Когда появился серп. Смотреть что такое "Серп" в других словарях

Серп, а … Русский орфографический словарь

серп - серп/ … Морфемно-орфографический словарь

СЕРП - муж. зубреный, кривой нож для срезки или сжатия хлеба с корня. Серпы затыкают в сенях, под потолок. Луна серпом, узкой вырезкой, полоской, серповидно, образно. Тупой серп руку режете пуще острого. Как серпом по шее. Сутул, горбат, все поле,… … Толковый словарь Даля

СЕРП - СЕРП, серпа, муж. Ручное орудие для срезывания хлеба с корня, представляющее собой длинный изогнутый нож с зазубренным лезвием. «И сверкали в светлом поле серп и быстрая коса.» Пушкин. «Готовую жатву подрежут серпами.» Некрасов. ❖ Лунный серп или … Толковый словарь Ушакова

СЕРП - Социалистическая еврейская рабочая партия дорев. истор., полит. СЕРП Серп Социалистическая еврейская рабочая партия дорев. истор., полит … Словарь сокращений и аббревиатур

СЕРП - СЕРП, а, муж. 1. Ручное орудие изогнутый полукругом мелко зазубренный нож для срезывания злаков с корня. Жать серпом. 2. перен. Предмет, своими очертаниями напоминающий такой нож. С. луны или лунный с. (луна в начальной или последней фазе,… … Толковый словарь Ожегова

серп - нож, орудие, луна, серпик Словарь русских синонимов. серп сущ., кол во синонимов: 6 луна (25) нож (107) … Словарь синонимов

серп - а; м. 1. Ручное сельскохозяйственное орудие изогнутый в форме дуги мелко зазубренный нож для срезания хлебных злаков с корня. Жать серпом. ● Серп и молот: государственная эмблема СССР, символизировала власть трудящихся, союз рабочего класса и… … Энциклопедический словарь

Серп - см. Оружие и орудия труда … Библейская энциклопедия Брокгауза

Серп - м. 1. Ручное орудие для срезывания злаков с корня, представляющее собою длинный изогнутый, мелко зазубренный нож. 2. То, что имеет форму такого предмета. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Серп языческой богини , Екатерина Лесина. Много сотен лет пролежала в глубокой пещере под землей прекрасная девушка. Кроме великолепных украшений из золота и серебра и драгоценнейших монет в этом захоронении, месте погребения… Купить за 129 руб электронная книга
  • Серп Земли , Виктор Степанов. Книга новелл, рассказов "Серп Земли" - это художественное повествование о космонавтах и космосе. Автор в качестве специального корреспондента часто бывал на космодроме Байконур, знаком с…

Слово «серп» знакомо практически каждому, даже тем, кто к работе на дачных участках и огородах не имеет никакого отношения. Герб СССР - серп и молот, является общеизвестным. Поэтому внешний вид самого инструмента тоже отложился в памяти. Из статьи вы узнаете о том, что это такое - серп, каково его предназначение, используется ли он сейчас.

Краткий экскурс в историю

Серпами пользоваться люди начали еще в первобытные времена, изготавливая его из бронзы, а затем - из железа. Кроме того, использовался этот сельхозинвентарь и как довольно грозное оружие, позволяющее смертельно ранить противника.

Поэтому сформируем первое определение. Серп - это инструмент для работы на поле, используемые для срезания трав, изготовленный из крепкого материала (бронзы, железа), а у отдельных народов считавшийся оружием.

Современное определение

Чтобы понять, что собой представляет это орудие по более современным источникам, обратимся к толковым словарям:

  • У Даля серп - это нож с кривым лезвием, предназначенный для срезания травы или сжатия хлеба.
  • У Ушакова представлена несколько иная трактовка: это ручное орудие с зазубренным острым лезвием, предназначение которого - сжатие хлеба с корня.
  • В словаре Ожегова подчеркивается форма - полукруг, а предназначение расширено - используется для сжатия не только хлеба, но и любых зерновых культур.

Таким образом, отметим, что серп - это орудие полукруглой формы, напоминающей месяц, применяющееся для сжатия под корень хлебных и зерновых культур, а также используемое для срезания трав.

Использование

Сейчас даже в отдаленных деревнях серпы не используют для сжатия хлеба, для этого есть специальные машины, позволяющее выполнить работу просто и быстро. Предназначение серпа - это следующие действия:

  1. Заготовка корма для сельскохозяйственных животных.
  2. Уборка травы в узких пространствах, не дающих возможности воспользоваться косой или триммером.
  3. Борьба с сорняками в междурядьях, под деревьями и кустами, вдоль заборов.

