллини.

Две фрески из жизни Исаака в среднем регистре третьего сектора традиционно приписывались молодому Джотто (1290-1295 гг.), а Вазари относил их к кисти Чимабуэ. Но и это оспаривается. Большинство критиков приписывают их авторство анонимному Мастеру Исаака и его мастерской. Автором также мог быть Пьетро Каваллини. Над входной дверью Джотто написана мадонна с младенцом и двумя ангелами (в трех тондо). На устах младенца - улыбка. Это - первая улыбка в итальянской живописи.

Францисканский цикл

Самой важной частью декоративного убранства церкви является цикл из 28-ми фресок вдоль нижней части нефа, приписываемых Джотто. Фрески отличаются новыми художественными решениями, внесёнными художником в итальянскую живопись.

"Мир трёхмерный - объёмный и осязаемый - открыт вновь, победно утверждён кистью художника. Отброшена символика византийского искусства. Угадана высшая простота. Ничего лишнего. Всё внимание художника сосредоточено на главном, и даётся синтез, грандиозное обобщение. (Л. Д. Любимов)"

Каждый простенок между колоннами вмещает три фрески, плюс две фрески в восточных галереях рядом со входом и ещё две на входной стене (см. схему). При создании иконографии художник опирался на «Legenda Maior», биографию Святого Франциска, написанную в 1266 году св. Бонавентурой и три жизнеописания, написанные братом Фомой из Челано. Прототипом для этого цикла мог служить не дошедший до наших дней цикл Пьетро Каваллини в церкви Св. Франческо в Риме. Согласно Вазари, фрески Джотто написаны между 1296 и 1304 гг.

Авторство Джотто оспаривается по причине многочисленных неясностей в рассказах ранних источников о создателях этого цикла. Многие итальянские критики отстаивают версию их принадлежности Джотто и его мастерской. Из-за стилевых отличий от цикла фресок Исаака предполагается, что несколько, или даже большинство фресок францисканского цикла было создано, по крайней мере, тремя различными художниками, использовавшими оригинальные идеи Джотто. Их называют: Мастер легенды св. Франциска (основной создатель большинства изображений), Мастер погребения св. Франциска и Мастер св. Цецилии.

Литература

* Пешке Иоахим. «Монументальная живопись эпохи Джотто в Италии. 1280-1400»

* Elvio Lunghi. The Basilica of St. Francis in Assisi, 1996

* Jean Dominique Rey. Frescoes in the upper church, Assisi, 1956

* Flavian A. Walsh. House of Peace: A history of the church and friary of Saint Francis of Assisi, New York City, 1993

* The Treasury of Saint Francis of Assisi: Masterpieces from the Museo Della Basilica of San Francesca by N. Y. Metropolitan Museum of Art

* Marilyn Aronberg Lavin. The Place of Narrative: Mural Decoration in Italian Churches, 431-1600, 1995

* Leonetto Tintori. The painting of The life of St. Francis in Assisi,: With notes on the Arena Chapel, 1961

* Paschal Magro. The tomb of Saint Francis: The celebration of the Saint in the frescoes of the lower Church, 1981

* Mario Angio Romanini and Antonio Paolucci. Assisi: The Frescoes in the Basilica of St. Francis, 1998

Церковь святого Варфоломея (Кёнигсзее)

Церковь святого Варфоломея на Кёнигсзее (нем. St. Bartholomä) - католическая паломническая капелла на западном берегу Кёнигсзее, на полуострове Хиршау. Ее можно достичь только по воде или долгим пешим маршем. Капеллу заложили еще в 12 столетии. В 17 столетии она была оформлена в стиле барокко. Св. Варфоломей считался покровителем пастухов и косарей. Капелла обладает 2-мя куполами различного размера в форме луковиц покрашенных красным цветом. План церкви подобен форме Зальцбургского кафедрального собора. Внутренний интерьер церкви украшен лепниной работы зальцбургского художника Йозефа Шмидта и хоры из трех полукуполов, алтари в отдельных полукуполах посвящены соответственно Св. Варфоломею, Св. Катарине и Св. Иакову.

  • - , город в Италии, в исторической области Умбрия. Основан этрусками. Сохранил облик средневекового укрепленного города с ансамблями площадей, расположенных на разных уровнях. Храм Минервы, собор Сан-Руфино...

