С чего начать познание себя. Единственно верная инструкция по познанию себя

Прими наилучшие поздравления – если ты начала задумываться о саморазвитии, значит, первый шаг на пути к нему ты уже сделала. На самом деле заниматься саморазвитием – проще простого, а вот захотеть им заниматься и не останавливаться на достигнутом – это уже тяжелая работа и кропотливый труд, который по силам далеко не каждому. Однако, почему бы не попробовать свои силы? Начни, и твой мир заиграет новыми красками.

Шаг № 1. Познание себя

Прежде всего, тебе необходимо проанализировать свою действительность, оценить свое поведение и свою жизнь, так сказать, с высоты птичьего полета. И разобраться в своих достоинствах и недостатках, чтобы в последствии исключить последние. Проанализировать свой жизненный путь достаточно просто, ведь тебе прекрасно известно, «что такое хорошо, а что такое плохо». Г

лавное, быть реалистом, трезво смотреть на вещи и не жалеть себя, ведь правила вселенной для всех одинаковые, и те, кто их не соблюдает, могут понести потом наказание. Например, ты никогда не задумывалась, почему у тебя возникают те или иные проблемы, или не получается сделать важное дело, или любовное свидание постоянно срывается? Ответ очень простой — вселенная не довольна твоим поведением, твоим образом жизни, и твоей жизненной позицией.

Допустим, ты хочешь выйти замуж за богатого бизнесмена, а любовь для тебя не имеет значения? Так вот знай, что для вселенной главное – это любовь, и даже, если ты выйдешь замуж по расчету, счастлива ты не будешь. Итак, проанализируй свой образ жизни и свое мышление. Если, все – таки, ты не знаешь с чего начать, ответь на эти вопросы. Если ответы будут положительные, ты – молодец, и уже давно занимаешься саморазвитием, просто ты этого не осознавала, если же большинство ответов будут отрицательными – тебе есть над чем работать.

  1. Рано ли ты просыпаешься?
  2. Делаешь ли ты зарядку с утра?
  3. Часто ли ты читаешь интересную литературу?
  4. Ведешь ли ты здоровый образ жизни?
  5. Занимаешься ли ты медитацией (другими словами, очищаешь ли ты свои мысли)?
  6. Помогаешь ли ты окружающим?
  7. Заботишься ли ты о своих близких?
  8. Любишь ли ты?
  9. Умеешь ли ты радоваться?
  10. Благодарна ли ты вселенной за свою жизнь?

Итак, после того, как ты разобралась в себе и поняла, что нужно в себе изменить, пришло время идти дальше. Саморазвитие касается двух взаимосвязанных сфер человеческой жизни: физической и психологической. Направить мысли в положительное русло намного тяжелее, чем изменить свои поступки. Поэтому, необходимо начать меняться с более сложного: с психологической стороны нашего существования.

Шаг № 2. Перезагрузка мышления

Как известно, человеку необходимо питаться не только физически, но и духовно, поэтому духовная пища так же важна, как и физическая. Если ты не будешь заботиться о своем внутреннем мире, ты в скором времени превратишься в робота, которому надо только поесть да поспать. В духовном развитии нет ничего сложного, достаточно постоянно питать свой мозг новой, полезной информацией и не рассеивать свое внимание на всякий мусор.

Ну, например, вместо того, чтобы три часа сидеть в социальных сетях, прочитай интересную книгу (бульварные романы и второсортная беллетристика сюда не относятся). Не надо бесполезно смотреть телевизор, лучше запишись на курсы йоги или самообороны. Научись заниматься медитацией – это очень важно, так как именно медитация очищает твои мысли и «перезагружает» мышление. Расширь свой круг общения, и старайся общаться с теми людьми, благодаря которым ты сможешь постичь что – то новое в этой жизни, и, наоборот, избегай невежд и глупых людей, так как они будут тащить тебя на дно.