Таким образом, несмотря на то, что серп, казалось бы, устарел и уступил место триммерам, газонокосилкам, его все еще используют, поскольку небольшой, но очень острый инструмент способен удалить сорные растения в труднодоступных для современной техники местах.

Особенности

Итак, серп - это орудие труда, без которого на дачном участке, порой, не обойтись. Он выручит, если трава сильно разрослась, стала жесткой и не поддается лескам электрического триммера. На некоторых моделях имеются острые зубчики, благодаря которым можно без лишних усилий победить осоку, репейник и даже лопухи. Производительность работы этим инструментом поражает: при наличии опыта жнец способен всего за час обработать до 150 кв.м. поля с травой!

При покупке лучше обратить внимание на модели с классической деревянной ручкой, которая не скользит в ладони, а в качестве материала предпочтительна сталь.

VII муниципальная научно-практическая конференция

младших школьников Рыбинского муниципального района

«Малая академия наук»

«Где бодрый серп гулял и падал колос…»

(история серпа)

Работу выполнил ученик 3 класса

МОУ Покровской школы,

поселок «Искра Октября»

Гарцев Захар

Рыбинский район, 2016 год

1.Введение - стр.2-3

2.Основная часть - стр. 4-8

Глава 1. «Немного из истории моей семьи» - стр.4-5

Глава 2. «История серпа» - стр. 5-8

А) история названия серпа - стр.5-6

Б) строение серпа - стр.6-7

В) жатва серпом - нелегкий женский труд («Страда»)- стр.7

Г) историческое прошлое серпа в творчестве художников и писателей-стр.7-8

Д) опрос - анкетирование одноклассников-стр.8

3.Заключение - стр.8-9

4.Список литературы-стр.9

5. Приложение 1. Карта Ярославской губернии - стр.10

Приложение 2. Копия трудовой книжки

Степановой Клавдии Ивановны - стр.11-12

Приложение 3. Уровень жизни в Российской империи в начале века-стр.13

1.Введение

Теплым летним вечером на лужайке возле дома моей бабушки Степановой Алевтины Николаевны в деревне Большое Кстово Рыбинского района мы с папой запускали бумеранг. Во время очередного броска бумеранг угодил в открытое окно чердака. Я отправился на его поиски и впервые очутился на чердаке. На гладких обструганных настилах хранились вещи, которые когда-то служили членам нашей семьи, а сегодня представляют лишь семейную историю. Среди этих вещей моё внимание привлёк странный предмет дугообразной формы в виде полумесяца с ручкой.

С вопросом «Что это?» я обратился к бабушке. Моей находкой оказался серп. Меня очень заинтересовал этот предмет, и я решил поподробнее о нем все узнать.

Целью моего исследования стало:

Узнать историю серпа, его назначение и роль в жизни наших предков.

Задачи:

Проанализировать различные виды источников информации по теме исследовательской работы.

Изучить историческую справку об этом предмете

Выявить знания учащихся по этой теме

Для реализации задач мы выбрали следующие методы:

    анализ источников информации;

    наблюдение;

    личная беседа;

    анкетирование

    обработка полученных результатов

Практическое применение данной работы возможно на уроках окружающего мира для ознакомления с сельскохозяйственным орудием и применением его в быту.

Изучая историю серпа, мы познакомились с традициями и обычаями наших предков. Не стоит забывать одну старую истину: народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего.

2. Основная часть

Глава 1 «Немного из истории моей семьи»

Мой серп некогда принадлежал моей прабабушке Степановой Клавдии Ивановне, которая родилась в 1914 году в деревне Гладкая, Рыбинского уезда, Ярославской губернии (Приложение 1. Карта Ярославской губернии). Долгое время серп был её основным орудием труда. Она родилась в крестьянской семье и с молоком матери впитала любовь к русской земле. Бабуля была младшей из семи детей. Семья была зажиточной по меркам того времени и вела собственное хозяйство: на подворье имелась собственная лошадь, корова, птица и земельный надел, на котором работала вся семья от мала до велика. По воспоминаниям бабули, она вышла в поле, когда ей не было еще и 7 лет, когда вся семья рано утром уходила на жатву с серпом на плече, не успевая толком поесть, она приносила им в поле обед. Мать встречала её с улыбкой и радостью и говорила: «О-о, кормилица пришла! Не пора ли и передохнуть, перекусить?». А во время обеда бабуля с большой сумой через плечо собирала по полю выпавшие из снопов колоски.