    Художественная энциклопедия

  • - Афрохристианская синкретическая секта. Основана в 1932 г. в Южной Родезии Джоханом Маранке. Учение секты наиболее близко к доктринам апостольских пятидесятников...

    Религиозные термины

  • - Афрохристианская синкретическая пятидесятническая секта. Основана в 1906 г. в ЮАР Исайей Шембе. Вероучение секты основано на Библии и сочинениях Шембе...

    Религиозные термины

  • - Церковь исповедует православную веру, следует св.Писанию и св.Преданию православной греко-кафолической Церкви, принимает семь вселенских Соборов святых Отцов, апостольские правила и каноны Православной Церкви...

    Религиозные термины

  • - Входит в состав Древне-Восточных Церквей. Относится к несторианской церкви. Образована в 484г. на базе Персидской. Церкви и Патриархата "Селевкия-Ктесифон" ...

    Религиозные термины

  • - Входит в состав Древне-Восточных Церквей. До 1959 г. часть Коптской Православной Церкви, а затем - автокефалия. При царе Сисинии вошла в унию с Римом, но следующий, царь Василий, изгнал католиков из Эфиопии...

    Религиозные термины

  • - город в Италии, в обл. Умбрия. Ок. 25 тыс. жителей. Основан этрусками, на протяжении всей своей истории был небольшим, но процветающим торговым городом...

    Географическая энциклопедия

  • - композитор и капельмейстер придворного театра в С.-Петербурге, род. в 1700 г., в Неаполе, ум. в 1767 году, в Болонье...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - живописец болонской школы, род. в Болонье 17 марта 1578, † там же 4 окт. 1660...
  • - итальянский поэт, род. 29 апр. 1728 г. в Болонье и получил хорошее воспитание...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - I - итальянск. писатель. Совершил поездку в СПб. Прусский король Фридрих II сделал его камергером своего двора. Содействовал Августу Саксонскому в приобретении картин для Дрезденской галереи. Собрание сочин...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - врач, состоявший при Наполеоне I на острове св. Елены; род. в 1780 г. в Корсике, изучал медицину в Пизе и с 1812 г. служил прозектором при больнице св. Марии во Флоренции...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - город и резиденция епископа в итальянской провинции Перуджии, в 22 км к Ю. от Перуджии, на железнодорожной линии Перуджия - Рим, у южного склона горы Монте-Субазио, расположенный высоко и живописно над притоком...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Асизи...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Арайя Франческо, итальянский композитор. Учился в консерватории в Неаполе. В 1729 дебютировал как оперный композитор. В 1735‒59 и в 1762 работал в России в качестве придворного капельмейстера и композитора...

    Большая Советская энциклопедия

  • - город в Италии, в обл. Умбрия. Ок. 25 тыс. жителей. Основан этрусками...

    Большой энциклопедический словарь

"Церковь Сан-Франческо в Ассизи" в книгах

автора Яковелли Анаклето

Глава II, в которой рассказывается, как св. Франциск стал предводителем юношей в Ассизи, а также говорится о его христианском воспитании. Когда у Пьетро родился сын, сам он находился в Провансе. По благополучном окончании дел, с легким сердцем, отправился он в обратный путь.

Глава VIII, в которой рассказывается, как Франциск вернулся в Ассизи и восстановил обветшавшие церкви, исполняя заповеданное ему Господом.

Из книги Жизнеописание святого Франциска Ассизского автора Яковелли Анаклето

Глава VIII, в которой рассказывается, как Франциск вернулся в Ассизи и восстановил обветшавшие церкви, исполняя заповеданное ему Господом. Живя в Губбио и занимаясь делами милосердия и покаяния, Франциск чувствовал себя на своем месте, но когда он оставался один, в его

Глава XXIII, в которой рассказывается, как св. Франциск создал «Гимн брату Солнцу» и как примирил епископа и подесту Ассизи.

Из книги Жизнеописание святого Франциска Ассизского автора Яковелли Анаклето

Глава XXIII, в которой рассказывается, как св. Франциск создал «Гимн брату Солнцу» и как примирил епископа и подесту Ассизи. Заповеди говорят нам о любви к Богу и отдельно о любви к ближнему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем

Глава XXIV, в которой рассказывается, как св. Франциск вытерпел операцию на глазах и как окончательно вернулся в Ассизи перед кончиной.