Выбери для себя ту область знаний, в которой ты хотела бы быть знатоком: астрология, эзотерика, животный мир, архитектура, живопись, иностранные языки. Нет, это не значит, что ты должна все вызубрить досконально, просто, таким образом, ты помогаешь своему серому веществу не засохнуть. Твой мозг – это губка, которая постоянно должна впитывать информацию. Один известный ученый сказал, что человеческий мозг необходимо каждый день тренировать, как и мышцы, иначе он перестанет развиваться, и по умственному развитию человека можно будет сравнить только с обезьяной.

Шаг № 3. Физическое совершенствование

Несмотря на то, что этот пункт стоит третьим по списку, выполняться он должен одновременно со вторым, так как гармоническое развитие должно протекать со всех сторон. Просто физическую слабость легче преодолеть, чем моральную. Итак, вдоволь натренировав силу воли, переходим к тренировке тела. Нет предела совершенству – это относится и к женскому телу. Больше времени проводи в спорт – залах, в фитнес – клубах. Или просто возьми за привычку закаляться и бегать по утрам.

Не зря же старая мудрая пословица гласит: «В здоровом теле здоровый дух». Перебори себя и научись в ночном клубе пить не алкогольные коктейли, а сок или зеленый чай. Это не значит, что следует полностью отказаться от всех «земных радостей», просто на некоторое время следует их ограничить, чтобы натренировать свою силу воли, и чтобы фраза «я не смогла удержаться» навсегда покинула твою жизнь. Научись готовить полезную пищу, полностью исключив из своего рациона фаст – фуд.

И, даже самое элементарное – вместо того, чтобы воспользоваться лифтом или проехать одну остановку на автобусе – пройдись пешком. К тому же саморазвитием необходимо заниматься каждую минуту, чтобы твой организм не расслаблялся. В город приехала новая выставка, а тебе лень на нее идти? Поднимайся и иди через «не хочу»! только так ты продолжишь развиваться, в противном случае – да здравствует лень!

Итак, саморазвитию нет предела, все зависит от твоего желания. Начав изменять свою жизнь в лучшую сторону, ты уже не сможешь остановиться. Саморазвитие поможет тебе посмотреть на мир другими глазами, и он заиграет яркими красками. Известные финансисты утверждают: «Если ты не движешься вперед, ты автоматически идешь назад». Поэтому никогда не останавливайся на достигнутом, развивайся и будь ближе к совершенству!

Добрый день, уважаемый читатель . Сегодня мне бы хотелось обсудить тему и ответить на вопрос: Зачем нужно познавать себя? Начнём с того, что каждому человеку от рождения даётся определённый потенциал, который необходимо раскрыть, чтобы . Иначе не будет ощущения наполненности, возможности познать своё счастье.

Кроме того, познавая себя, свою особенность, индивидуальность и неповторимость, мы учимся понимать себя всё лучше и лучше. А если человек себя понял, он начинает раскрывать себя, использовать свои . И здесь происходит следующий важный момент: мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Мы не можем реализовать себя в одиночестве, без окружения. Мы не можем познавать новое, познать своё счастье вне общества. Важно помнить, что наши отношения с людьми – это отражение нас самих.

Научиться познавать себя

Что значит научиться познавать себя? Это значит научиться осознавать свою ценность , уникальность, неповторимость. Если Вы понимаете свою ценность, то становитесь цельным, гармоничным человеком. У Вас устанавливаются прекрасные отношения с людьми: в семье, на работе. Вы начинаете по-новому реагировать на различные ситуации и окружающих Вас людей. Вы понимаете свои потребности, желания, реализуете их. Кроме того, Вы начинаете глубже понимать потребности и желания других людей и их право на реализацию своих желаний.

Зачастую мы часто «цепляемся» за те отношения, которые изжили себя, не позволяя отпустить их, расходуем большое количество энергии, обижаемся, злимся, сердимся. Ведь любые отношения с другими людьми важны для нас только потому, что в них отражается то, что мы думаем о себе. Ведь если нам что-то не нравится в других, то зачастую эти качества проявляется в нас самих. Если мы не умеем ценить и уважать себя, то будем привлекать в свою жизнь таких людей, которые только подтвердят данные убеждения.