В период коллективизации, все члены семьи поступили работать в колхозе. Именно тогда и появился у прабабушки свой серп. Более 20 лет бабуля трудилась в совхозе «Россия». О чем свидетельствуют записи в ее трудовой книжке. (Приложение 2. Копия трудовой книжки Степановой К.И). Серпы чаще всего тогда использовались для жатвы ржи, потому что она первой подходила к жатве, когда большая хлебоуборочная страда только начиналась. Хлебостой ржи обычно удавался таким густым и высоким (по словам бабули, заедешь на лошади – и дуги не видно), что косить его жнейками было неудобно, да и было их мало, на уборку всех хлебов в колхозе их не хватало.

Особенно трудно, по воспоминаниям прабабушки, было в военные годы. Накануне войны на территории Рыбинского района действовало 50 колхозов, которые обслуживали 3 машино-тракторные станции. Постепенно ручной труд заменялся машинным и серп поселился в сенях в качестве оберега. В весенний сев в 1941 году в районе было засеяно 77 тысяч гектаров земли*.

В начале войны практически вся техника отправилась на фронт. Нужно было убирать урожай - фронту нужен был хлеб. Труженики тыла снова взялись за серпы и косы. От постоянного использования сильно изнашивалась и несколько раз была заменена рукоять серпа.

В 1964 на базе трех колхозов: "Малиновец" "Пятилетка", "Россия" был организован совхоз "Малиновец". Направление деятельности совхоза "Малиновец" - овоще-молочное. В совхозе имелось 2 отделения, 5 комплексных бригад, 10 ферм крупного рогатого скота**.

* - были использованы сведения из книги «Родной край …….»

** - воспоминания бывшей работницы совхоза «Малиновец» Валентины Михайловны Ершовой (пос. Юбилейный), которая стояла у истоков образования совхоза, а ныне находящейся на заслуженном отдыхе.

Глава 2 «История Серпа»

Серп - это ручное крестьянское , которое использовалось для уборки зерновых культур и срезания трав при заготовке кормов скоту.

Он является одним из самых древних орудий труда, и использовался еще в процессе собирательской жизни человека около 10 тысяч лет назад. Самые древние серпы были каменные, маленькие и почти без изгиба. Потом в обиход вошли бронзовые серпы, которые потом были вытеснены серпами из железа.

а) История названия серпа.

Изучив историю серпа, мне стало интересно, откуда пошло его название. Мы обратились за помощью к этимологическим словарям. Слово «серп» имеет один корень с родственными по звучанию и значению словами европейских языков: с латышским « sirps» ( серп) – срезающий, с латинским « sarpo» (сарпо) - срезаю (виноградную лозу)", с немецким – « scharf» ( шарф) - острый ", с английским «sharp» - "острый, остриё" (путём упрощения произношения «с – ш»). (Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. Авторы Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004)

Есть общий корень у серпа и другими латинскими словами: « serpens» - змея или «serpat» - ползти. Прослеживается связь серпа со словами библейского языка – иврита.

б) Строение серпа

Серп состоит из сильно изогнутого, закруглённого и суженого к концу лезвия и короткой деревянной рукояти. Кривая форма ножа – явление не случайное, а необходимое. Жать прямым лезвием очень трудно. Закругленная форма ножа обеспечивает постоянное усилие в любой точке лезвия при срезании.

Длина режущей части колеблется от 25 сантиметров до полуметра, ширина лезвия в пределах от 2 до 6 сантиметров. В нашем случае длинна ножа 2 сантиметра, а ширина 25 сантиметров.

Внутреннюю режущую острую кромку серпа крестьяне-хлебопашцы делали зазубренной глубиной 0,4 миллиметра - такой, какой видят серп луны. Возможно, это была природная подсказка для изготовления важного орудия труда.

Насечки наносится или под прямым углом к кромке лезвия, или под острым углом к кромке. Причем расстояние между зубцами должно быть одинаковым. На моем серпе насечка нанесена под прямым углом.