Из книги Жизнеописание святого Франциска Ассизского автора Яковелли Анаклето

Глава XXIV, в которой рассказывается, как св. Франциск вытерпел операцию на глазах и как окончательно вернулся в Ассизи перед кончиной. Пребывание на покое в Ассизи никак не помогло здоровью Франциска: болезнь глаз мучила его ужасно.Несмотря на сопротивление Святого, брат

Сендайская церковь Церковь в Мориока (с октября 1889) Церковь в Исиномаки 14 мая 1889 г. Сендай

Из книги Дневники св. Николая Японского. Том ΙI автора (Касаткин) Николай Японский

Сендайская церковь Церковь в Мориока (с октября 1889) Церковь в Исиномаки 14 мая 1889 г. Сендай 11 мая нового стиля 1889 Сендайская церковь и повременные церковные собрания в ней для приходов священников в ней, для приходов священников Петра Сасагава (в Сендае) и Иова Мидзуяма (в

Из книги Навстречу Жениху автора Блаженный (Береславский) Иоанн

Церковь - место где звучит голос Всевышнего - Институт - церковь в состоянии сомнамбулистического сна - Трагедия Шекспира в мировом масштабе - Церковь соткана из пребожественных свитков ее сладчайшей Матери - Храм выродился в идольское капище - Церковь

Церковь и религия; духовно-нравственный уровень священнослужителей и церковь будущего

Из книги Криптограммы Востока (сборник) автора Рерих Елена Ивановна

Церковь и религия; духовно-нравственный уровень священнослужителей и церковь

Чесменская церковь (Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи) и Чесменский дворец

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Чесменская церковь (Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи) и Чесменский дворец Всё-таки это здорово, что в мире существуют творения, на восприятие которых не влияют ни времена года, ни погода. И каждая встреча с ними – это праздник. Такое ощущение праздника дарит вид

3.4.6. Зодиак «FR», вероятно, создан художником дель Косса для феррарского герцога Франческо дʼЭсте (1662–1694), но потом ошибочно приписан несуществующему художнику Франческо дель Косса

Из книги Египетские, русские и итальянские зодиаки. Открытия 2005–2008 годов автора Носовский Глеб Владимирович

3.4.6. Зодиак «FR», вероятно, создан художником дель Косса для феррарского герцога Франческо д?Эсте (1662–1694), но потом ошибочно приписан несуществующему художнику Франческо дель Косса Обратимся теперь к утверждению историков, что фреска с зодиаком «FR» в «Скифской палате»

Ассизи

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АС) автора БСЭ

Ассизи

Из книги Италия. Умбрия автора Кунявский Л. М.

Ассизи (Assisi, 27 км к юго-востоку от Перуджи, 26 тыс. чел.)www.assisi.com (англ. и итал. яз.)www.assisionline.it – бронированиe отеля (итал. яз.)В самом центре Умбрии, на уступах северо-западного склона горы Субазио (Monte Subasio, 1290 м) расположен маленький городок Ассизи. С севера тянется глубокое

Умбрия. Ассизи

Из книги Италия. Умбрия автора Кунявский Л. М.

Умбрия. Ассизи Базилика Сан-Франческо Башня Большой крепости Вид на Нижнюю базилику Руины средневековой крепости Улочка Верхнего города Круглая башня Большой

Благочестивые самодержцы. Верхоспасский собор, церковь Распятия, церковь Воскресения Словущего, церковь Св. Екатерины

Из книги Прогулки по допетровской Москве автора Беседина Мария Борисовна

Благочестивые самодержцы. Верхоспасский собор, церковь Распятия, церковь Воскресения Словущего, церковь Св. Екатерины Как вы знаете, непременной принадлежностью жилищ русской знати были так называемые домовые храмы. Религиозная традиция требовала неукоснительного

МИФ 1: Украине нужна независимая Поместная Церковь. УПЦ - Церковь Кремля. Пятая колонна. Это Российская Церковь в Украине