Чтобы привлечь в свою жизнь достойного человека необходимо научиться познавать себя. Ведь в каждом из нас есть сильные и слабые стороны. Уметь принимать свои слабые стороны, быть благодарным себе за то, что есть внутри каждого из нас, способен далеко не каждый. Поэтому сначала необходимо изучить себя, что Я собой представляю. И если Вы действительно хотите, чтобы в Вашей жизни были люди, которые принесут счастье и радость, заботу и внимание, любовь и уважение, наполнят Вашу жизнь смыслом, СТАНЬТЕ таким человеком. Начните с себя.

«Существует только один способ изменить что-то в других – сначала изменить самого себя! Измените свои мысли и привычки – и другие изменятся тоже.»

Как научиться познавать себя?

Зачем познавать себя – мы определились. Теперь давайте ответим на вопрос: «С помощью чего мы можем познать себя? Какие средства раскрытия потенциала существуют?»

Важно научиться ПОЗНАВАТЬ НОВОЕ, впускать в себя информацию, которая позволяет почувствовать свою особенность. Это могут быть индивидуальные занятия или тренинги на осознание своих личностных особенностей, саморазвитие, работе со своими убеждениями, ценностями и принципами. Познавая себя шаг за шагом, Вы откроете в себе своё «Я», увидите, как заиграет мир вокруг новыми красками, избавитесь от страхов и сомнений в отношении себя и других людей. Чем более тонкий мир Вы откроете внутри себя, чем глубже в него проникните, тем легче сможете понимать мир вокруг себя, лучше приспособитесь к изменениям в окружающей среде, перестанете зависеть от его негативного влияния. Если внутри Вас «светит солнце», то какая разница, что происходит вокруг: идёт снег или дождь?

Прислушайтесь к себе. Чтобы познать себя, для начала просто ощутите свои ЖЕЛАНИЯ, почувствовать свою потребность в изменениях.

Позвольте себе захотеть быть собой, разрешите Вашим желаниям жить, осознайте их, впустите в себя! Сделайте Первый шаг на встречу к себе, к познанию нового, к познанию своего счастья! Учитесь дарить тепло, внимание и заботу своему окружению!

Познать себя - значит принять во внимание различные аспекты своей личности, индивидуальности и сущности. И цель здесь не в том, чтобы критиковать себя, а в том, чтобы признавать все стороны своей личности. Откройтесь возможности узнать что-то новое о себе.

  • Кода будете себя оценивать, обращайте внимание на вещи, которые вызывают у вас чувство неловкости. Эти эмоциональные сигналы подскажут, осознания каких аспектов своей личности вы стараетесь избежать. Какая-то особенность вызывает у вас неуверенность в себе? Если да, то что вы можете сделать, чтобы справиться с этим?
  • Например, если вам не нравится смотреть в зеркало, спросите себя, почему? У вас есть комплексы по поводу своей внешности? Или вас беспокоит возраст? Подумайте, сможете ли вы победить этот страх.
  • Задавайте себе глубокомысленные вопросы. Эти знания помогут вам осознать, что делает вас счастливым или заставляет напрягаться. Используйте эту информацию, чтобы тратить больше времени на продуктивные занятия и цели. Вот несколько вопросов, которые можно задать себе:

    • Чем вы любите заниматься?
    • О чем вы мечтаете в жизни?
    • Каким видите свое наследие?
    • За что больше всего себя критикуете?
    • Какие ошибки совершали?
    • Как вас воспринимают другие? Как бы вы хотели, чтобы вас воспринимали?
    • Кто для вас образец для подражания?
  • Прислушивайтесь к внутреннему голосу. Ваш внутренний голос выражает то, что вы чувствуете и во что верите. Когда вас что-то расстраивает или радует, он на это реагирует. Попытайтесь настроиться на этот внутренний голос. Что он говорит? Как он воспринимает окружающий вас мир?