Лезвие серпа изготавливается из инструментальной стали высокого качества. В старину его ковали кузнецы. На изготовление одного серпа уходило от полутора до двух часов. В начале XX века эта работа стоила 1 рубль. К примеру, в то же время 1 кг муки пшеничной высшего сорта можно было купить за 24 копейки, а выходная рубаха стоила 3 рубля. (Приложение 3. Уровень жизни в Российской империи в начале века). С конца 19 века серпы стали производиться заводским способом.

Рукоятка серпа или серповище деревянное. В старину его часто выстругивали себе сами, индивидуально, «под руку» в знак особого уважения к этому «хлебному» инструменту-помощнику. Для его изготовления использовалась ель, реже дуб или береза. Дуб очень прочен, но тяжело обрабатывается (стругать или пилить). Береза тоже очень прочный материал, но нередко трескается. Ель наиболее подходит для изготовления серповища. Для серповища моего серпа использовалась берёза. Рукоять неоднократно менялась из-за интенсивного использования.

в) Жатва серпом-нелегкий женский труд («Страда»)

При жатве серп держат в правой руке. Левой рукой обхватывают охапку колосьев и быстрым движением серпа срезают их. Для среза одного пучка стеблей производят три взмаха серпом. Колосья аккуратно кладут к ногам, затем их связывали в снопы, которые в обхвате достигали 1 метра. Снопы складывали в бабки и суслоны.

Жатва серпом была преимущественно женским трудом. Девочек учили пользоваться серпом с 10 – 12 лет. Ручная работа жниц была тяжёлой - неудобное полусогнутое положение на протяжении долгих часов вызывает боль в пояснице и руках. Недаром от страданий крестьянки, от её тяжелого труда в жатву появилось и слово «страда» – так стали называть жатву. Месяц жатвы или страды - август носил имя «серпень».

Сегодня серп уходит в историю. Его еще можно приобрести в магазинах, но используют его уже не по назначению. До недавнего времени бабушка под резала серпом сорную траву в саду в труднодоступных местах: под фруктовыми деревьями, вдоль забора.

Г) Историческое прошлое серпа в творчестве художников и писателей

Однако важное историческое прошлое серпа нашло отражение во множестве картин старинных художников, не менее часто встречается в стихотворениях классических поэтов и народном творчестве. Также серп упоминается во многих сферах деятельности человека.

Особое отношение среди других сельскохозяйственных инструментов, заслужил серп за то, что он венчает сельскохозяйственный год, уборкой главного для земледельцев хлебного урожая. Серп, при внешней его непритязательности, стал символом крестьянства. Вместе с молотом – символом рабочего класса – он составил главную государственную эмблему СССР. Эта эмблема символизировала нерушимый союз рабочего класса и крестьянства.

В военном деле серп легко превращается в грозное и опасное оружие.

В православной церкви серп упоминается вместе с именем святого Захария Серповидца, который празднуется 21 февраля. В этот день крестьяне готовили к полевым работам инвентарь, в том числе и серп.

А числу серпов, гуляющих по нашим пословицам, поговоркам да загадкам, с подачи всё того же народа – труженика, вообще счёту нет:

«Ни свет, ни заря, пошёл горбатенький со двора»

«Сутул, горбат, всё поле обскакал».

Д) Опрос-анкетирование

Я решил узнать, что знают мои одноклассники об этом старинном орудии труда и провел опрос-анкетирование. Предложил одноклассникам ответить на следующие вопросы:

1.Что такое серп?

2.Где и как его применяли?

3. Попробуй изобразить серп?

В анкетировании принимали 10 человек, и вот какой вывод я сделал:

3 человека не знают, что такое серп, как его применяли.

5 человек смогли изобразить серп, но не знают его историю

2 человека ответили на все вопросы.

Считаю, что моя информация будет очень полезна для моих одноклассников, и я обязательно выступлю со своей исследовательской работой.

3. Заключение

Работая над этой темой, я открыл для себя много нового: много интересного узнал о жизни моей прабабушки, об ее нелегком труде. А заглянуть в прошлое мне помог серп. Считаю, что задачи исследовательской работы решены, поставленная цель достигнута.