Из книги Украинская Православная Церковь: мифы и истина автора

МИФ 1: Украине нужна независимая Поместная Церковь. УПЦ - Церковь Кремля. Пятая колонна. Это Российская Церковь в Украине ИСТИНАВ православном понимании Поместная Церковь - это Церковь определенной территории, которая находится в единстве со всеми Православными

Глава XXX О чудесной проповеди, которую Святой Франциск и Брат Руффино произнесли в Ассизи

Из книги Цветочки Святого Франциска автора

Глава XXX О чудесной проповеди, которую Святой Франциск и Брат Руффино произнесли в Ассизи Брат Руффино, о котором мы уже говорили, постоянно пребывая в созерцании, был так поглощен мыслями о Боге, что стал почти бесчувственен ко внешним вещам, и говорил крайне редко. К тому

Церковь Сан Франческо в Ассизи является главным храмом католического ордена францисканцев и одной из шести больших базилик католической церкви. Главной достопримечательностью церкви считается цикл фресок, выполненный в 13 веке на сюжеты из жития святого Франциска. Авторство этого творения приписывают великому Джотто и его ученикам. Вместе с расположенным неподалеку монастырем Сакро Конвенто базилика Сан Франческо внесена в список объектов Всемирного Культурного Наследия ЮНЕСКО.

Двухэтажная церковь была построена в 13 веке. Ее верхний ярус традиционно принято называть Верхней церковью: он представляет собой видимую часть строения, стоящую на холме. А так называемая Нижняя церковь спрятана в толще холма и среди рядовой застройки монастыря, на глазах у публики только южный готический портал, обращенный к площади Сан Франческо. Площадей, кстати, тоже две – на Верхней площади Сан Франческо, покрытой газоном, находится вход в Верхнюю церковь.

Оба яруса выполнены в виде однонефных базилик с трансептом, но в нижнем расположено еще множество часовен и крипт. Оттуда можно спуститься в самую главную крипту церкви, в которой покоятся останки самого святого Франциска Ассизского. Рядом с южным фасадом здания стоит колокольня высотой в 60 метров.

Что касается внутреннего убранства церкви, то два ее яруса значительно различаются. Нижняя церковь, погруженная в легкий полумрак, напоминает традиционные древнеримские крипты. А вот просторная Верхняя, наоборот, выражает в себе новые эстетические ценности, которые впоследствии распространятся по всей Италии. Интересно, что, несмотря на популярность готического стиля в архитектуре 13-го века, строители Сан Франческо, по-видимому, сознательно отказались от его доминирования. Во внешнем облике церкви слились черты французской готики и романского стиля.

Возведение базилики Сан Франческо и монастыря Сакро Конвенто началось в 1228 году, сразу после канонизации святого Франциска. Для этого было выбрано необычное место – так называемый Адский холм, на котором когда-то казнили преступников. Однако когда этот холм выбрал сам Франциск Ассизский для упокоения, он стал называться Райским. Нижняя церковь была завершена уже в 1230 году – туда сразу же поместили тело основателя ордена. Верхняя же церковь, над украшением которой работали лучшие мастера своего времени, в том числе Джотто и Чимабуэ, строилась гораздо дольше – до 1253 года. В 1288 году вся базилика получила статус папской церкви.

Уже в наше время, в 1997 году, во время сильного землетрясения в Умбрии церковь Сан Франческо получила серьезные повреждения, а под обломками погибли четыре человека. Некоторые фрески были уничтожены, и для их восстановления потребовалось около 2 миллионов евро и титаническая работа. Реставраторы собрали по фрагментам свыше 180 кв.м. настенных росписей, однако полностью их воссоздать не представляется возможным.

Рядом с церковью Сан Франческо стоит монастырь Сакро Конвенто, примечательный своими внушительными стенами с 53 романскими арками. Он возвышается над лежащей внизу долиной, создавая впечатление мощной крепости. Монастырь был построен из розового и белого камня. Уже в 1230 году в нем появились первые монахи. Поскольку здание строилось на протяжении длительного времени, в нем также смешались черты разных архитектурных стилей – романского и готического. Сегодня здесь размещается большая библиотека с собранием средневековых текстов и музей, в котором хранятся произведения искусства, подаренные паломниками.