    • Подойдите к зеркалу. Либо вслух, либо мысленно начните описывать себя. Это положительное или отрицательное описание? Оно ориентировано на вашу внешность или поступки? Вы говорите о своих успехах или неудачах?
    • Если вы начнете думать о негативе, остановитесь и спросите себя, почему вы так реагируете. Стыд или критика в свой адрес могут быть признаком того, что вы защищаетесь от нежелательных мыслей.
    • Эти позитивные и негативные мысли определяют то, как вы себя видите. Если личный образ не соответствует тому, кем вы хотите быть, предпримите шаги, чтобы стать лучше как личность или развить новые черты характера.
  • Ведите дневник каждый день. Ведение дневника поможет вам распознать свои мотивы, эмоции и убеждения и даст вам возможность внести продуманные коррективы в свою жизнь. В течение нескольких минут ежедневно записывайте, что вы делали, чувствовали и думали на протяжении дня. Если у вас был негативный опыт, запишите, почему он повлиял на вас. Если вы совершили ошибку, определите, как можно было ее избежать.

    • Ищите закономерности в своем письме. Со временем вы можете обнаружить, что у вас повторяются определенные потребности и желания.
    • Можно писать все, что у вас на уме. Письмо в свободной форме поможет вызволить мысли, находящиеся в подсознании, благодаря чему вы поймете, что вас беспокоит.
    • В качестве альтернативы можно использовать детализирующие вопросы, которые будут направлять ваше письмо. Выбирайте вопросы, которые просят описать определенные аспекты вашей личности или привычки.
  • Внедрите самоосознанность в повседневную жизнь. Самоосознанность - это акт переживания настоящего момента, который помогает познать собственные мысли и действия. Самоосознанность часто включает в себя ежедневную медитацию , но к ней относятся и другие практики. Самое главное - это состояние внимания к себе и к миру, с которым вы взаимодействуете.

    • Выделите мгновение и прислушайтесь к пяти органам чувств. Что вы осязаете, слышите, видите, а также какие запахи и какой вкус чувствуете?
    • Не ешьте за компьютером или перед телевизором. Делайте перерывы специально для приема пищи. Наслаждайтесь вкусом, текстурой, температурой и ощущениями от каждого кусочка еды.
    • Выделяйте несколько минут каждый день, чтобы просто сделать паузу и понаблюдать за окружающим миром. Старайтесь отмечать как можно больше ощущений вокруг себя. Что вы слышите, чувствуете, пробуете на вкус и какие запахи улавливаете?
    • Если у вас возникает эмоциональная реакция, задавайте себе вопросы. Почему вы испытываете эти чувства? Что их вызвало?
  • Определите свой образ тела. Попробуйте выписать перечень прилагательных, описывающих вашу внешность. Закончив, пересмотрите этот список. Это положительные или отрицательные качества? Если вы обнаружите, что негативно воспринимаете свое тело, попробуйте придумать способы полюбить его. Уверенность в своем теле может перейти в уверенность в других аспектах вашей жизни.

    • Попытайтесь заменить негативные восприятия на позитивные. Например, если у вас есть родинка, которой вы стесняетесь, попробуйте называть ее мушкой. Не забывайте, что у многих известных актрис были мушки.
    • Подумайте о вещах, которые вы можете изменить на разумных основания, если они делают вас по-настоящему несчастным. Если у вас есть комплексы из-за прыщей , можно сходить к дерматологу или научиться маскировать их косметикой.
  • Приступая к исследованию самих себя в этом смысле или в плане какой-нибудь другой детали нашей обособленной жизни, мы склонны к поистине дьявольскому рассуждению. Оно состоит в сущности в следующем: все, что во мне привлекательно, что мне во мне нравится, и есть мое «я». Все же, что во мне кажется мне уродливым, отталкивающим, или же то, что другие находят во мне отталкивающим и уродливым, что создает напряжение с окружающими, я воспринимаю как пятна, как нечто привнесенное или наложенное на меня извне. Например, люди часто говорят: «Я ведь от всего сердца стремлюсь к иному, но жизненные обстоятельства сделали меня таким». Нет, жизненные обстоятельства только раскрыли, что вы таковы. В переписке Макария, одного из оптинских старцев, есть два или три письма к петербургскому купцу, который пишет: «От меня ушла прислуга и мне предлагают взамен деревенскую девушку. Что вы мне посоветуете, брать мне ее или не брать?» Старец отвечает: «Конечно, брать». Через некоторое время купец снова пишет: «Батюшка, позвольте мне ее прогнать, это настоящий бес; с тех пор, как она здесь, я все время прихожу в ярость и потерял всякое самообладание». И старец отвечает: «И не вздумай гнать, это ангела небесного послал тебе Бог, чтобы ты видел, сколько в тебе злобы, которую прежняя прислужница никогда не могла поднять на поверхность».