Свое выступление мне хотелось бы закончить строками из стихотворения Фёдора Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все - простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

4. Список использованной литературы

Приложение 1. Карта Ярославской губернии

Приложение 2. Копия трудовой книжки Степановой Клавдии Ивановны

Приложение 3. Уровень жизни в Российской империи в начале века

Список цен того времени на продукты, хотя тогда всё мерили в фунтах (400 грамм), стоимость указана за килограммы для удобства восприятия:

Батон чёрного черствого хлеба весом в 400 грамм – 3 копейки
Батон ржаного свежего хлеба весом в 400 грамм – 4 копейки
Батон белого сдобного хлеба весом в 300 грамм – 7 копеек
Картофель свежий урожай 1 килограмм - 15 копеек

Картофель старый урожай 1 килограмм - 5 копеек
Мука ржаная 1 килограмм - 6 копеек – 105 рублей
Мука овсяная 1 килограмм - 10 копеек - 175 рублей
Мука пшеничная высшего сорта 1 килограмм - 24 копейки
Мука картофельная 1 килограмм - 30 копеек
Макароны простые 1 килограмм - 20 копеек
Сахарный песок второго сорта 1 килограмм – 25 копеек
Кусковой сахар рафинад отборный 1 килограмм - 60 копеек
Пряники тульские с вареньем 1 килограмм - 80 копеек
Конфеты шоколадные 1 килограмм – 3 рубля
Кофе в зернах 1 килограмм – 2 рубля
Чай листовой 1 килограмм – 3 рубля
Соль поваренная 1 килограмм - 3 копейки
Молоко свежее 1 литр – 14 копеек
Сливки жирные 1 литр – 60 копеек
Сметана 1 литр – 80 копеек
Творог 1 килограмм - 25 копеек
Сыр «Российский» 1 килограмм - 70 копеек
Сыр по иностранной технологии «Швейцарский» 1 килограмм - 1 рубль 40 копеек
Масло сливочное 1 килограмм – 1 рубль 20 копеек
Масло подсолнечное 1 литр – 40 копеек
Курица 1 шт.– 70 копеек
Яйцо отборное десяток- 25 копеек
Мясо телятина парная вырезка 1 килограмм – 70 копеек
Мясо говядина лопатка 1 килограмм – 45 копеек
Мясо свинина шейка 1 килограмм – 30 копеек
Рыба свежая окунь речной 1 килограмм – 28 копеек
Рыба свежая судак речной 1 килограмм – 50 копеек
Рыба свежая сом 1 килограмм – 20 копеек

Рыба мороженая горбуша 1 килограмм – 60 копеек
Рыба мороженая сёмга 1 килограмм – 80 копеек
Рыба мороженая осетр 1 килограмм – 90 копеек
Икра черная зернистая 1 килограмм – 3 рубля 20 копеек
Икра черная паюсная 1 сорта 1 килограмм – 1 рубль 80 копеек
Икра черная паюсная 2 сорта 1 килограмм – 1 рубль 20 копеек

Икра черная паюсная 3 сорта 1 килограмм – 80 копеек
Икра красная соленая 1 килограмм – 2 рубля 50 копеек
Овощи капуста свежая 1 килограмм – 10 копеек
Овощи капуста квашенная 1 килограмм – 20 копеек
Овощи лук репчатый 1 килограмм – 5 копеек
Овощи морковь 1 килограмм – 8 копеек
Овощи помидоры отборные 1 килограмм – 45 копеек
Немного про стоимость вещей в начале XX века в Царской России:
Рубаха выходная – 3 рубля – 5250 рублей

После разгрома хатской культуры, ухода её представителей на север, начинается новая эпоха. Гибель федерации Арцавы характеризуется глобальными катаклизмами. Всё Средиземноморье окрашено взрывами вулканов. Одним из центральных взрывов был Санторин. Вызванные взрывами вулканов цунами омывают острова и побережья. Это огромные жертвы. Это трупы. Это вызванные разложением трупов эпидемии.