Церковь Сан-Франческо-а-Рипа (San Francesco d"Assisi a Ripa Grande in Trastevere ) , расположенная в южной части заречного римского района Трастевере , достаточно скромна и не относится к числу главных архитектурных памятников, однако заслуживает посещения - хотя бы ради капеллы Роспильози-Паллавичини , а также знаменитой скульптуры Бернини «Экстаз Блаженной Людовики Альбертони » (источник фото: ).

Имеются тут и другие произведения искусства - в основном эпохи барокко, хотя сама церковь возникла еще в средние века. Также храм известен тем, что здесь находится келья святого Франциска , а в одной из капелл похоронен художник Джорджо де Кирико . А еще церковь упоминается Стендалем в новелле «Сан-Франческо-а-Рипа», герой которой становится свидетелем собственных похорон. Сегодня мы расскажем об истории, архитектуре и внутреннем убранстве римской церкви Сан-Франческо-а-Рипа . Часы работы храма и прочую полезную практическую информацию вы найдете в конце заметки .

История римской церкви Сан-Франческо-а-Рипа

Примерно в XII веке на этом месте появился комплекс San Biagio de Curtibus - небольшая церковь и приют для неимущих, странников и паломников, построенный близлежащим бенедиктинским монастырем Сан-Козимато (San Cosimato in Trastevere ) (;).

Рядом располагалась набережная Тибра, куда приставали корабли с паломниками, и эта гавань была известна как Porto di Ripa Grande . Набережная именовалась Ripa Romea (дословно ripa переводится как «крутой берег реки»), в отличие от Ripa Greca на противоположном берегу реки, который в средние века использовался торговыми судами .

В 1873 году монастырский комплекс перешел в собственность правительства и был превращен в казармы, а в наши дни используется в качестве офисов несколькими государственными органами (впрочем, часть монастыря возвращена францисканцам). Церковь с 1906 года является приходской.

Архитектура церкви Сан-Франческо-а-Рипа в Трастевере: описание и фотографии

Внешний облик церкви не слишком примечателен. Он относится ко времени перестройки 1675- 1689 годов. Из расчлененного пилястрами фасада в пять осей лишь центральные три оси являются частью собственно церкви, а две боковые секции относятся к монастырским зданиям.

Фасад центрального нефа завершается лучковым фронтоном, а фасады боковых нефов имеют причудливое навершие в виде половинок разорванного фронтона.

Интерьер церкви Сан-Франческо-а-Рипа. Описание и фотографии внутреннего убранства

Церковь Сан-Франческо-а-Рипа имеет план базилики. Помимо трех нефов, имеется трансепт и прямоугольная в плане алтарная часть, по ширине совпадающая с центральным нефом. Нефы разделены арками на прямоугольных столбах, а над средокрестием поставлен ложный купол.

План церкви Сан-Франческо-а-Рипа с основными достопримечательностями (на основе ):

Как ни странно для церкви эпохи барокко, ее внутреннее убранство не отличается особой пышностью: в основной части храма нет ни лепнины, ни фресок. Предположительно это объяснятся не дефицитом средств, а сознательным желанием францисканцев выразить приверженность бедности (;).

Доминирующий цвет в интерьере - кремовый.

Главный алтарь

Алтарная часть отгорожена необарочной балюстрадой (1931). Барочный алтарь работы францисканца Секондо да Рома (Secondo da Roma ) датируется 1746 годом и заметно контрастирует со скромным оформлением нефа. Центральная ниша обрамлена колоннами из разноцветного мрамора и яшмы и венчается двумя фигурами ангелов, поклоняющимися голубю Святого Духа. Еще выше - путти с крестом, от которого исходят лучи.

Помещенная в центральную нишу деревянная статуя святого Франциска в экстазе старше остального алтаря и датируется XVII веком (;). Это работа скульптора-францисканца Диего да Карери (Diego da Careri ).

Аллегорические статуи над ведущими в хор дверьми по сторонам алтаря изображают Веру и Любовь (1751, работа Секондо да Рома).

В хоре сохранились подлинные резные сидения из орехового дерева , выполненные в начале XVII века самими монахами. Сам хор в его нынешнем виде создан в 1608 году по проекту архитектора Онорио Лонги (Onorio Longhi ) (как правило, увидеть эту часть церкви нельзя, она заходится за алтарем; там же установлен орган). Из хора можно попасть в сакристию и дальше к коридору и лестнице, ведущей в келью святого Франциска (по запросу).