    И вот мне кажется, что если мы вглядимся в себя со всей серьезностью, то уже не сможем сказать: все, что добродетельно, прекрасно, гармонично, — это я; все остальное — это пятна случайности, не имеющие со мной ничего общего, они просто прилипли к моей коже… В действительности же они не к коже прилипли, а коренятся в самой глубине нашего существа. Только это нам не нравится, и мы обвиняем кого только можем или обстоятельства нашей жизни. Сколько раз я слышал на исповеди: «Вот все мои грехи», — затем кающийся на минуту останавливается перевести дух (грехи обычно излагаются довольно быстро) и произносит длинную речь, доказывая, что будь обстоятельства данной ему Богом жизни иными, у него вообще не было бы никаких грехов. И вот порой, если мне говорят: «Я виноват, но что вы хотите? У меня теща, у меня зять, у меня то, у меня се, у меня ревматизм и артрит, мы пережили русскую революцию и т. д.», — не раз случалось, что когда человек, закончив свой рассказ, ждал уже разрешительной молитвы, я ему говорил: «Сожалею, но исповедь — это средство примирения с Богом, а примирение — дело обоюдное. Итак, прежде чем я дам вам разрешение во имя Бога, можете ли вы сказать, что прощаете Ему весь вред, все зло, которое Он вам причинил, все обстоятельства, в которых Он принудил вас не быть святым или святой?». Обычно людям это не нравится, но это правда и это так важно, так существенно: мы должны принимать самих себя целиком, как мы есть. Мы не поступаем так, если считаем, что мы — это то, что прекрасно, а в остальном виноват Бог (чаще всего Бог, а не дьявол, потому что в сущности Бог должен был бы воспрепятствовать дьяволу делать зло, которое тот делает — уж по крайней мере по отношению ко мне!).

    Что же нам делать? Можно ли найти какое-то вдохновение, поддержку в делании, вытекающем из того, что мы увидели?

    Да, конечно, можно, и это «да, конечно» для меня обосновывается двумя моментами. Во-первых, нечто чрезвычайно воодушевляющее сказал Иоанн Кронштадтский в дневнике, где он пересказывает свой внутренний опыт. Он говорит, что Бог никогда не дает нам видеть в себе зла, если Он не уверен, что наша вера, наша надежда достаточно крепки, чтобы устоять перед таким видением. Пока Он видит, что нам недостает веры, недостает надежды, Он оставляет нас в относительном неведении; во внутренних наших потемках мы различаем только опасности, которые Он предоставляет нам находить ощупью. Когда же Он видит, что наша вера стала крепкой и живой, наша надежда достаточно сильной, чтобы выдержать мерзость того, что мы увидим, и не пошатнуться, тогда Он дает нам увидеть то, что видит Сам, — но только в меру нашей надежды и нашей веры. Итак, вот двойное откровение, из которого мы можем извлечь известную пользу; первое — это голый факт: я считал себя таким терпеливым, а эта деревенская девушка раскрывает во мне все мое нетерпение, грубость и необузданность. Но с другой стороны, если Бог позволил мне увидеть, значит, Он знает, что я теперь в силах справиться с проблемой, знает, что я в состоянии победить искушение и внутренне измениться.