Кроме того, согласно данным, выбитым на камне в Египте, согласно хроникам Кореи, в это время происходит смена вращения Земли. Вызвано ли это целенаправленным взрывом вулканов либо столкновением с космическим объектом сейчас могут сказать только астрофизики. Но в этот момент Солнце стало вставать с другой стороны. Поменялись местами стороны света. Восток стал Западом, а Запад – Востоком. Всё это вызвало глобальную катастрофу на земле. Это привело к гибели не только много тысяч людей, но и целых культур. В мифологии Эллады это названо Девкалионовом потопом.
Лишённые населения Балканы заселялись заново. Согласно мифологии Эллады, их заселяли заново потомки Девкалиона и Пирры. Часть нового населения пришла из Та-кемет (Египта), часть с севера, часть с разоренных катастрофой земель Малой Азии. Были здесь и племена, пришедшие с гор Ирано-Иракского нагорья, не принявшие новой там религии – Зороастризма. На Балканы, через Крит шли племена, поклонявшиеся бычьим культам, имевшие корни в Месопотамии. Оголённые до камня Балканы принимали всех.
Территорию Балкан начинают обживать ахейские племена. Образуется государство Аххиява. Позднее, с севера, в ахейцев вливались племена эллинов – оленей. Создаётся новая культура. С новыми ценностями, новыми культами. Изменяется вооружение. Народы Балкан всё ещё не приемлют луков. Ахейские вожди "охотятся" на лучников псовых культов. Собираясь на Небо, в Страну героев, воины как можно больше стараются захватить с собой трофейного оружия (луков и стрел), чтобы было чем похвастаться на загробном пиру. Очень большое значение в это время имеет мореплавание. Лоси и олени на носах кораблей заменяются белыми лошадьми. Повсеместно распространяется культ Посейдона Ипполита. Именно он считается основным божеством.

При приходе к ахейцам эллинов общим названием народов становится Эллада. В Элладе опять появляется культ Ареса и других пеласгических богов.
Закончилось время титанов и гигантов. Небольшие остатки их всё же ещё имеются в Элладе. Но на смену уже приходят новые культы. Это время архаичной Эллады. С приходом кельтов и укоренением их в новой Элладе, возникает культ героев – клитов. Это время знаменуется сильнейшим всплеском культа Геракла. Возникает соперничество между культом Геракла и культом Посейдона Ипполита (в образе жреца Тесея). Но всё ещё встречаются культы пеласгов. Начинается время героев.
В это время в Элладе очень холодный климат. Замерзает не только Эвксинский понт, новообразованное Мраморное море, но и в Эгейском море встречаются айсберги. Всё это вызвано прошедшей катастрофой.
Только с потеплением на Балканы переселяются люди бычьих культов. Их земледельческие общины (евро) массово переселяются на согретые солнцем территории Эллады. Ведомые культом Зевса и других бычьих богов, они подминают под себя эллинское и ахейское население, только кельты Эллады оказывают им сопротивление. Эллинские племена люди бычьих культов загнали на север. Ахейские народы частично выбиты, частично попали от людей культа быка в экономическую зависимость. Даже кельтов, последователей культа героев, пришельцы смогли себе подчинить, связав их браками со своими женщинами.

Следом за культом быка, Эллада попадает под власть культа псовых богов. Повсеместно строятся храмы Аполлона и Артемиды. Арес совмещается с Эниалием. Даже Царство Мёртвых с Неба переносится на землю, и охранять его ставится трёхглавая собака Кербер. Культ героев теряет свою актуальность. Теперь ни слава, ни сила, ни разум не вершат политику в Элладе. Все решает золото, сакральный металл быков. А быков "доят" люди псовых культов. Образуется банковская система в виде храмов Аполлона. Под залог храмы ссуживают деньги. Храмы новых культов обогащаются, отдавая под суд, обвиняя в безбожии тех, кто не делает в храмы (банки) пожертвования.
Кончилось время героев, началось время царей и людей. Древняя история стала забываться. От неё остались только мифы, в которых сохранялись исторические события, зашифрованные мифологическим языком. Это то немногое, что осталось от архаичной Эллады. Забыты стали ахейцы, данайцы, дорийцы. Полностью стерлась из памяти людей история кельтов (славян) на Балканах. Все это осталось в мифах. Кое-где в недоступных местах продолжали служить прежние культы. Но прежней Эллады уже не было, хотя имя постарались сохранить. Элладу сменила Классическая Греция.
Сменилась политика, вооружение, обычаи и нравы. Согласно Фукидиду, эллины только за сто лет перед "Греко-персидской войной" сняли штаны. Изменился бытовой костюм. Изменилось положение женщин в социальной жизни многих полисов (городов-государств). Но сакральное оружие древних культов всё ещё оставалось живо. Оно передавалось от хранителя к хранителю вместе с сакральными знаниями. Каждый из сохранившихся предметов сакрального вооружения ждал своего носителя, друга и жреца. Иногда они появлялись, люди-носители древней крови, имеющие природную силу. Тогда могли быть даже восстановлены ушедшие культы, всплывали генетически заложенные знания. Люди словно просыпались ото сна. Появлялись новые мифы, т.к. саму историю, саму жизнь этих людей старались забыть, вычеркнуть из памяти из-за собственной ничтожности. Ведь, поклоняясь "Золотому тельцу", трудно поверить и в воинскую доблесть, и в песню Славы, и в честное единоборство, и во всезнающего и всевидящего бога Истинуса.
Эллада не была единым государством, как в политическом, так и в религиозном плане. Не было единого пантеона богов, который потом приписало эллинам римское общество. В каждом полисе (городе-государстве) был свой культ. Где-то культы сохранялись с пеласгического времени, где-то были ахейскими, где-то это был культ Геракла. Были полисы, принявшие бычьи культы, и верховным богом там был Зевс. Где-то стояли военные лагеря Аполлона. То же касалось и политического устройства. Большая часть полисов сохранила двоецарствие, как древний способ правления. Этот институт покачнулся только во время "Греко-персидских войн".