Правый боковой неф

Первая капелла с правой стороны - капелла Распятия - оформлена по проекту известного итальянского архитектора Карло Фонтана (Carlo Fontana ). Колонны высечены из серого и красного мрамора, а капители имеют непривычный желтый, а не белый цвет (для них использовался желтый сиенский мрамор).

Деревянное распятие XVII века создал монах по имени Анджело да Пьетрафитта (Angelo da Pietrafitta ). На боковых стенах - эпитафии математика и кардинала Микеланджело Риччи (Michelangelo Ricci ) (1697) и Стефано Бранди (Stefano Brandi ) (1794). Бюст Риччи предположительно выполнен известным скульптором Доменико Гвиди (Domenico Guidi ) (;) (источник фото: ).

Между этой и следующей капеллой - эпитафия Микеле Маффеи (Michele Angelo Maffei ) работы известного скульптора эпохи барокко Джузеппе Маццуоли (Giuseppe Mazzuoli ), чьи более впечатляющие произведения мы еще увидим в капелле Петра Алькантрийского . Данный же памятник изображает усопшего в пышном парике по моде того времени. Ниже помещен любопытный череп с крыльями. Портрет очень динамичен: покойный словно выглядывает из овала, отчего создаётся впечатление, что остальное тело скрыто за стеной.

Проект следующей капеллы, посвященной святому Иоанну Капистрану , также подготовил Карло Фонтана. Здесь для колонн использован черный и розовый мрамор, а также, возможно, красная яшма. Алтарная композиция изображает осаду Белграда в 1456 году (османские войска тогда удалось победить благодаря помощи католической церкви и особенно францисканца Капистрана, проповедовавшего крестовый поход против турок). Фрески, выполненные Доменико Муратори (Domenico Muratori ) (1725), посвящены эпизодам из жизни Иоанна Капистрана (;).

Стены соседней капеллы Святого Семейства украшены фресками Пассери (Giuseppe Passeri ) «Сон св. Иосифа» и «Бегство в Египет», а алтарь кисти Стефано Леньяни (Stefano Legnani ) изображает Святое Семейство с Богом Отцом (1685). Под алтарем - стеклянная рака с мощами святой Леонтии (S anta Leonzia ) (восковая фигура).

Особенно красива капелла Петра Алькантрийского , она же капелла Роспильози-Паллавичини (Cappella Rospigliosi-Pallavicini ), расположенная в правом рукаве трансепта. Это настоящее буйство барочного декора: разноцветного мрамора, лепнины и позолоты. Как ни парадоксально, посвящена она монаху-францисканцу, инициировавшему в ордене аскетическую реформу. Петр Алькантрийский ратовал за абсолютную бедность и строжайшее соблюдение устава (известно, что его монахи ходили босиком). Так что святой, вероятно, был бы шокирован, увидев эту капеллу.

Архитекторами капеллы выступили Людовико Сасси (Ludovico Rusconi Sassi ) и Никола Микетти (Nicola Michetti ), которого мы хорошо знаем по работам в Петергофе (источник фото: ).

Алтарное полотно кисти Джузеппе Кьяри (Giuseppe Chiari ) «Св. Петр Алькантрийский и Паскуаль Байлон» обрамлено коринфскими колоннами из зеленого мрамора с позолоченными бронзовыми капителями. Выше располагается разорванный фронтон и фигуры ангелов, парящих среди облаков (источник фото: ).

Купол капеллы богато украшен лепниной и позолотой. На парусах Джузеппе Кьяри изобразил аллегории четырех добродетелей (источник фото: ).

Полюбуемся теперь выразительными барочными надгробиями на боковых стенах капеллы. Оба монумента являются работой известного скульптора Джузеппе Маццуоли .

Каждый памятник состоит из черного мраморного саркофага на постаменте с эпитафией. Саркофаг обрамляют беломраморные аллегорические фигуры, а наверху в овалах помещены бюсты усопших, которые охраняет бронзовый скелет с позолоченными крыльями.