    Второй момент обосновывается для меня словами преподобного Серафима Саровского, который говорит, что существенно важно, чтобы мы видели самих себя целиком, то есть не только то, что есть в нас прекрасного, отвечающего нашему призванию к вечной жизни, но также и все остальное. Ибо то, что уже созвучно Христу, Богу, что уже принадлежит Царству, в каком-то смысле не представляет для нас интереса: важно все остальное — пустыню или дебри — превратить в райский сад. И здесь, отойдя от образа, данного преподобным Серафимом, я хотел бы подчеркнуть, что мы должны рассматривать себя самих как материал, который Бог вложил в наши руки и из которого мы можем создать произведение искусства, нечто такое, что войдет составной частью в Царство гармонии, красоты, истины и жизни. В этом смысле у нас должна быть та же собранность, та же ясность взгляда, какой обладает художник.

    Произведение искусства, которое хочет создать художник, определяется двумя факторами: с одной стороны, его замыслом, тем, что он хочет создать; с другой — материалом, который у него в руках. Вы знаете, что нельзя сделать одинаковые произведения из различного материала: если вы хотите сделать крест из слоновой кости, вы не возьмете куска гранита; если вы хотите соорудить кельтский крест, вы не станете высекать его из греческого мрамора, и т. д. — просто потому, что то, что вы хотите выразить, может быть выражено лишь в пределах возможностей данного материала. Итак, если только вы не безнадежно и обезнадеживающе упрямы (обезнадеживающе как для Бога, так и для себя и для других), и в ваших руках только один какой-нибудь материал, то вопрос будет не в том, «как сделать мрамор из слоновой кости или гранит из кривого сучка»; вы просто посмотрите на этот наличный материал и скажете: «Какое произведение искусства может родиться из того, что я держу в руках?» (Что не препятствует вам впоследствии осуществить другой замысел и из того материала, который вам хочется иметь.)

    Так же точно мы должны были бы действовать и в нашей внутренней жизни. Мы должны научиться вглядываться разумным взором, проницательным взором, с возможно большим реализмом, с живейшим интересом в тот материал, который у нас в руках, потому что строить мы можем только из этого материала. Если вы — Петр, то вы не Антоний, и что бы вы ни делали, Антонием вы не станете. Существует присловье: «На Страшном суде никто тебя не спросит, был ли ты святым Петром, тебя спросят — был ли ты Петей». Никто не требует от вас быть тем, чем вы не являетесь, но можно у вас спросить, можно от вас требовать, чтобы вы были самими собой. И это очень существенно: если вы не примете всего материала в целом, вы ничего не создадите. Не воображайте, что занимаясь утверждением своего ума, своего восприятия, то есть половины вашей индивидуальности, вы сможете создать целого гармоничного человека. В какой-то момент вы обнаружите, что не смогли этого сделать, но тогда перед вами уже будет урод, какая-то незавершенная статуя и огромное количество неиспользованного материала — и все!

    И тут нужны мужество и вера. Прежде всего вера в том смысле, как я уже говорил, что Бог дает нам видеть только то, что мы можем вынести; и мужество: нам ведь вовсе не доставляет удовольствия видеть всю нашу безобразность. Может быть, вы помните слова св. Венсана де Поль перед зеркалом, которые случайно услышал его отец, войдя в комнату: «Боже, я слишком безобразен для людей, но, быть может, Ты примешь меня таким?». Может быть, для людей я и слишком безобразен, но Богу я желанен, потому что иначе Он не вызвал бы меня к бытию, не совершил бы этого творческого, рискованного акта, вызывая к бытию именно меня — причем не на короткое время, а для вечности.

    С другой стороны, если мы хотим иметь отношения с людьми, окружающими нас, мы должны быть реальными, а не подставными личностями. Мы можем иметь друг с другом творческие вдумчивые отношения лишь постольку, поскольку я — реален и мой собеседник, тот, что стоит передо мной, — тоже реален. Эта реальность должна охватывать всего человека, он не должен довольствоваться частичной реальностью, реальностью до известного предела.