Оружие на Медузу.

В истории Средиземноморья известен подвиг Персея, сына золотого дождя. Несмотря на то, что эта история уже до греческих историографов дошла в качестве мифа, в ней прослеживается не только зооморфный код развития этих племён, участвующих в событиях, но и код мифологический. В качестве мифа до нас дошли взаимоотношения племён тотема Белой лошади (позднейший символ Пегас) с племенами, проживающими на территории Греции во II тыс. до н.э. Кто же такие были Персей и Медуза Горгона? Каким серпом Персей срезал голову "этому чудовищу"?
Видимо, этот миф являлся сценарием одной из мистерий, разыгрываемых в ритуальных представлениях в Элладе. Это рассказ о войне и смерти жриц Медузы Горгоны (Белой Богини – луны) от ритуального оружия племён, чьим жрецом был Персей. Попытаемся расшифровать эти мифологический и зооморфные коды и события, зашифрованные в них.
Все изображения и мифы сходятся на том, что Персей был вооружён ножом в форме серпа – ;;;;;. ;;;;; – скобель, долото, а также серповидный нож или кинжал Лакедемонский. У Аполлодора этот серп назван "кривой стальной меч" , в то же время Грейвс по своим источникам называет его "адамантовый серп" . А Тит Ливий считает, что оружием Персея был медный (жёлтого метала) серп в железных ножнах.
Подобное же оружие было на территории Загроса (Ирано-Иракское нагорье) и в Палестине (Нигеве). Это были деревянные ножи в форме серпа с кремневыми или обсидиановыми вставками. Оружием Персея, видимо, был серп уже не с кремневыми вставками, а с более прочными. Бронзовый или металлический серп с алмазными вкраплениями мог быть таким сакральным оружием.

Два божества покровительствуют Персею: Гермес, давший ему этот меч, и Афина Палестинская богиня, в отличие от эллинской Алии давшая зеркальный щит. К тому же он получил чёрную шапку невидимку бога Аида. Учитывая, что меч Персею был дан богом магии и колдовства, можно предположить, что это оружие и само не было лишено сокровенных знаний Гермеса. Было выковано в должное время согласно астрологии, чтобы срезать голову Лунной богине (Горгоне). Видимо, и форма оружия в виде серпа была избранна по этой же причине. Вполне возможно, что рукоять того сакрального серпа, которым уничтожили культ Белой Богини, был украшен адамантами – алмазами, а само лезвие было железное, сделанное из самого дорогого метала того времени. Серповидная форма такого оружия встречается в Та-кемет (Египте) – хопш (копис). Серповидное лезвие египтяне называли так же "хроби". Такой же меч использовался в Абиссинии и по всей Африке. Меч-серп был известен в Индии под именем "кубья", у гуркских народов он потерял свой изгиб и получил имя "куккри".
Серп Персея был выкован против богини Луны, имеющей три ипостаси: Стено, Эврила и Медуза. Именно Медуза считалась смертной. Масками Медузы в древности отгоняли злые силы, саму голову (луну) персей спрятал в сумку;;;;;;; . Это было доброе божество ночной воды и лунной дорожки. После уничтожения культа Медузы её знания и сакральные места переходят к Гекате, узурпировавшей этот культ. Если зооморфным образом Горгоны была белая лошадь, то символом Гекаты стала белая сука.
После того, как Персей обезглавил Медузу, "как только голова была срублена, из Горгоны выпрыгнул крылатый конь Пегас и Хрисаор, отец Гериона. Медуза родила их от бога Посейдона" . До Олимпийского периода серп, которым свергли культ Луны, видимо, был почетаем. Изображения его остались. Но ничего неизвестно о том, где он хранился. Согласно легенде, свой меч Персей вернул Гермесу, и, чтобы не было попытки повернуть историю вспять, он мог быть уничтожен, подобно тому, как был уничтожен меч Батраза. А, возможно, что он с потомками Персея переехал в Азию, где послужил прообразом акинака и поклонения ему.
С этой историей связанны ещё два меча, меч Медузы – ритуальный меч "Белой лошади" в Грузии, и меч Хрисаора, попавший в Ирландию. В IV веке жрецы Хрисаора, приняв христианство, не оставили поклонение своему мечу. Епископ Ирландии, проповедуя христианство, крестил новообращённых мечём Хрисаора и именем Хри-Ария.