Надгробие с левой стороны создано в 1714 году для братьев Ладзаро и Стефано Паллавичини (Lazzaro e Stefano Pallavicini ). Скульптуры изображают Мужество и Справедливость. Надгробие на правой стене датируется 1713 годом и выполнено для Джованни Баттиста Роспильози и его жены Марии Камиллы (дочери Стефано Паллавичини) (Maria Camilla e Giovanni Battista Rospigliosi ) . Женские фигуры в данном случае олицетворяют Любовь и Благоразумие.

Бюсты выполнены самим Джузеппе Маццуоли, а скелеты - Микеле Гарофолино (Michele Garofolino ) .

Левый боковой неф. «Экстаз Блаженной Людовики Альбертони» Бернини

Симметрично капелле Роспильози-Паллавичини , в левом рукаве трансепта, расположена другая примечательная капелла - капелла Палуцци-Альбертони (Cappella Paluzzi-Albertoni ), или капелла Альтьери (Cappella Altieri ), посвященная святой Анне. Именно здесь можно увидеть главную достопримечательность церкви Сан-Франческо-а-Рипа - позднее творение великого мастера Бернини «Экстаз блаженной Людовики Альбертони» (Estasi della beata Ludovica Albertoni ) (1674).

Римская аристократка Людовика Альбертони (Ludovica Albertoni ) (1473/1474-1533) жила в районе Трастевере , недалеко от этой церкви, и часто приходила сюда молиться (;). Овдовев в возрасте 32 лет, она отказалась от своего огромного состояния и стала терциарием францисканского ордена (то есть приняла обеты, хотя и оставалась мирянкой). Людовика много заботилась о бедных, а также прославилась религиозными экстазами и чудесами.

В 1671 году благочестивую римлянку официально признали блаженной, а еще через три года ее образ увековечил 76-летний Джованни Лоренцо Бернини . Это его последняя полностью самостоятельная работа (;).

Скульптура была создана в правление папы Климента X (Эмилио Альтьери), который, собственно, и провозгласил Людовику блаженной. Ее потомок, (приемный) папский кардинал-племянник Палуццо Палуцци Альтьери дельи Альбертони (Paluzzo Paluzzi Altieri degli Albertoni ), поручил Бернини обновить семейную капеллу, где была захоронена Людовика.

Беломраморная скульптура изображает блаженную Людовику Альбертони в состоянии религиозного экстаза (по другой версии - в момент смерти, чему, однако, не соответствуют ее юные черты; впрочем, здесь не исключена идеализация) (;;;). Она возлежит на ложе в спутанных одеждах, голова отброшена на вышитую подушку. Покрывало саркофага, выполненное из красноватого мрамора с белыми прожилками, вздымается волнами. Скульптору нравилось демонстрировать свой мощный талант, создавая из мрамора такие сложные, трепещущие драпировки. Статуя является вариацией более известного шедевра Бернини - «Экстаз святой Терезы», который хранится в римской церкви Санта-Мария-делла-Виттория.

Театральность образа подчеркивается умелым освещением (свет льется из невидимых зрителю боковых окон) и эффектным расположением фигуры в узкой нише над красным яшмовым алтарем. Фрески на стенах изображают святую Клару и блаженную Людовику Альбертони (портрет создан ок. 1540 года). Алтарное полотно «Богоматерь с младенцем и святой Анной» написал известный художник эпохи барокко Бачиччио (Giovan Battista Gaulli detto il Baciccio ) (1675). Композицию окружают белые головки путти и позолоченная лепнина (обратите внимание на плоды граната - символ воскресения и бессмертия, а также милосердия и сострадательной любви).

Рядом, в левом боковом нефе, находится капелла Архангела Михаила , она же капелла Маттеи (cappella Mattei ), с копией известной работы Гвидо Рени «Архангел Михаил, побивающий сатану», оригинал которой можно увидеть в римской церкви Санта-Мария-делла-Кончеционе. На стенах - эпитафии с бюстами кардинала Орацио Маттеи (Orazio Mattei ) (1687) и Лауры Франжипани (Laura Frangipani ) (1637). Под алтарем помещены мощи популярного в Риме францисканского святого Карло да Сецце , жившего как раз в районе Трастевере . Чудесам Карло да Сецце посвящены фрески в люнетах, созданные в XIX веке. Один из сюжетов повествует о том, как во время мессы святой был ранен в сердце лучом, исходившим от Святых Даров (;). Эта глубокая рана осталась, как утверждается, до конца дней . Стоит упомянуть, что при церкви сейчас работает небольшой музей Карло да Сецце.