    Я этим вот что хочу сказать: когда нас, детьми, вызывает к себе директор школы на головомойку, потому что мы что-то натворили, то мы видим в нем только звание директора. Здесь нет человека, а есть директор, как был бы полицейский, чиновник, прокурор, врач. Нам не приходит даже в голову, что в нем есть что-то другое.

    Есть у Евтушенко очень сильное стихотворение, где он описывает преподавателя, каким видит его ученик. Ученик за ним наблюдает и думает: что с ним сегодня такое? Он какой-то странный! Он преподает математику и только что сделал две ошибки в сложении. А теперь он сломал мел, остановился и все стер, хотя и велел нам переписывать с доски, — и так далее. В конце стихотворения мы видим преподавателя, забывшего надеть пальто и шляпу и идущего через двор; и последняя фраза: «ушла жена профессора из дома». Вот ситуация: был только преподаватель, не было человека. Это наша ситуация по отношению к другим и ситуация, в которую мы ставим других по отношению к себе. Пока мы ее не изменим, мы не будем реальностью, не будут реальностью и другие. Невозможно встретиться с призрачным существом или тем, что еще меньше индивидуума, который все же обладает какой-то реальностью, даже если это реальность болезненная, замкнутая, лишенная всякой широты. Это верно и в отношении к Богу, так же как и к людям, потому что если мы видим только преподавателя, а не человека, то, приходя к Богу, мы часто собираем обрывки знаний, какие-то понятия о Нем и становимся на молитву не перед Живым Богом, а перед идолом, которого мы собрали из образов и понятий, подлинных в той мере, в какой каждый образ и понятие чему-то соответствует в Боге, но становящихся преградой в тот миг, когда мы говорим себе: вот Бог.

    Отношение к личности совершенно иное. Я только что говорил, что здесь совершенно другая проблема: дело не в том, чтобы видеть себя как личность, — мы ведь этого не можем. Личность, персона — это то, чем мы призваны стать, преодолев индивидуума, которого эмпирически мы можем в самих себе наблюдать. Личность может быть раскрыта только в Том, Кто ее знает, то есть в одном Боге. В нас есть личность, которая есть образ Живого Бога. Извне эта личность представляется под видом индивидуума. И вот аналогия, которую я хотел бы провести: мы — это картина мастера, которая из столетия в столетие подновлялась, пока не стала совершенно неузнаваемой. Мы стали карикатурой образа Божия. Если вы покажете картину знатоку, он внимательно ее рассмотрит и скажет: в этом портрете бровь, часть лица несомненно принадлежат руке мастера, все остальное — нет. Тогда, изучая эту бровь — технику, краски, совершенное движение кисти, ее родившей, — попробуйте снимать слой за слоем все эти записи. Сняв один слой, мы скажем: это глубже предыдущего, но все еще не рука мастера; это запись, она фальшива в сравнении с этим штрихом брови, с той цветовой гаммой, которая уже без сомнения принадлежит мастеру… И так постепенно нам удается расчистить картину, вернуться к первообразу, освобожденному от накопившихся искажений.

    И вот именно это мы и должны сделать над самими собой. Но как? Апостол Павел советует найти себя во Христе и найти Христа в себе. В такой форме это может показаться едва ли не вызовом: как найти Христа там, где, по всей очевидности, Его нет, поскольку Он совершенно скрыт слоями обезображивающих записей? Я могу дать вам простой совет, который вы сможете испробовать и который, мне кажется, может дать плоды. Когда вы читаете Священное Писание, особенно Евангелие, если вы честны и не становитесь с самого начала в благочестивую позу, не говорите: все, что я здесь найду, — правда, ибо это говорит Бог, и я должен все одобрить и поддержать, потому что таким образом я займу правильную позицию в предвидении Суда Божия, — если вы просто честны по отношению к самому себе, вы увидите, что в Евангелии есть три рода вещей. Одни нас ничем особенно не трогают, и в этом случае мы без труда готовы сказать: раз так говорит Бог, значит так оно и есть. И это нас ничуть не волнует, потому что мы не видим никакого применения данных слов к нашей жизни, и тем самым они не представляют никакой опасности для нашего эгоистического комфорта и для нашего отказа следовать Евангелию.