СЕРП - орудие для уборки зерновых культур, представлявшее собою полукруглый клинок с зазубренным лезвием, вставленный в цилиндрическую рукоятку. Русские серпы XIX в.были сравнительно небольших размеров: расстояние от острия клинка до черешка, вставленного в рукоятку, колебалось в пределах от 21 до 35 см, ширина средней части клинка - от 1,8 до 3,5 см, высота дуги обычно составляла одну вторую расстояния от острия клинка до черешка. Серпы различали по форме клинка и зубцов.

У одних серпов линия изгиба приближалась к правильной полуокружности, у других имела неправильную, слегка сплющенную форму. При этом свободный конец клинка был скошен, а рукоятка несколько отогнута. Зубцы на лезвии клинка делались в форме лопаток или игл. Считалось, что новыми серпами с заточкой в виде лопаток сначала трудно работать, но по мере их снашивания серп становится все более и более удобным. Жатва серпами с зазубринами в форме игл, по мнению крестьянок, сразу же давалась легко, однако зубья на серпах быстро изнашивались.

Клинок серпа изготавливали из стали или железа с наваркой стальных полос на лезвие, а затем закаляли в огне. Зазубрины, благодаря которым стебли растений перепиливались, наносили на лезвие или до закаливания, или после него. Серпы, закаленные до нанесения на них зазубрин, были довольно мягкими и быстро тупились. Это объяснялось тем, что на хорошо закаленный металл насечки наносились с трудом. Однако такие серпы было нетрудно затачивать. Серпы с зазубринами, нанесенными на лезвие до закалки, служили очень долго, так как им можно было давать более прочную закалку. Однако если они тупились, то их заточка становилась делом достаточно сложным.

Рукоятку серпа всегда делали деревянной, короткой, суженной в середине, чтобы ее удобнее было держать в руке. Серпы изготавливали деревенские кузнецы по заказу крестьянок, но чаще их приобретали в деревенских лавочках или на ярмарках. В России существовало множество кустарных мастерских по выделке серпов. Особенно славились своими серпами кузнецы из Осташкова Тверской губернии, которые в год изготавливали до 20 тысяч серпов отличного качества, а также и серповщики Авдотьевской, Бережковской, Улыбышевской волостей Владимирской губернии, которые делали до 3 миллионов серпов в год. С серпами на Руси был связан интересный обычай.

В день памяти св.Захария Серповидна (8/21 февраля) русские крестьянки доставали серпы, воткнутые в переборку сеней, и кропили их крещенской водой, при этом приговаривая: «Не обережешь вовремя кривого серпа - не нажнешь в поле и снопа». После этого молились св.Захарию, надеясь, что он поможет им осенью быстро сжать хлеб. С работой серпом обычно связывали представления о женской силе, ловкости. Старухи, вспоминая свою молодость, говорили: «Была молода, не только хлеб жевала, а и по сто снопов в день сжинала».

Серп - старинное орудие земледельца. Его находят при археологических раскопках на территории Европейской России в слоях VI-VII вв. Древнерусские серпы были аналогичны серпам, которыми жали русские крестьянки в XIX в., но размеры были меньше, в пределах от 19 до 33 см, меньшей была и высота дуги, составлявшая обычно не половину расстояния от острия клинка до черенка, а треть. Серп - орудие труда, часто упоминающееся в русском устном поэтическом творчестве. В пословицах, поговорках, загадках обыгрывается его форма и назначение: «Маленькой, горбатинькой, все поле обошел и под кровельку ушел».