Светлый купол украшен лепными орнаментами в виде завитков (источник фото: ).

В соседней капелле Благовещения можно увидеть алтарное полотно кисти известного маньериста Франческо Сальвиати (Francesco Salviati ) (1532).

Фрески купола созданы представителем позднего маньеризма Джованни Баттиста Риччи (Giovanni Battista Ricci detto il Navarro ). Центральная композиция изображает Бога Отца, в парусах представлены четыре евангелиста, а в люнетах - сивиллы.


Последняя (она же ближайшая ко входу) капелла с левой стороны посвящена Непорочному Зачатию Девы Марии (Immacolata Concezione ). Обрамленное зелеными коринфскими колоннами алтарное полотно написал знаменитый фламандский художник XVI века Мартин де Вос (Marten De Vos ) (1555).

На левой стене - картина «Рождество Девы Марии» кисти известного французского живописца Симона Вуэ (Simon Vouet ) (1620).

В парусах свода помещены изображения четырех добродетелей.

Надгробия западной стены

На западной стене, по бокам от входа, находятся надгробные памятники Томмазо Раджи (Tommaso Raggi ) (1628) и его жене (1672), приписываемые скульптору эпохи барокко Джироламо Лученти (Girolamo Lucenti ).

Мемориальная капелла Кирико

В капелле Непорочного Зачатия имеются две небольшие двери по сторонам от алтаря, ведущие в мемориальную капеллу с могилой знаменитого итальянского художника, основателя метафизической школы живописи Джорджо де Кирико (Giorgio de Chirico ) (1888-1978).

Останки художника были перенесены сюда с кладбища Кампо Верано в 1992 году. Похоронить Кирико именно в этой церкви решила его вдова Изабелла Паксвер, большая почитательница святого Франциска .

На скромной эпитафии - надпись: Giorgio De Chirico, Pictor Optimus . Здесь же выставлены три произведения Кирико, подаренные его вдовой: «Автопортрет», «Портрет жены» и «Христос, падающий под тяжестью креста». На последней картине обратите внимание на изображение святого Франциска в правом нижнем углу. Эта крупноформатная работа считается наиболее значительным произведением Кирико на религиозную тематику .

Заметим, что итальянцы произносят фамилию Кирико с ударением на первый слог.

Посетить капеллу Кирико можно только с гидом.

Келья святого Франциска

Одной из святынь церкви Сан-Франческо-а-Рипа является расположенная на втором этаже келья святого Франциска Ассизского (Santuario di San Francesco/Stanza di San Francesco/Cella di San Francesco ), которую можно посетить по запросу.

Надпись над входом в келью повествует о том, как святой Франциск явился во сне кардиналу Монтальто (Alessandro Damasceni Peretti, cardinal di Montalto ) с просьбой спасти его последнее римское убежище от разрушения (дело было в XVII веке, во время реконструкции, первый проект которой предполагал уничтожение кельи) (;;). (Келью удалось спасти, но, к сожалению, святой не вступился за фрески Пьетро Каваллини, и их реконструкция не пощадила).

В 1603 году первоначальная келья, где жил святой, была расширена, а в конце XVII века ее оформили в стиле барокко ореховыми панелями работы францисканца Бернардино да Ези (Bernardino da Jesi ). Над алтарем находится изображение святого - созданная в XII-XIV веке копия реального портрета, написанного при жизни Франциска Ассизского или вскоре после его смерти художником Маргаритоне д’Ареццо (Margaritone d’Arezzo ) (;). Оригинал хранится в Пинакотеке Ватикана (источник фото: ).

В 1708 году деревянные панели вокруг алтаря были превращены в реликварий, в котором содержатся сотни мощей различных францисканских святых. Хитроумный механизм открывает боковые дверцы, обнаруживая серебряные раки (источник фото: ).

На правой стене можно заметить закрытую решеткой нишу, в которой находится самый любопытный объект кельи - камень, который, как говорят, служил святому Франциску подушкой («SASSO DOVE POSAVA IL CAPO IL SERAFICO PADRE SAN FRANCESCO ») (;). Судя по отзывам, посетителям даже позволяют к ней прикоснуться (источник фото: ).