    Есть другие места, и если мы вполне честны, мы скажем: нет, на это я не пойду… У меня есть честная прихожанка. Читал я лекцию о заповедях Блаженства, после которой она подошла ко мне и сказала: Владыко, если вы это называете блаженством, пусть оно вам и будет. Голодным быть, холодным быть, покинутым быть, гонимым быть — нет… Так вот, если у вас есть хоть четвертая часть ее честности, вы отвергнете три четверти Евангелия — и я еще не пессимист.

    Возьмем пример: Х ристос открывает нам Бога уязвимого, беззащитного, побежденного и потому презренного. Иметь такого Бога уже достаточно неприятно! Но когда Он еще говорит нам: Я дал вам пример, следуйте ему, — тогда действительно можно сказать «нет». Ну так и скажите. Но мы не целиком черные, и если вы честны в обе стороны, то есть если вы не защищаетесь от притягательности Евангелия, из-за того, что она для вас опасна, то вы увидите, что есть одно-два места в Евангелии, три фразы, от которых озаряется ум, освещается, загорается сердце, воля собирается в желании следовать слову, потому что оно так прекрасно, так истинно, так совершенно и так полно совпадает с тем, что в вас есть самого глубокого; самое тело ваше устремляется по этому пути.

    Отметьте эти места; как бы редки они ни были, это те места, где вы уже совпадаете со Христом, где в покрытом записями портрете вы открыли руку мастера, островок тонов первообраза. И помните тогда одно: в этой фразе или в этом евангельском образе одновременно явлены и Христос, и вы; и как только вы сделаете это открытие, вам уже нет надобности бороться со своей природой, чтобы как можно более приблизиться к евангельскому духу; достаточно следовать своей природе, но природе подлинной, не ложному, привнесенному образу, а тем чертам, что написаны рукой мастера. Дело не в том, чтобы поступать наперекор всему, что вам хочется сделать (христиане часто называют это «быть добродетельным»: чем больше я хочу это сделать, тем добродетельнее этого не делать), а в том, чтобы сказать: вот один, два пункта, в которых я нашел, что есть во мне самого подлинного.

    Я хочу быть самим собой самым истинным образом… Сделайте так, и когда вы это сделаете внимательно, с радостью быть и все больше становиться самим собой, то увидите, как появляется другой просвет, место сходное, родственное, так сказать, нескольким поразившим вас словам. Постепенно портрет расчищается, появляется одна черточка, другое красочное пятно… И так вас захватывает все Евангелие, но не как оккупационные войска, которые завоевывают вас насилием, а освобождающим вас действием, в результате которого вы все больше становитесь самим собой. И вы открываете, что быть самим собой значит быть по образу Того, Кто пожелал быть по нашему образу, чтобы мы были спасены и изменились.

    Итак, вот два различные, но коррелятивные пути самопознания: познания «я» — индивидуума, который себя утверждает, себя противополагает, который отвергает и отрицает другого; того «я», которое не хочет видеть всего себя таким, как оно есть, потому что стыдится и боится своего безобразия; того «я», которое никогда не хочет быть реальным, потому что быть реальным значит стать перед судом Бога и людей; того «я», которое не хочет слышать, что говорят о нем люди, тем более — что говорит о нем Бог, слово Божие.

    И с другой стороны — личность, находящая свое удовлетворение, свою полноту и свою радость только в раскрытии своего первообраза, совершенного образа того, что она есть, образа, который освобождается, расцветает, открывается — то есть все больше обнаруживается — и тем самым все больше уничтожает индивидуум, пока от него уже не останется ничего противополагающегося, ничего самоутверждающегося, а останется только личность — ипостась, которая есть отношение. Личность — которая всегда была только состоянием любви того, кто любит, и того, кто любим — оказывается высвобожденной из плена индивидуума и вновь входит в ту гармонию, которая есть Божественная Любовь, всех содержащая и раскрывающаяся в каждом из нас, как в светах вторых, излучающих вокруг свет Божий.